24.12.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"




Эдуард ЧЕН


Метод «сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными расстройствами


ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОФЕССИЯ – ТРЕНАЖЁР




Каждый человек способен на многое.
Но, к сожалению, не каждый знает,
на что он способен.


Х.ф. «Бриллиантовая рука». Режиссёр Л.Гайдай




1.ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

 

            Обычно нормальные здоровые дети самостоятельно осваивают необходимые им в жизни бытовые и двигательные навыки. Наблюдая за более развитыми сверстниками, за старшими ребятами, за своими родителями, они пытаются подражать им, самостоятельно корректируя свои действия. Срабатывает полученный в наследство рефлекс подражания другим. Суть навыка схватывается «на лету», быстрота и чёткость вырабатываются со временем. Такое обучение иногда называют методом «проб и ошибок» (в более деликатном выражении – методом «упражнений») [5,стр.9].

          Для приобретения простейших бытовых навыков этот метод идеален, так как в них важен конечный результат, а не способ его достижения. Например, мытьё рук: надо, чтобы руки после мытья стали чистыми, а какие движения ребёнок совершает при этом – менее важно (главное, чтобы вода не разбрызгивалась). А вот подражание при осваивании более сложных действий таит в себе некоторую опасность.

            Ведь маленький человечек ясельно-детсадовского возраста ещё не понимает, что многие двигательные навыки зависят от техники исполнения. Если малыш кидает камень не так далеко, как его сверстники, он считает: надо побольше размахнуться и сильнее кинуть. Ему и в голову не придёт, что необходимо изменить технику броска. Или, прибежав последним, он вряд ли свяжет это с неправильным стилем бега, а будет считать: надо ещё быстрее шевелить ногами. Поэтому важно, с кого малыш копирует движения. Не зря говорят: с кем поведёшься – от того и наберёшься. Ведь если ребёнок, слепо подражая кому-нибудь, нахватается двигательных ошибок - исправить их впоследствии будет очень и очень трудно.  

            Что касается правильной походки (в бытовом понимании), то в этом возрасте говорить о ней, наверное, нет смысла, так как телосложение малыша ещё далеко от совершенства. «Взрослым надо помнить, что дети лишь к полутора годам овладевают хождением. Однако ходят они пока ещё не как взрослые: пропорции их тела не обеспечивают равновесия, поэтому они ходят, широко расставляя ноги. Почти до трёхлетнего возраста они не могут и бегать» [6,стр.91]. 

            В физическом отношении ребёнок 3-го года жизни выглядит еще непропорциональным: у него сравнительно короткие по отношению к туловищу ноги и большая голова [7,стр.73]. Приблизительно до пяти лет центр тяжести тела располагается у них примерно на уровне груди. И только между пятым и седьмым годом начинается изменение фигуры (период первого физиологического вытяжения), ребёнок становится крупнее, центр тяжести тела всё больше смещается к тазу [8,стр.36].

            На то, как они ходят, в таком возрасте дети обращают мало внимания. Мир они познают в основном глазами и руками. Ноги для ребёнка – всего лишь средство доставки тела к чему-то новому (главное дойти, а как – это уже не важно). Походка вырабатывается как-то сама по себе, автоматически. Тут ребёнок «сам себе режиссёр».

            Почему же у здоровых детей не закрепляется какой-нибудь неправильный способ ходьбы? Ответ прост. 

            Во-первых, они в этом возрасте очень подвижны. Неподвижность для них – неестественное состояние. Начиная с периода новорожденности, карапуз двигает ручками-ножками, старается перевернуться, пытается ползать. Уже к полутора годам ребёнок словно юла – ни минуты не сидит на месте. 

            Во-вторых, такие дети весь день передвигаются абсолютно разными походками. Они могут изображать «паровозик», при этом характерно притопывая ногами, а через какой-то промежуток времени начинают играть в «лошадку», переходя на другой способ передвижения (ведь то, что лошадка и паровозик не одно и то же – даже малышам известно). А то просто от переизбытка энергии начинают фигурять всяко-разно: бегать спиной вперед, скакать на одной ножке или выделывать ногами такие «кренделя», которые и описать невозможно. 

            И, в-третьих, их мышечный тонус позволяет им всё это делать. «Ведь для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое» [1,стр.44]. 

            Таким образом, опорно-двигательный аппарат во время таких выкрутасов прорабатывается в полном объеме. Включаются в работу все мышцы тела. Они постоянно напрягаются, расслабляются, в общем, живут своей нормальной мышечной жизнью. Поэтому, повзрослев, ребёнок будет ходить, как большинство людей, поскольку при разработанном суставно-мышечном аппарате такой тип передвижения наиболее удобный и наименее энергозатратный.  

            При ДЦП на такое саморазвитие связок и мышц рассчитывать не приходится. Ведь дети с двигательными расстройствами малоподвижны. Они часто психологически подавлены, стесняются своего состояния, да и круг общения у них ограничен. Находятся они по большей части дома либо среди ребят с похожими проблемами. Соревноваться со здоровыми сверстниками им трудно, ведь передвигаются они в инвалидных колясках, а уж если ходят, то это, как говорится, не ходьба, а одно название. 

            Природа экономична по своей сути: она старается выбирать пути наименьшего сопротивления при достижении цели. Из-за этого засыхают старые русла рек и образуются новые, более короткие. Поэтому и ребёнок с ДЦП выбирает для себя наиболее приемлемый при его двигательных возможностях стиль передвижения. Передвигаться другими способами ему не позволяет мышечно-связочный аппарат.

            Ведь «у больных, страдающих детскими церебральными параличами, все функции мышц оказываются дефектными: при спастичности мышца не в состоянии расслабиться, при гипотонии – страдает процесс сокращения, при дистонии – нарушено сокращение и расслабление. При всех видах нарушения мышечного тонуса страдают переключения из одного состояния на другое и взаимоотношения мышц-антагонистов» [1,стр.44].

            Чем отличаются здоровые дети от своих сверстников с детским церебральным параличом? Походкой? Дескать, у одних она физиологически правильная, а у других – патологическая. Так может показаться на первый взгляд, хотя походка любого человека почти так же уникальна, как и его отпечатки пальцев (группа инженеров из Технологического института в Атланте сейчас даже разрабатывает систему, которая сможет идентифицировать людей по их походке) [9]. Главное отличие – в двигательных возможностях. Ведь обычный ребёнок может изобразить походку любого ДЦПэшника, а ребенок с ДЦП продемонстрировать стиль ходьбы здорового человека не сможет.

            Здоровые дети, передвигаясь разными способами, в общем-то, занимаются физкультурой, гармонично развивая все мышцы нижних конечностей. А ребёнок с двигательными проблемами фактически занимается «профессиональным спортом», специализируя мышцы своих ног только в одном виде ходьбы. Получается, что одни мускулы у него постоянно перегружены, в то время как другие почти не используются.

            Такая узкая специализация – настоящая бомба замедленного действия в детском организме. Не задействованные мышцы становятся менее эластичными и со временем вообще теряют способность к сокращению, делая данную специфическую походку пожизненной.  

            Требовать, чтобы ребёнок самостоятельно развивал свои возможности, трудно. Как заставить его вести подвижный образ жизни, если ножки ослаблены вследствие малоподвижности, либо мышечный тонус ненормален? А если ещё и с руками проблема? А если всему этому сопутствует задержка умственного развития? А если он к тому же еще плохо видит? Как зафиксировать у него на умственном и мышечном уровне чёткое представление о правильном двигательном навыке? 

            Это можно сделать, лишь выполняя различные действия вместе с ним, двигая его ручки и ножки. И делать это придется до тех пор, пока мышцы не начнут работать как надо. То есть в данном случае речь идёт об использовании метода «пассивных движений» (или, как его иногда называют, метода «жёсткого руководства») [5,стр.21].

 

В начало                              Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить