28.12.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"




Эдуард ЧЕН




 

2. ДЕРЖАТЬ И НЕ ПУЩАТЬ

 

            Метод, когда взрослый человек выполняет движения вместе с ребёнком, двигая его конечности, либо контролирует его действия, постоянно подправляя руки, ноги, положение головы и корпуса своими руками, нашёл самое широкое применение при обучении навыкам и умениям особых детей. 

          Например, методика Домана, достоинство которой заключается, прежде всего, в одновременной работе с мышцами и суставами всех четырёх конечностей, основана на том, что «у больного воспроизводится пассивно весь комплекс физиологических синергий – в мышцах туловища, конечностей – который обеспечивает выполнение заданного пассивного движения, имитирующего произвольное. Например, формирование позы сидя. Методисты усаживают больного, многократно создавая позу, определяемую напряжением мышц спины, плечевого пояса, как поддерживающих, так и основных в данном движении: например, позу нижних конечностей, осуществляющих упор и поддерживающих туловище в нужном положении. Несколько методистов работают таким образом, предварительно создавая нужную позу в положении лёжа на мате, затем сидя на мате и наконец – на стуле, в течение нескольких часов ежедневно. Справедливо полагается, что многочисленные повторения заданного движения могут привести к развитию кинестетической памяти о нём и, затем, к его воспроизведению, в той или иной степени приближенному к заданному» [10,стр.77]. 

            К.А.Семенова, под руководством которой был разработан метод динамической проприоцептивной коррекции (с помощью лечебных костюмов «Адели» и «Гравистат»), тоже отмечает, что «походка больного, установка его стопы в положении стоя и при ходьбе должны постоянно корригироваться методистом» [10,стр.80].

            В том же ключе высказывается и автор метода метамерного введения лекарств И.А.Скворцов. Вот что он говорит об обучении и переучивании: «По специально разработанным методикам, учитывая индивидуальные особенности каждого пациента, мы при помощи настойчивых, многократно повторяющихся имитационных упражнений формируем у ребёнка новые, нормальные стереотипы. Он заново учится сидеть, стоять, ходить» [11,стр.24].

            Аналогичного мнения придерживается и автор метода ранней вертикализации с использованием оригинального «Тренажёра Гросса» Н.А.Гросс: «Во всех случаях, когда ребёнок не может выполнить упражнения самостоятельно, они выполняются принудительно с помощью одного или двух методистов. После нескольких повторений ребёнку предлагается самому выполнить упражнения. В зависимости от возможностей ребёнка принудительный характер выполнения упражнений может сохраняться или отсутствовать» [12,стр.78].

          Не отвергает метода «пассивных движений» и кондуктивная педагогика, то есть обучение с помощью кондуктора – специально подготовленного инструктора, задача которого «помочь ребёнку выполнить двигательные комплексы путём словесных указаний, подражательных движений, коррекции пассивными движениями неправильных положений тела, конечностей ребёнка и его движений» [13,стр.85].

            О важности применения этого метода говорит В.Е.Каган, который занимается проблемами детского аутизма: «Когда привести ребёнка к осознанному и правильному поведению в определённой ситуации (встречи, прощания и др.) не удаётся, повторные показы или – часто это лучше – выполнения вместе того или иного действия приводят к его усвоению и возможности пользоваться им (пусть не так осознанно и свободно, как хотелось бы) в нужных ситуациях или при напоминании» [14,стр.105].

          Ну и, чтобы было понятно, откуда у этого метода ноги растут, приведу ещё одну цитату, овеянную, как говорится, дыханием веков. Она принадлежит ученику Гиппократа, древнеримскому врачу Авлу Корнелию Цельзу, который в книге третьей «О медицине» при лечении паралича говорил о необходимости «понемногу возвращаться к физическим упражнениям так, чтобы больной скорее сам по возможности начал ходить. Если этому мешает слабость в ногах, больного следует выносить гулять или заставлять делать движения в постели. Потом этот парализованный член должен приводиться в движение, по возможности самостоятельно, а если он сам не может, то с помощью другого, и, таким образом, пусть больной вернётся к своей привычной работе путём некоторого усилия» [6,стр.180]. 

          Прошу прощения за столь длительное цитирование, но сделано это для того, чтобы доказать: именно физические средства имеют первостепенное значение при обучении ребёнка различным бытовым навыкам, в том числе и нормальной походке. Ведь ребёнку нужно почувствовать, ощутить своим телом, что и как надо делать. Словами это объяснить трудно. А при жёстком руководстве включается то, что называют двигательной или мышечной памятью.

          Лекарственная терапия в данном случае на втором месте. Ведь «основными проявлениями детского церебрального паралича являются замедленность и несформированность двигательных навыков и умений, необходимых в учебной и трудовой деятельности» [15,стр.73]. Лекарствами их не сформируешь. Они в какой-то мере имеют отдаленное сходство с допингом в спорте, то есть увеличивают физические возможности, но без тренировок сами по себе ничего не дают. 

            Это, так сказать, мое «спортивное» мнение. Ну а чтобы меня не обвинили в предвзятости, приведу мнение медиков: «В поздней (конечной) резидуальной стадии болезни (после 3 лет), когда во многих случаях уже сформировался патологический двигательный и речевой стереотип, нередко с контрактурами и деформациями суставов, труднее получить существенное улучшение. При тяжелых двигательных расстройствах следует добиваться самообслуживания, передвижения, социальной и некоторой профессиональной адаптации. Эти цели могут быть достижимы при нормальном или слегка сниженном интеллекте ребёнка, когда он понимает сущность своего состояния и желает от него избавиться. Речь идет об использовании способностей и желаний, заложенных в самом человеке. В этот период медикаментозная терапия отступает на второй план и носит в основном посиндромный характер. Могут использоваться ноотропные средства для стимуляции психоречевого развития, препараты, снижающие мышечный тонус, улучшающие обменные процессы в мозге, а также пропермил, пирогенал. Ведущую роль играют ЛФК и массаж, тепловые процедуры, водолечение, различные виды механотерапии на специальных аппаратах и приспособлениях, сконструированных родителями под руководством опытных врачей» [16,стр.168].


 В начало                              Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить