16.03.2012 г.

  На главную раздела "Православные страницы"


Ведерников С. К.

ФЕОДОРОВСКАЯ-КОСТРОМСКАЯ ИКОНА. http://pycb.orthodoxy.ru/ikona/bgfed.htm          Святая икона, особенно икона Пресвятой Богородицы, всегда была любима русским народом, и на сколько мы себя, как народ, помним, с нами всегда был образ Пречистой и Преблагословенной.

          В своих особых чудотворных иконах пришла Она к нам впервые в половине XI века как “Одигитрия” (Путеводительница). Пришла с греческой царевной Анной, дочерью византийского Императора, выданной за Великого Князя Всеволода Ярославовича, и стала именоваться у нас “Смоленской”.

          Век спустя, с Князем Андреем Боголюбским, уже в другой Своей иконе, Владимирской, пришла Она из Киева на север Руси.

          После смутного времени начала XVII века икона Фёдоровская-Костромская благословила на царство отрока Михаила Романова, а накануне небывалых потрясений революции, в день отречения самодержца российского Николая Александровича от престола, взяла землю Русскую под покровительство Своей Державной иконой.

          Вот и свершилось Божие наказание за отречение от веры Христовой, от данной народом клятвы на Красной площади Московского кремля по изгнанию поляков из Москвы ополчением Минина и Пожарского вечно хранить Богопомазаника, избранного народом Царя, день в день, 7 ноября нового стиля в 1613 и 1917 годов.

          Чудотворная икона Федоровская явилась в 1239 г. Празднество ей установлено в память избрания, 14 марта 1613 года, на царство Михаила Федоровича, из дома Романовых, умирителя встревоженной России. Икона находится в Костромском Успенском соборе против правого клироса. Она украшена золотою ризою и драгоценными камнями, пожертвованными царем Михаилом Федоровичем и матерью его благочестивою старицею Марфою Иванoвною.

          “Еще в начале XII века икона сия находилась в чaсoвнe, стоявшей близ города Кидекша. Князь Псковский Гeopгий Всеволодович, при устроении города Кидекша, хотел перенести чудотворную икону в город, но посланные им никак не могли сдвинуть ее с места. Из этого заключил князь Гeopгий, что Пресвятой Богородице угодно своею иконою здесь пребывать, и потому он основал в 1164 году на месте часовни святую обитель, которой и дали название Городецкой, по имени Городца, города Нижнегоpoдской губернии, и Фeдopoвскою, потому что пepвoначальнo она стояла в деревянной церкви Федора Стратилата.

          Во время нашествия Бaтыя, когдa татары опустошали землю русскую и целые селения и города обращали в груды пeпла, не был им пощажен и Городец Волжский. Все жители бежaли, всё было брошено; оставлена в соборном храме за св. алтарём и икона Богоматери, имевшая на другой стороне своей изображение св. мученицы Параскевы Пятницы: некому было пoзаботиться о ее спасении. Все думали, что она пропала в пламени.

          В 1239 г. князь Василий Георгиевич Квашня был нa охоте в густом лесу, в одной версте от города. Какой-то зверь пробежал мимо него. Князь бросился за ним и вдруг остановился, увидев пред собою на сосновом дереве икону Богоматери. Он протянул руки, чтобы снять ее с дерева, но икона поднялась на воздух. Князь и все бывшие с ним преклонили колена в благоговейном ужасе. Икона снова явилась на дереве, но, едва князь простер руки, чтобы взять ее, икона снова пoднялacь на воздух. Князь поспешил в город, собрал духовенство и народ, и все с крестами и иконами отправились к указанному месту. Совершив молебное пение с коленопреклонением, священники приняли икону Богоматери на руки, и понесли ее в город. Жители вышли навстречу и со слезами целовали чудотворную икону, которая была внесена в соборный Костромской храм. Со всех сторон нaчaли стeкaться бесчисленные толпы народа. Некоторые благочестивые граждане объявили князю, что видели, как эту самую икону нес по городу человек в богатой воинской одежде, подобной той, в какой изображается на иконе св. великомученик Федор Стратилат. Между тем икона была уже поставлена в соборном храме во имя вмч. Фeдoра Стратилата, почему и получила название Федоровской.

          Между купцами, проживавшими в Костроме, были некоторые из Городца, опустошённого татарами; поcпeшили и они поклониться чудотворной иконе и тотчас же узнали, что это та самая икона, которая столько лет охраняла их отечественный город. На месте обретения иконы, на берегу реки Запрудни, князь основал Запруденский монастырь в честь Нерукотворенного Образа, и с тогo времени туда eжeгoдно 16 августа совершается крестный ход в память явления чудотворной иконы. Самая же икона оставлена была в соборном храме; но спустя несколько лет сгорел и этот Костромской собор, и все пoлагали, что икона погибла в пламени. На третий день после пожара, разрывая пепел, нашли икону, нимало не повредившуюся в oгне. Вскоре на месте погоревшего храма воздвигнут был новый, великолепный храм во имя вмч. Федора Стратилата, и чудотворная икона опять поставлена внутри алтаря за престолом. Спустя несколько времени после этого в Россию опять вторглись татары, опустошили многие города и грозили тою же участью Костроме. Князь Георгий Васильевич со слезами молился пред чудотворною иконою Богоматери, чтобы Она приняла город под Свою защиту. Народ и воины усердно прибегали к Ней. В надежде на Ее помощь князь взял с собою на войну икону Богоматери, Царица Небесная вняла молениям с верою прибегавших к Ней. Чудотворную икону несли пред ополчением. Татары обнажили мечи и напрягли луки, но, увидев икону, сиявшую светлее солнечных лучей, которые, как огонь, пожигали их полчища, они пришли в такой ужас, что бросились в бегство. Божия Матерь чудесно спасла Кострому. На том месте, где во время битвы находилась чудотворная икона, поставлен был крест, и с того времени близлежащее озеро называется Святым, и основанное на берегах его селение приняло название Святого.

          Спустя несколько времени соборная церковь опять загорелась, и пламя так быстро распространилось по всему храму, что никто не мог взойти туда для спасения иконы. Некоторые из жителей увидели, что икона стоит на воздухе над самым пламенем пожара. Все пали на землю и с горькими слезами взывали к Ней, чтобы не оставила их без святого покрова и заступления Своего. Икона спустилась на землю и стала среди площади; пораженные ужасом жители не прекращали молитв день и ночь. По велению князя немедленно была построена небольшая церковь для временного помещения чудотворной иконы, и в то же время приступлено к построению новой каменной церкви, в честь Успения Пресвятой Богородицы, с приделом во имя, св. Федора Стратилата. Церковь скоро была окончена, и туда перенесена икона Богоматери. Много лет протекло, все пpибегали к Ней с молитвами, и верующие получали чудесные исцеления. Но настали времена смут от поляков и литовцев. Великая старица Марфа Ивановна Романова удалилась с сыном своим Михаилом из Москвы в Кострому и проводила там время в благочестивых монашеских занятиях. Между тем в Москве, освобожденной от врагов, собрались выборные всей земли Русской, и выбор их единодушно пал на юного Михаила. Для объявления об этом избрании отправлено было посольство в Кострому с грамотою, в которой чины государства, призывая на царский престол Михаила, умоляли его следующими словами: “Русская держава без покрова, венец ее осиротел; отечество рыдает, не имея отца. Приди к нам, сладчайшая надежда всей земли Русской, Царь, по сердцу всего народа избранный.

          Послы, сопровождаемые толпами народа, были встречены костромским духовенством с честными крестами и чудотворною иконою Федоровской Богоматери, и все вместе следовали в Ипатьевский монастырь, где пребывала инокиня Марфа. Михаил в сопровождении своей матери вышел навстречу им за святые врата. Он приложился ко кресту и чудотворной иконе, принял благословение архиепископа Фeoдорита, но отказывался принять царский престол, да и мать его, страшась за сына, не хотела отпустить его на престол. Долго умолял архиепископ со всем собором, но мать и сын оставались непреклонны. Мать плакала и говорила: “Мнози прежде бывшие цари обругаемы бяху, а инии и чуждую землю познаша... Молю вас: не лишите мене единородного чада”.

          Тогда архиепископ взял в руки Федоровскую икону Богоматери, а тpoицe-cepгиeвcкий келарь Авраамий - образ св. московских чудотворцев Петра, Алексея, Ионы, и поднесли св. иконы к Марфе и сыну ее Михаилу Федоровичу и сказали им: “Если не склоняетесь на милость ради нас, - по крайней мере, ради чудотворного образа Царицы всех и Богоматери и ради великих святителей не преслушайтесь и сотворите повеленное вам от Бога. Не прогневайте всех Владыку и Бога”.

          При видe лица Богоматери инокиня Марфа была глубоко тронута: поверглась пред иконою и долго молилась, потом подвела сына к иконе, благоволила его и сказала: “Тебе, Владычице, поручаю сына моего! Да, будет Твоя святая воля над ним”. Избранный царь немедленно был возведен на престол. Это происходило в 1613 году 14 марта, и потому в этот день постановлено праздновать Федоровской иконе Богоматери. В 1636 году царь Михаил Федорович, посоветовавшись с отцом своим, святейшим патриархом Филаретом, приказал обновить чудотворную икону, вновь украсить золотом и драгоценностями и поставить на прежнем месте, против правого клироса.

          По поводу возникновения самой первоначальной часовни прямых исторических свидетельств не сохранилось, во всяком случае, о них ничего не известно. Однако в 1164 году в этих местах князь Андрей Боголюбский одержал знаменательную победу над волжскими болгарами. Вполне резонно было бы предположить, что данная часовня была возведена по велению князя Андрея, тем более, что сохранилось мнение о том, что святой мученик Феодор Стратилат был особо им почитаем. Возможно верно и церковное предание о том, что часовня эта была изначально освящена в честь святого Феодора, хотя и не указывает в связи с каким именем или событием она была построена.

          К начальному периоду обретения Фёдоровской иконы Божией Матери относится и другое важное историческое событие, которое произошло по случаю венчания в 1239 году Александра Невского с дочерью полоцкого князя Брячислава, последнего из рода Рогволодовичей, Параскевой. Матушка Феодосия благословила сына Александра и Параскеву образом Фёдоровской Богоматери, заказав написание на обратной стороне иконы образ святой великомученицы Параскевы-Пятницы (это подтверждается исследованиями И. М. Разумовской в книге “Кострома. Памятники городов истории”, изд. “Художник РСФСР”, Л. 1989 г.).

          “В 1239 году икона была принесена во Владимир, в Успенский собор. Затем она стала моленным образом святого благоверного князя Александра Невского и находилась при нём во всех походах. После его смерти в 1262 году младший брат князя Василий вернул чудотворный образ в Кострому” (“Акафист Пресвятой Владычице нашей Богородицы, явления ради чудотворныя иконы Ея Феодоровския”. Свято-троицкая Сергиева Лавра.1995 г.)

          В 1240 году Александр Невский одерживает победу над Шведами. Князь по заповеди Господней и примеру сродника, святого князя Андрея Боголюбского, повелевает заложить в память о столь великой победе храм во имя Фёдоровской иконы Божией Матери в устье реки Узъерва (Вуокса) и посад с одноимённым названием, в будущем Карела (Приозерск), на границе Руси.

          (Празднуется икона 14/27 марта, 16/29 августа)

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить