28.12.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"




Эдуард ЧЕН

 

 

3. ВСЕ В НАШИХ РУКАХ


            Теперь давайте посмотрим, как на практике происходит процесс обучения методом «жёсткого руководства».

            Ну, с руками более-менее понятно. «Помимо стимуляции движений руки во всех суставах, следует помогать больному овладеть основными бытовыми движениями, создавая эти движения его рук сначала пассивно, затем, после многочисленных повторений, подводя его к самостоятельному воспроизведению разучиваемого движения» [10,стр.106].

            Например, «если он не в состоянии делать нужные для еды движения, можно встать сзади, взять его руку в свою и совершать все нужные движения вместе. Это придётся повторить не раз, пока вы не почувствуете, что его рука уже не сопротивляется... уже идёт за вашей... уже начинает действовать самостоятельно». А обучая одеваться и раздеваться, «как и при обучении пользованию ложкой, становимся сзади и мягко, без насилия, но уверенно руководим движениями ребёнка, подбадривая его словами, если они не мешают, и не забывая похвалить, когда действие закончено. Так придётся действовать долго – до тех пор, пока не почувствуем, что руки ребёнка всё меньше и меньше нуждаются в ваших, и сможем всё больше отпускать их на волю» [14,стр.112-113]. 

            Чтобы улучшить качество обучения таким вот навыкам, была даже предложена специальная перчатка для совместной тренировки движений пальцев и кисти [17,стр.153]. Надевалась она на руку взрослого. Затем к внутренней стороне перчатки специальными ремешками крепилась рука ребёнка, причём каждый детский пальчик соединялся с одноимённым пальцем методиста. В этом приспособлении можно было сжимать и разжимать пальцы, брать любые предметы, рисовать, при этом ребёнок чувствовал все нюансы движения.

            А вот так выполняется вращение руками. «Упражнение можно выполнять сидя на стуле или на коленях взрослого человека, если ребёнок не ходит. Самостоятельно или принудительно поднять руки в стороны до уровня плеч, следя за тем, чтобы они были на одном уровне и параллельны полу. Выполнять вращательные движения руками вперёд ладонями вниз от 5-10 до 20-30 раз. После небольшого отдыха повернуть руки ладонями вверх (самостоятельно или принудительно) и выполнять круговые движения назад в сторону больших пальцев» [12,стр.107]. 

            Умению ползать учат следующим образом: «мать поддерживает ребёнка в горизонтальном положении, а массажист и врач попеременно переставляют ему ручки и ножки так, как они должны двигаться у нормально развивающегося ребёнка. Ежедневно с малышом проводят пять занятий по тридцать минут каждое. Занятия продолжаются до тех пор, пока он не начнёт ползать самостоятельно» [11,стр.24]. 

            Для того чтобы не падать при ходьбе, необходимо совершать различные компенсаторные действия, которые помогают удерживать вертикальную позу. «Жизненная важность равновесия, – писал доктор П.Брэгг, – становится очевидной при рассмотрении процесса ходьбы, при которой нам приходится всё время балансировать – сначала на одной ноге, а потом – на другой, перенося вес тела вперёд, слева направо и справа налево. Действительно, эти движения требуют удивительного равновесия, если учесть, какая масса человеческого тела приходится на такое небольшое основание, как стопа.<...> Правильная походка – это искусство сохранения равновесия на неустойчивых ногах» [18,стр.61].

            Обучать этому важному навыку можно, например, следующим образом: «Если ребёнок, стоя на коленях, не может сохранить равновесие при толчках вправо-влево, методист, в момент наклона туловища вправо, толчком поворачивает плечо ребёнка вправо, поднимает левую руку, а правую разгибает для опоры, чтобы создать вариант положения тела для сохранения равновесия». Затем можно «перейти к тренировке удержания равновесия, стоя на одном колене, вторая нога полусогнута в коленном и тазобедренном суставах, и стопа плотно прижата к полу. Придерживая ребёнка за колено ноги, которая выдвинута вперёд, методист дает телу ребёнка толчок вправо или влево противоположной рукой, при необходимости пассивно создавая схему движения балансирования рук, что может удержать ребёнка от падения в сторону» [10,стр.142].

            Но это были не самые сложные движения. К тому же детские ручонки и руки обучающего методиста находятся друг от друга в относительной близости. А как учить ребёнка ходить? Ведь ходьба – гораздо более сложный двигательный акт, в котором задействовано всё тело. К тому же ножки, которые «гуляют сами по себе», находятся несколько низковато для того, чтобы инструктор мог ими свободно манипулировать. Как осуществляется жёсткое руководство в этом случае?

            Обучение ходьбе с использованием «Тренажёра Гросса» и бегущей дорожки выглядит, к примеру, так: ребёнок стоит «в тренажёре на третбане, руки находятся на поручнях третбана или свободно опущены вниз (в случае сильного мышечного тонуса). Включить третбан на минимальную скорость. Самостоятельно или принудительно (2 методиста с двух сторон третбана захватывают голени ребёнка и через сгибание ног в коленном суставе выполняют шаговые движения, акцентируя внимание на постановке ноги по возможности с пятки, выпрямлении ноги в коленном суставе после отталкивания) выполнять шаговые движения» [12,стр.95]. 

            Иногда такое упражнение может дополняться бегом. Ребёнок находится в том же исходном положении, то есть «стоя в тренажёре лицом к движению и держась руками за поручни. Включить третбан на минимальную скорость с последующим увеличением до 4-5 км/ч. Самостоятельно или принудительно (методисты с двух сторон помогают ребёнку выполнять шаговые движения) пройти 1-2 мин., затем, ускоряя шаги, перейти на бег продолжительностью 15-20 сек. Снизить скорость и перейти на шаг. Такие кратковременные включения беговых упражнений положительно воспринимаются всеми категориями детей и способствуют развитию координации движений» [12,стр.96].

            Воспитание самостоятельной ходьбы в лечебном костюме «Адели» происходит примерно так же, как и в «Тренажёре Гросса»: ребёнок стоит между двух натянутых канатов, держась за них, а двое методистов, сидя на корточках, руками передвигают его ноги, имитируя шаговые движения [1,стр.160,рис.9]. При отказе от страховочных приспособлений воспитание шаговых движений происходит уже с помощью трёх методистов: один, стоя перед ребёнком лицом к нему, поддерживает его за плечи, а двое других, сидя на полу, руками двигают его ноги – один правую, другой левую [1,стр.158,рис.7].

            Вряд ли вышеперечисленные способы жёсткого руководства ногами ребёнка можно назвать идеальными. Пространство, в котором происходит процесс обучения, ограничено либо канатами, либо натянутым тросом, к подвижному блоку которого с помощью эластичных тяг крепится ребёнок и вдоль которого осуществляется передвижение. То есть ходить можно лишь «от» и «до». 

            Вариант обучения с помощью трёх методистов дает, конечно, некоторую свободу, но так тоже не разгуляешься. Вынужденные сгорбленные позы, в которых находятся обучающие инструкторы, не очень удобны для передвижения на большие расстояния. Всё-таки трудно руководить ногами, если, как говорится, руки коротки. 

            Так, может быть, имеет смысл использовать резерв, который в вышеприведенных примерах не был задействован? Ведь методисты вместо рук могут использовать в качестве средства обучения свои нижние конечности. Так сказать, вместо «жёсткого руководства» применять «жёсткое ноговодство». По крайней мере, им не придется сгибаться в три погибели. 

            Тут определённо есть над чем подумать. Хоть известная поговорка и утверждает, что в ногах правды нет, возможно, именно в них мы отыщем великую сермяжную правду?

 

В начало                              Продолжение 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить