Русская Православная Церковь под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы
04.05.2011 г.

  На главную раздела "Православные страницы"


Московский Патриархат

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия

Кафедра церковной истории

 

Русская Православная Церковь

под игом богоборческой власти в период с 1917 по 1941 годы

 
Губкин Олег

 

 

Санкт-Петербург

2006


 


Введение

 

С неимоверным трудом, буквально по крупицам, приходится ныне восстанавливать картину
поистине беспрецедентных в истории Церкви гонений на христиан, бывших в России после 1917 года.
Многие документы исчезли или подверглись тенденциозной идеологической обработке.
Тем не менее, работа продолжается.

Алексий II, святейший Патриарх Московский и Всея Руси.
 


В 1917 году в России произошел октябрьский переворот, в результате которого к власти в стране пришло коммунистическое правительство. Ее особенностью был ярко выраженный богоборческий антирелигиозный характер. Причиной этого являлась атеистическая идеология, принципиально отвергавшая религию. Неудивительно, что сразу после своего прихода к власти коммунисты начали широкомасштабную и бескомпромиссную борьбу с религией. Самый сильный удар обрушился на Русскую Православную Церковь, как доминирующую на территории России.

В XX веке Церковь в России подверглась самым страшным гонениям, которые когда-либо обрушивались на христиан. Советской власти было необходимо уничтожить Православную Церковь, так как сам факт ее существования опровергал основы марксисткого мировоззрения. Таким образом, уничтожение РПЦ было важнейшей идеологической задачей богоборческой власти. Тот факт, что Церковь выстояла и победила в этой борьбе, можно объяснить лишь с учетом Промысла Божия. Вместе с тем, как учат Св. Отцы, “Бог спасает нас не без нас” и без подвижников, готовых отдать жизнь за свою веру, Поместная Церковь в России была бы уничтожена. Имена святых Патриарха Тихона, митроп. Владимира (Богоявленского), митроп. Вениамина (Казанского), митроп. Петра (Крутицкого), архиеп. Луки (Войно-Ясенецкого), прот. Петра Скипетрова, прот. Философа Орнатского и других новомучеников и подвижников РПЦ XX века бесконечно дороги сердцу каждого русского православного человека. Именно эти люди сумели сохранить и передать нам самое ценное сокровище — православную веру.

Актуальность работы. Очевидно, что подробное изучение истории гонений на РПЦ в XX веке и подвигов ее защитников совершенно необходимо для каждого православного россиянина. Это имеет как духовно-назидательную, так и практическую ценность, поскольку нельзя исключать возможность новых гонений. Отсюда вытекает религиозно-нравственная актуальность данной работы. В связи с крахом Советского государства стали известны факты широкомасштабной и последовательной репрессивной политики коммунистической власти против Церкви. Ряд современных исследований проливают свет на эти события. Однако многое остаётся неизвестным и сейчас, тема полностью не разработана до сих пор. Многие источники стали доступны лишь в последнее время. Авторы имеющихся трудов часто пользуются разными источниками, что приводит к расхождениям (особенно это касается статистических данных). Наконец, исследователи постоянно расходятся в оценках поведения церковных деятелей той эпохи (полемика между Зарубежной и Русской Православными Церквями). Отсюда и вытекает научная актуальность работы.

Особый интерес представляет сопоставление данных из всех имеющихся в наличии источников и исследований, что в известной мере поможет избежать тенденциозности. Очень важно также обозначить чёткую статистическую схему репрессий в указанный период. Нужна единая “система координат”, с помощью которой удалось бы решить поставленные задачи.

Цель работы. Автор видит свою основную цель в том, чтобы дать систематическое представление об истории РПЦ в период 1917—1941 гг., об ее положении в условиях жесточайших гонений, когда антихристианская власть попыталась полностью уничтожить Церковь, казалось, не имевшую в своём распоряжении никаких серьёзных средств защиты, но всё же выстоявшую перед лицом самых страшных в истории христианства гонений.

 

Задачи работы:

- показать тесную взаимосвязь между духовным кризисом российского предреволюционного общества и возможностью репрессий против Церкви в Советском государстве, когда формально православный народ в целом равнодушно отнёсся к гонениям на Церковь;

- проанализировать основные тенденции в репрессивной политике государства против Церкви в условиях строительства коммунистического общества и в связи с этим выделить основные этапы гонений, составить их периодизацию;

- охарактеризовать тактику действий, которую осуществляло священноначалие Церкви по отношению к атеистическому государству, выяснить, была ли ей альтернатива в тех условиях;

- изучить репрессивную политику Советской власти по отношению к Русской Православной Церкви, проследить общий ход гонений и судьбы виднейших церковных деятелей того времени, привести статистические данные по этим событиям;

- указать причину победы Церкви в борьбе с безбожной властью, причины смягчения репрессий в конце изучаемого периода, подвести итоги гонений этого времени, выяснить значение этих событий для Русской Православной Церкви.

Хронологические рамки работы: 1917—1941 гг. Первая дата, естественно, обусловлена Октябрьским переворотом, приходом большевиков к власти и началом антирелигиозной политики государства. Вплоть до 1941г. Советская власть целенаправленно пыталась идеологически и физически уничтожить Церковь, используя для этого эффективную карательную машину. С началом войны интенсивность репрессий резко снизилась и через некоторое время государство даже пошло на реальную нормализацию отношений с Церковью (фактически это было поражение идеологии атеизма). Впоследствии в истории СССР уже не было столь жестоких гонений на Церковь. В соответствии с этим и взяты данные хронологические рамки.

Источники. При написании работы автор опирался на разнообразную источниковую базу. Имеющиеся источники можно разделить на три части.

Во-первых, это документы, представляющие официальную позицию РПЦ, как-то: Деяния Поместного Собора РПЦ 1917—1918 гг.; изданные Высшим Церковным Управлением и нижестоящими церковными инстанциями постановления. Часть этих материалов была опубликована в церковной печати изучаемого периода, например, в “Журнале Московской Патриархии”. Другие же содержатся в ряде недавно опубликованных сборников, например: “Деяния Священного Собора Российской Православной Церкви” (10 тт., М., 1994–2000), “Акты Святейшего Патриарха Тихона” (М., 1994) и так далее (см. список литературы).

Во-вторых, к числу основных источников относятся документы и материалы, изданные высшими и местными органами управления Советской власти. К данным властным структурам относятся Политбюро, Секретариат ЦК РКП(б), Антирелигиозная комиссия (АРК) при ЦК РКП(б), ЧК – ГПУ – НКВД. Здесь же следует назвать ведомства, прямо осуществлявшие политику Советского государства по отношению к РПЦ. Это 7-й “ликвидационный” отдел Народного Комиссариата юстиции РСФСР, постоянные комиссии по культовым вопросам при Президиуме ВЦИК и ЦИК РСФСР, административные отделы исполкомов Советов на местах. Эти источники находятся в ряде сборников, таких как: Русская Православная Церковь в советское время. Материалы и документы. Сборник. / Сост. Штриккер Г. Книга 1. М., 1995. Русская Православная Церковь и коммунистическое государство 1917—1941 гг. Документы и фотоматериалы. / Сост. Васильева О. М., 1996, и других (см. сборники, указанные в предыдущем абзаце и список литературы).

Сюда же следует отнести источники, отражающие гонения, направленные против конкретных лиц: духовенства и мирян. Это, например, книги “Материалы по церковному движению 1922–1929 годы” (Б/м), “Бутовский полигон. Книга памяти жертв политических репрессий” (части 1-2, М., 1997–1998), “Душу не погублю. Исповедники и осведомители в документах” (составитель В. Королёв. М., 2001) и другие. О репрессиях на епархиальном уровне рассказывается в трудах “Симбирская Голгофа 1917–1938 годы (Симбирск, 1996), “Мученики и исповедники Оренбургской епархии” (Саракамыш, 1999), “Санкт-Петербургский мартиролог” (Редактор прот. В. Сорокин, СПб., 2002) и другие. Здесь помещены ценнейшие сведения о судьбах конкретных подвижников.

В-третьих, в отдельную категорию следует выделить источники мемуарного характера, а также сочинения государственных и церковных деятелей изучаемого периода. Здесь исторические деятели выражают свою личную позицию по отношению к происходящим событиям.

Со стороны Церкви исключительный интерес представляет труд митр. Мануила (Лемешевского) “Русские Православные иерархи периода с 1893 по 1965 гг.” (Erlanger, части 1-6, 1979–1989), в котором собраны ценнейшие, во многом уникальные сведения о судьбах архиереев РПЦ в данный период. Хотя эта работа написана во времена Советской власти, в ней “эзоповым языком” говорится о репрессиях против епископата РПЦ.

Сюда же относятся сочинения таких авторов, как митр. Вениамин (Федченков) “Мои воспоминания” М. 1994, митр. Евлогий (Георгиевский) “Путь моей жизни” М. 1995, протопр. Зеньковский В., “Пять месяцев у власти” М. 1996, свщмч. Иувеналий (Масловский) “Письма из лагеря” (М., 1995), Краснов-Левитин “Лихие годы” (ИМКА-Пресс, 1997), Б. Рассел “Теория и практика большевизма. Визит в Россию (М., 1991), архим. Феодосий (Алмазов) “Записки Соловецкого узника” (М., 1997) и многие другие (см. список литературы). Важные сведения о поведении православных христиан в сталинских лагерях содержатся в книгах А. Солженицына “Архипелаг Гулаг” и В. Шаламова “Колымские рассказы”.

Со стороны Советской власти здесь следует назвать сочинения Ленина, Сталина, Троцкого, Дзержинского и других руководителей страны. Сюда же можно отнести многочисленную антирелигиозную литературу, вышедшую в свет в 1917—1941 гг. Это сочинения А. В. Луначарского, Е. М. Ярославского, П. Г. Смидовича и других (см. список литературы). Публиковались эти труды как в общей советской прессе, так и в специальных антирелигиозных изданиях, как например: “Безбожник у станка”, “Безбожник” и других. Вышло также огромное количество отдельных антицерковных книг и брошюр.

Следует отметить, что ежегодно в научный оборот входит большое количество новых наименований источников и литературы. Это приводит к постоянному уточнению многих недостоверных и спорных положений.

Историография. В настоящее время для изучения стало доступно огромное количество литературы о гонениях против РПЦ в 1917—1941 гг. Данная тема вызывает огромный интерес как светских, так и церковных ученых. В предлагаемом историографическом обзоре автор не ставил задачей перечислить все известные работы по данной теме, но попытался дать представление об основных направлениях, сложившихся в историографии, указав важнейшие труды, вышедшие в свет.

Имеющиеся труды естественно рассматривать в 2-х разделах: светская и церковная историография. Каждое из этих направлений также следует дифференцировать по времени и пространству.

По времени. Известно, что в советскую эпоху в России не было никакой свободы слова и совести. Поэтому как церковные, так и светские авторы не могли, даже если и очень хотели, писать правду. Самое большее, что могли сделать честные историки того времени, — писать иносказательно, надеясь, что читатель найдет спрятанную “между строк” истину. Например, в курсовом сочинении прот. А. Иванова “РПЦ в 1917—1958 гг.” (ЛДА, 1958) автор сумел рядом намеков рассказать об аресте Патриарха Тихона, о чем тогда запрещено было даже упоминать. После крушения Советского режима стало возможным написание правдивых церковно-исторических трудов и в России.

В связи с развалом Советского Союза историки в нашей стране получили возможность писать правду, получили доступ к государственным архивам и смогли подвести серьёзную документальную базу под исследования о гонениях на Церковь в СССР, тогда как до этого историки вынуждены были довольствоваться крайне скудными и недостоверными источниками

По пространству. Здесь имеется в виду отечественная и зарубежная историография. Если в СССР создание правдивых исторических трудов было почти невозможно, то за рубежом уже тогда выходили объективные сочинения о положении РПЦ в Советской России. Хотя имевшаяся информация была обрывочной и зачастую недостоверной, ценность этих трудов заключалась в том, что уже в ту эпоху в наличии были более-менее объективные сведения о гонениях на РПЦ.

Периодизация историографии. Здесь можно выделить два периода: “пред-архивальный” и “пост-архивальный” (термин ввел Арто Луукканнен). В связи с развалом Советского Союза историки получили доступ к государственным архивам. Это позволило подвести серьёзную документальную базу под исследования о гонениях на Церковь в СССР, тогда как до этого историки вынуждены были довольствоваться крайне скудными и недостоверными источниками

Церковная историография советского периода. Хотя в Советском Союзе Церкви было крайне затруднительно осуществлять издательскую деятельность, все же ей удалось выпустить ряд достойных внимания трудов по истории РПЦ в XX в. Несмотря на жесткую цензуру, из этих сочинений можно почерпнуть полезную информацию. Здесь можно назвать работы Иванова А. “Русская Православная Церковь в 1917—1957гг.” (ЛДА, 1958), Шишкина А. “Русская Православная Церковь после революции” (ЛДА, 1959), Павлова С. “Очерк истории Русской Православной Церкви в период восстановленного Патриаршества” (ЛДА, 1982).

Огромное значение в это время имели труды церковных авторов за пределами Советского Союза. О положении РПЦ в Советской России правдиво писали православные авторы западноевропейского экзархата РПЦ, представители других Поместных Церквей. Сюда относятся труды таких авторов, как Регельсон Л. “Трагедия Русской Церкви” (ИМКА-Пресс, 1976) и другие (см. список литературы).

Русская Православная Церковь за рубежом также внесла вклад в изучение гонений на Церковь в СССР. Несмотря на некоторую тенденциозность, выражающуюся в критике Московского Патриархата, труды историков-зарубежников долгое время оставались единственными источниками, дающими достоверную информацию о гонениях на Церковь в Советской России. Так работа прот. Михаила Польского “Новые Мученики Российские” (Джорданвилль, том 1-й, 1949, том 2-й, 1957) является первым систематическим описанием гонений на РПЦ в XX веке и не потеряла своей ценности до сих пор. Интересен труд В. Степанова (Русака) “Свидетельство обвинения. Церковь и государство в Советском Союзе” (Нью-Йорк, 1987), а также ряд других (см. список литературы).

Исключительно большое значение сохраняет до сих пор сочинение прот. Димитрия Константинова “Гонимая Церковь” (1-е английское издание — Нью-Йорк, 1967 г., 1-е русское издание — Нью-Йорк, 1999). Этот труд, возможно, является лучшим в описании положения РПЦ под игом Советской власти. Здесь же можно назвать книгу архиеп. Иоанна (Шаховского) “Русская Православная Церковь в СССР” (Нью-Йорк, 1956) и анонимное сочинение “Епископы-исповедники” (Сан-Франциско, 1971), в котором даны биографии ряда епископов, пострадавших во время гонений.

Церковная историография новейшего периода. После развала СССР церковные авторы наконец-то получили возможность писать без идеологических ограничений. Современные церковные писатели уделяют большое внимание теме гонений против РПЦ в XX веке. Здесь следует назвать труды прот. Цыпина В. “История Русской Православной Церкви в 1917—1991 гг. ” (М., 1991) и “История Русской Православной Церкви в 20 веке” (М., 1997), — фундаментальные работы, выражающие официальную позицию РПЦ. Сочинение Поспеловского Д. В. “Русская Православная Церковь в 20 веке” (М., 1995) является одной из основополагающих работ по этой теме. Автор использовал богатую источниковую базу, ввёл в обращение неизвестные ранее материалы. Ещё одним капитальным трудом является коллективная монография “История Русской Православной Церкви”, том 1-й, 1917—1970 годы (СПб., 1997). Следует упомянуть интересную работу прот. Георгия Митрофанова “История Русской Православной Церкви в 1900—1927 годах” (СПб., 2002), в которой даётся систематическое описание гонений, основанное на первоисточниках.

Из сочинений, затрагивающих более узкие темы, в первую очередь следует назвать многотомник игумена Дамаскина (Орловского) “Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви XX века” (Тверь 1995–2003, книги 1-7). На основе документов карательных органов Советской России, используя только проверенную информацию, автор рассказывает о трагических судьбах сотен подвижников РПЦ. Этот труд может быть положен в основу для составления Житий святых.

В свет за последние полтора десятилетия вышло множество серьезных книг на изучаемую тему. Из наиболее интересных сочинений можно назвать работы Нечаева М. Г. “Красный террор и Церковь на Урале” (Пермь, 1992), Вострышева М. И. “Святитель Тихон” (М., 1994), Сокуровой О. Б. “Священномученик митрополит Пётр (Полянский)" (СПб., 1997) и другие (см. список литературы). Помимо них следует отметить ряд трудов, вышедших в конце 1990-х – начале 2000-х годов в Спб ДАиС, — сочинения свящ. Румянцева Д., свящ. Бодягина К., свящ. Урбановича В., Фирсова А., Лихачёва В., Бадмаева Н. (см. список литературы), представляющие интерес с точки зрения введения нового материала и как обобщающие труды.

Итогом трудов церковных исследователей по изучению истории гонений на РПЦ в XX веке стала канонизация Новомучеников и Исповедников Российских на Архиерейском соборе 2000 г. На этом соборе было прославлено Мучеников и Исповедников в десятки раз больше, чем за всю предыдущую историю Православия в России. Следует отметить, что на этом соборе было канонизовано больше святых, чем за XVII–XIX века вместе взятые. Почти все эти святые пострадали от гонений на Церковь в период 1917—1941 гг. Деяния собора зафиксированы в специальном сборнике докладов и документов.

Светская историография советского времени. После прихода к власти в России большевиков в стране началась богоборческая антицерковная кампания, продолжавшаяся до самого падения безбожной власти. В 20–30-е гг. антирелигиозная истерия достигла предела. Советская печать обвиняла православных христиан в самых страшных злодеяниях “против трудового народа”. Типичными для этого времени можно назвать работы Кандидова Б. “Церковь и Гражданская война” и “Церковь и Революция” (вышли в 1930 и 1931 гг. соответственно). Сюда же относятся многочисленные опусы печально знаменитого проповедника атеизма Е. Ярославского (Губельмана). Положение изменилось в связи с началом Великой Отечественной войны. В связи с тяжелым положением страны Сталин решил нормализовать отношения с РПЦ. Это отразилось и в печати: тон советской прессы по отношению к Церкви стал гораздо более сдержанным, за ней стали признаваться определенные заслуги перед народом. Эта тенденция сохранилась до начала “хрущевских гонений”, когда советские историки вновь подвергли Церковь ожесточенной травле. Пример: Плаксин Р. Ю. “Крах церковной контрреволюции 1917–1923 гг.” М., 1968.

С началом “эпохи застоя” положение относительно стабилизировалось. Наряду с разгромно-обличительными поделками (например, книги известного борца за атеизм Белова А. В.) в это время встречаются серьезные труды, авторы которых пытаются, несмотря на цензуру, объективно изучить церковную историю. К этой категории можно отнести коллективную монографию “Русское Православие: вехи истории” (М., 1989). Однако в целом до самого развала СССР отношение к Церкви у советских историков продолжало оставаться отрицательным.

Иностранные авторы также внесли вклад в изучение репрессий против РПЦ в XX веке. Здесь можно назвать классические труды Джона Куртиса “Russian Church and Soviet Statement in 1917–1945 years” (Boston, 1965), Вильяма Флетчера “Russian Ortodocs Church in 1917–1970” (Oxford, 1971) и другие (см. список литературы). Впрочем, авторы этих работ основывались на данных зарубежников и Западноевропейского экзархата и поэтому их труды являются изложением уже известного русскоязычному читателю материала. Поэтому данные сочинения имеют значение постольку, поскольку знакомят западного читателя с историей гонений на РПЦ в XX веке.

Светская историография нового периода. Крах СССР ознаменовал собою полный провал антирелигиозной политики коммунистического государства и несостоятельность советской идеологии в целом. В результате многие историки пересмотрели свою мировоззренческую позицию. Типичным здесь можно назвать эволюцию известного историка Алексеева В. А., критиковавшего Церковь в своих ранних трудах и защищавшего ее в более поздних сочинениях.

В 90-е годы появилась целая плеяда молодых талантливых ученых, разрабатывавших проблематику отношений Церкви и власти в советский период. Здесь можно перечислить имена таких видных историков, как Васильева О. Ю., Кашеваров А. И., Фирсов С. Л., Шкаровский М. В. и другие (см. список литературы). Эти авторы являются либо верующими, либо сочувствующими Церкви людьми, их труды написаны на серьезном научном уровне и достаточно объективны, в них использованы архивные данные, ставшие доступными в последнее время. С большим тактом эти авторы разбирают сложные проблемы церковной истории XX века.

Особенно следует отметить блестящий труд Одинцова М. И. “Русская Православная Церковь в XX веке” М., 2002. Здесь разработан курс преподавания истории РПЦ в XX веке и представлен огромный (более 1000 наименований) список литературы на данную тему.

В 1990-е годы и на Западе появились новые, представляющие большой интерес труды “Religious policy in the Soviet Union” (Edited by S. P. Ramet. Cambridge 1993), Arto Luukkanen “The Religious policy of the Stalinist state” (Helsinki, 1997). В этих работах широко использованы недавно открытые архивные данные, что придаёт им большую историческую ценность.

Периодизация гонений. Советское государство, желая уничтожить РПЦ, тем не менее не смогло сделать это сразу по приходе к власти. Большевики, несмотря на свое желание уничтожить Церковь как носительницу враждебной идеологии, были вынуждены учитывать настроения в народе и мнение мирового сообщества.

В связи с этими обстоятельствами репрессивная политика государства против Церкви была достаточно сложной и изощренной. Периоды интенсивных гонений сменялись относительно благополучным временем и наоборот. Но приостановление гонений всегда было только тактическим маневром: Советское государство стремилось уничтожить Церковь вплоть до своего развала.

Историки предложили ряд периодизаций в гонениях против РПЦ в СССР. Так прот. И. Мейендорф и В. Мазар писали о 1917–1941 годах как эпохе преследования верующих. Г. Штриккер выделял три этапа: 1917–1941, 1941–1953, 1953–1988 гг. Российский исследователь М. Одинцов выделял лишь два периода: 1917–1941и 1941–1985 гг. Однако это общая периодизация, не отражающая важных этапов гонений.

В целом удачной, на наш взгляд, является периодизация, предложенная М. Крапивиным, который выделяет следующие периоды:

1) Церковь и большевистская революция (1917–1920гг.),

2) религиозный НЭП (1921–1927 гг.),

3) воинствующее безбожие и большевистский террор (1928–1941 гг.)

Однако эта периодизация не совсем точна и недостаточно подробна.

Известный Санкт-Петербургский историк А. Кашеваров выделяет “ключевые” этапы: 1917–1920, 1929–1932, 1941–1945 годы. Несмотря на выделение важнейших моментов в гонениях против РПЦ, эта периодизация, очевидно, является неполной.

Что касается церковной историографии, то в ней пока нет четкой и научно обоснованной периодизации истории Церкви данного периода. За основу деления часто берутся такие события как смерть патриарха, проведение Поместного собора, что не всегда соответствует периодам церковной истории.

В целом автор принимает периодизацию, предложенную М. Крапивиным, однако считает необходимым несколько уточнить ее и сделать более подробной. Мы основываемся на представлении, что в истории отношений Церкви и государства в Советской России чередовалось периоды интенсивных гонений и относительного спокойствия. Советское государство и Церковь не могли мирно сосуществовать в принципе, так как их мировоззренческие позиции диаметрально противоположны и взаимоисключающи.

Церковь и Государство во время Гражданской войны. Первый период интенсивных гонений (1917–1920 гг.) В это время большевики, согласно учению Маркса, искренне верили, что Церковь, как идеологическая “надстройка” эксплуататорского общества, исчезнет сама собой с разрушением последнего. Для этого надо лишить ее поддержки государства. В соответствии с этим было проведено отделение Церкви от государства, она лишилась элементарных гражданских прав, произошел ряд прямых репрессий, осуществлялись пропагандистские кампании. На Церковь обрушился ряд мощных, но непоследовательных ударов. Она смогла выдержать “кавалерийские атаки” этого времени.

Первый период относительной стабилизации (1921–1928 гг.) В этот период большевики были вынуждены временно отказаться от широкомасштабных репрессий против Церкви. Теперь они сделали ставку на развал Церкви изнутри, провоцируя и поддерживая расколы внутри нее (обновленчество и “расколы справа”). Не добившись этой цели, коммунисты попытались взять под контроль кадровую политику Церкви. Священноначалие было вынуждено пойти на это, чтобы сохранить Церковь от полного уничтожения. Но главное — Литургическая жизнь Церкви — было сохранено.

Второй период интенсивных гонений (1929–1933 гг.) В связи с коллективизацией и индустриализацией государство попыталось разгромить Церковь. При этом главную роль играли репрессивные меры. Церкви был нанесен тяжелый урон, однако полностью уничтожить ее коммунистическому государству не удалось.

Второй период относительной стабилизации (1934 г.) Из-за сопротивления верующих и международного резонанса Советское государство временно приостановило активные гонения против РПЦ. Однако перерыв был очень недолгим.

Третий период интенсивных гонений (1935–1938 гг.) Это было время самых страшных испытаний для РПЦ. За всю историю христианства не было гонений, которые по своему размаху были бы сопоставимы с гонениями на Русскую Церковь в эти четыре года. Советское государство решило полностью уничтожить религиозную жизнь на своей территории. Именно в это время РПЦ как организованная структура была почти полностью разгромлена. Начало Второй мировой войны, без сомнения, было промыслительным для РПЦ и спасло ее от полного уничтожения.

Третий период относительной стабилизации (1939 год — 1-я половина 1940 года) В связи с началом Второй мировой войны и с захватом СССР западных территорий репрессии против Церкви резко сократились: власти надо было сначала утвердиться на завоеванных землях, где Православие было верой большинства населения. К тому же власть, в преддверии вступления в войну, нуждалась в консолидации общества, для чего использовала и РПЦ. Но и это была очередная тактическая пауза в гонениях, необходимая для подготовки новых репрессий.

Начало четвертого периода гонений (сер. 1940 — сер. 1941 г.) Не подлежит сомнению, что коммунистическое государство не оставило намерения уничтожить Церковь и в это время. С середины 1940 г. маховик репрессий вновь стал набирать обороты. Лишь начало войны и кардинальное изменение ситуации вынудило Советскую власть начать с Церковью мирный диалог.

Структура работы. Работа состоит из введения, 3-х глав и заключения. Принцип деления работы хронологический, в соответствии с периодами государственно-церковных отношений.

1 глава. Церковь и государство в период гражданской войны (1917–1920 гг.) Эта глава полностью посвящена времени Гражданской войны, первому периоду интенсивных гонений на РПЦ.

2 глава. “Религиозный НЭП”. Церковь и государство в 1921–1928 гг. Эта глава посвящена первому периоду относительной стабилизации в отношениях Церкви и Советского государства, когда прямые репрессии сменились попытками власти сначала разложить Церковь изнутри, а после неудачи этого плана, — взять ее под полный контроль.

3 глава. Тотальная война против Церкви в 1929–1941 гг. Эта глава посвящена второму, третьему и началу четвертого периода гонений на Церковь и периодам временной стабилизации между ними. По сути дела, это был один большой этап гонений против РПЦ Советского государства, который включает в себя несколько периодов затишья. Это время, когда власть пыталась полностью уничтожить Церковь. В 1941 г. заканчивается одна и начинается другая эпоха в истории РПЦ.

Таким образом, 3 главы работы соответствуют 3-м основным этапам государственно-церковных отношений в период 1917–1941 гг.

Так как работа посвящена репрессивной политике Советского государства против РПЦ, то прямо не относящиеся к истории гонений события церковной жизни в ней затрагиваются лишь косвенно.

 

Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить