Комментарий к проекту Федерального закона России

"Об адвокатуре в Российской Федерации".

В настоящей статье представляется подробный юридический анализ одного из проектов многострадального Закона “Об адвокатуре в Российской Федерации” 1999 года.

Законодательство об адвокатуре, принятое еще в советские времена, в настоящий момент устарело. Изменение общественно-политического строя, распад СССР, провозглашение в России демократических прав и свобод привели к большим возможностям защиты гражданами своих нарушенных прав и законных интересов. Наиболее часто граждане, естественно, обращаются в суд, как орган, могущий от имени государства своим волевым решением восстановить нарушенные права, защитить от произвола. Свидетельством этого является чрезмерная перегруженность судов делами, когда в производстве одного судьи находится и сто, и двести дел. Граждане верят в судебную защиту, поэтому активно участвуют в судопроизводстве. Но, низкая правовая культура из-за низкой правовой грамотности, отсутствие свободного времени, и незнание правил судопроизводства приводят к обращению граждан к адвокатам за помощью. Конечно, в настоящее время адвокат в своей деятельности уже не руководствуется духом социалистического правосознания, а исходит из силы действия и буквы действующего закона. Таким образом, в связи с быстро текущими процессами общественного преобразования, должно измениться и законодательство об адвокатуре, которое уже не отвечает запросам современности. К сожалению, мысли из уст государственных чиновников о необходимости принятия нового закона об адвокатуре пока (уже в течение многих лет) не реализуются практическими действиями. Ни прошлый Верховный Совет, ни современное Федеральное Собрание никак не могут принять долгожданный и многострадальный закон, не двигаясь далее рассмотрения его проекта. Конечно, такую сложность в принятии закона можно понять. Если вспомнить еще раз (как я уже делал в своей работе) историю, то адвокатура (институт присяжных поверенных), сформировавшаяся окончательно и получившая легальное существование в результате судебных реформ Александра Второго 1864 года, уже тогда всколыхнула общественность. Уже после первых лет своего существования адвокатура вобрала в себя многих научных умов с мировым именем, превратившись в реальную силу, способную волновать общественное сознание, противостоять произволу и насилию властей. Уже в 70-е годы ХIХ века правящие монархические круги России увидели в адвокатуре грозного противника неограниченной самодержавной власти, главное для которого — быть на страже закона. Таким образом, адвокатура, как общественная сила, на протяжении истории обладала и обладает огромным влиянием. Адвокат — это очень почетное звание. Понятно, что современные политические силы, властные структуры, зная историческое развитие адвокатуры, не хотели бы давать адвокатуре излишнюю самостоятельность и независимость. Безусловно, необходимо сделать более строгими правила приема в адвокатуру, дабы оградить общество от встречающихся проходимцев и самозванцев, которые порочат имена истинных профессионалов своего дела. Но анализ некоторых положений проекта Федерального Закона "Об адвокатуре в Российской Федерации", на мой взгляд, наглядно покажет, что в случае принятия вышеназванного закона в предложенной редакции приведет к снижению адвокатской независимости. Какая же в итоге редакция закона будет утверждена и какая лоббистская структура победит — покажет время. Сформулированные в статье 3 проекта Закона задачи адвокатуры, на мой взгляд, удачны, хотя их можно дополнить. Совершенно справедливо авторы проекта отказались от упоминания идеологических задач советского времени — таких, как бережное отношение к народному добру, соблюдение дисциплины труда, уважение к правилам социалистического общежития. Самой главной задачей адвокатуры является оказание квалифицированной юридической помощи во всех видах судопроизводств, а также иных, не запрещенных законом видов помощи. Я согласен с такой редакцией, поскольку адвокатура как раз и призвана быть на страже защиты законных интересов и прав граждан и юридических лиц. В этой же статье указываются еще три задачи, как бы вытекающие из основной или сопутствующие ей. Это:

  1. Содействие осуществлению правосудия — любой адвокат должен осуществлять свою деятельность на принципах уважения к суду, облегчения его работы по каждому конкретному делу, всемерному поиску истины и достижения ее триумфа в итоге.
  2. Укрепление законности и правопорядка — каждый адвокат в отдельности и адвокатура в целом действуют на основе и во исполнение закона, являясь эталоном справедливости.
  3. Формирование уважительного уважения к праву — мораль, нравственность, честь, достоинство, имидж, репутация, истина — это понятия, которые для адвоката должны быть не пустыми словами, а жизненными и профессиональными ценностями.

Адвокат своей деятельностью показывает всем уважение к закону, праву в целом, ибо он — стражник закона. Я либо изменил бы эту задачу, либо добавил бы еще одну — правовая пропаганда. Многие адвокаты имеют ученые степени и звания, совмещают преподавательскую и научную деятельность с практической. Лекции по отраслям права не только в стенах юридических вузов, но и для широкого круга слушателей были бы полезны для повышения правовых знаний. Я думаю, что это не ново для нас, если вспомнить выступления публичного характера адвокатов дореволюционного времени. Под принципами организации и деятельности адвокатуры понимаются основные начала, правила, на основании которых организуется и действует адвокатура, причем общего характера. Статья 4 проекта Закона называет шесть таких принципов (их содержание раскрою, как я себе представляю):

  1. Независимость адвокатов при осуществлении своей профессиональной деятельности означает невмешательство в деятельность адвокатов, каких бы то ни было структур власти, предприятий, учреждений, организаций, граждан.
  2. Самоуправление профессиональных объединений адвокатов означает систему гарантий их деятельности на началах хозяйственного расчета, самоокупаемости и самофинансирования как юридических лиц, имеющих свои расчетные счета в банках, свое имя, бухгалтерскую и иную отчетность, самостоятельный баланс, право выступать от своего имени, органы управления и т.д.
  3. Добровольность вступления в профессиональные объединения и выхода из них означает запрет на какое-либо постоянное влияние на лицо, отвечающее требованиям законодательства стать адвокатом и вступить в коллегию либо сложить с себя полномочия адвоката и выйти из коллегии, Исключения составляют случаи принудительного прекращения полномочий адвоката.
  4. Равноправие членов профессиональных объединений означает, что все адвокаты имеют равные права и несут равные обязанности по отношению к такому объединению и друг к другу.
  5. Соблюдение норм профессиональной этики и сохранения адвокатской тайны означает следование адвокатов в процессе своей деятельности чувству профессионального долга и высокой ответственности за выполняемую работу, а также сохранение любых сведений, связанных с оказанием адвокатами юридической помощи своим клиентам, в том числе и само обращение клиента.
  6. Законность, справедливость и гуманизм означает следование духу и букве закона, равноправие клиентов на защиту вне зависимости от каких-либо различий своих нарушенных и оспоренных прав и законных интересов, уважительное отношение адвокатов к своим клиентам и т.д.

Согласно статье 5 проекта Закона, адвокатская деятельность — это оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям на профессиональной основе возмездно или безвозмездно, не являющееся предпринимательством и не имеющее целью извлечение прибыли. Причем, оказание помощи безвозмездно осуществляется только в случаях, предусмотренных этим законом. Я не существенно изменил редакцию определения адвокатской деятельности, данное в проекте Закона, для удобства его восприятия. Считаю тавтологическими употребление в проекте выражения "профессиональная основа" и "квалифицированная", поскольку каждое из них в отдельности своим смыслом входит в состав другого. Нельзя абсолютно согласиться и с тем, что адвокатская деятельность не преследует цели извлечения прибыли, так как адвокат, как и любой нормальный человек, для удовлетворения своих материальных и иных потребностей имеет единственный источник дохода — гонорары за проведенные дела, в отличие от представителей иной профессии. Да, адвокат — не предприниматель, но заинтересован иметь приличный постоянный заработок и это нормально. Статья 5 проекта Закона устанавливает неисчерпывающий перечень видов адвокатской деятельности, поскольку в конце их перечисления сделана ссылка о том, что адвокаты вправе оказывать иную, не запрещенную законом, юридическую помощь. Итак, к этим видам относятся: 1) устные и письменные консультации и справки по правовым вопросам;

2) составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;

  1. представительство сторон в конституционном производстве;
  2. представительство в судах и иных государственных органах по гражданским и административным делам;
  3. участие в качестве профессиональных защитников и иных представителей в уголовном судопроизводстве;
  4. представительство в судах и правоохранительных органах иностранных государств, в международных судебных органах, если иное не установлено законодательством иностранных государств, регламентами работы соответствующих международных органов или международных договоров России.

Как уже говорилось, адвокат обладает независимостью в своей деятельности. Эту независимость можно обеспечить и гарантировать ее наличие системой законодательных актов и контроля их выполнения надлежащим образом. Причем, государство должно гарантировать также отсутствие возможности проникновения в ряды адвокатуры лиц, зарекомендовавших себя с отрицательной стороны, особенно с уголовным прошлым. Из средств массовой информации и периодических источников печати мы замечаем о фактах грубого вмешательства в деятельность адвокатов, либо о случаях воспрепятствования выполнения ими своего профессионального долга: адвокатов незаконно задерживают, обыскивают, изымают досье на дела, угрожают, избивают. К сожалению, государство не может не только искоренить, но и хотя бы обеспечить многократность неповторения подобных случаев. Все это свидетельствует о том, что профессия адвоката является на сегодняшний день, пожалуй, самой опасной. Нередко адвокаты становятся жертвами противоборствующих преступных группировок из-за своего участия в делах по защите их главарей в судебных процессах. Исходя из вышеизложенной тревожной ситуации, авторы проекта Закона стремятся обеспечить в его нормах защиту адвокатов со стороны государства. Правда, достаточно происходит так, что даже самые необходимые нормы, утвержденные путем принятия законодательных актов, остаются лишь написанными на бумаге и реально не исполняются. Конечно, было бы лучше принять отдельный федеральный закон о гарантиях адвокатуры с подробной регламентацией этого вопроса. В рассматриваемом мною проекте Закона гарантии для адвокатов достаточно "размыты". Об отношении государства и адвокатуры говорит 6 статья, гарантии адвокатской деятельности наиболее сконцентрированно выражены в статье 26 проекта. Статья 6 определяет полномочия Министерства юстиции России в области регулирования адвокатской деятельности правового, финансового и технического характера в наиболее общем виде. В качестве гарантий для адвокатов в настоящей статье делается отметка о том, что государство регулирует законодательством представление для адвокатов и их объединений налоговых и иных льгот и преимуществ, а также финансирование уголовной защиты в случаях ее осуществления по назначению суда или органов предварительного следствия, а также защиты по гражданским делам. Не совсем понятно, почему авторы проекта закона расположили статью 26 "Гарантии адвокатской деятельности" в главе 4 "Статус адвоката", а не в главе "Основные положения"? Логика законодателя не ясна. Либо статью 6 и статью 26 целесообразно было бы объединить в одну. К тому же в обеих статьях имеется повторение: например, в них провозглашается принцип независимости адвокатской деятельности с той лишь разницей, что в статье 26 есть дополнение о том, что к ответственности будут привлечены лица, допустившие воспрепятствование либо вмешательство в деятельность адвоката. В этой же статье указывается о непривлечении адвоката к различным видам ответственности за выраженное в общеупотребительной форме в устной или письменной форме при осуществлении своей деятельности мнения; о запрете истребования сведений в связи с оказанием юридической помощи от адвокатских объединений и их технического персонала; об обеспечении адвокатов по их заявлению органами внутренних дел защитой путем принятия необходимых мер в случае наличия угрозы посягательства на жизнь, здоровье, имущество их и членов семей в связи с осуществлением профессиональной деятельности; об органах, возбуждающих и расследующих дела в отношении адвокатов (уголовное дело возбуждается только прокурором субъекта России, расследуется органами прокуратуры, рассматривается Верховным судом республики, судом области, края, автономной области, автономного округа и городов федерального значения). Перечисленные мною положения, безусловно, важны, но они носят, по большей мере, общий и декларативный характер, поэтому требуют конкретизации. Тем не менее, этого недостаточно. Например, для усиления безопасности адвокатов можно было бы ввести разрешение на хранение, ношение и в строго определенных случаях применение огнестрельного оружия. Обойден вниманием блок социально-бытовых льгот: установление льготного пенсионного возраста, право на пятидесятипроцентную скидку на оплату квартиры и всех коммунальных услуг, право бесплатного проезда на всех видах городского пассажирского транспорта, выплаты за выслугу лет, денежное содержание семьи и полное государственное обеспечение в случае гибели адвоката в связи с исполнением им своего профессионального долга и другие виды. Да на сегодняшний день адвокаты пользуются значительным льготным налогообложением, но адвокатам этого недостаточно. Обычный адвокат вынужден по установленным размерам отчислять членские взносы в коллегию и на развитие юридической консультации, членом которых он является. Кроме того, заведующий каждой консультацией, помимо вышеперечисленных затрат, должен постоянно думать о техническом, информационном оснащении своей консультации, затрачивая при этом громадные денежные средства. К сожалению, государство пока этого не учитывает и не принимает действенных мер по защите адвокатов, чему свидетельством является и нормы проекта Закона, посвященные гарантиям для адвокатуры. В отличие от действующего в настоящий момент законодательства, в статье 7 проекта Закона определение понятия "коллегии адвокатов" дано путем перечисления признаков юридического лица. Суммировав, можно сказать, что коллегия адвокатов, как юридическое лицо, — это некоммерческое самоуправляемое профессиональное объединение, основанное на индивидуальном членстве занимающихся адвокатской деятельностью лиц и имеющее самостоятельный баланс, печать и штамп с обозначением своего наименования, расчетный и другие счета в рублях и иностранной валюте. Я согласен с таким определением. Но в этой же статье есть норма, которая содержит положение о том, что в каждом субъекте России образуется одна коллегия, не могущая иметь филиалов и представительств в других регионах. Логика законодателя понятна: его толкает на такой шаг стремление упорядочить деятельность адвокатов путем создания в каждом субъекте России по одной коллегии с правом создания филиалов и представительств только в границах этого субъекта. Но, считаю, что такая постановка вопроса не учитывает сложившуюся на данный момент ситуацию. Дело в том, что ныне действующее законодательство не содержит норм, имеющих запрет на создание коллегий сверх определенного количества. Используя это, на протяжении 90-х годов стали появляться коллегии адвокатов, которые назвали "параллельными". Новые коллегии, как альтернатива существующим, зарекомендовали себя с лучшей стороны и заслужили самых щедрых похвал. Параллельные коллегии очень быстро сосредоточили в себе мощный интеллектуальный потенциал, сформировали большой банк данных клиентуры. Во вновь создаваемых коллегиях стали применяться передовые, самые современные методы работы как по организации внутренних взаимоотношений, так и с клиентурой с учетом спроса на юридические услуги, с учетом высокого сервисного обслуживания. Понимая, что вновь создаваемые коллегии — это не просто слабенькие организации, а конкуренты, способные вызвать на достойное соперничество, старые коллегии, существовавшие еще в советские времена, стали пытаться путем разных мер устранить их существование. Но практика показала, что методика деятельности параллельных коллегий эффективнее и современнее, чем в старых коллегиях; на судебных процессах адвокаты из коллегий нового поколения действуют успешнее, нередко выигрывая дела у адвокатов из уже именитых коллегий; участились случаи перехода адвокатов из старых коллегий во вновь воздаваемые коллегии. Таким образом, параллельные коллегии выстояли в конкурентной борьбе и сделали первый шаг на пути к успеху. Учитывая все вышеизложенное, именитые коллегии решили выработать формы взаимовыгодного сотрудничества путем создания разнообразных совместных органов (комиссии, комитеты, советы и т.д.) для координации совместных действий. Но тщетно думать, что уже существующие коллегии просто так сдадутся и смирятся с наличием параллельных коллегий, тем более проигрывая им конкуренцию. Пример тому — предлагаемая редакция проекта Закона. Под лозунгами освобождения рядов адвокатуры от адвокатов, недостойных носить это высокое звание, об упорядочении систематизации деятельности существующих коллегий адвокатов и других, им подобных, делается очередная попытка закрыть параллельные коллегии, сделать невозможной конкуренцию в адвокатской деятельности, сделать монополию одной коллегии адвокатов в рамках каждого субъекта России. . Но трудно представить, что получится на практике, если Закон будет утвержден в предлагаемой редакции. У меня вызывает большое сомнение, что одна коллегия примет в свой состав огромное количество высвободившихся из параллельных коллегий адвокатов вследствие объявления их вне закона. Следовательно, последует резкое увеличение числа безработных, но уже среди юристов. При таком развитии событий было бы целесообразнее, на мой взгляд, не узурпирование положения одной коллегией, а создание, единой, но совершенно новой коллегии, в состав руководства которой вошли бы руководители всех ныне существующих коллегий в Санкт-Петербурге. Иное решение вопроса было бы несправедливым по отношению к руководителям параллельных коллегий, которые вкладывали огромные материальные средства и духовные силы в их создание. Согласно статье 8 проекта Закона, коллегия адвокатов образуется по заявлению группы лиц, имеющих высшее юридическое образование и постоянно проживающих на территории субъекта, на которой предполагается ее образование. Такие лица именуются учредителями. На общем собрании учредителей принимается Устав, содержащий в статье 9 проекта Закона сведения, регистрируемый в Министерстве юстиции России (отказ в регистрации Устава или его нерегистрация в течение месяца могут быть обжалованы в судебном порядке). Органами коллегии адвокатов являются:

1) Общее собрание (конференция) членов коллегии — это высший орган коллегии, который вносит все изменения и дополнения в Устав коллегии и избирает тайным голосованием на срок не более трех лет почти все остальные органы вместе с их руководством.

2) Президиум коллегии — исполнительный орган, наделенный следующими полномочиями:

а) представление коллегии в государственных, общественных и иных организациях;

б) защита прав адвокатов;

в) поддержание профессиональной дисциплины адвокатов;

г) организация подготовки стажеров;

д) содействие информационному обеспечению адвокатов;

е) методическая деятельность;

ж) издательская деятельность.

3) Ревизионная комиссия коллегии — контрольно-ревизионный орган — проводит ревизию финансовой деятельности руководства коллегии и ее структурных единиц.

4) Квалификационная комиссия коллегии — в ее ведении находится принятие экзаменов у лиц, подавших заявление о приеме в члены коллегии. Членами такой коллегии могут быть адвокаты со стажем адвокатской деятельности в десять лет и выше. Естественно, что все органы и руководство подотчетны общему собранию.

Согласно проекту Закона, предусматриваются следующие формы адвокатской деятельности:

  1. Юридическая консультация — не обладающее статусом юридического лица структурное подразделение коллегии адвокатов, имеющее текущий и иные счета в банках, печать и штамп с обозначением своего наименования и принадлежности к соответствующей коллегии.
  2. Адвокатское бюро и фирмы — формы организации, образуемые членами коллегии адвокатов с согласия ее президиума, не обладающие статусом юридического лица (практически аналогична юридической консультации) или обладающие таким статусом (к тому же могут иметь самостоятельный баланс или расчетный счет в рублях или иностранной валюте), находящиеся территориально в границах субъекта России, в котором действует коллегия, не имеющие права за его пределами создавать своих филиалов и представительств.
  3. Адвокатский кабинет — индивидуальная адвокатская практика. Порядок взаимоотношений адвокатских бюро, фирм, кабинетов с коллегией определяется уставом коллегии, а порядок ликвидации определяется законодательством.
  4. Ассоциации и союзы адвокатов.
  5. Федеральный союз адвокатов России — образуемое в соответствии с законодательством об общественных объединениях юридическое лицо, преследующее цели защиты прав, чести и достоинства адвокатов, обеспечения высоких стандартов профессионального мастерства и их независимости. Федеральный союз наделен широкими полномочиями, в частности, защита адвокатов от необоснованных преследований и ограничений в связи с осуществлением им своей профессиональной деятельности; разработка правил профессиональной этики адвокатов; разработка методических указаний; представление адвокатуры России в государственных органах, общественных и иных организациях; участие в разработке законопроектов, касающихся организации и деятельности адвокатуры.

Статьи, посвященные вопросам средств и имущества коллегий адвокатов, расположены в проекте Закона, на мой взгляд, не совсем удачно. О средствах и имуществе коллегии необходимо указать в отдельной главе, а вопросы об оплате труда адвокатов и связанные с нею отнести в главу 4 "Статус адвоката". Согласно статье 30 проекта Закона, средства коллегий адвокатов образуются из взносов, отчисляемых всеми адвокатами от полученных средств за оказание ими юридической помощи, причем их конкретный размер устанавливается общим собранием ее членов и не может быть более 25 процентов от поступивших сумм. Коллегии адвокатов освобождены от уплаты налогов, сборов, пошлин и иных платежей, а также взносов, кроме Фондов государственного страхования, пенсионного и обязательного медицинского страхования и налога на доходы с физических лиц. Я считаю, что адвокаты не обязаны содержать коллегии, членами которой они являются, отчисляя часть своих заработанных средств. Коллегиям самостоятельно необходимо изыскивать средства для своей деятельности, тем более что статьей 34 проекта Закона устанавливается широкий перечень источников поступления финансов. Коллегия адвокатов, как юридическое лицо, может быть собственником земельных участков, зданий, сооружений, жилого фонда, транспорта, денежных средств, имущества культурно-просветительского и оздоровительного назначения и иного имущества. В проекте Закона указаны также следующие источники поступления финансов: 1) вступительные взносы; 2)отчисления на общие нужды адвокатов; 3) кредиты банков; 4) иные источники. Адвокаты не имеют никаких прав на имущество, являющееся собственностью коллегии (это имущество, приобретенное в процессе деятельности коллегии, переданное в дар в качестве вкладов и взносов и т.д.). Местные администрации обязаны предоставлять пригодные для деятельности помещения в удобных для граждан местах и содействовать передаче этих помещений в их собственность или оперативное управление. По сравнению с действующим законодательством, в этой части для коллегий адвокатов предоставлены более широкие возможности. Несмотря на существование достаточно жестких правил допуска заинтересованных лиц к адвокатской деятельности, к сожалению, в адвокатские ряды проникают личности, морально-нравственный и профессиональный критерии которых не дают права нести звания адвоката. И в нынешнем законе, и в предлагаемой редакции проекта Закона, по моему мнению, не отвечают высоким стандартам предъявляемые к адвокатам требования. Условиями допуска к сдаче квалифицированного экзамена, являющейся в случае положительного решения квалификационной комиссии об итогах основанием для принятия кандидата в члены коллегии адвокатов, являются:

  1. гражданство России;
  2. постоянное проживание на территории субъекта России, где будет практическая деятельность;
  3. высшее юридическое образование;
  4. стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо стажировка в коллегии адвокатов.

Кандидаты не допускаются к квалификационным экзаменам в следующих случаях:

  1. признание лица в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  2. судимость за совершение умышленного преступления;
  3. исключение из коллегии адвокатов ранее.

Согласно статье 18 проекта Закона, квалификационная комиссия состоит из адвокатов, судей, ученых-юристов, представителей органов юстиции и создается коллегией адвокатов в субъекте России в количестве не менее девяти человек, причем адвокаты составляют не менее половины членов такой комиссии (интересно, как из девяти человек высчитать ровно половину — никак нельзя). Экзамены проводятся не менее четырех раз в год. При голосовании по итогам экзамена комиссия принимает решение простым большинством голосов при наличии не менее двух третей своего состава, причем при равенстве голосов кандидатура считается принятой. Кандидат, не выдержавший экзамен, допускается не ранее чем через год со дня принятия такого решения комиссией. Заявление о приеме в члены коллегии адвокатов рассматривается не позднее месячного срока с момента его поступления президиумом коллегии адвокатов. Президиум осуществляет также руководство стажировкой, которую сроком от шести месяцев до одного года проходят лица, окончившие высшие юридические учебные заведения и не имеющие стаж работы по юридической специальности или имеющие такой стаж менее двух лет. После прохождения стажировки такие лица сдают квалификационный экзамен в общем порядке. Установлено, что члены и стажеры коллегии вправе заниматься, помимо адвокатской деятельности, преподавательской, научной и иной творческой деятельностью. Помимо вышеизложенного, хотелось бы отметить и установленный, по моему мнению, в целях ограничения потока кандидатов в адвокаты, громадный, единовременный вступительный взнос, который нужно либо вообще отменить, либо сделать в льготном размере для определенного круга лиц, например, для стажеров и помощников адвокатов. Приостановление членства в коллегии адвокатов — это временный перерыв практической деятельности адвоката, установленный президиумом коллегии адвокатов в субъекте России. Основаниями для приостановления являются:

1) избрание адвоката в законодательный (представительный) орган государственной власти или

2) призыв на срочную военную службу.

Прекращение членства в коллегии адвокатов состоит из двух групп самостоятельных оснований, объединенных понятиями "отчисление" и "исключение", не формулируя их практическую разницу. Если провести границу различий по основаниям, то при отчислении имеют место, по большей части, юридические факты объективного характера, а при исключении — факты допущенных субъективным образом нарушений различного характера адвокатом, причем, согласно статье 27 проекта Закона, исключение является самой строгой мерой дисциплинарной ответственности адвокатов (не случайно в части четвертой статьи 21 Закона в качестве перечня исключений указаны не основания, а случаи). И отчисление, и исключение из коллегии адвокатов производится соответствующим президиумом. Основаниями для отчисления являются:

  1. заявление адвоката;
  2. признание адвоката в установленном законом порядке недееспособным или ограниченно дееспособным;
  3. обнаружившаяся невозможность исполнения адвокатом своих профессиональных обязанностей вследствие недостаточной квалификации или по состоянию здоровья;
  4. невозобновление без уважительных причин адвокатом, членство которого в коллегии приостановлено, работы в соответствующей коллегии адвокатов до истечения шести месяцев с момента прекращения его полномочий по выборной должности либо увольнения с военной службы;
  5. поступление адвоката на государственную службу;
  6. выход адвоката из гражданства России;
  7. смерть адвоката или объявление его умершим в установленном законом порядке.

По второму и седьмому основанию существует судебный порядок, факты по третьему основанию устанавливаются квалификационной (желательно в том же составе, что и была при приеме экзамена) или медицинской комиссией. Исключение из членов коллегии адвокатов допускается в следующих случаях:

  1. систематическое нарушение адвокатом устава коллегии (к сожалению не ясно, систематическое — это двух или трехкратное);
  2. недобросовестное выполнение адвокатом своего профессионального долга, если к нему ранее применялись меры дисциплинарной ответственности (неудачно — взыскания);
  3. вступление в законную силу приговора о признании адвоката в совершении умышленного преступления;
  4. неисполнение адвокатом своих обязанностей по оказанию бесплатной юридической помощи и участию в делах по назначению органов следствия, прокуратуры и суда.

Второй случай требует конкретизации. Оба перечня являются исчерпывающими и расширительному толкованию не подлежат. Из курсов лекций по правовым дисциплинам следует, что права и обязанности в целом составляют содержание правоотношения. Исходя из вышеизложенного, адвокат, являясь активно действующим субъектом права, обладает комплексом прав и обязанностей. Для облегчения деятельности адвоката, расширения его возможностей я бы в статью 23 проекта Закона, посвященную правам адвоката, дополнил положением о том, что список прав незакрытый. Документами, являющимися подтверждением полномочий адвоката, являются адвокатское удостоверение и ордер на исполнение поручения, включая доверенность от клиента на ведение дела. Адвокат обладает следующими правами:

1) сбор сведений, необходимых для оказания юридической помощи (в том числе запрос справок, характеристик и иных документов у государственных органов и общественных организаций, предприятий любых форм собственности, обязанных их выдавать);

2) опрашивать с их согласия лиц, обладающих предположительно относящейся к делу информацией;

3) собирать и представлять предметы, могущие в установленном процессуальным законом порядке быть признаны вещественными доказательствами;

4) запрашивать на договорной основе заключения специалистов для разъяснения вопросов, связанных с оказанием юридической помощи;

5) общаться беспрепятственно со своим клиентом наедине, в том числе при содержании его под стражей, без ограничения числа встреч и их продолжительности, в обеспечивающих конфиденциальность условиях;

6) применение для фиксации информации, содержащейся в судебных и следственных делах, технические средства (ксерокс, компьютер, фотоаппарат) и звукозаписывающую аппаратуру;

7) совершать не противоречащие закону действия на основе принятого поручения.

Статья 24 проекта Закона содержит перечень обязанностей и запретов в практической деятельности адвокатов. К числу обязанностей относятся следующие:

  1. соблюдение Конституции и законов России;
  2. отстаивание честно и добросовестно, законными средствами интересов клиента;
  3. выполнение требований действующего Уголовно-процессуального кодекса России;
  4. оказание в предусмотренном случае бесплатной юридической помощи;
  5. совершенствование своих знаний и профессиональной квалификации.

Установленные запреты состоят в перечне действий, совершение которых может нанести вред клиенту — в частности, адвокат не вправе отказаться от принятой на себя защиты. За нарушение адвокатом своего профессионального долга адвокат может быть привлечен президиумом коллегии адвокатов к дисциплинарной ответственности в виде объявления ему выговора, строгого выговора или исключения из коллегии. При наложении дисциплинарного взыскания учитываются следующие обстоятельства: тяжесть совершенного проступка, обстоятельства его совершения; предшествующая деятельность; поведение адвоката, то есть объективные и субъективные критерии. Взыскание налагается не позднее, чем через месяц со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни и отпуска и чем через шесть месяцев со дня совершения проступка. Срок погашения взыскания — по истечение года с момента наложения взыскания на адвоката. До рассмотрения дела о дисциплинарном проступке, начинаемого по инициативе общего собрания (конференции) членов коллегии, президиумом или председателем президиума коллегии адвокатов, с адвоката в обязательном порядке запрашивается письменное объяснение, проверяются основания привлечения его к ответственности, а адвокат ознакомляется с материалами дела. Дело рассматривается президиумом коллегии в присутствии привлекаемого к ответственности адвоката, причем его повторная неявка не является препятствием к рассмотрению. Рассмотрение дела заканчивается вынесением постановления, причем в случае наложения взыскания оно может быть обжаловано. Современное законодательство не упоминает о такой должности, как помощник адвоката. Этот вопрос регулируется лишь Положениями о помощниках, разрабатываемых внутри каждой коллегии, да и в рассматриваемом мною проекте Закона посвящена лишь одна статья. Тем не менее, должность помощника адвоката предусматривалась еще дореволюционным законодательством. Помощник существенно разгружает адвоката, принимая на себя выполнения большого объема черновой работы, поэтому к этому вопросу нужно относится серьезно. На практике неурегулированность этого вопроса порождает массу сложностей. Например, в свое время ввели, а потом отменили членские взносы для помощников. Еще одна неразрешенная проблема — засчитывать деятельность помощника в общий трудовой стаж или нет? Вопрос открыт. Согласно статье 29 проекта Закона, помощником адвоката может быть лицо с законченным или незаконченным высшим юридическим образованием для выполнения вспомогательной работы при условии отсутствия оснований, исключающих возможность занятия этой должности. Взаимоотношения адвоката и помощника регулируются трудовым договором. Помощник вправе в присутствии адвоката производить операции с документами дела (знакомиться с материалами дела, делать с них выписки, копии и т.д.). Считаю неправомерным правило о том, что время работы помощником засчитывается в стаж работы, необходимого для сдачи квалификационного экзамена, лишь лицам, имеющим высшее юридическое образование. Во-первых, это правило нужно распространить и на лиц, совмещающих учебу в высшем юридическом учебном заведении и работу в качестве помощника адвоката. Во-вторых, предложенная в проекте Закона формулировка по этому вопросу не годится и потому, что фактически исчезают критерии различия между помощниками адвокатов и стажерами. Общий вывод: вопрос о помощниках адвоката требует более широкого регулирования и тщательной детализации. На мой взгляд, в целом по представленному проекту Закона можно сделать следующие выводы:

  1. Редакция проекта нуждается в дальнейшей конкретизации — ее нынешний вариант представляет слишком общий характер.
  2. Требуется переработка его структуры — смена глав.
  3. Необходимы дополнения по вопросам, имеющим пробелы в правовом регулировании.

 

Юрист А.А. Рудаков,

июль,2000г.

Если у Вас возникли какие-то дополнительные воросы - прошу присылать их мне.

Назад

 

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются.
Последняя редакция: Октябрь 07, 2009 16:24:46.