E-mail
09.02.2010 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"


 

В ролях: Василий Шукшин, Лидия Федосеева-Шукшина, Георгий Бурков, Иван Рыжов, Всеволод Санаев, Людмила Зайцева. Ист.: http://www.novafisha.ru/kino/870.html      Я продолжаю* знакомить читателей с воровским жаргоном, а если точнее, - не побоюсь сказать, - с его культурой. Многие, наверное, помнят фильм Василия Шукшина «Печки - лавочки». Сюжет фильма прост. Из глубинки Алтая в Москву к профессору-лингвисту едет мужик — кладезь народного фольклора. А самое главное, мужик этот не только был напичкан этим фольклором, но и сам мог сказануть этакое, что до него никто не говорил. Фильм получился на славу. Да и как ему не быть таким, если роль мужика играл сам Василий Шукшин. Казалось бы, какое отношение этот фильм имеет к воровскому жаргону? Но, как оказывается, имеет. Дело в том, что Василий Шукшин, видимо, не нашел в литературном языке ничего подходящего для названия своего фильма и окрестил его словами из воровского жаргона: «Печки-лавочки», означающих беседу, разговор. И действительно, ни у Даля В.И., ни у Ожегова С.И. - этих признанных энциклопедистов русского языка, вы не найдете такого словосочетания. Получается, что авторство к названию этого фильма можно смело присудить воровскому жаргону. Фильм весь, практически, состоит из этих "Печек - лавочек" и невольно понимаешь, посмотрев его, что по-другому этот фильм не назовешь.


      А взять другой, не менее популярный и захватывающий фильм «Место встречи изменить нельзя». Одним из центральных персонажей этого фильма является главарь банды Горбатый. Это имя в воровском мире. Означает оно опасного преступника, находящегося в розыске. Но, авторы фильма, находясь, видимо, под впечатлением воровского имени, пошли дальше. Они Горбатого сделали действительно человеком с горбом. Художественный и артистический талант киноартиста Армена Джагарханяна. сыгравшего Горбатого, буквально увековечил этот образ человека с горбом. Как я полагаю, фильм много бы потерял, если бы этого человека с горбом не было. Вот вам и еще один пример, свидетельствующий о том, как имя в воровском мире повлияло на сценический образ одного из главных действующих персонажей фильма.  
      В ролях: Владимир Высоцкий, Владимир Конкин, Наталья Фатеева, Леонид Куравлев, Сергей Юрский, Виктор Павлов, Евгений Евстигнеев, Армен Джигарханян, Валерия Заклунная, Зиновий Гердт, Станислав Садальский.  Ист.: http://nnm.ru/blogs/daemonds/mesto_vstrechi_izmenit_nelzya_5_serii_iz_5_1979_2xdvd5_1/ Хочу сказать, что воровской жаргон иногда "вырисовывается", казалось бы, в самых обыденных вещах. Так, например, все мы знаем, что такое бахилы. Из толковых словарей мы узнаем, что это хорошая добротная и теплая обувь, распространенная в Сибири и в некоторых азиатских регионах. Но, скажите, пожалуйста, кому в голову пришла мысль назвать бахилами обувь, изготовленную из полимерной пленки, которую нам дают или продают в поликлиниках, клиниках и в других медицинских учреждениях. Она, безусловно, удобна для разового использования и поддержания чистоты в помещении медицинского учреждения. Но, вот никто, наверное, не задумывался над тем, что эта разовая обувь очень напоминает обувь узников ГУЛАГА. Им тоже делали обувь из хлопчатобумажного тряпья или кирзы с подошвой из старых автопокрышек. Кстати, заключенные ГУЛАГА, тоже, называли эту обувь бахилами. Может эта убогая обувь заключенных и подтолкнула хозяйственную часть нашего здравоохранения назвать одноразовую обувь бахилами. Получается, народ ходит в обуви, как когда-то, ходили в ней заключенные ГУЛАГА.
      Правда все это происходит в помещении, но я был свидетелем одного анекдотичного случая. Пожилой мужчина, видимо, запамятовал и вышел из поликлиники прямо в этих бахилах на автобусную остановку, что находилась рядом. Он сел в автобус, в котором я. как раз, ехал и видел этот комичный случай. Он оказался рядом с двумя девушками, которые, увидев его, буквально заржали. Видя такую реакцию, мужчина невольно стал оглядываться кругом, а потом стал осматривать себя и вот тут он обнаружил на своих ногах бахилы. Реакция его была неожиданной. Он не снял бахилы, а сделал вид, что ''все нормально, девочки! Я их специально отдел''. Улыбку с лица девиц, как сдунуло, а через пару остановок мужчина вышел из автобуса в бахилах, как ни в чем ни бывало. Вот такая, забавная история произошла на моих глазах.

    «Место встречи изменить нельзя», детектив. Ист.: http://www.liveinternet.ru/users/pozitron/post110062719/  Вообще, если честно, то воровской жаргон - это не просто какая-то особая речь, а, как я полагаю, в нем есть и часть нашей культуры. Разве можно считать его средством общением недоумков и отбросов общества, только потому, что это "язык зоны", в котором много "дрянных слов". А что, в русском языке их меньше? Главное, как я думаю, не в этом, а в самом слове, с помощью которого, вне зависимости от того, откуда оно пришло к нам, мы открываем мир очевидных и невероятных сторон жизни, даже там, где свободной жизни вынесен приговор. Рожденные в неволе слова, как оказывается, тоже могут быть сильными, выразительными и точными, создавая удивительный строй мыслей и неожиданных сравнений, делая русский язык ничуть не хуже, чем он есть.
      В подтверждении сказанному начну со своеобразной философии и, если хотите, с мудрости воровского жаргона. Взять, к примеру, людской гнев и злобу. Уж кому-кому, а уголовному миру это знакомо, как говорят, не из книг и по полной программе и не верить этому было бы глупо. Но, я не увидел в воровском жаргоне, чтобы это чувство возводилось в культ. Людской гнев и злоба для воров в законе - это яд. Но ведь так считал и Будда! Вот вам и воры в законе, а думают они, получается, как Будда.
      А взять такое слово, как свобода. На жаргоне уголовного мира она понимается как воля. Все то, что связано с зоной - это неволя. Я не буду спорить по поводу такого представления о свободе. Скажу только одно. Уже в самой свободе скрыт трагизм и поэтому без осознания общественного и гражданского долга, без понимания долга перед родителями и детьми, перед учителями, да и вообще, перед теми, кого человек обязан помнить и уважать, свобода может обернуться трагедией, а совершенное преступление - это всего лишь финал этой трагедии (см. Левицкий. Трагедия свободы. Изд. Посев. 1984 г. Альфред де Виньи. Неволя и величие солдата. Из серии "Литературные памятники". Наука. Ленинград, 1968 г.).
      Как адвокат начавший заниматься адвокатской деятельностью с 1973 года, я убежден, что этот трагизм и есть главная причина каждого, оступившегося перед законом. Мотивы и цели преступления - это уже цветочки, бурно расцветшие на ниве абсолютной свободы.
      Особо хочется поговорить еще об одной важной стороне жизни: о радости и горе. Большинство людей понимают это буквально: радости, как успех, везение, благополучие и многое другое; горе, как лишения и невзгоды, болезни и тяготы, иногда как грех. Но, вряд ли, кто-то задумывается над тем, что у радости и горя есть то, что их делает неразрывными. На этой грешной земле и радость и горе - это испытание. Ведь можно не пройти и испытание хорошим, и наоборот, оказавшись на нелегком, а порой греховном пути, выйти обновленным и лучше чем ты был. Эта диалектика жизни. В воровском жаргоне она представлена очень своеобразно. Радостным здесь называют человека "съехавшего с колес" или того, у кого "крыша поехала". Безусловно - это грустная ирония на их жизнь и на неутешительную реальность неволи. И все-таки, как я полагаю, - это жизненная позиция: не радоваться, но и не горевать. Люди с таким менталитетом существует не только на уровне индивидуального опыта, но существовали и в историческом прошлом. Взять, к примеру, древний народ майя, у которого признаком дурного тона считалось радоваться и горевать. Первые европейцы, открывший этот народ, были поражены не только тем, что увидели орудия труда, изготовленные из золота, но они были шокированы менталитетом этих людей. Жаль, что к этому времени цивилизация народа майя пришла уже в упадок. А то неизвестно, кто стал бы победителем: европейцы или народ майя.
    Речь держала баба, звали ее Мурка  В завершении своего рассказа я хочу познакомить читателей  с некоторыми словами из воровского жаргона, вобравшими в себя и юмор и неожиданные сравнения. К примеру, розыгрыш женщиной мужчины, что она чиста, когда дело уже дошло до постели, воры в законе называют щекоткой. Страстную, чувственную женщину зовут строчкой, а вот красивую - по-разному: Аида, если она еврейка. Анжелика - сотрудничающая с органами. Багира - женщина азиатского происхождения. Баядера - молдаванка, а Баядерка - красивая проститутка. Магда - красивая женщина. Одинокую состоятельную женщину зовут гагарой. На особом счету у воров в законе значится женщина с воровским именем "мурка" Здесь красота не в счет. Это высокая профессиональная наводчица и она не нуждается в подачках. Роскошь, в которой она купается, мурка зарабатывает, в отличие от расхожего представления о ней, как о "приживалке", паразитирующей у кого-то из воров в законе. По большому счету, она, как говорят воры в законе, "пасть порвет", если кто-то попытается сделать из нее проститутку.
      Не менее интересны и другие характеристики. Так, например, белой гвардией зовут группу заключенных, злостно отказывающихся от работы. Отмороженным воры в законе зовут рэкетира, исполнителя чужой воли, глуповатого, предпочитающего на свободе носить пиджак малинового цвета, черный длиннополый плащ. Отмороженными в воровской среде зовут также хитрых и наглых. Не без юмора, конечно, место построения заключенных называется Бродвеем, а ограждение из колючей проволоки - аллеей. Весьма почтительно воры в законе относятся к суду, называя его венцом, а судейский стол - алтарем. Сложно сказать, что здесь больше мистики или юмора, но цепочку: милиция - суд - колония - они называют бермудским треугольником.
     

       Есть и такие слова, которым в образности не откажешь. Так, потолок в камере - это небо, а ее стены - занавеска. Вологдой зовутся тяжелые условия заключения, а каторгой - самого заключенного, имеющего длительный срок наказания. Хомутом зовут обвинение или срок лишения свободы. Отсутствие работы, спиртного и средств к существованию называется засухой.
Интересны, как я полагаю, и такие сочетания слов, как брать под пашню, т.е. брать деньги за товар, который предстоит еще украсть. Кидать на жало означает давать взятку. Стоять на бровях - быть в сильном подпитии. Тереть уши – лгать, обманывать. Ходить по трупам - совершать кражи, грабежи и разбои на кладбищах или грабить пьяных. Выкатить телегу или катить бочку - клеветать, жаловаться, придираться, задираться, доносить.
Есть и такие слова, которые нам очень знакомы из обычной нашей жизни, но как оказывается, они происходят из воровского жаргона. Например, бабки, гроши - деньги, баксы - доллары США. Балдеть - находиться в состоянии наркотического или алкогольного опьянения либо веселиться, резвиться, а вот балдежник - это пьяница. Бобик - милицейская машина или опытный, усердный, но не блещущий умом работник. Бич - бродяга, бомж. Блат - общее название всего того, что имеет отношение к воровской среде, а человек относящейся к преступной среде называется блатным. Подделывающийся под блатного называют приблатненным. Грохнуться - это упасть. Житуха означает жизнь или сожительницу. Жрачка - это еда. Жучить - ругать. Заглохнуть - замолчать или на время прекратить преступную деятельность. Зажать, заначить - утаить, скрыть, присвоить, не отдать. Задрипанный - дряхлый, никудышный, неряшливый и опустившийся заключенный. Заколебать, заманать - надоесть. Законно - хорошо, по нраву. Закидон - странный поступок, выходка, попытка. Запариться - забыть о чем-либо, упустить из виду. Зашибись - нормально, хорошо, все в порядке. Пойло - дешевое низкосортное вино. Попсовый - очень хороший, элегантный, модный. Рваный - рубль. Рубать - есть. Свалить - побег, уйти, скрыться. Сгоношить - собрать, организовать, убедить, уговорить. Скинуться - оказать материальную помощь нуждающемуся. Телега - жалоба.

 

А.П. Логинов, 24.01.2010 г.
 


* Первый рассказ об арго появился в журнале "Адвокатский Петербург" №6 декабрь 2009г.

 

Материал поступил в редакцию: 07.02.2010г.
Подбор иллюстраций наш, ред.

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить