Оскар Уайльд
29.08.2011 г.

  На главную раздела "Публицистика"


Оскар Уайльд

          Более ста лет назад в Париже в дешевой гостинице умер Оскар Уайльд. Умер, покинутый друзьями и поклонниками, отвергнутый обществом, с клеймом преступника и извращенца. По преданию, умер, сказав: «Или я, или эти ужасные обои». Даже в последний миг Принц парадоксов остался верен себе…

          Стоп!!! Не хотелось бы в данной статье вновь описывать биографию этого человека. Она общеизвестна, а главное — общедоступна и хорошо изучена. Гораздо интереснее понять причины возникновения и перипетии развития «феномена» Уайльда (если вообще можно говорить о феномене в данном случае).

          Отвлечемся на время от персоналий. С самой простой, обывательской точки зрения, в любой среде, в любом обществе (социуме) существуют личности, в этот самый социум не вписывающиеся. Некоторые называют их маргиналами. Степень «маргинальности» варьируется от легкой, вполне «допустимой» фронды, до агрессивного противопоставления себя «системе». Примеров приводить не буду, каждый легко найдет их среди своих знакомых. В свою очередь «система» отвечает маргиналам «взаимностью», от легкого «недоумения» до полного неприятия.

          Причину появления «маргиналов», на мой взгляд, лучше всего объясняет пассионарная теория этногенеза Л. Н. Гумилева. В соответствии с ней, в любой момент времени, в обществе присутствуют «пассионарии», т. е. люди, обладающие врожденной способностью абсорбировать из внешней среды энергии больше, чем это требуется только для личного и видового самосохранения, и выдавать эту энергию в виде целенаправленной работы по видоизменению окружающей их среды. Судят о повышенной пассионарности того или иного человека по характеристике его поведения и психики. Пассионарии являются людьми нового склада в популяции и ломают сложившийся уклад жизни, из-за чего вступают в конфликт с обществом. Кроме того, в обществе присутствуют субпассионарии — люди, которые в силу неспособности абсорбировать из окружающей среды достаточное количество энергии не могут полноценно адаптироваться к среде. Субпассионарность (недостаток энергии) проявляется в неспособности сдерживать инстинктивные вожделения, в асоциальном поведении, паразитизме, недостаточной заботе о потомстве. Люди такого типа хорошо известны во все эпохи и встречаются практически во всех этносах. Их называют бродягами, босяками, бомжами и т. д. Обычно они скапливаются в крупных городах, где есть возможность жить, не работая, а паразитируя, и развлекаться. Такое сосредоточение субпассионариев приводит к громадному росту алкоголизма, ситуативной преступности, наркомании, стихийных беспорядков. Все это — следствия основной черты субпассионариев — неспособности контролировать свои вожделения, даже если их удовлетворение идет во вред себе и окружающим. Ну и, конечно, подавляющее большинство в социуме всегда, или почти всегда, составляют личности гармоничные, т. е. особи, пассионарный импульс которых равен по величине импульсу инстинкта самосохранения. Понятно, что ряды «маргиналов» пополняют первые и вторые.

          Так, к какой из этих категорий следует отнести Уайльда? К «гармоничникам» — вряд ли. К «субпассионариям»? Может быть. Учитывая периоды праздности и доказанные судом факты «непристойного поведения» и «оскорбления нравственности».

          Но я склонен назвать его пассионарием, хотя бы в силу созданных им литературных шедевров и целого направления в искусстве. Вряд ли на это сподобился бы хоть один субпассионарий. Примем это как рабочую гипотезу и вновь обратимся к Гумилеву, которым была предложена и более детальная классификация по признаку пассионарности.

          Высший уровень — жертвенный: человек без колебаний готов пожертвовать собственной жизнью. Примерами таких личностей являются Ян Гус, Жанна д'Арк, протопоп Аввакум, Александр Македонский, аятолла Хомейни.

          Несколько ниже лежит стремление к идеалу победы: человек вполне готов рисковать жизнью ради достижения полного превосходства, но идти на верную смерть неспособен. Это патриарх Никон, Иосиф Сталин и др.

          То же самое, но в меньшем масштабе, проявляется на следующем уровне — это стремление к идеалу успеха. Примеры: Леонардо да Винчи, А. С. Грибоедов, С. Ю. Витте. Это уровни перегрева, акматической фазы.

          Ниже идут уровни, наиболее характерные для фазы надлома, — это стремление к идеалу знания и красоты (то, что Л. Н. Гумилёв называл «пассионарность слабая, но действенная»). Тут за примерами далеко ходить не надо. Это все крупные учёные, художники, писатели, музыканты, и т. д.

          Для выхода из фазы надлома характерен второй уровень — поиск удачи с риском для жизни. Это искатель счастья, ловец фортуны, колониальный солдат, отчаянный путешественник, ещё способный рискнуть жизнью.

          Со снижением пассионарности, на смену им приходят другие — пассионарии, стремящиеся к благоустройству без риска для жизни. Большинство современных западных и российских миллиардеров относятся к этому типу.

          Должно быть, здесь нас заинтересуют «пассионарность слабая, но действенная» и «стремление к идеалу знания и красоты». И то, и другое очень «подходит» Уайльду. Блестящий острослов, литературный виртуоз и новатор, создавший практически из ничего, в поисках того самого «идеала знания и красоты», концепцию чистого «искусства ради искусства», никоим образом не подходил на роль «профессионального революционера».

           Обратим внимание на упоминание о фазах этногенеза. Вновь обращаясь к пассионарной теории, вспомним их характеристику:

Фазы этногенеза          1.    Фаза подъема — период стабильного повышения уровня пассионарного напряжения системы вследствие пассионарного толчка или генетического дрейфа.

          Примеры: Древнеримский суперэтнос VIII—VI вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос X—VIII вв. до н. э.; Византийский суперэтнос I—III вв.; Исламский (первый) суперэтнос VI—VII вв.; Западный (европейский) суперэтнос VIII—X вв.; Российский суперэтнос XIII—XV вв.

          2.    Фаза акматическая — колебания пассионарного напряжения в этнической системе после фазы подъема на предельном для данной системы уровне пассионарности.

          Примеры: Древнеримский суперэтнос V—III вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос VII—V вв. до н. э.; Византийский суперэтнос IV—VI вв.; Исламский (первый) суперэтнос VIII—IX вв.; Западный (европейский) суперэтнос XI—XIII вв.; Российский суперэтнос XVI—XVIII вв.

          3.    Фаза надлома — резкое снижение уровня пассионарного напряжения после акматической фазы, сопровождающееся расколом этнического поля.

          Примеры: Древнеримский суперэтнос II — I вв. до н. э.; Древнекитайский суперэтнос IV—III вв. до н. э.; Византийский суперэтнос VII—VIII вв.; Исламский (первый) суперэтнос X—XI вв.; Западный (европейский) суперэтнос XIV—XVIII вв.; Российский суперэтнос XIX—XX вв.
 
          4.    Фаза инерционная, или фаза инерции, — плавное снижение пассионарного напряжения этнической системы после фазы надлома.
 
          Примеры: Древнеримский суперэтнос I—II вв.; Древнекитайский суперэтнос II в. до н. э. — II в. н. э.; Византийский суперэтнос IX—XII вв.; Западный (европейский) суперэтнос XVII—XX вв.

          5.     Фаза обскурации — снижение пассионарного напряжения ниже уровня гомеостаза, сопровождающееся либо исчезновением этноса как системы, либо превращением его в реликт.

          Примеры: Древнеримский суперэтнос III—V вв.; Древнекитайский суперэтнос III—V вв.; Византийский суперэтнос XIII—XV вв.
 
          6.    Фаза мемориальная — состояние этноса после фазы обскурации, когда отдельными его представителями сохраняется культурная традиция. Память о героических деяниях предков продолжает жить в виде фольклорных произведений, легенд.

          Примеры: Тюркский суперэтнос: в долинах Горного Алтая живут потомки некогда могучих степных этносов (древних тюрок, найманов). Ныне они утеряли активность, но богатый былинный эпос говорит нам о былой славе этих народов. Византийский суперэтнос: фанариоты в Стамбуле.


          А в какой же фазе находилось британское общество времен Уайльда? Как сказано выше, Л. Н. Гумилев характеризует ее как «инерционную». Остановимся на фазе инерции.

          Инерцио́нная фа́за этногене́за — в Пассионарной теории — фаза, при которой пассионарное напряжение находится на уровне около оптимального значения и медленно снижается. Во время этой фазы господствует императив поведения «Будь таким, как я». Эта фаза этногенеза обычно характеризуется политической стабильностью и сопровождается экономическим и культурным расцветом.

          Действительно, Викторианская Англия, «Добрая старая Англия» целиком и полностью соответствует определению фазы инерции. Политическая стабильность? Да! Экономический и культурный расцвет? Тысячу раз — Да!!! И поведенческий императив — «Будь таким, как Королева Виктория!!!» Только вот Уайльд не захотел «Быть таким, как…». Может, и захотел, но не «таким, как королева Виктория». Видимо, не нашлось идеала «знания и красоты» в «Доброй Старой Англии».

          А что делает человек творческий, ищущий, но обладающий пассионарностью, может, и «действенной», но «слабой», не найдя идеала в «повседневности»? Скорее всего, выдумывает и «создает» свою «повседневность». Так сказать, «реальность под себя».

          И вот тут в ход может пойти все что угодно. И алкоголь, и опиум, и «мальчики», и даже «искусство ради искусства». А начиная жить по правилам своей «повседневности», он начинает нарушать правила «повседневности общественной». А вот этого ему и не прощают. «Общественность» не прощает.

          Причина успеха Уайльда — пассионарность чересчур «действенная» для «инерционной» фазы этногенеза, а причина гибели — пассионарность слишком слабая, для той же фазы. Угораздило его родиться не в свое время. Люди его склада более присущи фазе предыдущей — фазе надлома. И, наверное, получился бы из него блестящий шут и интриган. Любимчик и любовник какого-нибудь Карла Первого Стюарта.

          Трагический излом его судьбы — вознесение на вершину успеха и быстрое падение вниз, сопровождаемое громкими скандалами, — существенным образом повлиял на общественное мнение. Суд над Оскаром Уайльдом был очень похож на суд над Сократом. Можно однозначно утверждать, ни один из знаменитых на весь мир людей не был столь откровенно выраженным гомосексуалом "по форме и по сути", как Оскар Уайльд. Именно поэтому Уайльд по-прежнему актуален и современен и именно поэтому без всякой натяжки можно сказать, что Уайльд является гомосексуалом номер один новейшей истории. Его жизнь пришлась как раз на тот период развития культуры, когда только-только появилась грань, разделяющая гомо- и гетеросексуальное. Уайльд сыграл революционную роль, выразив и обозначив границы сущности гомосексуального начала. Если в то время прозвучавший над ним приговор суда вызвал озноб страха среди членов уже существовавших подпольных гомосексуальных сообществ, в наши дни суд над ним воспринимается как яркий эпизод, позволивший на весь мир заявить о существовании и в природе однополой любви — той реальности, которая утвердилась в современной жизни. Судьбу Оскара Уайльда можно назвать блистательной катастрофой, и после нее ни общественные мнения, ни частные суждения о природе нашего чувства уже никогда не будут такими, какими были до него.


При написании статьи автор использовал следующие источники (ред.):
http://www.peoples.ru/art/literature/wilde_oskar/
http://ru.wikipedia.org/wiki/Уайльд,_Оскар
http://ru.wikipedia.org/wiki/Пассионарная_теория_этногенеза


Александр Докукин
Первая редакция статьи поступила 22.08.2011
Вторая редакция — 27.08.2011


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить