Основания применения налоговых вычетов

. Исходя из ст. 171 и ст. 172 НК РФ, налоговые вычеты можно определить как установленные действующим законодательством РФ суммы налога на добавленную стоимость по определенным операциям, которые фактически не подлежат уплате в бюджет. Итак, вычетам подлежат:

1) Суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, работ, услуг на территории России, а также уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию России в таможенных режимах выпуска для свободного обращения, временного ввоза, переработки вне таможенной территории в отношении приобретаемых товаров, работ, услуг для осуществления операций, признаваемых объектом налогообложения, за исключением товаров, предусмотренных в п.2 ст. 170 НК РФ, а также товаров, работ, услуг, приобретаемых для перепродажи.

Согласно п.2 ст. 170 НК РФ, являющемуся исключением из указанной выше нормы, суммы налога, предъявленные покупателю при приобретении товаров, работ, услуг на территории РФ, включая основные средства и нематериальные активы, учитываются в стоимости таких товаров, работ, услуг, в т.ч. основных средств и нематериальных активов, при приобретении товаров, работ, услуг, включая основных средств и нематериальных активов:

а) используемых для операций по производству и (или) реализации, передаче, выполнению, оказанию для собственных нужд не подлежащих налогообложению (т.е. освобожденных от налогообложения) товаров, работ, услуг и по производству и (или) реализации товаров, работ, услуг, местом реализации которых не является территория России;

б) лицами, не являющимися налогоплательщиками или освобожденными от исполнения обязанности налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость;

в) для производства и (или) реализации товаров, работ, услуг, операции по реализации (передаче) которых не признаются реализацией товаров, работ, услуг согласно п.2 ст. 146 НК РФ.

Необходимо обратить внимание на то, что, по общему правилу, вычету подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров, работ, услуг, а также фактически уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию России после принятия на учет товаров, работ, услуг с учетом присущих им особенностей и при наличии первичных документов, а в отношении основных средств и нематериальных активов – в полном объеме после принятия на учет.

2) Суммы налога, уплаченные покупателями – налоговыми агентами в соответствии со ст. 173 НК РФ. При этом необходимо соблюдение следующих условий:

а) Право на данные вычеты имеют также покупатели – налоговые агенты, которые состоят на учете в налоговых органах и исполняют обязанности налогоплательщика.

б) Если налоговые агенты осуществляют операции, указанные в п.4 ст. 161 НК РФ, то сумма налога, уплаченная по этим операциям, не включается в налоговые вычеты. В п.4 ст. 161 НК РФ говорится о реализации на территории России конфискованного имущества, бесхозяйных ценностей, ценностей, перешедших по праву наследования государству.

в) Необходимо, чтобы товары, работы, услуги были приобретены налогоплательщиком, являющимся налоговым агентом, для осуществления признаваемых объектом обложения налогом на добавленную стоимость операций или для перепродажи и при их приобретении он удержал и уплатил налог из доходов налогоплательщика.

3) Суммы налога, предъявленные продавцами не состоящему на учете в налоговых органах РФ налогоплательщику – иностранному лицу при приобретении им товаров, работ, услуг или уплаченные им при ввозе на таможенную территорию РФ для производственной или иной деятельности.

Условия приобретения данных налоговых вычетов следующие:

а) Сумма налога подлежит вычету или возврату налогоплательщику – иностранному лицу после уплаты налоговым агентом налога, удержанного из доходов данного налогоплательщика.

б) Вычет или возврат производится только в той части, в которой приобретенные или ввезенные товары, работы, услуги использованы при производстве товаров, выполнении работ, оказании услуг, реализованных удержавшему налог на добавленную стоимость налоговому агенту.

в) Налогоплательщик – иностранное лицо должно состоять на учете в налоговых органах РФ.

Следует учитывать, что на данные налоговые вычеты распространяются условия применения налоговых вычетов, указанные в пункте 2, рассмотренном выше.

4) Суммы налога:

а) предъявленные продавцом покупателю и уплаченные им в бюджет при реализации товаров, при возврате этих товаров продавцу или отказе от них;

б) суммы налога, уплаченные при выполнении работ и оказании услуг при отказе от них;

в) суммы налога, исчисленные и уплаченные в бюджет продавцами с сумм авансовых и других платежей в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, реализуемых на территории России, при расторжении договора и возврате сумм авансовых платежей.

Данные вычеты производятся в полном объеме только после отражения в учете операций по корректировке на основании возврата товаров или отказа от товаров, работ, услуг не позднее одного года с момента возврата или отказа.

5) Суммы налога:

а) предъявленные налогоплательщику подрядными организациями (заказчиками-застройщиками) при проведении ими капитального строительства, сборке (монтажа) основных средств;

б) предъявленные налогоплательщику по товарам, работам, услугам, приобретенным им для выполнения строительно-монтажных работ;

в) предъявленные налогоплательщику при приобретении им объектов незавершенного капитального строительства;

г) исчисленные налогоплательщиками согласно п.1 ст. 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, стоимость которых включается в принимаемые к вычету расходы при исчислении налога на прибыль организаций.

Рассмотрим пример. На данном примере будет видно, что государство получает выгоду по налогу от данной операции. Предположим, что организация “А” по нескольким договорам подряда уплатила подрядным организациям за выполнение ими строительно-монтажных работ по строительству производственного цеха в течение октября и ноября 2002 года 1 000 000 руб. Данная сумма составляет общую стоимость строительно-монтажных работ без включения в них налога. Ставка налога по этим работам составляет 20%. Таким образом, сумма налога, уплаченная организацией “А” подрядным организациям по данным работам, составляет 200 000 руб. В зависимости от вида объекта период времени между датой уплаты суммы налога, уплаченной организацией “А” подрядным организациям, и датой постановки объекта на учет может быть достаточно большим. Если к этому промежутку времени добавить сроки для возмещения налога, установленные ст. 176 НК РФ, то период времени между уплатой налога подрядным организациям и возмещением налога из бюджета, будет еще большим. Исходя из этого, можно сказать, что от указанного периода времени государство получает большую экономическую выгоду, пользуясь средствами, составляющими изъятый налог и подлежащими впоследствии передаче организации “А” в качестве возмещения.

Вычеты, указанные в подп. “а”, “б”, “в”, производятся по мере постановки на учет объектов завершенного капитального строительства (основных средств) с момента, указанного в абзаце 2 п.2 ст. 259 НК РФ, или при реализации объекта незавершенного капитального строительства. Согласно абзацу 2 п. 2 ст. 259 НК РФ “Начисление амортизации по объекту амортизируемого имущества начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию”.

Вычеты, указанные в подп. “г”, производятся по мере уплаты в бюджет налога, исчисленного налогоплательщиком согласно ст. 173 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления.

6) Суммы налога, уплаченные по расходам на командировки (расходы по проезду к месту служебной командировки и обратно, расходы на наем жилого помещения) и представительские расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на прибыль организаций.

7) Суммы налога, исчисленные и уплаченные налогоплательщиком с сумм в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, авансовых и иных платежей. Следует учитывать, что вычеты этих сумм производятся только после даты реализации товаров, выполнения работ, оказания услуг.

Государство получает экономическую выгоду и в данном случае. Рассмотрим пример.

Организация “А” заплатила налог на добавленную стоимость в бюджет с суммы полученного от организации “Б” аванса, составляющего 800 000 руб. Размер уплаченного налога по ставке 16,67% составил: (800 000 х 16,67)/100 = 133360 руб. Допустим, что налог был уплачен в бюджет организацией “А” в мае 2002 года. Продукция по договору поставки была реализована в сентябре 2002 года. Примерный срок между датой уплаты организацией “А” налога с аванса и датой реализации продукции составляет четыре месяца. К этому сроку следует также прибавить сроки, установленные в ст. 176 НК РФ для возмещения налога. Получается, что государство несколько месяцев пользуется средствами, составляющими налог и уплаченными в бюджет организацией “А”.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что государство, с одной стороны, устанавливает определенные механизмы по минимизации налогообложения, с другой стороны, одновременно стремится к тому, чтобы обеспечить исполнение федерального бюджета и свое функционирование дополнительными источниками взимания налога.

Аннотация. В данной статье проанализированы основания налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость.

Ключевые слова: налог на добавленную стоимость, налоговые вычеты.

Юрист ООО “Компания открытых систем” А.А. Рудаков

 

Юрист ООО “Компания открытых систем” А.А. Рудаков

Если у Вас возникли какие-то дополнительные воросы - прошу присылать их мне.

сентябрь, 2003г.

 

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Назад

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются.
Последняя редакция: Октябрь 07, 2009 15:54:52
.

SpyLOG