21.11.2012 г.

  На главную раздела "Безопасность"


Проблема поиска информации не в том, где ее найти,
а в том, где взять специалиста, умеющего ее найти. (Автор)

ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ
И КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИИ

          Обеспечение государственными органами. Оно может осуществляться созданием специальных комиссий и информационно-аналитических систем. Так, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга от 23.04.98 N378-р в целях создания условий экономической безопасности для российских и иностранных предпринимателей, осуществляющих свою деятельность на территории Санкт-Петербурга, создана Комиссия по вопросам информационного обеспечения безопасности предпринимательства.

          Согласно положению об этой комиссии она является коллегиальным консультативным органом, осуществляющим свою деятельность на безвозмездной основе. Задачами комиссии являются:
          - выработка для администрации Санкт-Петербурга предложений и рекомендаций по обеспечению безопасности предпринимательства;
          - проведение предварительной экспертизы инвестиционных и иных проектов, поступающих в Администрацию Санкт-Петербурга в части обеспечения безопасности;
          - консультирование структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга по вопросам безопасности реализации проектов и программ, осуществляемых с участием российских и иностранных предпринимателей;
          - оказание консультативного содействия иностранным и российским предпринимателям в обеспечении безопасности их деятельности на территории Санкт-Петербурга.

          Для решения этих задач Комиссия может привлекать специалистов из числа сотрудников правоохранительных органов, а также отобранные на конкурсной основе частные охранные, юридические и информационные организации, рекомендуемые органами МВД, ФСБ и ФСНП России.

          Комиссия имеет право принимать решения по вопросам, входящим в ее компетенцию, запрашивать необходимую для осуществления своей деятельности информацию от структурных подразделений Администрации Санкт-Петербурга и представителей федеральных органов исполнительной власти в Санкт-Петербурге, направлять информацию в структурные подразделения Администрации Санкт-Петербурга и правоохранительные органы по вопросам, отнесенным к ее компетенции.

          Членами комиссии являются представители ГУВД и Регионального управления по организованной преступности по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, представитель Управления федеральной службы налоговой полиции РФ по Санкт-Петербургу, представитель Северо-западного таможенного управления ГТК РФ, представитель Управления административных органов Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга, представитель Комитета по управлению городским имуществом, представитель Юридического комитета Канцелярии губернатора Санкт-Петербурга.

          Остается только выразить сожаление, что в период приватизации не была создана подобная комиссия для проверки приватизационных проектов и актов приватизации.

          Сведения о фирмах и их учредителях можно получать из Регистрационной палаты. Эта информация является открытой для всех и ее можно получить, либо послав запрос с указанием своих паспортных данных, либо заключив с палатой договор на определенных условиях.

          Обеспечение государственными организациями совместно с некоммерческими. Для информационного обеспечения безопасности предпринимательской деятельности можно использовать международные программы, призванные информационно и технически содействовать построению свободного рынка в нашей стране. Возможность этого покажем на примере научно-технической программы Европейского Союза "Технологии информационного общества" – IST (Information Society Technologies). Грант на работу в рамках этой программы получил Координационный центр международных научно-технических и образовательных программ при администрации Санкт-Петербурга. Своей приоритетной задачей центр считает информационную поддержку научной и производственной деятельности. По этой программе осуществляется поэтапный поиск партнеров по научным интересам и бизнесу в странах ЕС. Поиск проводится через специализированную информационную службу Комиссии ЕС.

          В качестве моделей проектов и программ, служащих и целям обеспечения безопасности за счет создания информационных баз, рассмотрим следующие.

          Проект "Информационно-аналитическая система "Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге". Эта система объединяет ресурсы более 30 государственных и некоммерческих организаций, содействующих развитию предпринимательской деятельности. Ядром системы является сервер "Поддержка малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге", его разделы ведут организации-участники проекта. Среди разделов, содержание которых может быть полезной для защиты от внешних угроз – законодательство, права предпринимателей, финансирование малого бизнеса.

          Программа "Этичный бизнес Санкт-Петербурга", которая была разработана комитетом по потребительскому рынку администрации города совместно с "Обществом потребителей Санкт-Петербурга" и "Бюро безупречного бизнеса". Программа предусматривает комплекс мероприятий в целях установления добросовестных партнерских отношений между производителями и предпринимателями. Кроме того, программа позволит сформировать единую городскую базу данных по нарушениям прав потребителей.

          Обеспечение коммерческими организациями и их ассоциациями. Такое обеспечение осуществляется путем создания собственных баз данных. Так, для обеспечения информационного обмена между участниками рынка недвижимости с целью предупреждения правонарушений в сентябре 1997 г. программистами агентства недвижимости "Бекар" (Санкт-Петербург) была создана информационная база правонарушений на рынке недвижимости.

          В базу собиралась информация от всех участников рынка - риэлтерских фирм, нотариальной палаты, страховых компаний, Ассоциации риэлтеров Санкт-Петербурга (АРДСП) и др. База содержала данные о физических лицах, замеченных в мошенничестве с поддельными паспортами, недобросовестных нотариусах, фирмах, нарушавших обязательства перед клиентами и партнерами, а также о квартирах с "темной историей" права собственности. В нее вошел массив информации из нескольких десятков адресов, имен и фамилий.

          Программа передана в дар АРДСП и должна помочь повысить эффективность рассмотрения жалоб клиентов риэлтерских фирм и способствовать профилактике правонарушений. Включение в базу данных той или иной информации должно производиться только по решению Комиссии по профессиональной этике АРДСП чтобы не нанести кому-либо вред непроверенной информацией. Пользование информацией базы данных имеет предупредительный характер и является основание для более тщательной проверки клиентов. Получение информации риэлтерскими фирмами из базы данных может производиться как через модем, так и с использованием дискет.

          Прежде чем проводить сделку, фирма-абонент может проверить, есть ли в базе данных сведения об интересующем объекте или клиенте. Поиск нужной информации производится по адресу, номеру телефона, данным физического лица, составу правонарушений и источнику информации. Эффективность базы была доказана тем, что с ее помощью агентству "Бекар" удалось выявить несколько попыток мошеннических сделок и избежать неприятностей как для себя, так и для клиентов.

          При организации НАУФОР (Национальная ассоциация участников фондового рынка) действует проект создания Комитета по безопасности. Одно из направлений, которым будет заниматься этот комитет, предусматривает рассмотрение заявок на прием в члены ассоциации участников фондового рынка НАУФОР и выдачу заключений по приему и лицензированию новых членов с точки зрения безопасности. Причиной для создания такого комитета явилось то обстоятельство, что на фондовом рынке появляется много компаний-пятиминуток, которые совершают мошенничества и исчезают, поэтому каждого претендента на работу на фондовом рынке целесообразно проверять на то, не представляет ли он из себя компанию-подставку. Предполагается взаимодействие Комитета с правоохранительными органами: со специальным подразделением РУОП, которое работает на фондовом рынке и подразделением налоговой полиции, также специализирующемся на фондовом рынке.

          В обязанности Комитета входит регулярное информирование участников НАУФОР о конкретных фактах мошенничества и новых способах проникновения криминала на рынок. Осуществляться это должно с использованием сервера НАУФОР. Финансироваться Комитет по безопасности - из бюджета НАУФОР. Информирование прессы на момент создания этого проекта (апрель 1998 г.) не предусматривалось.

          Произошедший в августе-сентябре того же года крупнейший финансовый кризис обусловил необходимость создать такую систему, при которой все заинтересованные лица могли бы видеть финансовое состояние инвестиционных компаний. Уже в сентябре появилась еще одна инициатива НУФОР, заключающаяся в полномасштабном публичном раскрытии информации о текущем финансовом состоянии профессиональных участников рынка ценных бумаг. Это нужно было прежде всего для того, чтобы преодолеть возникшее недоверие профессиональных участников рынка друг к другу в отношении тех рисков, которые они принимают на себя при заключении сделок.

          Риски являются второй после доходности учитываемой составляющей финансового дела. Однако до кризиса профессиональные участники фактически не были осведомлены о реальном положении друг друга. Все сведения собирались на уровне осведомленности начальства и приятельских контактов. При отсутствии масштабных трудностей торговые системы работали нормально, хотя и не безотказно. Но столкнувшись с кризисом, оказались на грани полной остановки.

          Для преодоления недоверия и выхода из кризиса по инициативе НАУФОР почти все участники рынка ценных бумаг стали направлять в ассоциацию отчетность. И в сентябре 1998 г. проект был реализован: на странице НАУФОР в Интернете (www.naufor.ru) размещена форма отчетности из 18 показателей, которая обновляется раз в неделю. В ней представлены сведения об учредителях организаций, о размере собственного капитала, о структуре вложений (в том числе ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ, корпоративные ценные бумаги, векселя и т. д.), о размере дебиторской и кредиторской задолженности по срокам погашения, об остатках средств на расчетных счетах, о банках, в которых организация имеет счет.

          Создание этой базы данных имеет две цели. Первая - предоставить участникам рынка информацию о состоянии компании, чтобы у них не возникло проблем при выборе контрагентов. Вторая - сделать российские финансовые компании более прозрачными, чтобы обеспечить их большую конкурентоспособность по отношению к иностранным компаниям. При возвращении на отечественный рынок иностранных компаний ожидается, что они будут выплескивать информацию на инвесторов и участников рынка о том, насколько они стабильны, насколько хорошо их финансовое состояние, насколько хороши их учредители.

          В сентябре 2000 г. НАУФОР представил новый информационный ресурс – "Национальная котировальная система" (НКС), которая включает в себя систему комплексного раскрытия информации об эмитентах (СКРИН) и систему раскрытия информации о финансовом положении членов ассоциации (СОНАР).

          Однако после отмены указом президента в октябре 2000 г. обязательного членства брокеров в саморегулируемых организациях, к которым принадлежит и НАУФОР, из ассоциации начался массовый исход компаний. Мотив: зачем платить членские взносы, подвергаться проверкам, регулярно сдавать отчетность и т.п., если можно работать на рынке и без этого. Поэтому в соответствии с принятой Концепцией реструктуризации НАУФОР из-за возможных финансовых трудностей предусматривается выведение из ассоциации ряда самостоятельных проектов (например СКРИН и НКС). В создание этих систем были вложены значительные средства, но они не приносят прибыли, поскольку члены НАУФОР пользуются ими бесплатно, а продавать услуги СКРИН и НКС компаниям, не принадлежащим к ассоциации, по уставу запрещено.

          Обеспечение некоммерческими организациями. Банк России установил новый порядок распространения информации о рынке ценных бумаг и его участниках. Теперь вся оперативная информация о деятельности ЦБ и коммерческих банков на рынке ценных бумаг будет размещаться в Интернете на сайте АЗИПИ - Ассоциации защиты информационных прав инвесторов (www.azipi.ru). Ранее такую информацию аккумулировал Банк России, а затем распространял через средства массовой информации. При этом информация шла от кредитных организаций и ЦБ до пользователя несколько недель. Теперь этот срок не должен превышать пяти дней.

          Для функционирования этой базы данных с 1 ноября 1998 г. все банки - участники рынка ценных бумаг обязаны передавать АЗИПИ сведения об операциях с бумагами, о крупных событиях в финансово-хозяйственной деятельности, а также ежедневные балансы общих фондов банковского управления, если они у банка есть.

          Ассоциация защиты информационных прав инвесторов - некоммерческая организация, созданная в апреле 1995 года, согласно уставным целям и задачам по раскрытию информации о банках РФ - эмитентах ценных бумаг. Наряду с этим Ассоциация проводит научные исследования в области фондового рынка.

          Московский Институт стратегического анализа и развития предпринимательства (ИСАРП) совместно с сотрудниками Рабочего центра экономических реформ при Правительстве РФ и Российского центра приватизации при поддержке Всемирного банка реконструкции и развития осуществляет проект издания серии аналитических справочников "Бизнес-Тезаурус". Каждый из справочников содержит во многом уникальную информацию о современном состоянии рынков и перспективах их развития в масштабах страны и отдельных регионов. По словам издателей, все данные публикуются бесплатно, что гарантирует их объективность. Сведения, предоставляемые фирмами, были проверены путем обзвона их клиентов.

          Агентство исследования и предотвращения мошенничества (Санкт-Петербург) имеет в своем составе информационную службу Loyal Port, информирующую работодателей о лицах, которых на прежних местах работы оценивают как недобросовестных. Причем эти лица должны быть именно уличены в воровстве или мошенничестве, что должно быть подтверждено ответственными лицами организации, предоставляющей сведения. Информационное обслуживание осуществляется на основе абонентских договоров сроком на год. Информацию могут получать лица, указанные в договоре. Агентством оказывается и дополнительная услуга – проверка рекомендаций с предыдущих мест работы с использованием информации из открытых источников и составлением отчетов по конкретному кандидату.

          В Санкт-Петербурге создана некоммерческая организация – "Центр деловых контактов предпринимателей", услуги которой осуществляются на основе членства в Центре. Его основной задачей является оказание консультационной помощи представителям малого бизнеса по многим вопросам этой сферы. И хотя задача информационного обеспечения безопасности не ставится, сам факт оказания услуг зарегистрированными членами Центра снижает вероятность угроз из внешнего окружения.

          Примером некоммерческой организации может являться также созданное в Санкт-Петербурге Агентство исследования и предотвращения мошенничества. В нем создана информационная служба, осуществляющая ведение базы данных о работниках, замеченных в злонамеренных действиях (воровство, растрата и т. п.). Как отмечается в печати, технология предоставления работодателям данных отработана с учетом действующего законодательства, что гарантирует полную конфиденциальность, а также исключает случайное попадание в базу.

          Обеспечение с использованием прессы и справочных служб. Целый ряд изданий регулярно публикуют рейтинговые таблицы различных банков, ранжируя их по надежности в группах, соответствующих величине капитала. Центробанк публикует в газетах списки банков, допустивших различные нарушения и не представивших своевременную отчетность; банков, у которых изымаются лицензии. В специальных изданиях, ориентированных на коммерческие структуры, регулярно печатаются отчеты о состоянии предприятий-производителей.

          Для получения первичной информации о клиентах и конкурентах могут использоваться различные справочные телефонные службы и издательства телефонных справочников. Предоставляемые ими сведения проходят минимальную проверку на достоверность. К способам, позволяющим осуществлять такую проверку, относятся: использование собственной агентской службы для посещения абонентов; прозвон абонентов перед подписанием справочника в печать; использование собственной агентской службы с обязанностью непосредственного общения с первыми лицами фирм-адресатов; подтверждение курьерской службой наличие адресатов (при распространении тиража среди адресатов); использование базы ГТС; покупка баз данных у других организаций; применение метода прямой почтовой рассылки; использование средств массовой информации, выставок, презентаций, обхода города сотрудниками фирмы и др.

          Особенности работы некоторых справочных служб позволяют узнать дополнительную информацию о характеристике конкуренции: когда справочная служба заключает так называемый индивидуальный договор, по которому информация о конкретном виде товара или услуги принимается только от одной фирмы, исключая конкурентов; когда информация предоставляется о конкретном лице, отвечающем за сбыт товара.
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить