18.12.2010 г.

  На главную раздела "Домашний персонал"


 Раздел "Ваше свободное время - наша работа! "

 Семенчик Л.Н.



        Знакомство с произведениями  искусства, с сокровищницей русской и мировой литературы, с лучшими образцами народного творчества должно начинаться с первых лет жизни ребенка, так как период раннего и дошкольного детства - определяющий этап в развитии человеческой личности. Возраст до пяти лет - богатейший по способности ребенка быстро и жадно познавать окружающий мир, впитывать огромное количество впечатлений.
       Именно в этот период дети с поразительной быстротой и активностью начинают перенимать нормы поведения окружающих, а главное - овладевать средством человеческого общения - речью. Овладевая речью, ребенок получает ключ к познанию окружающего его мира природы, вещей, человеческих отношений.
       Л. Н. Толстой, обращаясь памятью к своим первым впечатлениям детства, писал: «Разве не тогда я приобретал... так много, так быстро, что во всю остальную жизнь я не приобрел и 1/100 того. От пятилетнего ребенка до меня только шаг. А от новорожденного до пятилетнего - страшное расстояние».
       Самых маленьких детей в первую очередь знакомят с произведениями устного народного творчества. Гениальный творец языка и величайший педагог - народ создал такие произведения художественного слова, которые ведут ребенка по всем ступеням его эмоционального и нравственного развития.
       Младенцем ребенок учится по ним звукам родного языка, их мелодике, затем овладевает умением понимать их смысл; когда подрастет, начинает приобщаться к народному опыту, народной морали, народной мудрости, начинает улавливать точность, выразительность и красоту языка.
       Знакомство малыша с устным народным творчеством начинается с песенок, потешек. Язык народных песенок, потешек лаконичен, образен и богат такими звуковыми сопоставлениями, которые помогают детям уловить их различия. Слова, разные по смыслу, но отличающиеся друг от друга лишь одним звуком (пальчик-мальчик, ел-пел, наша-Маша), то стоят совсем рядом, то рифмуются и это подчеркивает особенности каждого из них.
       Своевременное развитие фонематического слуха, формирование способности улавливать тонкие звуковые различия подготавливают ребенка к овладению правильным звукопроизношением. Звукосочетания, наиболее трудно усваиваемые детьми, в которых много шипящих, свистящих, сонорных, то и дело слышатся в песенках: «Ай, качи-качи-качи! Глянь - баранки, калачи!..»; «Чики, чики, чикалочки...»; «Скок-поскок, сколочу мосток, серебром замощу, всех ребят пущу».
       Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звукосочетаниями, улавливая специфику звучания русской речи, ее выразительность, образность.
       М. Горький писал: «Именно на игре словом ребенок учится родному языку, усваивает музыку его и то, что филологи называют «духом языка». Веками народ отбирал, хранил, передавая из уст в уста, эти маленькие шедевры, полные глубокой мудрости, лиризма и юмора. Благодаря простоте и мелодичности звучания дети, играя, легко запоминают их, приобретая вкус к образному, меткому слову, приучаясь пользоваться им в своей речи. Но этим не исчерпывается глубина воздействия на ребенка малых поэтических форм народного творчества. Они оказывают и нравственное влияние - пробуждают в ребенке чувство симпатии, любви к людям, ко всему живому, интерес и уважение к труду.
       Наряду с песенками, созданными специально для маленьких, собраны и отрывки из лирических, обрядовых, хороводных, скоморошьих песен - это золотой фонд, любовно сохраненный предшествующими поколениями. Песни отличаются широтой тем, разнообразием поэтических образов (от «водички», умывающей «личико», до весны - «весны красной, весны ясной» или птиц, несущих из-за моря «ключи весенние»); богатством стихотворных форм, размеров (от четких, точных рифм - «Наша Маша...», «Ладушки...», «Огуречик...» - до белого стиха - «Солнышко катилось ко западу...», «Ты трава ли моя, травушка...»); интонацией (от ласковой лирической - «Потягушечки, потягушечки...» - до юмористической - «Ты умница, разумница...»).
       Не менее разнообразен и сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме («Курочка ряба», «Репка»), и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
       С удивительным педагогическим талантом ведет народ ребенка от простеньких игровых потешек к сложным поэтическим образам сказок, от строк забавляющих, успокаивающих к ситуациям, требующим от маленького слушателя напряжения всех душевных сил.
        Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал в сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека. А чтобы закалить душевные силы ребенка и вселить в него уверенность в неизбежности победы добра над злом, сказки рассказывали, как трудна эта борьба и как мужество, стойкость и преданность обязательно побеждают зло, каким бы страшным оно ни было.
       Тем же целям служат и сказки, в которых осмеиваются такие человеческие пороки, как злобность, заносчивость, трусливость, глупость. Во многих сказках внимание детей привлекается к природным явлениям, к особенностям внешнего вида птиц, зверей и насекомых. Такие сказки приучают к образному восприятию богатства и многообразия окружающего мира, воспитывают интерес к нему. Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.
       Больше всего удается взволновать детей, захватить их воображение, рассказывая так, словно рассказчик был участником событий или наблюдал их... Эмоциональность рассказа, выразительность его, умелое использование образности языка сказки настолько остро воспринимаюся детьми, что они слушают, боясь пропустить хоть одно слово. Эта внутренняя активность - «жизнь вместе с героем» - как бы поднимает все душевные силы ребенка на новую ступень, дает возможность интуитивно, чувствами познать то, что он еще не может осмыслить разумом.
       В. Г. Белинский писал: «Не говорите им: это хорошо, а это дурно, потому и поэтому, а покажите им хорошее, не называя его даже хорошим, но так, чтобы дети сами, своим чувством, поняли, что это хорошо; представляйте им дурное, тоже не называя его дурным, но так, чтобы они по чувству ненавидели это дурное».
       Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.
       Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Такому ребенку повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства.
       Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо подготовить их. Малышей можно подготовить видом игрушек, с помощью которых им покажут сказку (род настольного театра). 
       У детей трех-четырех лет интерес можно возбудить присказкой. Подготовит она и самого рассказчика к неторопливости, ритмичности речи сказочника. Присказок может быть много, например:


 

                                 

                                   За ступенькою ступенька -
                                   Станет лесенка,
                                   Слово к слову ставь складненько -
                                   Будет песенка.

                                   А колечко на колечко -
                                   Станет вязочка.
                                   Сядь со мною на крылечко,
                                   Слушай сказочку.

 

                                   Сказка, сказка, прибаутка,
                                   Рассказать её не шутка,
                                   Чтобы сказочка сначала,
                                   Словно реченька, журчала,
                                   Чтоб к концу ни стар, ни мал
                                   От нее не задремал.

 


       Широко используются и нестихотворные присказки вроде: «На море, на океане, на острове Буяне стоит дерево - золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет - песню заводит, вниз идет - сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди». Присказка может иметь и такую концовку:
       «Это еще присказка, сказка дальше пойдет».
       В качестве присказок могут быть использованы и потешки: «Из-за леса, из-за гор...» и др.
       Новую сказку лучше начать присказкой знакомой, а уже слышанную детьми - присказкой новой, интересной и забавной.
       Заканчивать сказку можно широко известными концовками: «Тут и сказке конец, кто дослушал - молодец»;
       «Тут и сказка вся, дальше плесть нельзя» или:

 

 

                                   Так они живут,
                                   Пряники жуют,
                                   Медом запивают,
                                   Нас в гости поджидают.

 

                                   И я там был,
                                   Мед, пиво пил,
                                   По усам оно бежало,
                                   В рот ни капли не попало.

 


Могут служить концовками подходящие к содержанию сказки пословицы: «Так-то! Смелость города берет!» или «Сам погибай, а товарища выручай!» и др. Такая концовка закрепит впечатление от услышанного.



 

 

* Для увеличения рисунка - щёлкните по нему. 
В начало                               Продолжение

 

 

Материал поступил в редакцию: 18.09.2010г.
Откорректированный: 14.10.10

 

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить