Правовое регулирование охраны труда Трудовым кодексом России

Рудаков А.А.

Близкие по тематике труды:

Отдельные понятия гражданского права

Краткий справочник по основным понятиям и терминам действующего законодательства России

Дополнение N1 к справочнику

Правовое регулирование охраны труда Трудовым кодексом России

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ  ***   RUSSIAN ARTISTS

Введение

В связи с распадом СССР и образованием Российской Федерации как самостоятельного государства союзные нормативные правовые акты устарели. Прежние нормативные правовые акты, принятые в условиях построения социалистического общества, в 90-е годы, в связи с изменением общественно-политического строя и экономических основ нашего общества, не отражали складывающиеся новые общественные отношения и требовали либо значительного изменения в содержательном смысле, либо полной отмены. Одним из таких нормативных правовых актов был и Кодекс законов о труде (далее по тексту – КЗОТ).

О необходимости принятия нового Трудового кодекса РФ (далее по тексту – ТК РФ) говорили и юристы, и экономисты, и политики уже несколько лет. В Государственной Думе РФ возникали серьезные дискуссии и споры при обсуждении различных вариантов проектов нового ТК РФ, которые создавали преграды на пути принятия одного из этих проектов. И вот, наконец, с 01 февраля 2002 года вступил в действие новый ТК РФ.

Если сравнивать КЗОТ и ТК РФ, то следует отметить, что последний ввел достаточно много новелл в правовом регулировании трудовых правоотношений. Эти новеллы коснулись и сферы регулирования охраны труда. Поскольку практика применения норм ТК РФ еще не сложилась, то сейчас появляются различные комментарий и монографии как по ТК РФ в целом, так и по охране труда в частности.

Настоящая работа является анализом норм ТК РФ, регулирующих вопросы охраны труда, с целью их лучшего понимания, системного восприятия и толкования. Работа почти не содержит ссылок на монографии по вопросам охраны труда и представляет самостоятельное авторское исследование и системный анализ норм об охране труда, содержащихся в ТК РФ. Приведенные в перечне использованной литературы источники проанализированы для анализа сложившейся ситуации в правовом регулировании в сфере охраны труда.

§ 1 Общие положения об охране труда

Если обратиться к первым статьям ТК РФ, то следует отметить, что составляющие их нормы содержат общие принципы охраны труда.

В статье 1 ТК РФ говорится о том, что к числу основных задач трудового законодательства относится, в частности, правовое регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений по осуществлению надзора и контроля ( в т.ч. профсоюзного) за соблюдением как всего трудового законодательства, так и законодательства по охране труда. Поскольку в данной статье ТК РФ особо выделено законодательство об охране труда, следовательно, для государства данная сфера правового регулирования является очень значимой.

В статье 5 ТК РФ установлено, что регулирование трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений осуществляется в том числе и законодательством об охране труда. Это значит, что данная область правового регулирования еще раз выделена государством как значимая.

В статье 6 ТК РФ, устанавливающей разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, регламентировано, что к ведению федеральных органов относится принятие обязательных для применения на всей территории РФ федеральных законов и иных нормативных правовых актов, содержащих систему и порядок проведения государственной экспертизы условий труда и сертификации производственных объектов на соответствие требованиям по охране труда, а также ведения государственной статистической отчетности по вопросам охраны труда.

В соответствии со ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре (коллективный договор – это правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации и заключаемый работником и работодателем в лице их представителей), являющимся важным правовым актом регулирования трудовых отношений, могут отражаться взаимные обязательства работников и работодателя по улучшению условий и охраны труда работников, а также по обеспечению экологической безопасности и охраны здоровья работников на производстве.

Помимо коллективного договора, в соответствии со ст. 45 ТК РФ между работниками и работодателем могут заключаться различные виды соглашений (соглашение – правовой акт, устанавливающий общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, заключаемый представителями работодателя и работников не федеральном, региональном, межотраслевом, отраслевом и территориальном уровнях в пределах их компетенции), в которых могут быть отражены взаимные обязательства сторон по вопросам охраны труда.

На основании рассмотренных выше норм ст. ст. 1, 5, 6, 41, 45 ТК РФ, можно сделать следующие выводы:

    1. Уже в первых статьях ТК РФ государство регламентирует важность вопросов охраны труда.
    2. Наиболее важные вопросы охраны труда регулируются на федеральном уровне.
    3. Сторонам трудового контракта – работодателя и работнику – предоставлены широкие возможности для самостоятельной регламентации в соответствующих документах вопросов охраны труда.

Говоря далее об общих положениях об охране труда, необходимо рассмотреть основные понятия охраны труда, регламентированные в ст. 209 ТК РФ. Прежде всего охарактеризуем, что представляет собой вообще “охрана труда”. Охрана труда – система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические и иные мероприятия.

По моему мнению, в данном определении понятия “охрана труда” некорректно сформулирован начало. Сочетание “система сохранения жизни и здоровья работников” практически не имеет юридического смысла. На мой взгляд, более грамотным и правильным было бы это выражение выразить словами “система мероприятий по сохранению жизни и здоровья работников”, поскольку под системой мероприятий следует понимать целый комплекс соответствующих мер и мероприятий. Выражение “система сохранения” не позволяет констатировать, что оно означает систему мер и мероприятий.

К правовым мероприятиям, в частности, можно отнести:

К социально-экономическим мероприятиям, в частности, можно отнести:

К организационно-техническим мероприятиям, в частности, можно отнести:

К санитарно-гигиеническим мероприятиям, в частности, можно отнести:

К лечебно-профилактическим мероприятиям, в частности, можно отнести:

К реабилитационным мероприятиям, в частности, можно отнести:

Условия труда – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на здоровье и работоспособность человека. По моему мнению, к таким факторам, в частности, можно отнести:

Вредный производственный фактор – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию (например, воздействие тока, движущих, режущих механизмов, иного оборудования).

Безопасные условия труда – это условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и (или) опасных производственных факторов исключено или уровни их воздействия не превышают установленных нормативов. Из данного определения следует, что к признакам безопасных условий труда относятся:

Рабочее место – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя. Из приведенного определения следует, что к рабочему месту относятся место, на котором работник постоянно работает (т.е. должен находиться в течение каждого рабочего дня и выполнять возложенные на него трудовые обязанности) или на которое он должен прибыль (здесь может иметься в виду, например, направление работника на работу в другое место, в командировку по инициативе работодателя).

Средства индивидуальной и коллективной защиты работников – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения. К загрязнению, например, можно отнести повышенную радиационную обстановку, запыленность, вредные химические вещества.

Сертификат соответствия работ по охране труда (сертификат безопасности) – документ, удостоверяющий проводимых в организации работ по охране труда установленным государственным нормативным требованиям охраны труда. Данное соответствие устанавливается специальными уполномоченными государственными органами.

Производственная деятельность – совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг. Исходя из вышеизложенного определения, к признакам производственной деятельности можно отнести следующие:

  1. Совокупность действий работников – означает, что работник совершает не одно, а множество действий.
  2. Действия работники совершают с применением средств труда.
  3. Эти средства труда необходимы для изготовления готовой продукции, строительства и оказания услуг.

Таким образом, рассмотрение основных понятий охраны труда, определенных в ТК РФ, закончено. Теперь необходимо обозначить основные направления государственной политики в области охраны труда с разделением их на соответствующие тематические группы:

1) Группа направлений по учету, надзору и контролю:

а) Государственной управление охраной труда. Охрана труда – это область деятельности, в которой государство может и должно принимать активное участие посредством управления ею. Государственное регулирование и управление охраной труда в сочетании с упорядоченной регламентацией норм в этой области деятельности может существенно повлиять на улучшение ситуации в этой области. Следует отметить, что, несмотря на увеличивающееся внимание к проблемам охраны труда в различных областях деятельности и поиску путей их решений, на сегодняшний день можно смело констатировать, что ситуация здесь является достаточно сложной из-за огромного травматизма работников (часто со смертельным исходом или значительными увечьями), отсутствия в организациях элементарных норм и правил по технике безопасности и охраны труда).

б) Государственный надзор и контроль за соблюдением требований охраны труда. Это направление означает, что государство, управляя охраной труда, осуществляет надзор и контроль.

в) Содействие общественному контролю за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда.

  1. Группа направлений организационного и технического характера:

а) Обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья человека. Право на жизнь и право на надлежащее здоровье и их защита являются одними из основополагающих постулатов современной Конституции РФ.

б) Принятие и реализация федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ об охране труда, федеральных, отраслевых и территориальных целевых программ улучшения условий и охраны труда. Одним из основных механизмов регламентации сферы охраны труда и участия в ней государства является нормативная база, включающая федеральное, региональное (субъектов РФ), местное законодательство, а также целевые программы различного уровня, регламентирующие сферу охраны труда.

в) Координация деятельности в области охраны труда, охраны окружающей среды и других видов экономической и социальной деятельности. Государство обязано не только осуществлять управление, надзор и контроль в сфере охраны труда, но и являться центральной объединяющей силой осуществления деятельности в этой сфере.

г) Расследование и учет несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. В настоящее время многие работники являются жертвами несчастных случаев на производстве с трагическими последствиями, Кроме того, многие работники имеют профессиональные заболевания, вызванные влиянием вредных и опасных производственных факторов. Для максимальной минимизации несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний необходимо вести своевременное, качественное, полное, объективное расследование и тщательный учет каждого подобного случая или заболевания.

  1. Группа направлений по минимизации и предотвращению возникновения негативных факторов в сфере охраны труда:

а) Подготовка и повышение квалификации специалистов по охране труда. Можно много говорить о проблемах в сфере охраны труда, но их практически невозможно решить без высококвалифицированных грамотных специалистов.

б) Разработка порядка обеспечения работников средствами индивидуальной и коллективной защиты, а также санитарно-бытовыми помещениями и устройствами, лечебно-профилактическими средствами за счет средств работодателей.

  1. Группа направлений по финансированию и налогообложению:

а) Защита законных интересов работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также членов их семей на основе обязательного социального страхования работников от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Одним из основных механизмов защиты работников является обязательное социальное страхование различных видов, регулируемое отдельными законами и иными нормативными правовыми актами.

б) Установление компенсаций за тяжелую работу и работу с вредными и (или) опасными условиями труда, неустранимыми при современном техническом уровне производства и организации труда. Развитие научно-технического прогресса, автоматизация производственного процесса не исключили вредные и опасные условия труда, а также тяжелые виды работ. В связи с этим необходимо дополнительное стимулирование работников, занятых на подобных работах.

в) Участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Затраты в области охраны труда имеют огромные размеры и разносторонний характер, поэтому необходима государственная поддержка в финансировании данной сферы деятельности.

г) Проведение эффективной налоговой политики, стимулирующей создание безопасных условий труда, разработку и внедрение безопасных техники и технологий, производство средств индивидуальной и коллективной защиты работников. В настоящее время государство пытается проводить существенные изменения в отечественной налоговой системы, основной целью которых является снижение налогового бремени налогоплательщиков. Однако, на практике не все происходящие изменения налогообложения носят благоприятный характер – например, уплата налога на прибыль на основе метода “по отгрузке”, состоящего в том, что налог уплачивается с момента его начисления, а не с момента получения денежных средств за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Тем не менее, как я полагаю, налоговая политика в сфере охраны труда должна быть направлена на то, чтобы снизить налогообложение организаций, направляющих средства на различные мероприятия по охране труда посредством снижения ставок, установления льгот и других мер.

5) Группа направлений по формированию отчетности:

а) Организация государственной статистической отчетности об условиях труда, о производственном травматизме, о профессиональных заболеваниях и о других данных. Следует учитывать, что реализация государством своих полномочий в сфере охраны труда не будет надлежащей без наглядного отражения статистических закономерностей в этой сфере с учетом различных факторов.

б) Обеспечение функционирования единой информационной системы охраны труда.

6) Группа направлений по сотрудничеству и обмену опытом:

а) Распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда.

б) Международное сотрудничество в области охраны труда. Успешное решение проблем в сфере охраны труда в одном государстве невозможно без обмена опытом между государствами и осуществления международного сотрудничества на двухсторонней и многосторонней основе.

В качестве резюме следует отметить, что реализация вышеназванных основных направлений государственной политики в сфере охраны труда должна обеспечиваться согласованными действиями органов государственной власти РФ, субъектов РФ, органов местного самоуправления, работодателей и их объединений, профессиональных союзов и их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов по вопросам охраны труда.

2 Требования охраны труда

В рамках настоящего параграфа рассматриваются несколько вопросов, первым из которых являются государственные нормативные требования охраны труда.

Государственные нормативные требования охраны труда, содержащиеся в действующем законодательстве РФ и субъектов РФ, устанавливают правила, процедуры и критерии, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе их трудовой деятельности и обязательные для исполнения всеми юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в т.ч. при проектировании, строительстве, реконструкции, и эксплуатации объектов, конструировании машин, механизмов, другого оборудования, разработки технологических процессов, организации производства и труда. Таким образом, получается, что нормы охраны труда должны соблюдаться практически во всех сферах деятельности.

В статье 211 ТК РФ, что порядок разработки и принятия подзаконных нормативных правовых актов по вопросам охраны труда и сроки их пересмотра устанавливаются Правительством РФ. На сегодняшний день можно выделить следующие виды нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования по охране труда:

Органами государственной власти, в компетенцию которых входит разработка и принятие каких-либо из вышеназванных документов, выработаны рекомендации по работе с такими документами. Если обратиться к комментарию к ТК РФ
Пустозерова В.И., то в нем проводится анализ таких рекомендаций, один из которых необходимо рассмотреть в качестве примера. Так, в целях соблюдения методического единства при разработке межотраслевых и отраслевых правил по охране труда рекомендуется следующий порядок их разработки:

1) Составление перспективного плана разработки новых, пересмотра или отмены действующих правил.

2) Разработка и утверждение технического задания на разработку правил.

3) Разработка проекта первой редакции правил и рассылка его на отзыв заинтересованным организациям.

4) Составление сводки отзывов заинтересованных организаций и справки о разногласиях по проекту правил.

5) Подготовка проекта окончательной редакции правил.

6) Согласование окончательной редакции правил с соответствующими профсоюзными органами и, по необходимости, с федеральными надзорами РФ и федеральными органами исполнительной власти.

7) Утверждение и регистрация (учет) правил.

8) Организация издания (размножения) правил и информирование об их утверждении заинтересованных организаций.

В этом же комментарии к ТК РФ приводятся рекомендации по составу межотраслевых и отраслевых правил по охране труда, в которые целесообразно включать следующие главы:

1) Главу “Общие требования”, включающую:

2) Главу “Требования безопасной организации работ к производственным (технологическим) процессам), включающую:

3) Главу “Требования к производственным помещениям м производственным площадкам”, включающую:

4) Главу “Требования к производственному оборудованию, его размещению и организации рабочих мест”, включающую:

5) Главу “Требования к исходным материалам, заготовкам и полуфабрикатам, а также способам хранения и транспортировки исходных материалов, заготовок, полуфабрикатов, готовой продукции, и отходов производства”, включающую:

В этом же комментарии приводится примерный состав разделов межотраслевых и отраслевых типовых инструкций по охране труда. В такие инструкции рекомендуется включать следующие разделы:

1) Раздел “Общие требования безопасности”, включающий:

2) Раздел “Требования безопасности перед началом работы”, включающий:

3) Раздел “Требования безопасности во время работы”, включающий:

4) Раздел “Требования безопасности в аварийных ситуациях”, включающий:

5) Раздел “Требования безопасности по окончании работ”, включающий:

Рассмотрев государственные нормативные требования охраны труда, далее необходимо остановиться на рассмотрении обязанностей работодателя и работника по охране труда.

Говоря об обязанностях работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда в организациях, можно выделить группы таких обязанностей. Итак, можно выделить следующие группы обязанностей работодателя:

1) Обязанности работодателя по материально-техническому обеспечению работников. В рамках этой группы работодатель обеспечивает:

2) Обязанности работодателя общего характера. В рамках этой группы работодатель обеспечивает:

а) Проекты строительства и реконструкции производственных объектов, машины, механизмы, другое производственное оборудование, технологические процессы должны соответствовать требованиям охраны труда. Строительство, реконструкция, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новой технологии без заключения государственной экспертизы условий труда о соответствии проектов требованиям охраны труда запрещено.

б) Новые или реконструируемые производственные объекты не принимаются в эксплуатацию без заключений органов государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда.

в) Запрещается применение в производстве вредных или опасных веществ, материалов, продукции, товаров, оказание услуг, для которых не разработаны методика и средства метрологического контроля и токсикологическая оценка (санитарно-гигиеническая, медико-биологическая) которых не производилась. При использовании новых или неприменяемых в организации ранее вредных и опасных веществ работодатель разрабатывает и согласовывает с соответствующими органами государственного надзора и контроля за соблюдением требований охраны труда до начала использования таких веществ меры по сохранению жизни и здоровья работников.

г) Машины, механизмы и другое производственное оборудование, транспортные средства, технологические процессы, материалы и химические вещества, средства индивидуальной и коллективной защиты работников, как отечественного, так и зарубежного производства, должны соответствовать установленным в РФ требованиям охраны труда, а также иметь сертификат соответствия);

3) Обязанности работодателя контрольного характера. В рамках этой группы работодатель обеспечивает:

4) Обязанности работодателя по информированию и обучению работников. В рамках этой группы работодатель обеспечивает:

5) Обязанности работодателя по нормативно-правовому регулированию охраны труда: В рамках этой группы работодатель обеспечивает:

После рассмотрения обязанностей работодателя в сфере охраны труда теперь необходимо кратко остановиться на рассмотрении обязанностей работников в сфере охраны труда. К основным обязанностям работников в сфере охраны труда относятся следующие:

1) Соблюдение требований охраны труда, установленные законами, иными нормативными правовыми актами, правилами и инструкциями по охране труда.

2) Правильное применение средств индивидуальной и коллективной защиты.

3) Прохождение обучения безопасным методам, способам, приемам выполнения работ по охране труда, оказанию первой помощи при несчастных случаях на производстве, инструктажа по охране труда.

4) Прохождение стажировки на рабочем месте.

5) Прохождение проверки знаний по требованиям охраны труда.

6) Немедленное извещение своего непосредственного или вышестоящего руководителя о любой ситуации, угрожающей жизни и здоровью людей, о каждом произошедшем на производстве несчастном случае или о каждом ухудшении состояния своего здоровья, в т.ч. о проявлении признаков острого профессионального заболевания ( в т.ч. отравления)

7) Прохождение обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров (обследований).

§ 3 Организация охраны труда

Охрана труда как система определенных отношений требует постоянной организации и упорядочения. Предметом исследования настоящего параграфа моей работы является рассмотрение как раз организации охраны труда. Прежде всего необходимо остановиться на наиболее общих положениях:

    1. Государственное управление охраной труда в РФ осуществляется Правительством РФ или по его поручению федеральным органом исполнительной власти по труду и иными федеральными органами исполнительной власти. Правительство РФ осуществляет распределение полномочий в сфере охраны труда между федеральными органами исполнительной власти.
    2. Федеральные органы исполнительной власти, которые вправе осуществлять отдельные функции нормативного правового регулирования, отдельные разрешительные, контрольные и надзорные функции в области охраны труда, согласуют принимаемые ими решения в сфере охраны труда, координируют свою деятельность с федеральными органами исполнительной власти по труду.
    3. На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в сфере охраны труда в пределах их соответствующих полномочий.
    4. В каждой организации производства с численностью работающих более ста человек создается служба охраны труда либо вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку или практический опыт работы в этой сфере. Если в такой организации численность работающих составляет сто человек и менее, то решение о создании такой службы или введении такой должности принимается работодателем организации с учетом специфики ее деятельности. Если в организации служба по охране труда или специалист отсутствуют, то работодатель заключает договор со специалистами или организациями, оказывающими услуги в сфере охраны труда.
    5. Структура и численность работников службы охраны труда определяются работодателем с учетом мнения федерального органа исполнительной власти по труду.
    6. По инициативе работодателя и (или) по инициативе работников, а также их представительного органа создаются комитеты и комиссии по охране труда, в состав которой на паритетной основе включаются представители работников, профессиональных союзов или иного уполномоченного работниками представительного органа. Типовое положение о комитете или комиссии по охране труда утверждается федеральным органом исполнительной власти по труду. Комитет или комиссия организует:

Обозначив общие положения по организации охраны труда на уровне РФ, субъектов РФ, отдельных организаций, теперь необходимо рассмотреть, каким образом все вышеуказанные положения, каждое из которых является составным элементом организации охраны труда, реализуются на практике. Одним из важных средств реализации вышеназванных положений по организации охраны труда является должностное лицо различного уровня с соответствующими полномочиями, деятельность в рамках которых способствует эффективному функционированию охраны труда как системы. Так, основными полномочиями органов федеральной инспекции охраны труда, в частности, являются следующие:

  1. Предоставление заключений по проектам строительных норм и правил, других нормативных документов о соответствии их требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
  2. Рассмотрение и согласование проектов отраслевых и межотраслевых норм и правил по охране труда.
  3. Принятие необходимых мер по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов в целях обеспечения применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, относящихся к охране здоровья и безопасности работников во время их работы, а также получения информации о влиянии применяемых способов, методов в работе, используемых материалов на состояние здоровья и безопасность работников.

Права государственных инспекторов при осуществлении ими контрольно-надзорной деятельности в области охраны труда, указанные в статье 357 ТК РФ, можно разделить на две группы:

1) Права общего контрольного характера, к которым можно отнести следующие:

а) Беспрепятственное посещение при наличии удостоверения установленного образца в любое время суток всех организаций независимо от их организационно-правовой формы, формы собственности в целях проведения инспекции.

б) Осуществление запросов у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, безвозмездное получение от них документов, объяснений, информации, необходимых для выполнения контрольных и надзорных функций.

в) Изъятие для анализа используемых образцов, обрабатываемых материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя и составлением соответствующего акта.

2) Права административно-фискального характера, к которым можно отнести следующие:

а) Расследование несчастных случаев на производстве в установленном порядке.

б) Предъявление работодателям и их представителям обязательных для исполнения предписаний:

в) Приостановление работы организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, создающих угрозу жизни и здоровью работников.

г) Направление в суды при наличии государственной экспертизы условий труда исков о ликвидации организаций или прекращения деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда.

д) Отстранение от работы лиц, не прошедших в установленном порядке:

е) Запрещение использования и производства средств индивидуальной и коллективной защиты работников, не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда.

Если говорить о профессиональных союзах и их инспекциях труда, то необходимо отметить, что при осуществлении своих полномочий они взаимодействуют с государственными органами надзора и контроля за соблюдением законов и иных актов, содержащих нормы трудового права. Профсоюзные инспекторы труда и уполномоченные доверенные лица в этой сфере от имени профсоюзов обладают достаточно широкими правами в сфере охраны труда. Однако, не понятна логическая схема построения прав уполномоченных доверенных лиц, указанных в ст. 370 ТК РФ. Сначала в этой статье приводится перечень прав вышеуказанных лиц, а затем отдельным абзацем предусматривается, что уполномоченные доверенные лица по охране труда профессиональных союзов имеют право:

На мой взгляд, было бы целесообразнее сделать единым перечень прав.

Права профсоюзных инспекторов труда и уполномоченных доверенных лиц, указанные в статье 370 ТК РФ, можно разделить на две группы:

1) Права общего контрольного характера, к которым можно отнести следующие:

а) Осуществление контроля за соблюдением работодателем трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

б) Проведение независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасности работников организации.

в) Принятие непосредственного участия в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

г) Получение информации от руководителей и иных должностных лиц организаций о состоянии условий и охраны труда, а также о всех несчастных случаях на производстве и профессиональных заболеваниях. Это право связано с проведением независимого экспертного анализа ситуации по охране труда, складывающейся в организациях, и с выработкой рекомендаций по улучшению данной ситуации.

д) Осуществление проверки состояния условий и охраны труда, а также выполнения работодателями обязательств, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями.

е) Участие в работе комиссии по испытанию и приему в эксплуатацию производственных объектов и средств производства в качестве независимых экспертов.

ж) Участие в разработке законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

з) Участие в разработке подзаконных нормативных правовых актов, согласованных в установленном Правительством РФ порядке.

2) Права административно-фискального характера, к которым можно отнести следующие:

а) Защита прав и интересов членов профессиональных союзов по вопросам возмещения вреда, причиненного их здоровью на производстве (на работе).

б) Направление работодателям обязательных для рассмотрения ими представлений об устранении выявленных нарушений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

в) Предъявление работодателям требований о приостановке работ при непосредственной угрозе жизни и здоровью работников.

г) Непосредственное участие в рассмотрении трудовых споров, связанных с нарушением законодательства об охране труда, предусмотренных коллективными договорами и соглашениями обязательств.

д) Обращение в соответствующие компетентные органы с требованиями о привлечении к ответственности лиц, виновных в нарушении законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в сокрытии фактов несчастных случаев на производстве.

§ 4 Права работников в сфере охраны труда

Права работников в сфере охраны труда, указанные в ст. ст. 219 и 224 ТК РФ, можно разделить на несколько групп:

1) Права на материально-техническое обеспечение, к которым можно отнести следующие:

а) Наличие рабочего места, соответствующего требованиям охраны труда. На рабочем месте работник проводит примерно половину своей жизни, поэтому его надлежащее качество во многом влияет на работоспособность человека.

б) Обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в соответствии с федеральным законом.

в) Обеспечение средствами индивидуальной и коллективной защиты в соответствии с требованиями охраны труда за счет средств работодателя. Работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, на работах, выполняемых в особых температурных условиях или в условиях загрязнения, выдаются сертифицированные средства индивидуальной защиты, смывающие и обезвреживающие вещества по нормам, утвержденным в установленном Правительством РФ порядке. Работодатель за счет своих средств осуществляет приобретение, хранение, стирку, чистку, ремонт, дезинфекцию и обезвреживание средств индивидуальной защиты работников.

г) Внеочередной медицинский осмотр и обследование согласно медицинским рекомендациям с одновременным сохранением на время его проведения места работы (должности) и среднего заработка.

д) Компенсации, установленные действующим законодательством РФ, трудовым договором, коллективными договорами или соглашениями при условии, что соответствующие работники заняты на тяжелых работах или работах с вредными и (или) опасными условиями труда. В частности, к компенсации, по моему мнению, можно отнести выдачу по установленным нормам на бесплатной основе молока или других равноценных пищевых продуктов, а при особо вредных условиях труда – лечебно-профилактического питания. Нормы и условия выдачи всего вышеперечисленного утверждаются в порядке, установленном Правительством РФ.

е) Санитарно-бытовое и лечебно-профилактическое обслуживание работодателем. В рамках этого в организациях по установленным нормам:

Кроме вышеизложенного, установлено, что перевозка в лечебные учреждения или по месту жительства работников, пострадавших от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, или по иным медицинским показаниям осуществляется транспортными средствами организации или за ее счет.

2) Права по информационному обеспечению, к которым можно отнести следующие:

а) Получение достоверной информации от работодателей, соответствующих государственных органов и общественных организаций:

б) Осуществление запроса о проведении проверок условий и охраны труда на рабочих местах конкретных работников органами государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства об охране труда, работниками, проводящими государственную экспертизу условий труда, органами профсоюзного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.

в) Осуществление обращений по вопросам охраны труда в органы государственной власти РФ и субъектов РФ, органы местного самоуправления, работодателю и объединениям работодателей, профессиональные союзы и их объединения, иные уполномоченные работниками представительные органы.

3) Права на обучения и переподготовку, к которым можно отнести следующие:

а) Прохождение обучения безопасным методам, приемам и способам труда за счет средств работодателя. Следует учитывать, что одним из важнейших направлений государственной политики в области охраны труда, помимо изложенных во втором параграфе настоящей работы, является содействие организации обучения по охране труда в образовательных учреждения начального общего, основного общего, среднего и полного общего образования и начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования и обеспечение профессиональной подготовки специалистов в области охраны труда в образовательных учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования.

б) Осуществление профессиональной подготовки за счет средств работодателя при ликвидации рабочего места из-за нарушений требований охраны труда.

4) Права индивидуализированного характера:

а) Возможность отказа от выполнения работ при возникновении опасности для жизни и здоровья из-за нарушений требований охраны труда до устранения такой опасности за исключением случаев, установленных федеральными законами.

б) Личное участие или участие через своего представителя в рассмотрении вопросов, связанных с обеспечением безопасных условий труда на рабочем месте работника, в расследовании произошедшего с конкретным работником несчастного случая на производстве или профессионального заболевания.

5) Дополнительные права и гарантии, к которым можно отнести следующие:

а) Кроме ранее упомянутых в настоящей работе государственных направлений и гарантий в области охраны труда государство:

б) Предусмотренные трудовым договором условия труда должны соответствовать требованиям охраны труда.

в) Если органами государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, приостановлены работы на определенный период времени из-за нарушений требований охраны труда, и при этом отсутствует вина работников, то за такими работниками сохраняется место работы, должность и средний заработок.

г) Если работник отказался от выполнения работ из-за возникновения опасности его жизни или здоровью, то работодатель в обязательном порядке предоставляет данному работнику другую работу на время устранения такой опасности за исключением случаев, установленных федеральными законами. Если предоставление другой работы по объективным причинам невозможно, то работодатель оплачивает в соответствии с ТК РФ и иным федеральным законам оплачивает время простоя работника до устранения в полном объеме опасности его жизни или здоровью.

д) Если при возникновении опасности для жизни или здоровья из-за нарушений требований охраны труда или выполнения тяжелых работ или работ с вредными и (или) опасными условиями труда, не предусмотренных в трудовом договоре, работник отказался от их выполнения, то это не влечет привлечение его к дисциплинарной ответственности.

е) Если при исполнении работником трудовых обязанностей причинен вред его жизни или здоровью, то он возмещается в соответствии с федеральным законом.

ж) В предусмотренных действующим законодательством РФ случаях к обязанностям работодателя (ввиду того, что данные обязанности работодателя занимают свое особое место, то они излагаются в параграфе моей работы, посвященном правам работников в сфере охраны труда), помимо ранее изложенных, относятся:

По моему мнению, в рамках данного параграфа необходимо очень кратко рассмотреть еще один важный вопрос – финансирование мероприятий по улучшению охраны труда. Финансирование данных мероприятий осуществляется за счет:

Финансирование данных мероприятий осуществляется организациями независимо от организационно-правовых форм в размере не менее чем 0,1% сумм затрат на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, за исключением федеральных казенных предприятий и отдельных учреждений. В организациях, занимающихся эксплуатационной деятельностью, финансирование осуществляется в размере 0,7% суммы эксплуатационных расходов.

Следует учитывать, что работник не несет никаких расходов по финансированию подобных мероприятий.

Согласно законодательству РФ и субъектов РФ в отраслях экономики, субъектах РФ, на отдельных территориях и организациях могут создаваться фонды охраны труда.

§ 5 Расследование несчастных случаев на производстве и их учет

Расследование и учет осуществляется в отношении несчастных случаев на производстве, произошедших с работниками и другими лицами, к которым относятся:

Как несчастные случаи на производстве, расследованию и учету подлежат:

В результате указанных в предыдущем абзаце обстоятельств, как правило, наступают негативные последствия, выражающиеся в одной из следующих форм:

а) Необходимость перевода работника на другую работу.

б) Временная или стойкая утрата трудоспособности.

в) Смерть работника.

Изложенные в предыдущих абзацах обстоятельства должны произойти :

Только при выполнении всех вышеперечисленных условий происшествия, происходящие с работниками, являются классическими несчастными случаями на производстве.

При несчастном случае на производстве обязанностями работодателя или его представителя являются следующие:

    1. Организация первой помощи пострадавшему и при необходимости доставка его в учреждение здравоохранения. Эта обязанность связана с необходимостью максимально обезопасить пострадавшего от прогрессирующего развития полученных травм.
    2. Принятие неотложных мер по предотвращению развития аварийных ситуаций и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
    3. Сохранение до начала расследования несчастного случая на производстве обстановки, которая была на момент происшествия, при условии, что это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к аварии, а при невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку. Эта обязанность связана с задачей максимального упрощения в последствии расследования несчастного случая на производстве
    4. Обеспечение своевременного, всестороннего, полного и объективного расследования несчастного случая на производстве и его учета.
    5. Немедленное информирование о несчастном случае на производстве родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. Данную обязанность работодателя в части уведомления различных органов и организаций раскрыть подробно с указанием, при каких несчастных случаях на производстве какие органы и организации работодатель обязан уведомить. Итак, работодатель или его представитель уведомляет в течение суток при групповом несчастном случае на производстве (количество пострадавших – двое человек и более), тяжелом несчастном случае на производстве со смертельным исходом:

а) При подобных несчастных случаях в организации:

б) При подобных несчастных случаях у работодателя – физического лица:

в) При подобных несчастных случаях на судне – работодателя (судовладельца), при нахождении в заграничном плавании – еще и соответствующее консульство России. О подобных несчастных случаях, происшедших на судне морского транспорта, работодатель уведомляет:

О подобных несчастных случаях, происшедших на судне рыбопромыслового флота, работодатель уведомляет:

При случаях острого отравления работодатель или его представитель сообщает об этом в орган санитарно-эпидемиологического надзора.

Рассмотрев вопросы о критериях отнесения обстоятельств к несчастным случаям на производстве, подлежащих расследованию и учету, об обязанностях работодателя при несчастных случаях, теперь необходимо остановиться сначала на характеристике порядка расследования несчастных случаев на производстве, а потом – на документальном оформлении итогов расследования несчастных случаев на производстве.

О порядке расследования несчастных случаев на производстве необходимо сказать следующее:

    1. Для расследования несчастных случаев на производстве работодатель незамедлительно создает комиссию в количестве минимум три человека, в состав которой включаются специалист по охране труда или лицо, ответственное за организацию работы по охране труда, назначаемое приказом или распоряжением работодателя, представители работодателя и профсоюзного органа или иного уполномоченного работниками представительного органа, уполномоченный по охране труда. Состав комиссии утверждается приказом или распоряжением работодателя. В состав комиссии не включаются руководитель, отвечающий за безопасность труда на участке или на объекте, на котором произошел несчастный случай.
    2. Каждый работник или уполномоченный им представитель вправе лично участвовать в рассмотрении и расследовании несчастного случая с работником на производстве.
    3. В расследовании несчастного случая у работодателя – физического лица участвует собственно данный работодатель или уполномоченный им представитель, представитель пострадавшего, специалист по охране труда, который может быть привлечен к расследованию на основании заключенного с ним договора.
    4. Если несчастный случай на производстве произошел с лицом, направленным для работы к другому работодателю, то он расследуется образованной работодателем комиссией, у которого произошел такой несчастный случай. В состав данной комиссии в обязательном порядке включается уполномоченный представитель направившего этого работника работодателя.
    5. Если несчастный случай на производстве произошел с работником организации, осуществляющей работы на выделенном участке другой организации, то он расследуется и учитывается организацией, производящей эти работы. При этом, производившая расследование несчастного случая на производстве комиссия информирует о своих выводах руководителя организации, на территории которой производились эти работы.
    6. Если несчастный случай на производстве произошел с работником при выполнении им работ по совместительству, то он расследуется и учитывается в том месте, где производились работы по совместительству.
    7. Если несчастный случай на производстве произошел в результате аварии транспортного средства, то он расследуется комиссией, образованной работодателем. При расследовании в обязательном порядке используются материалы проведенного соответствующим государственным органом надзора и контроля расследования.
    8. При расследовании группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая со смертельным исходом в состав комиссии, помимо изложенного в п.1, включаются государственный инспектор по охране труда, по согласованию представители органа исполнительной власти субъекта РФ или органа местного самоуправления, представитель территориального объединения организаций профессиональных союзов. Данная комиссия образуется и утверждается работодателем во главе с государственным инспектором по охране труда. При этом, по требованию пострадавшего (в случае смерти пострадавшего – его родственников) в расследовании может принимать участие его доверенное лицо. При неучастии в расследовании доверенного лица работодатель или уполномоченный им представитель или председатель комиссии обязан ознакомить доверенное лицо по его требованию с материалами расследования.

Если произошел групповой несчастный случай с числом погибших пять человек и более, то в состав комиссии в обязательном порядке включаются представители федеральной инспекции труда, федерального органа исполнительной власти по ведомственной принадлежности, представители общероссийского движения профессиональных союзов. Председатель данной комиссии – это государственный инспектор по охране труда соответствующей государственной инспекции труда, а на объектах, подконтрольных территориальному органу федерального горного и промышленного надзора – руководитель этого органа.

Если подобный несчастный случай на производстве с числом погибших пять человек и более произошел на судне, то состав комиссии для его расследования образуется либо федеральным органом исполнительной власти по вопросам транспорта, либо федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами рыболовства, согласно принадлежности судна.

При крупных авариях с числом погибших пятнадцать человек и более расследование проводится комиссией, утверждаемой Правительством РФ.

    1. Если несчастный случай на производстве произошел в виде острого отравления и радиационного воздействия, превышающего установленные нормы, то в состав комиссии для его расследования включается представитель органа санитарно-эпидемиологической службы РФ.
    2. Если несчастный случай произошел в результате нарушений в работе, влияющих на обеспечение ядерной, радиационной и технической безопасности на объектах использования атомной энергии, то в состав комиссии включается также представитель территориального органа федерального надзора по ядерной и промышленной безопасности.
    3. Если несчастный случай произошел в организациях и на объектах, подконтрольных территориальным органам федерального горного и промышленного надзора, то состав комиссии утверждается руководителем данного территориального органа, которую возглавляет представитель этого органа.

Говоря о продолжительности расследования несчастных случаев на производстве, необходимо отметить, что существуют несколько сроков:

    1. Если несчастный случай на производстве не относится к групповым, тяжелым и со смертельным исходом, то расследование производится комиссией в течение трех дней.
    2. Если произошел групповой несчастный случай на производстве, тяжелый несчастный случай на производстве, несчастный случай на производстве со смертельным исходом, то расследование проводится комиссией в течение пятнадцати дней.
    3. Если о несчастном случае на производстве работодатель не был своевременно извещен или у пострадавшего не сразу наступила нетрудоспособность, то он расследуется комиссией по его заявлению или заявлению его доверенного лица в течение одного месяца со дня поступления такого заявления.
    4. Если необходимо проведение дополнительной проверки обстоятельств несчастного случая на производстве, получения медицинских и иных заключений, то сроки расследования могут быть продлены председателем комиссии не более чем на пятнадцать дней.

Говоря о действиях, предпринимаемых при расследовании несчастных случаев на производстве, то необходимо отметить, что при расследовании несчастного случая на производстве комиссия:

При расследовании несчастного случая на производстве по требованию комиссии за счет средств работодателя:

При расследовании несчастного случая на производстве у работодателя – физического лица председатель комиссии сам определяет необходимые меры и условия проведения расследования. Председатель комиссии, проводящей расследование, определяет для работодателя – физического лица перечень необходимых для представления материалов.

Особенно тщательно необходимо проводить расследование несчастных случаев на производстве группового характера, тяжелых несчастных случаев на производстве и несчастных случаев на производстве со смертельным исходом в виду их особой значимости и трагичности, в рамках которого должны быть составлены следующие документы:

На основании собранных документов, материалов, проведенных расследований комиссия:

Следует учитывать, что Правительство РФ утверждает порядок расследования несчастных случаев на производстве с учетом особенностей отдельных отраслей и организаций и соответствующие формы документов.

Теперь необходимо остановиться на рассмотрении особенностей оформления материалов расследований несчастных случаев на производстве. Они сводятся к следующему:

1) По каждому несчастному случаю на производстве, повлекшему перевод работника в соответствии с медицинским заключением на другую работу, потерю работником трудоспособности на срок не менее одного дня или его смерть, в обязательном порядке оформляется акт о несчастному случае на производстве в двух экземплярах на русском языке или на русском языке и на государственном языке субъекта РФ. В акте о несчастном случае на производстве:

Данный акт подписывается членами комиссии, утверждается работодателем или уполномоченным им представителем, заверяется печатью и регистрируется в журнале регистрации несчастных случаев на производстве. Далее работодатель или уполномоченный им представитель в течение трех дней после утверждения акта один его экземпляр выдает пострадавшему (при несчастном случае на производстве со смертельным исходом – родственникам или доверенному лицу погибшего по их требованию), второй его экземпляр вместе с материалами расследования в течение сорока пяти лет хранится по месту работы пострадавшего на момент несчастного случая на производстве, третий экземпляр вместе с материалами расследования при страховых случаях работодатель направляет в исполнительный орган страховщика по месту регистрации страхователя.

    1. При несчастном случае на производстве с работником, состоящим в трудовых отношениях с другим работодателем, акт о несчастном случае на производстве составляется в трех экземплярах: два из них вместе с документами и материалами расследования и актом расследования направляются работодателю, с которым пострадавший состоял или состоит в трудовых отношениях, третий экземпляр вместе со всеми документами и материалами расследования остается у работодателя по месту несчастного случая на производстве.
    2. При несчастном случае на производстве с застрахованным лицом составляется дополнительный экземпляр акта.
    3. По результатам расследования группового несчастного случая на производстве, тяжелого несчастного случая на производстве, несчастного случая на производстве со смертельным исходом комиссия или в установленных случаях государственный инспектор по охране труда составляет акт о расследовании соответствующего несчастного случая на производстве, который с документами и материалами расследования, а также копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого пострадавшего направляются председателем комиссии в течение трех дней после их утверждения в прокуратуру, в которую сообщалось о несчастном случае на производстве, при наличии страхового случая – в исполнительный орган страховщика по месту регистрации в качестве страхователя; копии вышеуказанных документов направляются также в государственную инспекцию труда и территориальный орган соответствующего федерального надзора по несчастным случаям на производстве, происшедшим в подконтрольных им организациях или объектах. Кроме того, копии актов о расследовании таких несчастных случаев на производстве вместе с копиями актов о несчастном случае на производстве на каждого работника направляются председателем комиссии в федеральную инспекцию труда федеральный орган исполнительной власти в соответствии с ведомственной принадлежностью для проведения анализа состояния и причин производственного травматизма в РФ и разработки предложений по его профилактике.
    4. Подлежат расследованию и квалифицируются как несчастные случаи, не связанные с производством, с оформлением акта произвольной формы, который вместе с материалами расследования хранится в течение сорока пяти лет:

6) Несколько важных положений установлено ТК РФ в отношении последствий несчастных случаев на производстве:

а) После окончания временной нетрудоспособности пострадавшего работодатель или уполномоченный им представитель направляет в государственную инспекцию труда, а при необходимости – в территориальный орган государственного надзора информацию о последствиях несчастного случая на производстве и принятых мерах в целях предупреждения таких случаев.

б) Если после некоторого периода времени несчастные случаи на производстве перешли в разряд тяжких или со смертельным исходом, то работодатель или уполномоченный им представитель сообщает об этом в государственную инспекцию труда, о страховых случаях – в исполнительный орган страховщика по месту регистрации страхователя, а также в соответствующий профсоюзный орган, а если данные несчастные случаи на производстве произошли на объектах, подконтрольных территориальным органам соответствующего федерального надзора – и в эти органы.

в) Государственный инспектор по охране труда проводит расследование несчастного случая на производстве независимо от срока давности этого случая с привлечением, как правило (примечание: следовательно, можно и не привлекать), профсоюзного инспектора труда, при необходимости – представителя другого органа государственного надзора при:

По результатам расследования государственный инспектор по охране труда составляет заключения и выдает предписания, являющиеся обязательными для исполнения работодателем или уполномоченным им представителем. Кроме того, государственный инспектор по охране труда может обязать работодателя или уполномоченного им представителя составить акт о несчастном случае на производстве, если оформленный ранее акт содержит нарушения или не соответствует материалам расследования. При этом прежний акт о несчастном случае на производстве считается утратившим силу на основании решения работодателя или уполномоченного им представителя, или государственного инспектора по охране труда.

§ 6 Краткая сравнительная характеристика правового регулирования охраны труда действующим Трудового кодекса РФ и Кодекса законов о труде РФ

При сравнении правового регулирования охраны труда ТК РФ и Кодексом законов о труде РФ (далее по тексту – КЗОТ РФ) необходимо отметить следующие положения:

    1. На мой взгляд, в ТК РФ содержится большее количество норм, посвященных охране труда, по сравнению с КЗОТ РФ.
    2. В нормах ТК РФ содержится упоминание законодательства об охране труда как части трудового законодательства, что не наблюдается в КЗОТ РФ.
    3. Нормы об охране труда в смысловом и содержательном аспектах в ТК РФ по сравнению с КЗОТ РФ, по моему мнению, структурированы и классифицированы более логически и упорядоченно.
    4. К новеллам ТК РФ по сравнению с КЗОТ РФ в сфере охраны труда можно отнести:

а) Введение общих понятий охраны труда.

б) Четкое определение основных направлений государственной политики в сфере охраны труда, обязанностей работодателя и работника в этой сфере, гарантий и прав работников в этой сфере.

в) Введение жестко регламентированной процедуры расследования, учета несчастных случаев на производстве и оформления соответствующих документов.

Заключение

На основании проведенного в настоящей работе исследования правового регулирования охраны труда по ТК РФ, на мой взгляд, необходимо сделать следующие выводы:

    1. Новый ТК РФ по сравнению с прежним КЗОТ РФ регулирует вопросы охраны труда более последовательно, содержательно, логично и четко.
    2. В ТК РФ регламентировано понятие “законодательство об охране труда” как часть трудового законодательства, имеющее огромное значение в условиях развития науки и техники.
    3. В ТК РФ определены основные понятия сферы охраны труда, позволяющие единообразно толковать их смысл.
    4. В ТК РФ четким единым перечнем установлены обязанности работодателя и работника, права работника в сфере охраны труда.
    5. В ТК РФ по сравнению с прежним КЗОТ РФ предоставляются более широкие гарантии и компенсации.
    6. В ТК РФ регламентированы условия и порядок расследования несчастных случаев на производстве, что отсутствовало в прежнем КЗОТ РФ.
    7. По моему мнению, в целом, по сравнению с прежним законодательством, правовое регулирование охраны труда, содержащееся в новом ТК РФ, является более удачным.

Перечень использованной литературы

Книги и монографии

    1. Верховцев А.В. Вредные условия труда: бесплатное питание – М, Инфра-М, 2001г.
    2. Водопьянов В.П. Трудовое право (конспект лекций в схемах). -- М, Приор, 2002г.
    3. Захарьин В.Р. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. -- М, Налоговый вестник, 2002г.
    4. Киселев И.Я. Трудовое право России. Историко-правовое исследование. -- М, Норма, 2001г.
    5. Пустозерова В.М. Комментарий к Трудовому кодексу РФ. --– М, Приор, 2002г.
    6. Комментарий к Федеральному закону “Об основах охраны труда в РФ”. /Под общей редакцией Ю.Т. Сорокина, А.П. Соловьева – М, НЦ ЭНАС, 2001г.

Журналы и газеты

1. Варов В.К. Результаты проверок Федеральной инспекции труда, основные нарушения прав граждан.// Экономика и жизнь – 1999., -- №44.

2. Луганцев В.М.: “Новый Трудовой кодекс или реформа КЗОТ”.// ЭЖ-Юрист – 2000., -- №9

3. Соколов М.: “Охрана труда в организациях”.// ЭЖ-Юрист -- 2000., -- №9.

4. Туболев Д.: “Охрана труда”.// ЭЖ-Юрист – 1998., -- №25.

 

Юрист ООО “Компания открытых систем” А.А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то дополнительные воросы - прошу присылать их мне. май, 2002г.

 

 

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ  ***   RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Назад

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются.
Последняя редакция: Октябрь 08, 2009 14:54:30
.

SpyLOG