10.05.2010 г.

  На главную раздела "Экология сознания"



Оглавление:

 
 

Интервью актрисы:

Люди и Куклы

Эмма Сергеевна Куликова - актриса.

В театре  работает с 19 лет. Вся моя жизнь отдана кукольному театру и уже не  помнит себя  без него.
   
Естественно, чтобы кукла могла играть в спектакле, нужен актер.  Какие же отношения  возникают между куклой и актером.  И поверьте, эти отношения действительно возникают, если … если актеру удается  вдохнуть в нее  жизнь, то есть, как здесь говорят одушевить,  а это значит, вдохнуть в тело куклы  душу.
   
-  Как же  это удается актеру?  - спросила я  Эммуу Сергеевну.
   
- Актер, когда в его руках кукла, начинает куклой жить, вкладывает в нее свою мысль, чувства и эмоции, И чудо происходит: кукла оживает, начинает мыслить, чувствовать и как-то интересно существовать.
  
 - Как это понять?
   
- Буквально.. Это так и есть.  Где-то мы, актеры ей диктуем, а где-то и кукла  диктует нам. У нее есть своя пластика, не такая, как у меня; у нее есть свои возможности, не такие, как у меня, поэтому,  я ей предлагаю линию поведения, которую, по моему мнению, требует роль, а она мне предлагает свою линию поведения, такую, какую ей диктует ее предназначение, то есть ее роль в этом спектакле,  и я никуда от этого не денусь. Внешний образ куклы создал художник, но ее внутренний образ, ее характер на сцене  мы создаем вместе.  Вы не поверите, чем больше мы с нею входим в ее роль, тем  сильнее проявляется ее воля.   

-  Выходит, У нее, у куклы,  эта роль единственная, чего не скажешь об актере, водителе куклы,  - то есть  целью ее появления на свет,  явилось  ее предназначение представить именно эту роль  в спектакле, который и является  местом и временем ее жизни.  Так?   И,  по сути, для куклы, эта роль важнее, чем для актера.  Но кукла всего спектакля не знает, она знает только свою  линию, свою собственную роль, главную или второстепенную,  а вот актер, водитель куклы, знает весь спектакль от начала до конца, актеру виднее, а кукле ее роль, то есть жизнь дороже, чем ее жизнь для актера.   Поэтому она и  проявляет свою волю.  Все это я говорю, ориентируясь на жизнь человека, представив его  в  роли куклы  на спектакле своей жизни.    Очень похоже, не так ли?  Есть о чем  задуматься.    
   
- Вот -  вот! Что- то такое,  и я чувствовала, только кто же поверит, если речь-то идет о кукле.
   
- А вот ваша художник  верит, она так же чувствует. Она сама мне рассказывала.
   
-Да мы-то все, все,  кто работает над спектаклем…
  
 -То есть, Сотворцы  этого волшебного мира?
   
- Да, именно Сотворцы, все мы  это чувствуем.   Словом, сначала мы обучаем куклу, а потом учимся у нее. Похоже, во время спектакля, чувствуешь направление движения энергий сопричастных миров, моего и кукольного, когда они вступают во взаимодействие. И начинаешь безошибочно двигаться по тому и другому направлениям. Кукольник - это особый склад души, ума, сознания.

- Мне кажется, в этой профессии есть какая-то мистика.

-  Наверное.  Вы начинаете думать, чувствовать, переживать, как она,  кукла,  ведь роль создает ее живой образ, а  она, все больше подчиняясь роли,  одухотворяется ею.   Она как бы  насыщается энергией  роли.  Мне думается, эта энергия развивает ее собственную душу.  И с годами...  о нет,  я не могу этого объяснить …  Но вы понимаете, о чем я?

- Я думаю, что понимаю, мне кажется, что сотворение кукольного  спектакля, так похоже на сотворение нашего человеческого мира,  а люди, так похожи на кукол, жизнь которых напоминает спектакль.   И каждому из нас приходится сыграть в нем свою собственную роль.

- Только вот кто создает для нас  спектакли, и кто  раздает  нам наши роли?

-  Я думаю, что это делают причины, которые мы создаем своими мыслями, чувствами и поступками, а роль – это их следствие, результат.   Выходит, что судьба – это что-то вроде спектакля, который собирает вместе тех,  для кого причины, созданные ими,  побудили сыграть в нем свои роли.

-  Раньше, мне казалось, что у меня не серьезная профессия.  Всю жизнь говорю с малышами.   Но, сейчас думаю, что профессия у меня очень серьезная. А дети способны понять то, и почувствовать, чего взрослые уже не могут.

- Думаю, взрослым почаще бы надо читать сказки, и чаще ходить в кукольный театр. Посмотрите, какой недетский разговор получается у нас с Вами. Но давайте вернемся к куклам, к  вашей мысли о том, как они  обретают душу.

- Если осознать, что спектакль – это несколько другой мир, нежели наш,  но в нем законы действуют  те же.  Время спектакля – это время жизни всех его героев. А раз они живут, то и душа в них живая.  Вот и получается, что душа  куклы  с каждым спектаклем  набирает силу.  Мы, кукольники, это  давно  заметили.  Это удивительно, как ведет себя кукла. Вот когда я посмотрю в зеркало, работая с куклой,  просто поражаюсь,  и хохочу: ну правда же,  вроде я ее держу, но она-то, разве это я?  Я сама по себе, действительно, а она, пока идет спектакль  живет сама по себе.  И это не она приходит в мою жизнь, а я в ее.  И мне нередко приходится считаться с ее желаниями.   И ведь  диктует. Представляете, кукла  диктует  актеру свое мироощущение.
   
Куклы разные, и разные роли играют в спектаклях. И всю жизнь вместе с  ними актер учится жизни. Все наши спектакли созданы  по очень добрым и мудрым скакалкам.  Куклы учат не только зрителей, но и нас актеров, и может быть нас даже в большей степени.  Они учат нас Мудрости.   Мы, актеры-кукольники – счастливые люди.  Нашу жизнь от спектакля к спектаклю наполняет доброта сказки,  отвагу, совесть, нравственность, благодарность, сострадание  душа куклы передает нашей душе. Ведь сказки, как правило, хоть и страшные порой, но всегда добрые, всегда умные.  В сказке побеждает любовь и справедливость.   И вселяет надежду, что и в нашей жизни так будет.  Ну а как вы понимаете,  человеческие качества, которые хранит сказка, о которых напоминает, чтобы не забыли о них  лучшие люди планеты, передали нам через века.   Это веками  накопленная  всеми народами  планеты истинная ценность жизни.  
   
- А смотреть спектакль в театре, сопереживать героям всем залом,  это совсем не одно и то же, что смотреть сказку в одиночестве, скажем по телевизору.  
   
- Это правда. Жаль, что некоторые родители лишают своих детей этой  волшебной, такой захватывающе интересной и привлекательной со всех сторон, школы жизни.  Более того,  многие педагоги школ, на полном серьезе  полагают, что кукольный театр - это  только для самых маленьких.  
   
- Сейчас в нашей жизни многое искажено.  Посмотрите, ведь  вот оно, счастье.  Мы живем в мире.  Мы сыты,  одеты, можем общаться, а теперь свободно  можем пересекать все границы. Люди стали ближе друг к другу.  Стало больше доверия.
   
А на деле? Нас запугивают всем, чем можно.  Информация,  вместо того чтобы развивать, просто душит нас своим негативом.  Вместо общения  мы замыкаемся.  Интернет,  открыв дорогу к общению, сделал его виртуальным, искаженным ложью.   
   
Но людям всегда хотелось общения, простого теплого человеческого. Нам всем не хватает доброты, любви.   Но кто же это даст людям, кроме самих же людей?  Мы сами создаем эмоциональную пустыню, в которой невозможно жить,  уже как островки оазисов остались  живительны  места,  спасающие людей от собственной  бесчеловечности,   и к таким оазисам я отношу ваш  кукольный театр.

 
-Если учесть глубинную сущность того, что происходит здесь, в кукольном театре, то так оно и есть.  Не только для ребенка, но и для  зрелого человека спектакль даст кроме удовольствия возвращения в детство,  немало  пищи для души и ума.

- Это особенность актера театра кукол только в  нашей стране. За рубежом иначе. В Польше, Чехословакии все иначе. Там театр кукол это  высокое искусство, пользующееся у зрителя большой популярностью, Его все знают и любят, И актеров знают в лицо и среди них есть кумиры публики.

- А почему вы не ставите спектакли для взрослых?

Это непростой вопрос. И не ко мне.  Я только актер.  Но могу сказать, что у нас есть замечательный спектакль, спектакль для взрослых: «Севильский цирюльник», замечательный спектакль.  Надеюсь, что он на сцену вернется.


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить