СКАЗКА

О. Лианозова

Уважаемые родители, а вы читаете своим детям сказки? Конечно, читаете, смешной вопрос. А зачем?

Потому что вам их тоже читали в детстве. Потому что это приобщение к родной культуре. Потому что сказки дети воспринимают лучше всего, а надо же им что-то читать. Ответов может быть великое множество. Но на самом деле, мы читаем детям сказки потому, что без сказок ребенок просто не в состоянии нормально развиваться.

Когда я слушала курс лекций по психоаналитическому толкованию сказок, нам рассказали о том, как молодая советская республика попыталась запретить читать детям сказки. Последствия оказались ужасными – у детей развились тяжелые неврозы, характеризуемые постоянным страхом, повышенной тревожностью и истерическими припадками. Кому-то пришла в голову мысль почитать малышам сказки. И очень многим это помогло.

Научный интерес к сказкам вспыхнул в ХIХ веке, после появления двух основных собраний народных сказок – братьев Гримм в Германии и Шарля Перро во Франции. С тех пор о сказках написаны горы литературы.

Много сторонников имеет гипотеза о том, что сказки – это выродившиеся мифы, утратившие свое сакральное значение. К ней примыкает версия о том, что сказки – это стилизованное описание давно забытых первобытных ритуалов.

В России наиболее известна теория В.Я.Проппа. Описывая структуру сказки, он ввел понятие функции. Функция - это поступок действующего лица, определяемый с точки зрения его значимости для хода действия. Так Баба-Яга, дающая золотое веретенце невесте Финиста - Ясна Сокола, фея, наряжающая Золушку на бал, мертвец, который дарит Ивану меч, - выполняют одну и ту же функцию Дарителя. Количество функций, встречающихся в сказках, ограниченно. Они образуют основную составную часть сказки. Последовательность функций всегда одинакова. Кроме того, Пропп выделил семь ролей, встречающихся в сказках. Соответственно, сказка – это “произведение, в котором действуют все или несколько из указанных семи героев, а сюжет содержит в себе тридцать одну функцию (с возможными пропусками) в указанной последовательности”.

Все это очень интересно, но, к сожалению, в основном со структурной точки зрения. Поэтому о Проппе мы больше говорить не будем, а интересующихся отсылаю к его классической работе “Морфология волшебной сказки”.

Сказки дошли до нас из невообразимо далекого прошлого. И не утратили своей актуальности. Что связывает нас и тех людей? Д.Соколов в своей работе “Сказки и сказкотерапия” писал: “ я не представляю, как могла бы сказка так сохраниться и продолжать жить в культуре, буквально всем отличающейся от той культуры, где она первоначально возникла, если бы она не была наполнена каким-то важным психологическим содержанием. У нас и у тех древних народов все разное - язык, государство, обычаи и т.д. - и трудно представить, что нас может объединять, если не устройство психики". А в книге Марии-Луизы фон Франц “Психология Сказки”, говорится о том, что волшебные сказки так важны для нас, “потому что в них представлена общечеловеческая основа жизни”.

Остановимся на том, что сказки в символической форме описывают процессы, происходящие в нашей психике. Но различные теории рассматривают психику по-разному.

Можно рассматривать сказку как набор паттернов поведения. Принцип из Репки: не получается - пробуй еще раз, привлекая любые доступные ресурсы. Из Колобка: как далеко можно отойти от мамы. На шаг - ничего, на два - спокойно, на три - нормально, на четыре - съедят. Из девочки в услужении у Морозко: надо слушаться.

С точки зрения классического психоанализа, ориентированного на Фрейда, сказка – это мир, увиденный глазами маленького ребенка. Запрещающая мама в нем из феи превращается в бабу-ягу, взрослая жизнь – в темный лес, сексуальные отношения – волк, который съест и забудет выплюнуть. Все это мы постараемся подробно рассмотреть в следующей статье.

Трансактный анализ обращает основное внимание на ролевые взаимодействия в сказках. Иными словами, каждый персонаж может описывать реального отдельного человека, вернее - определенную роль, которую человек может играть или даже брать в основу своего жизненного сценария. Эрик Берн прекрасно описал, как может вести себя в жизни Красная Шапочка или Спящая Красавица.

Юнгианская психология рассматривает героев сказки как части “Я” одного человека. Все, что происходит в сказке, можно представить как внутренний процесс, в котором, например, принц - сознание - ищет принцессу - аниму, женское начало - и в процесс вовлечены его собственная мудрость (лесной старичок-советчик), слепая агрессия (дракон) и так далее. В дальнейшем мы с вами попробуем разобрать пару сказок с точки зрения Юнга.

Те, кто уделяют основное значение эмоциям, также часто рассматривают сказочных героев как персонифицированные эмоции. Какими бы выдуманными ни были персонажи и их действия, вызываемые ими эмоции совершенно реальны. При этом чаще всего говорят об отыгрывании эмоций, то есть о том, что в сказке ребенок проживает такие эмоциональные состояния, которых ему не хватает во внешней жизни.

Гипнотическая школа обращает внимание на сходство между наведением транса и прослушиванием, проживанием сказки. Сама атмосфера часто почти одна и та же: ребенок слушает сказку, засыпая, от человека, которому он доверяет; речь ритмичная, в ней повторяются непонятные формулы (присказки и т.п.).

Важной чертой сказки является то, что в ходе ее происходит трансформация. Некто маленький и слабый к концу превращается в сильного, значимого и во многом самодостаточного. Это можно назвать историей о взрослении. Юнг говорил о похожем, когда основным мотивом сказки считал процесс индивидуации. Это не вообще взросление: это вполне конкретная его стадия, на которой уже оформившееся и отделившееся сознание возвращается к своей подсознательной основе, обновляя и углубляя их взаимные связи, расширяясь, обретая доступ к новым архетипическим образам и энергиям.

Сказки описывают то, что в определенный момент времени происходит в психике каждого человека. Они учат ребенка взрослеть и преодолевать страхи внешнего мира, отрываться от матери и входить в социум. Страшно и опасно проходить этот путь в одиночку, а сказки говорят о том, что все мы проходим один и тот же путь, и из этой безнадежной ситуации – ребенок во взрослом мире – есть вполне приемлемый выход.

Сказки персонифицируют внутренний мир человека. В наше время человек часто зацикливается на идее, что существует только внешний мир, “данный нам в ощущении”, а кроме него и нет ничего, а если и есть, то стоит ли обращать на это внимание. А сказки говорят ребенку – посмотри внутрь себя, там тоже есть много интересного.

Вернуться

Лечебное голодание

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются.
Последняя редакция: Октябрь 01, 2009 12:24:35.