26.06.2012 г.

  На главную раздела "Русские художники"


          Светлане Пчельниковой несвойственна ложная скромность. И когда ей говорят: “Знаешь, ты классно выглядишь сегодня”, — она, как и вчера, отвечает:

          — Знаю.

 Коллекционные куклы. Частная коллекция           И дело вовсе не в том, что госпожа Пчельникова совладелица салона красоты, а просто:

          — Все кукольники очень молодо выглядят и долго живут. И в Англии, и в Екатеринбурге. Все об этом говорят. Может потому, что мы застряли в радужном детстве.

          Антиквар, художник, коллекционер кукол, Президент Клуба коллекционеров кукол России, член Британской кукольной ассоциации, почетный член Американского союза клубов коллекционеров кукол, почетный член Уральской ассоциации авторских кукол, член-патрон NIADA, издатель журнала “Мир кукол” Светлана Пчельникова начала собирать свою коллекцию в 18 лет. Впрочем, “собирать”, не то слово.

          — Наступил день рождения, и мама преподнесла мне подарок. Это была копия немецкой антикварной куклы. И вместо того, чтобы усадить ее на видное место, убрала подарок от греха подальше. И не только потому, что это была очень дорогая и хрупкая вещь. Кукла выбивалась из самого интерьера нашей ухоженной и, смею вас заверить, со вкусом обставленной квартиры. Для нее требовалось нечто особенное, что не соответствовало нашей эпохе. И потом еще четыре года мама дарила мне по кукле. Опять же немецкой, коллекционной. У нас была вовсе не бедная профессорская семья. И мама, выросшая в детском доме, изо всех сил пыталась дать нам с сестрой все то, о чем когда-то не смела и мечтать. В том числе и кукол, которых у нее никогда не было. Собственных. Только казенные. Да и всего остального — игрушек, фруктов, внимания и любви — у нас с сестрой было в избытке.
    
          Умная девочка Света поступила в Плехановский. Понимающие люди знают, насколько это не просто. С небольшим перерывом на декретный отпуск она закончила ныне Российскую экономическую академию и устроилась работать на фондовую биржу, где очень четко усвоила, что нельзя складывать все яйца в одну корзину. По долгу службы Светлана имела дело со всевозможными инвестициями, в том числе в недвижимость, сельское хозяйство и даже в производство вина. Особая статья — вложение средств в искусство, которое требует от инвестора на удивление больших денег: миллионов, а то и миллиардов.

          — Другое дело — куклы. Здесь нужно куда меньше затрат. Однажды, на выставке в Центральном доме художника, где постоянно проходят Международные антикварные салоны, я увидела чудо из чудес: застывший миг, всплеск чувств и эмоций. И относительно по приемлемой цене — 4-5 тысяч долларов. Как завороженная несколько дней подряд я водила туда своих подруг, вертелась среди опытных коллекционеров. И уяснила для себя, что приобретение авторской куклы считается таким же выгодным вложением капитала, как инвестирование в картины, ювелирные украшения, скульптуру. А сегодня английская компания Vectis заявила о стабильном росте этого рынка почти на 10 процентов в год.

          Иметь в доме дорогих кукол нынче модно. Это неброский признак этакого буржуазного достатка. Коллекционирование изящных фигурок — удовольствие изысканное, требующее определенных знаний. Многие известные люди стремятся попасть в когорту коллекционеров. Более чем в миллион долларов оценивается собрание кукол американской актрисы Деми Мур. Прославленная Матиссом, Майолем и Боннаром модель Дина Верни в 1989 году на аукционе “Сотби`с” заплатила за такую игрушку 90?200 фунтов стерлингов. Впоследствии она продала свою коллекцию за 4,7 миллиона долларов.

          Не отстают от иностранных и наши собиратели. Пожелавшая остаться неизвестной некая русская ценительница на американской выставке “увела” у Майкла Джексона приглянувшийся тому шедевр художницы Джо-Эллен Триллинг “Деликатес”.

          Элитные куклы поселились в домах Государственного секретаря Союзного государства П.П. Бородина, бывшего вице-премьера Правительства России, а ныне заместителя генерального директора ОАО “Русский алюминий” А.Я. Лившица, депутата Государственной Думы А.В. Митрофанова…

          — Так ваша дальновидная матушка уже тогда знала, что не в куклы играет?

          — Непроизвольно.

          — Но вы-то сразу уловили момент истины…

          — Скорее испытала культурологический шок. Тогда я впервые поинтересовалась именем автора, создавшего это чудо. И была поражена, узнав, что это дело рук всамделишной баронессы, проживающей в своем собственном родовом замке. И только много позже я позволила себе приобрести нечто подобное из лиможского фарфора, с авторской росписью и выразительными стеклянными глазами, которые выдули для нашей красавицы по спецзаказу.

          Дальше — больше. Сейчас у меня порядка 150 серьезных кукол.

          — Светлана Валерьевна, откуда, простите, такие деньги?

          — Прощаю. И хочу сказать спасибо маме, папе и мужу с их материальными возможностями.

          — А муж у нас кто?

          — Муж у нас бизнесмен, занимается недвижимостью. Полностью взял на себя все расходы по детям, семье, отдыху. Так что все, зарабатываемое в салоне, уходит на кукол. Я их отслеживаю, езжу за ними и с ними по всему миру. Я уже не покупаю абы что, а хочу собрать весь “алфавит” художников, которые меня трогают от “а” до “я”. Со своим образованием я четко понимаю, что необходимо сегодня купить по цене 500 долларов.

          — Подскажете нашим читателям?

          — Конкретизировать — это все равно, что копать себе яму. Сейчас, когда цены абсолютно не соответствуют качеству, уровню и художественной значимости авторов, очень благоприятный момент, чтобы собрать воедино работы всех заметных, сложившихся художников.

          Что касается образования. Это — Институт повышения квалификации при МГЛУ, бывший Мориса Тереза (искусствоведческий и антикварный факультет), двухлетнее обучение в институте при аукционном доме Гелласа (иконопись), Школа кукольного дизайна, Международная академия кукольного дизайна, успешно сданный экзамен в Британскую ассоциацию кукольников.

          — Светлана, а как в вас соседствуют коллекционер, искусствовед и издатель специализированного журнала?

          — Очень непросто. Иногда они откровенно конфликтуют. Мне даже как-то боязно говорить на эту тему. С одной стороны, я безумно люблю каждого художника-кукольника, хочу, чтобы он был востребован, стал успешен. С другой, как только художник раскручивается, цены взлетают, образовывается очередь, меняется ситуация на кукольном рынке мира. Пример — сестры Поповы из Перми. Две девчонки — Леонардо да Винчи в юбках. А открытие прошлого года Юля Сочилина, выпускница Абрамцевского училища?!

          Госпожа Пчельникова инициатор создания в России Международного некоммерческого объединения авторов кукол (МОАК). Она, что говорится, застрельщик их веселой жизни. Имеется в виду, в том числе, Международный салон кукол в Москве, куда съезжаются художники из Перми, Ханты-Мансийска, Волгограда, Ростова-на-Дону, Нижнего Новгорода, Омска, Санкт-Петербурга… Себя показать. На людей посмотреть. Точнее на их работы. Лучшие выходят на мировую орбиту.

          — Такие “междусобойчики” позволяют сохранять культурные традиции. Ведь первых кукол на Руси делали когда-то из золы. Ее смешивали с водой, скатывали куколку и получалось… женское божество “Баба”. Она охраняла, лечила, избавляла от злых духов. В общем, была оберегом очага и его хранительницы. Передавалась “Баба” от бабушки к внучке в день свадьбы и пользовалась заслуженным уважением. Но древние божества ушли, а кукла поначалу осталась в качестве игрушки. Художественная красавица с фарфоровым телом, в шелках и кружевах появилась в России только несколько веков спустя…

          Дорогие безделушки попадали к нам из Англии, Франции и Германии. А в XYII веке изготовление фарфоровых предметов обожания освоили и русские мастера.

          Традиция куклоделания прервалась после указа наркома просвещения А. Луначарского. Большевики заслуженно посчитали куклу роскошью. А спустя 70 лет авторские художественные коллекционные куклы стали серьезным бизнесом. Появилась индустрия кукольной моды, начали издаваться журналы и книги, проводиться выставки и конференции. Открылись музеи и галереи.

          — Читала, что вы кукол не продаете и даже не меняетесь, как другие коллекционеры.

          — Так и есть. Не торгую, даже теми куклами, которых делаю сама. Правда, я не такая уж большая дока в этом смысле, хотя и считаю себя очень талантливым человеком. Начала осваивать ремесло в 2004 году. И не могу сейчас дать точную оценку своему творчеству в этом плане. Это как водить машину. Научить можно любого человека, и он всю жизнь будет ездить от дома до магазина, а Шумахер один.

          — С любимыми не расстаётесь?

          — Иногда приходится. В целях благотворительности.

          Последний проект Пчельниковой “Парад звездных кукол”. Не было, как говорится, счастья, да несчастье помогло. Племянница Светланы родилась с врожденным пороком сердца, и ей срочно потребовался кардиостимулятор. Ну ладно, в данном случае люди со связями и не самые бедные, свои проблемы решили.

          — Но я на секунду представила себе тех людей, у которых нет и сотой доли возможностей, что были у меня.

          Для справки: приличный импортный кардиостимулятор стоит порядка пяти тысяч долларов. Поскромнее, отечественный, 350. Но при этом остается вероятность, что каждые полгода-год ребенку нужно будет вскрывать грудную клетку.

          — Конечно, можно помочь конкретным детям. Одному, двум.

          Детей, нуждающихся в кардиостимуляторе, в России 120 тысяч. Государство берется прооперировать 70 процентов. В стороне остаются 36 тысяч мальчиков и девочек. Арифметика тут не хитрая. 36000 детей умножаем на 5000 долларов и получаем астрономическую для одного, пусть даже очень доброго человека, цифру 180 миллионов долларов.

          — В свое время мне приходилось сталкиваться с различными фондами, которые занимаются такими детьми. В Бакулевском центре их два, в издательском доме “Коммерсант”, в “Транстелекоме”. На аукционах, цель которых собрать средства на операции детям, уже выставлялись мои куклы. Но это были одноразовые акции. Весьма успешные, но одноразовые. Скажем, арт-фестиваль “Парад коров”, прошедший в прошлом году, а еще раньше, инициатива Константина Эрнста “Кукла от звезды”. Недавно Светлана Бондарчук организовала акцию “Барби — время блондинок” в пользу детей с онкологическими заболеваниями. Я им сама куклу передала и у них в свою очередь купила. Исходя из всего этого, и нарисовался долгоиграющий “Парад звездных кукол”. За консультацией я обратилась в Благотворительный фонд “Линия жизни”, который и помог, чем мог. Для начала выделил помещение для проведения оргсобрания, на которое из 150 приглашенных галеристов, художников-кукольников и бизнесменов пришло 30 человек. И все равно толчок был дан. А спустя три месяца, с легкой руки РИА “Новости”, которое обеспечило журналистский кворум, акция начала свою жизнь.

          Вместе с руководителем Федерального агентства по культуре и кинематографии Михаилом Швыдким на первом этапе своих кукол наряжали Михаил Шуфутинский, Анита Цой, Елена Ищеева, Татьяна Пушкина, Яков Брандт, Анастасия Заворотнюк, Андрей Макаревич, Артемий Троицкий, Филипп Киркоров, Маша Шахова, Андрей Мерзликин…

          — Вы собираетесь перечислить все громкие фамилии России?

          — На самом деле их собралось не так уж и много на фоне существующей проблемы. Опять же 30 человек. Эта цифра пока сопутствует замыслу. Но не сомневаюсь, еще многие откликнутся. Проект рассчитан на годы. И будет проходить перманентно. Сейчас, например, куклы в работе у Валерии, Андриса Лиепы, некоторых известных бизнесменов. Казалось бы, чего еще желать? Но чем ближе час самого аукциона, тем реальнее я ощущаю чувство тревоги.

          — А когда пройдет первый аукцион?

          — Правильнее спросить: когда должен пройти. Фигурировал конец декабря. Представляете, такой весомый материальный подарок к Новому году. Но когда эйфория от уже сделанного чуть развеялась, выяснилось, что я многого не учла, а меня вовремя не надоумили. Или просто я перенадеялась на помощь благотворительных фондов, где акция за акцией срываются. А создавать собственный фонд в мои планы, по крайней мере пока, не входит.

          — Так какие трудности?

          — Трудности в отсутствии опыта и еще в том, что буквально все приходится делать самой. Например, найти ведущего аукциона. Чтобы лоты продавались. Я написала письмо Аните Цой, и она откликнулась. Есть договоренность с аукционным домом “Геллас”, у которого огромный опыт работы в этом направлении. Мариотт-Аврора, на Петровке, готов выделить помещение, но на 10 или 17 февраля. А время в нашем случае, как вы понимаете, не ждет. Опять же определенная неразбериха с финансовой частью акции. Ведь большинство благотворительных марафонов потерпели фиаско именно на своей материальной стадии. Скандал на скандале, потому что очень хорошие деньги испарялись, не доходя до адресатов. У меня, естественно, нет никакого расчетного счета. Более того, я вообще не хочу иметь к этим деньгам никакого отношения. Значит, надо еще более усилить Попечительский совет уважаемыми людьми. Или даже организациями. Для общественного контроля. Для прозрачности.

Коллекционные куклы. Частная коллекция           — Светлана, хочу напомнить вам народную мудрость, что надо считать только те деньги, которые уже лежат у тебя в кармане. Кто они, ваши потенциальные покупатели? Ведь человек, зарабатывающий 5 тысяч рублей в месяц, вряд ли позарится на куклу за 5 тысяч долларов, даже если она ему очень приглянулась. Согласно опубликованному недавно ежегодному докладу ООН, 53 процента россиян признаны нищими и живут на 4 доллара в день.

          — Увы и ах, что я могу сказать? Но эти вопросы не ко мне. Естественно, упомянутые вами люди не придут на наш аукцион. Он, и я этого не скрываю, для людей обеспеченных. Тем более что 5 тысяч долларов — только стартовая цена “звездной куклы”.

          — А вдруг никто не даст цены?

          — Да ладно. На II Международном салоне кукол Алексей Митрофанов сразу трех отхватил. А на “Параде коров” детище Андрея Макаревича, как корову языком слизнуло за 30 тысяч долларов. Объявился коллекционер, который собирает все артефакты, связанные с певцом.

          — А как вам рисуется социальный статус этого коллекционера?

          — Что там мне?! Вообще коллекционер кукол — как показывает мировая статистика аукционного дома “Сотбис” — это мужчина 40 лет, интеллектуал, бизнесмен, одинокий.

          — Будем считать, что им виднее. Значит, новогодние подарки пока откладываются на февраль. А пожелания?

          — Святочное время — время исполнения желаний, чудес…

          — Про чудеса чуть подробнее, хочется морально поддержать “девочку со спичками”.

          — Недавно прочла книгу Вербера “Империя ангелов” и теперь точно знаю, что наши ангелы-хранители исполняют все наши желания. Только желания наши какие-то убогие. Денег, славы. Поэтому молодые пусть найдут себя в жизни, смогут реализоваться. Пожилые пусть долго живут, будут здоровы и счастливы в окружении внуков. Ну, а нам, взрослым, просто любви. С большой буквы.


Серафима АНДРЕЕВА


Источник: http://www.soyuzgos.ru/articles/2006/09/12_11_Kukla.html
Подборка иллюстраций наша, ред. портала




Господа! Все выставленные здесь работы продаются. Вы можете заказать картину, дымковскую игрушку, куклу для вашего малыша и коллекционную, кап, керамику, изделия из лозы, коллекционную модель парусника. А возможно и целую композицию. Мы поможем вам оформить детский уголок, кабинет вашего шефа, гостиную, вашу квартиру или собственный дом, коттедж.

Солидный офис может быть украшен солидными картинами, небольшой кабинет превращается в маленький музей уникальных вещей. Вещи дороги. Но их начальная цена никогда не будет уменьшаться. Трудно найти более надежное вложение вашего капитала.

Опытные дизайнеры, искусствоведы всегда к вашим услугам.

Доставка в любой уголок нашей маленькой планеты.

 

Заказы на новые работы или на показанные здесь, направлять по адресу

Sirine@mail.ru или звоните в Санкт-Петербург по тел. 8(812)691-98-37, 690-66-70.

Владимир Андреевич.
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить