06.03.2013 г.

  На главную раздела "Сапунов Борис Викторович"


Б.В. Сапунов, академик ПАНИ, д.ист.н.

Земная жизнь Иисуса


С.-Петербург

2002 г.




          Задача исследования заключается в изучении земной жизни Христа в традиции Э.Ренана (Жизнь Иисуса), но на современном уровне научного мышления. Предпринята попытка раскрытия многих тайн земной жизни Учителя Новой веры. А если не удается раскрыть, то, хотя бы, привлечь к ним внимание. В работе широко используются методы теории свидетельских показаний, успешно применяемые в современной юриспруденции. Приведена краткая историография вопроса.

          Подчеркнута актуальность и новый подход к теме. Указана апробация.

          Книга рассчитана на всех тех, кто интересуется историей жития Иисуса, как на верующих, так и на атеистов.

          Более ста лет тому назад была опубликована книга французского ученого, члена-кор. Петербургской Ак. наук (с 1860 г.) Жозефа Эрнеста Ренана (1823 — 1892) “Жизнь Иисуса”, получившая широчайшую известность. Она была переведена на многие европейские языки, выдержала множество переизданий, в том числе и в дореволюционной России. В значительной степени она сформировала мировоззрение русской интеллигенции начала ХХ века.

          Основываясь на текстах Нового Завета, Э. Ренан в художественной форме изложил историю земной жизни Иисуса Христа. Устранив из текстов Евангелий все сверхъестественное, он представил жизнь Иисуса на широком историко-гуманитарном нравственном фоне той эпохи. Он изобразил Иисуса как величайшее явление человеческой цивилизации, как носителя идеалов добра, духовной чистоты и высшей справедливости.

          В советские годы это классическое сочинение Э. Ренана не переиздавалось, а дореволюционные издания были похоронены в фондах крупных библиотек. Поколение, родившееся после октябрьского переворота, с ним фактически не было знакомо.

          В 1990 г. было предпринято первое послереволюционное переиздание этой книги по киевскому изданию 1905 г.

          Интерес к данной теме возник у автора еще в довоенные годы под влиянием рассказов о ней родственников и их знакомых. Естественно, что факсимильное издание 1990 г. было приобретено и прочитано с большим вниманием.

          Возникло желание снова обратиться к этой вечной теме, и, следуя методике Э. Ренана, обновить ее с учетом принципов научного мышления конца ХХ в.

          Предлагаемая работа — “Земная жизнь Иисуса” — написана ни с богословских, но и не с атеистических позиций. Если ортодоксальные богословы свято верили каждому слову Священного писания, то атеисты, естественно, не верили ни одному. Многолетнее господство идеологии воинствующего атеизма исключало любую возможность научного анализа текстов Нового Завета. Отрицая сам факт историчности Иисуса, воинствующие атеисты считали Евангелие собранием мифов и легенд, текст которого был написан много позже событий, о которых рассказали лица, скрывавшиеся под именами евангелистов. Они отрицали авторство Матфея, Марка, Луки и Иоанна в создании четырех канонических Евангелий.

          В настоящее время появилась возможность сдержанно, максимально объективно изучить Евангельские сообщения о житии Иисуса и попытаться раскрыть многие тайны, которыми плотно насыщен текст Нового Завета. Автор абсолютно убежден в том, что Евангелия написали евангелисты, когда они были уже в пожилом возрасте. Автор подходит к изучению сообщений Евангелистов, как к подлинным документам о жизни Учителя, как воспоминания о нем, зафиксированные в их памяти.

          В работе рассматриваются основные этапы земной жизни “Сына человеческого”, как говорил о себе Иисус Христос. Проблемы соотношения человеческой и божественной природы Спасителя долго волновали отцов церкви. Они бурно обсуждались в 325 г. на Вселенском Соборе в Никее, во время диспута с Арием, в 431 г. на 111 Вселенском Соборе в Эфесе против ереси несториан, в 451 г. на 1У Халкидонском Соборе против монофизитов.

          Эта проблема не входит в круг интересов и компетенции автора. Данная богословская тема принадлежит служителям церкви, и решается она в другой системе координат.

          Работа построена в основном на историческом анализе информации, содержащейся в текстах четырех Евангелий, как основного источника, сохранившего сведения о земной жизни Иисуса Христа.

          Поместный собор 419 г. в Карфагене утвердил канон, то есть точный список книг, входящих в Новый Завет. Отметим, что даже канонические тексты “Деяний” и “Посланий” апостолов повторяют записи Евангелий, сообщая мало дополнительных сведений о житие Учителя.

          С позиций текстологии изучать Евангелие крайне трудно. В результате длительных поисков, предпринятых археологами и археографами разных стран, было обнаружено около 400 полных древних списков Нового Завета и более 25000 фрагментов. Кроме того, многочисленные фрагменты новозаветных текстов выявлены на остраконах – керамических черепков с текстами Нового Завета, которые были в употреблении у бедняков, вместо дорогого папируса. В том числе сохранились десять остраконов, на которых был процарапан полный текст Евангелия от Луки (3енон Косидовский. Сказания Евангелистов. ИЗО, 4, М., 1987, с. 27).

          Тщательное изучение этого массового материала, проведенное западными богословами, показало, что канонический текст Нового Завета практически не изменился во времени. Все разговоры о том, что в секретных архивах Ватикана хранятся неизвестные науке ранние списки Евангелий, не канонизированные на Никейском Соборе 325 г., остались только догадками, ибо никто этих списков из ученых не видел. Посетив библиотеку Ватикана, автор поднял вопрос об этих гипотетических списках, но получил ответ, что таких списков в библиотеке нет. Кроме того, было сказано, что работать в библиотеке можно только с согласия самого папы.

          В отличие от богословов и атеистов, которые были скованы заранее предписанными выводами, автор шел другим путем, который можно сформулировать принципом — “Доверяй, но проверяй”. При таком подходе стало очевидно, что те, кто записал слова Христа, были очевидцами или современниками событий, о которых они писали. В Евангелиях сохранилось много пассажей, которые носят чисто бытовой нейтральный характер. Они не содержат информации, прославляющей Христа. Они, вообще, не нужны для воплощения замысла Евангелистов о земной жизни Богочеловека. Они могли попасть в текст только как фиксация живых воспоминаний авторов об Учителе. Придумывать их было бы бесполезно.

          Эти реалии снимают вопрос, часто обсуждаемый в западной христианской литературе, из протестантских кругов, о том, что Евангелие было подвергнуто значительной редакционной правке в более позднее время. Конкретно, — во время работы Никейского Собора 325 г., на котором был сформулирован “Символ веры”. Однако, любому объективно мыслящему редактору совершенно очевидно, что канонический текст всех четырех Евангелий не был подвергнут редактуре. В текстах “Нового Завета” сохранилось много таких мест, которые даже ортодоксальный теолог, если бы он имел право редактировать “Священное писание”, постарался бы убрать.

          Изучая тексты Евангелий, автор широко использовал методы теории свидетельских показаний (Т. С. П.), хорошо разработанные современными юристами и успешно применяемые в следственной практике. Эта теория предлагает различные приемы выявления истины при анализе показаний свидетелей какого-либо происшествия.

          В ходе работы, все эпизоды жизни Иисуса были расписаны по четырем Евангелиям, что позволило сравнивать их в изложении четырех евангелистов.

          Т. С. П. предписывает установить отношение свидетеля к фигуранту, по которому ведется расследование, определить позицию свидетелей, с которой они наблюдали происшествие, уровень их профессионального и общего образования, цель, которая определяла характер сообщенной ими информации.

          Кроме того, необходимо учитывать содержание информации, выданной разными свидетелями. Так, если свидетель “А” утверждает одну версию, а свидетель “В” противоположную, то, скорее всего, один из них говорит неправду. Может быть так, что свидетель “А” сказал одно, а свидетель “В” дополнил его показания. Могут быть и другие варианты, которые следует тщательно проработать. В том плане важен характер информации — содержит ли она конкретные факты, или их трактовку?

          Не следует пересказывать все положения рассматриваемой юридической дискуссии, ибо сущность ее методики должна быть понятна.

          Применив методы Т. С. П. к анализу записей четырех Евангелистов, автор пришел к выводу, что расхождения, имеющие место, и которые так любят акцентировать атеисты, не носят взаимоисключающий характер. В основном, они дополняют и уточняют информацию других Евангелистов. В отдельных случаях, противоречия легко объяснить тем, что Евангелисты, когда они не были очевидцами описываемых событий, использовали сообщения других лиц. Это положение является еще одним доказательством того, что тексты Евангелий не были подвергнуты редактированию. Любой редактор немедленно снял бы подобные разночтения, что бы не вызывать вопросы критиков. Возможно, отдельные разночтения следует объяснить еще и тем, что Евангелисты писали через 30- 40 лет после служения и казни Христа, и какие то детали стерлись из их памяти. Кроме того, каждый из них по-разному воспринимал и описывал виденные им события. Это норма человеческой психики, обязательная для людей как I, так и ХХI веков.

          Автор придерживается датировки Евангелий, предложенной современными западными теологами:

          Евангелие от Матфея было написано в Антиохии в 60 — 65 гг.

          От Марка — в Риме, в 60 — 65 гг.

          От Луки — в Кессарии (?) — 60 гг.

          От Иоанна — в Эфесе (?) в 85 — 90 гг.

          Согласно записям Евангелистов, все поступки Сына Человеческого представляются совершенно логичными и легко объяснимыми в общечеловеческой системе мышления. Земная жизнь Иисуса рассматривается в контексте земных реалий, в окружении которых она протекала. Весь процесс суда над Христом был прослежен с учетом норм римского Уголовного права, что позволило лучше понять позицию Понтия Пилата и причину вынесения Христу смертного приговора.

          Объективный анализ хода судебного разбирательства привел к выводу, что Пилат не был инициатором вынесения Христу смертного приговора. Такой вердикт вынесли священнослужители храма и судьи Синадриона на заседании во дворце первосвященника Киафы (или Каиафы), который несет личную ответственность за казнь Христа. При этом опирался он на текст Торы, конкретно ее пятой главы — Второзакония Моисея.

          В работе поднято много вопросов, которые до сих пор не получили ответов в христианской литературе. В своем большинстве они даже и не поднимались ни богословами, ни атеистами. Автор далек от мысли, что предложенные им ответы следует считать единственными и достоверными.

          Сложные проблемы далекого прошлого, которые к тому же задевают сакральные чувства многих людей, не могут быть решены однозначно. Кто-то может их принять, а кто-то будет решительно опровергать. Но в любом случае, они должны быть подняты и требуют ответа. Автор надеется, что книга, предлагаемая читателю, ни в коей мере не может оскорбить чувства верующих, ибо она написана в ключе Э. Ренана, сочинение которого о жизни Христа было допущено духовной цензурой еще в дореволюционные годы.

          Читателям судить о том, насколько автору удалось осуществить свой замысел.

          Сегодня, когда СМИ внедряют в общественное сознание идею рыночных отношений дикого капитализма, всякий товар, созданный как физическим, так и умственным трудом, оценивается степенью его востребованности.

          По этому параметру данная монография весьма актуальна и своевременна. В настоящее время наблюдается повышенный интерес русскоязычного населения к истории и современному состоянию православия. Недавно Интерфакс распространил данные о том, каким богам молятся наши граждане. В ходе всероссийского опроса городских и сельских жителей были получены весьма впечатляющие данные. Оказалось, что 56 процентов опрошенных заявили, что они исповедуют православие. Кроме того, 3 процента считают себя приверженцами других христианских конфессий. Если признать итоги опроса репрезентативными, то в настоящее время 59 процентов населения России считают себя христианами. Это около 80 000 000 человек.

          Совершенно очевидно, что эти граждане должны знать историю религии, которую они исповедуют. Знать земную жизнь человека, который был основателем этой религии. Столь же очевидно, что атеисты, или просто неверующие, которых оказалось около 30 процентов, должны знать, во что они не веруют. В ходе опроса выяснилось, что лишь 6 процентов респондентов ходят в храм чаще, чем один раз в месяц. А 35 процентов заявили, что они никогда не бывали в храме. (С.П.Б. Ведомости, 1 сентября, Н 158/ 2308/ 2000 г. с.4.”Каким богам молимся”).

          Годы господства воинствующего атеизма оставили глубокий след в психике наших людей. Не зная священного писания, многие читают литературу, посвященную этой теме, изданную различными современными псевдо христианскими сектами. В настоящее время в одном СПб их более сотни. Все они предлагают свою, как они утверждают — современную трактовку книг Ветхого и Нового Завета. Характерный штрих — Евангелие они называют “Словом жизни”, а Новый Завет рассматривают, как Библию, хотя в Библию входят так же книги Ветхого Завета, посвященные истории иудейства (Пятикнижие Моисея — это иудейская Тора).

          Отметим, что в Московской Руси до середины ХУ11 в. — первая часть Библии — Ветхий Завет считался, выражаясь современным языком, книгами Д.С.П. — (Для служебного пользования). Книги, входящие в Ветхий Завет, были доступны только лицам, “крепким” в вере. В их число входили настоятели монастырей, монахи, верхи церковной и светской иерархии. Мирянам читать эти книги не полагалось. Изучая земную жизнь Иисуса, мы сталкиваемся с чрезвычайно сложной психологической проблемой влияния православия на процесс формирования русского менталитета.

          Можно быть верующим или неверующим, богословом или атеистом, но все равно, в глубинах нашего подсознания лежат идеи, заложенные тысячелетним воздействием Р.П.Ц. Христианство восточного обряда, принятое в 988 г., было государственной религией русского народа. Под его влиянием сформировалась “загадочная русская душа”, во многом непонятная и чуждая людям Западной Европы. Девальвируя духовные ценности русского народа, “демократы” в кавычках пытаются разрушить одно из составляющих понятия нация — общность культуры. Прикрываясь модным лозунгом “свободы совести”, они — сектанты, ведут хорошо организованную и массированную антирусскую компанию, несущую не религиозный, а политический характер.

          Столь же лживым является лозунг приоритета европейских ценностей над ценностями национальными. В Европе проживает много народов, исповедующих разные конфессии христианства- католики, лютеране, кальвинисты, униаты и, кроме того, множество псевдо христианских сект, и каждая из этих конфессий и сект настойчиво добивается признания статуса истинной церкви христовой.

          Недавно, на нашем книжном рынке появилась изданная в США книга “Урантия”, в которой приводится совершенно фантастическая биография Иисуса Христа. Авторы этого монументального фолианта, объемом более 2000 страниц, пытаются доказать, что сведения о земной жизни Иисуса они получили от высших сил, и их труд является плодом современной научной мысли.

          Среди сектантов особенно активно действуют “Свидетели Иеговы” с их журналом “Сторожевая башня”. Прекрасно изданный, он выходит тиражом более 19 000 000 экземпляров на сотни языков больших и малых народов Земного шара.

          Не вдаваясь в подробности этой сложной темы, необходимо подчеркнуть, что патриотически-мыслящие русские ученые должны противопоставить этой лавине дезинформации объективную историю раннего христианства, и подлинную, основанную на текстах Евангелий историю земной жизни Иисуса Христа.

          По традиции, во всех монографиях всегда включается глава, посвященная историографии обсуждаемой проблемы. Но, в данном случае, написать такую главу практически невозможно. О Христе и раннем христианстве опубликовано столько работ, что только их каталожный перечень займет солидный том. Но, все же, что бы не нарушать традицию, следует сказать хотя бы несколько слов о литературе, посвященной обсуждаемой теме. Ее можно свести в несколько групп.

          I. Исследования богословов, как прошлого, так и настоящего, которые писали в традициях ортодоксального христианства.

          II. Работы протестантских теологов, которые, с научных позиций своего времени, изучали книги Ветхого и Нового Завета. Начало критического изучения Библии было связано с эпохой Реформации, трудами М. Лютера и других деятелей протестантизма. Но они и раньше и в настоящее время научную критику Библии не превращали в ее опровержение.

          III. Работы атеистов разных мастей, которые отрицали историчность Христа и активно боролись с христианством. По-видимому, начало т. н. “научного атеизма” следует искать в работах французских энциклопедистов — Вольтера, Ж.Ж. Руссо и других борцов с христианством.

          IV. В эту группу можно отнести все работы, созданные в советские годы представителями т.н. “научного атеизма”. Исходя из известного тезиса В.И. Ульянова (В.И. Ленина), что “религия есть опиум для народа”, они вели активную пропаганду воинствующего атеизма.

          С научной точки зрения, большинство работ того времени, написанных даже крупными учеными, стояло на весьма низком уровне. Авторы их не ожидали какой-либо критики, ибо она была недопустима. Весьма своеобразно толковалось само понятие “атеизм”. Этот термин, восходящий к греческому слову “атеоз” означающий “безбожник”, рассматривался как призыв к борьбе с русским православием. Никакая другая религия, как, например, иудаизм, не подвергалась столь жесткому идеологическому и физическому преследованию, как православие.

          В последние годы работы этих авторов, хотя и содержавшие определенный фактический материал, не привлекают внимания ни специалистов, ни рядовых читателей.

          Отметим еще одну особенность предлагаемой монографии. В ней имеют место кажущиеся повторы. Объясняется это тем, что Евангелие столь плотно насыщено информацией, что одни и те же слова и фразы используются многократно при рассмотрении разных эпизодов земной жизни Спасителя.

          В процессе работы, автором было опубликовано более 25 статей, тезисов, материалов научных конференций, как у нас в стране, так и за рубежом. При написании текста монографии были учтены замечания и советы, сделанные после выступлений на конференциях и после выхода статей.

          В заключение подведем краткие итоги.

          Была предпринята попытка реконструкции основных этапов земной жизни Иисуса с использованием информации, содержащейся в текстах Евангелий. Подобно основателям других мировых религий — буддизма и мусульманства, Иисус был сыном человеческим, принявшим на себя функции Бога. Его земная жизнь овеяна ореолом глубоких тайн, многие из которых еще ждут своих исследователей. Божественные тайны характерны для всех религий, ибо духовный мир всегда был, есть и будет сложнейшей загадкой для человеческого разума. Как писал св. Августин: “Чудо находится в противоречии не с природой, а с тем, что нам известно о природе”.

          А человек устроен так, что он всегда будет стремиться разгадать великие и малые тайны окружающего его мира.

          Остановить процесс познания невозможно.

          Изучая земную жизнь Иисуса, автор ни в коей мере не разрушает церковную традицию.

          Еще в конце ХVII в. владыка Димитрий, митрополит Ростовский (1651- 1709 гг.), в миру Даниил Саввич Туптало, богословские труды которого духовенство высоко чтит и в наши дни, писал о человеческом и божественном естестве Иисуса. Эти две ипостаси (от греческого слова “сущность”) сливались в Христе воедино, но проявлялись по-разному. Действия человеческие на земле состояли в том, что Христос путешествовал, утруждался как все люди, что в силу своего человеческого бытия Иисус пил, ел, постился, ходил, беседовал, отдыхал и спал. По своему человечеству он страдал, был распят и умер.

          Божественная ипостась проявлялась в тех чудесах, которые творил Христос, в его проповедях, притчах. В силу Божества своего Христос очищал прокаженных, воскрешал мертвых, исцелял больных, изгонял бесов.

          Иисус родился от Девы Марии по человечеству, в человеческой плоти.

          Следовательно, историк имеет полное право изучать одну ипостась Иисуса — человеческую, о которой писали Евангелисты (см. митрополит Дмитрий Ростовский. Краткие вопросы и ответы о вере...).


P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной книги В.Б. Сапунова и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

На оглавление                               Продолжение


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить