25.04.2010 г.

  На главную раздела "Сапунов Борис Викторович"


 

Б.В.Сапунов , доктор исторических наук,
участник Великой Отечественной войны

 

 

        Национальный вопрос всегда имел большое значение в истории всех государств. Особенно тех, население которых было в большой степени полиэтническим и поликонфессиональным. В истории нашей Родины на всех этапах ее существования, начиная с Древней Руси , Московского царства , в Российской империи , наконец, в СССР, этой проблеме уделялось много внимания. Естественно, что в годы крупных социальных потрясений разного характера, как то: войны, революции и иные конфликты, национальные проблемы начинали приобретать катастрофический характер.

       Автору данной статьи, как историку русской культуры, постоянно приходилось сталкиваться с проблемами национальных взаимоотношений, проявляющихся в области культуры. Со статьями на эту тему он не раз выступал в СМИ. Эта сложная проблема снова возникает в наши дни и привлекает общественное мнение. Ее можно объяснить двумя причинами. Во-первых, сепаратизм, приводящий к кровавым актам терроризма, нуждается в активном противодействии. А так же в изучении причин, его порождающий. Во-вторых, юбилей Победы заставляет обратить внимание на восприятие проблемы национальных взаимоотношений на фронтах Великой Отечественной войны, в которой принимали активное участие миллионы солдат и офицеров разных национальностей и разных религий. Сколь мне известно, этот вопрос еще не получил достаточного освещения в СМИ.

       Я не знаю точных цифр, которые бы отразили конфессиональный состав фронтовиков Великой Отечественной войны. Тогда таких вопросов нам и не задавали. По личным наблюдениям и из разговоров с другими фронтовиками могу смело утверждать, что подавляющая масса внутренне считала себя православными людьми. На втором месте с большим отрывом следует поставить мусульман. Представители других конфессий были крайне малочисленны.

       Автор хорошо понимает, что некоторые критики будут утверждать, что писать статью, затрагивающую столь сложную тему без официальных статистических данных крайне рискованно. Поэтому выводы автора могут носить субъективный характер. Но им можно возразить, что и в капле океанской воды отражается структура океана. С другой стороны, хорошо известно, что любую статистику всегда можно легко подогнать под заранее поставленную задачу. А человеческая память фиксирует подлинную картину событий. Потому личные впечатления в определенной мере могут реконструировать ушедшую в прошлое реальность.

       Не секрет, что на фронтах Великой Отечественной войны сражались бок о бок с русскими многие тысячи, если не сотни тысяч представителей разных национальностей и конфессий Советского Союза. В окопах и блиндажах, в землянках, когда каждый думал, что он прожил свой последний день, фронтовики были предельно откровенны, вынося на суд сослуживцев сокровенные мысли. Каждый вспоминал свой дом, родных, годы семейной жизни, домашний быт. Должен сказать с полной ответственностью, что я ни разу не слышал антирусских и иных националистических выступлений со стороны лиц из национальных республик. Иногда имели место взаимные подшучивания, но они не носили оскорбительного характера.

       Я не говорю об украинцах и белорусах, которых считали такими же русскими, как и лиц титульной национальности России. Отмечу, что много позже, став университетским профессором, я понял, что это восприятие единства восточных славян под общим названием «русские» восходит еще к концепции белорусского просветителя Франциска Скорины (1490 – 1551), который всех белорусов, украинцев и московитов называл «русскими». Иногда призывники, попавшие на фронт из глухих национальных окраин Союза, не знали русского языка. Их активно обучали ему, ибо командование шло на русском. Тесные фронтовые контакты быстро приводили к тому, что нерусские солдаты быстро осваивали русский язык и некоторые элементы русского быта, уцелевшие в условиях фронта. При этим, русский язык и образ жизни, так же обогащались (в допустимы пределах) от подобных контактов.

       Уроженцы Кавказа и Средней Азии много рассказывали о господстве клановых структур в регионах их проживания, что было не совсем понятно русским фронтовикам. Фронтовое общение стирало границы национальной отчужденности. Не случайно, после войны в СССР было зафиксировано около 20 000 000 человек, состоявших в межнациональных браках. Для объективности отмечу, что иногда возникали мелкие недоразумения из-за взаимного незнания деталей национальны обычаев. Приведу несколько запомнившихся примеров. Так, казахи и другие «азиаты» (как тогда говорили) жаловались, что в солдатском рационе, достаточно обильном, не было зеленого чая, о котором русские даже не знали. Они вспоминали такую шутку: «Чай (подразумевается зеленый) не пьешь – гора не идешь». Вспоминаю еще один случай, который мог привести в нашей батарее к национальному конфликту. Как-то раз нам выдали на завтрак американскую свиную тушенку в банках. Один солдат, только что попавший на фронт из Средней Азии, видимо, мусульманин, демонстративно отказался есть свинину, мотивируя это тем, что Коран запрещает правоверному употреблять свинину. На фронте регулярная еда была обязательной, и старшина, раздававший завтрак, не знал, как поступить. Он вызвал меня, как бывшего до войны студентом истфака ЛГУ, который, по его мнению, мог погасить назревавший конфликт. Тогда автор статьи еще не читал Коран и не смог помочь разрядить обстановку. На шум подошел комбат, который быстро все уладил, приказав выдать солдату вместо свиной говяжью тушенку. Много позже, став доктором исторических наук и прочитав Коран, я понял, что правоверным не случайно запрещалось употреблять свиное мясо. Запрет был порожден практикой жизни арабских племен, кочевавших в безлесных просторах полупустынь Ближнего Востока. Отсутствие топлива исключало возможность тщательной обработки свиного мяса. Это могло вызвать заражение опасным паразитом трихинеллой, часто встречавшимся в свинине. Но в Коране неоднократно оговорено, что в ряде случаев – по принуждению, от голода и в других экстремальных ситуациях можно употреблять любую пищу, и это не грех (Коран, перевод с арабского Г.Саблукова, М., 1990, - копия издания 1907, сура 2, стих 192, сура 16, стих 116, сура 5, стих 94, сура 6, стих 146). Тогда мне стало ясно, что тот солдат-мусульманин Корана не читал, и его протест против американской тушенки не мог быть оправдан нормами мусульманской религии.

       Необходимо подчеркнуть, что находясь на фронтах, уроженцы окраин Союза за тысячи километров от родных мест, воспринимали участие в ожесточенных боях как защиту единой Родины. Фронтовое братство – отнюдь не красивые слова, ибо за ним стояла высочайшая цель – собственная жизнь. Вспоминаю еще одно важное наблюдение тех лет. Все солдаты и офицеры, вне зависимости от национальной принадлежности, считали Москву своей столицей. Я часто слышал такие слова: «Если меня не убьют, обязательно съезжу в Москву, столицу всех столиц, столицу нашей Родины». Уроженцы Москвы всегда пользовались особым авторитетом. К ним обращались за советами, их признавали лидерами. Изучение причин межнациональных конфликтов приводит к выводу, что они часто порождались от незнания или непонимания особенностей быта, характера, образа жизни, менталитета другой стороны. В этом плане жизнь на фронте, через которую прошли миллионные людей разных национальностей СССР, приводила к стиранию национальных границ. В перерывах между боями все рассказывали о своей довоенной жизни, о национальных обычаях, нравах, что позволяло понять специфику национального менталитета того или иного рассказчика, научиться уважать чужой образ жизни. После окончания войны оставшиеся в живых воины разъезжались по родным местам, унося тенденции взаимной толерантности. Не случайно всенародный референдум по вопросу о сохранении Союза 17 марта 1991 года показал, что 76.4% участников высказались за сохранение Союза.

       Пополнение из республик Средней Азии и Закавказья часто вспоминало о том, что после присоединения их регионов к Российской империи, отношения местного населения к русской администрации были вполне доброжелательны. Объяснялось это тем, что русские чиновники не были связаны с местными кланами, поэтому были менее коррумпированы. Рядовые жители тех регионов охотно шли к ним по поводу тех или иных личных проблем. Анализируя эти разговоры, можно прийти к однозначному выводу, что в национальных регионах Российской империи, а потом и в СССР, не могло быть серьезных причин для возникновения массовых острых национальных конфликтов.

 

       В заключение, мне, как историку культуры России, хочется напомнить, что проблема межнациональных конфликтов учитывалась московскими властями еще середины XVI в. После присоединения Казанского (1552 г.), Астраханского (1556 г.), Сибирского (1582 г.) ханств, Московская Русь формально превратилась в империю, инкорпорировавшую три ранее суверенных государства. Перед московскими властями встала серьезная задача – сплотить все регионы страны в единое экономическое, политическое и культурное целое. Иван IV понимал, что необходимо избегать возможностей возникновения межнациональных конфликтов, укрепляя взаимную толерантность. Феодальная элита Казанского ханства получила все права, которым обладали русские дворяне. Сам государь вызвал в Москву регентшу Казанского ханства – жену трех ханов, дочь Ногайского бия Сююмбику, которая правила Казанским царством в 1549 – 1551 гг. Царица Сююмбику была одной из первых женщин-мусульманок, которая выполняла роль главы государства. По традициям она некоторое время была гражданской женой Ивана IV. Но потом была отдана замуж за касимовского правителя, вассала России Шах-Али и проживала в Касимове. Москва не притесняла на землях бывшего Казанского ханства мусульманскую веру. Еще в начале ХХ в. в этом регионе функционировало около 10 000 мечетей. В трагические годы Смутного времени (1612 г.) татарская конница добровольно шла освобождать Москву под знаменами Дмитрия Пожарского. Многие представители русской аристократии, русской интеллигенции имели татарские корни (князья Юсуповы, писатель Аксаков, ученый Тимирязев и многие другие).

Народы не хотят межнациональных конфликтов. В единстве сила.

 

Статья поступила в редакцию 23.04.2010г.

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить