15.02.2011 г.

  На главную раздела "Публицистика"


Атаров Г.М., руководитель лаборатории ГАОС
специалист высшей квалификационной категории
 
 
ENGLISH WITH GEORGE
 

Технология ГАОС (гибкие автоматизированные обучающие системы) предполагает преимущественную опору на непроизвольное запоминание. Это позволяет значительно повысить эффективность обучения и уменьшить влияние индивидуальных различий. Тем не менее, способности остаются способностями. Тем, у кого их недостаточно, необходимо вести себя максимально активно и точно выполнять все задания.

Технология ГАОС - это технология естественного обучения. Обучение в ГАОС не требует волевых усилий, в идеальном случае оно происходит как бы само собой. Отсутствие волевых усилий, однако, не означает пассивность. Учащиеся должны быть максимально активны в своем стремлении погрузиться в обучение, полностью раскрепостить свои эмоции. Обучение организовано так, чтобы процесс запоминания необходимой информации происходил естественно. Учебная информация предъявляется в очень высоком темпе, близком к естественной скорости английской речи. Учебная информация избыточна и многократно повторяется. Мозг учащихся сам отберет ту ее часть, которая необходима ему.

Что происходит в нашем сознании, когда мы понимаем нечто прочитанное или услышанное? Мы представляем себе то, о чем идет речь. Что происходит прежде, чем мы можем сказать что-либо? Мы также представляем себе то, что хотим сказать. В обоих случаях человек оперирует обобщенными представлениями, содержащими наиболее существенные отличительные признаки предмета или явления. Время существования таких представлений в сознании минимально. У человека, владеющего языком, соотнесение слова с обобщенным представлением происходит на подсознательном уровне так, что он этого не замечает.

Сформировавшееся в сознании нации обобщенное представление (сигнификат) всегда соответствует какому-нибудь слову в языке. Каждая нация выделяет в одних и тех же предметах и явлениях разные
признаки и поэтому объединяет их в разные группы, обозначая их разными словами. Так возникают различные системы понятий или “классификационные решетки”.

У носителя языкаклассификационная решетка формируется в течение всей жизни подсознательно. Задача ГАОС состоит в том, чтобы обеспечить формирование новой классификационной решетки. Именно связь (ассоциация) между сигнификатом и словом существует в сознании носителя языка. Наша задача вызвать в своем сознании с помощью волевых усилий определенное представление и соотнести с ним соответствующее иностранное слово, то есть образовать в сознании новую ассоциацию.

Связь “представление - слово” в родном языке формируется на подсознательном уровне. Когда начинается общение, в сознании возникают представления, которые хочется передать другому: они вызывают по ассоциации слова, слова объединяются по правилам системы “язык” в высказывание — возникает речь. Обобщение закономерностей происходит на подсознательном уровне. Моделирование возможно лишь при многократном прохождении через мозг одной и той же информации и лишь при активном участии студентов в корректной иноязычной деятельности. Такое участие студентам обеспечивается специально разработанными приемами работы. Как уже было сказано, в обучении иностранному языку на ГАОС огромную роль играет запоминание непроизвольное.

Когда наше внимание направлено на уяснение смысла, наш мозг моделирует на подсознательном уровне языковую систему. Для этого необходимо одно: лавинообразное прохождение информации на иностранном языке через наш мозг. Обучение на ГАОС происходит, прежде всего, с помощью устной речи. Отличительной чертой устной речи является ее клишированность. Говорящие обмениваются друг с другом речевыми штампами (РШ). Например: “Как дела?”, “Который час?” и т.д. Слова в РШ раз и навсегда связаны друг с другом и не могут быть произвольно заменены другими. Например, мы не можем сказать: “Которая дата?”, так как это будет не по-русски.

“Узус языка” - так называется это явление в психолингвистике. Оно больше всего досаждает иностранцу, в бытовом общении. И помочь здесь может только один прием - заучивание наизусть РШ с опорой на представление о ситуации, в которой они употребляются. РШ нужно заучивать как короткие песенки, с которыми они употребляются носителями языка. Задавать себе вопросы о грамматических явлениях, содержащихся в этих фразах, нецелесообразно. Раздумья над грамматическими проблемами сделает невозможным употребления в нормальном темпе РШ в речи. Нужно помнить, что, разговаривая, человек думает не о грамматических правилах, а о том, в чем он хочет убедить своего собеседника, о чем он хочет спросить его. Как только грамматические раздумья вырываются с подсознательного уровня на сознательный, высказывание прерывается.

Обучение в ГАОС Центре на курсах английского языка имеет определенную ситуативность, т.е. учащиеся совершенствуют навыки разговорной речи с опорой на ситуацию. Для каждой ситуации существует не такой уж большой набор РШ, освоить которые совсем не трудно, если правильно делать. Для изучающих иностранный язык в Центре ГАОС диалогическая речь является ведущей, так как диалогическая речь полностью зависит от ситуации. Усеченность фразы - очень важный признак диалогической речи, который делает ее естественной. Для изучающего иностранный язык усеченность диалогической речи - это подарок судьбы, поскольку позволяет ему не строить длинные фразы и делать меньше ошибок.

Обучение с использованием предложенной системы позволяет сформировать у учащихся речевые механизмы и умения низших уровней (удержание в памяти длинной звуковой последовательности - РШ), а также умение актуализировать в сознании представление о соответствующей ситуации. Такие занятия в достаточной мере разовьют оперативную память, и, приехав за границу, они будут способны к самообучению. Нужный прием будет им уже знаком: услышал — запомнил высказывание как песенку - воспроизвел в аналогичной ситуации. В обучении устной речи имеются следующие задачи:

    * научить понимать звучащую речь;
    * научить говорить на иностранном языке;
    * пополнить и расширить запас слов.

Каждая задача решается с помощью специфических методов. Ну, скажем, человек, привыкший к традиционному методу обучения в аудитории от неожиданности, терял все знания на какой-нибудь суматошной площади или сутолоке автобуса, где нужно не блистать выговором, а просто объясниться и для этого нужно использовать мощный фактор, как сила коллектива, а ее следует направить по руслу общей, раскованной работы-игры. Только, естественно, не детской, а деловой игры, т.е. используя игровой и аудио-визуальный методы: оснастив аудиторию телевизорами и видеомагнитофонами и результативность во многом зависит от оснащенности учебного Центра.

Используя огромный потенциал скрытых резервов нашего организма можно добиться невероятных успехов при изучении иностранного языка. Например, на уроке ставиться запись спокойной музыки и одновременно запись тихого голоса, читающего пары слов “иностранное - родное - иностранное”, которые надо запомнить. При этом внимание студентов должно быть сосредоточено на музыке. Результат просто поражает. За короткий срок учащиеся запоминают около 2000 слов.

При занятиях в Центре ГАОС происходит естественное отключение от житейских неудобств, возникает приподнятое, немного мечтательное, даже сонливое сосредоточение на одном предмете, и умение слиться с ним воедино в какой-то скорее игре, чем работе. Положительный эффект в особом настроении.

Механическому запоминанию способствует метод релаксопедии, что в переводе значит “обучение с расслаблением”. Все виды нагрузок в нем строго дозированы - ведь не так просто у нас внутри поставлены шлюзы, оберегающие сознание от излишней информации. Здесь все выверено, и обучение с расслаблением чередуется в пропорции 1 к 5. И самые интересные наблюдения связаны с речью. Когда ученые рассчитали наиболее благоприятные темпы, в которых нужно проговаривать учебные тексты, определили их внутреннее построение, ключевые слова и тому подобное, то, выяснилось, что все это близко к детским стихам, считалочкам, песенкам - особенно колыбельным. А почему бы и нет? Ведь каждый из нас именно с этого начинал осваивать родной язык. Поэтому пение рифмованных песенок-текстов под гитару в ГАОС Центре дает определенный результат.

 

Статья поступила в редакцию 28.01.2007г.
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить