14.08.2011 г.

  На главную раздела "Экология сознания"





Избранник


          Новость, пришедшая из Москвы, повергла Михаила Феодоровича Романова в полное отчаяние. Ему сообщили, что Земский Собор «яко едиными усты» избрал его на русский престол и 21 февраля 1613 года присягнул православному царю, лишив его самого права на выбор. Он ощутил внутри себя леденящий холод глубинного страха и подумал, что нить его жизни оборвалась…

          Все его существо протестовало…
          Ему было всего 16. И взваливать на себя ношу правителя всея Руси ему не хотелось. Просто ноша эта была ему не по плечу. К тому же он с детства был наслышан о дворцовых интригах, тайных убийствах, которыми был достаточно напуган. Никакого честолюбия, жажды власти он не испытывал. К тому же прекрасно понимал, что в лучшем случае он будет некой шахматной фигурой в чьих-то руках. И сейчас должен войти в игру, правил которой не знает, и вряд ли сможет понять намерение рук, которые будут двигать его, как безвольного шахматного короля, в нужные им, этим рукам, стороны, чтобы создавать понятные и желанные ситуации для этих рук, но не для него самого. Он даже не знает, кому эти руки принадлежат. Возможно, что никогда не узнает и ничего не поймет. Он знал только одно: уже началась новая игра и на доске расставляются фигуры. А когда игра закончится, он даже представить не может, что будет с ним.

          Михаил получил это известие, будучи в селе Домнино, в своей Костромской вотчине. И был вызван в Ипатьевский монастырь, куда из Москвы было отправлено Великое Посольство для изъявления воли народа вновь избранному монарху. Но юного избранника так пугала игра, в которую его втягивали обстоятельства, что он даже подумывал о самоубийстве.

          В это же самое время, поляки, узнав об избрании Михаила, собрали отряд и собирались в Домнино, чтобы там и порешить нового избранника на трон всея Руси. Это показывало, что им была известна политическая игра, которая разыгрывалась в московских высших кругах. И такой ее поворот не устраивал.

          Михаил еще не стал царем, а над его жизнью уже нависла смертельная угроза. Его юное сердце наполнилось ужасом, и он окончательно утвердился в мысли, что если останется в живых, то не примет решения Совета.

          Между тем поляки искали путь к царской вотчине, где находился юный избранник, и искали проводника среди местных жителей. Крестьянин Иван Осипович Сусанин вызвался проводить польский отряд в Домнино и завел поляков в лес, откуда они так и не выбрались. Вот так, ценой своей жизни, он спас будущего царя, первого избранника будущей царской династии Романовых. Хорошо это или плохо, должна была показать только история. А тогда фактом было только то, что 21 февраля 1613 года в России для этого сложились причины. В истории «если» не существует. История строится на том, что есть.

          Память о подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина, спасшего избранника на престол от неминуемой гибели, не меркнет до сих пор. Ведь, по сути, он, сделав такой выбор ценой своей жизни, сыграл в тот момент истории Руси ключевую государственную роль. В центре Костромы ему был возведен памятник еще при жизни Михаила (фото внизу слева), а после революции старый, где Иван Сусанин был изображен коленопреклоненным перед императором, был заменен новым. Он на правом снимке. К 2013 году, к 400-летию династии Романовых, решено восстановить и тот, первый.

Исторический памятник Ивану Сусанину Новый памятник Ивану Сусанину

Венчание на царство — состоялось


          На двенадцатый день своего движения посольство из Москвы торжественным шествием направилось по льду с правого берега Волги к Ипатьевскому монастырю. В то же время вторая процессия из духовенства и мирян двигалась из Костромы. Обе процессии были встречены у стен монастыря Михаилом и его матерью, инокиней Марфой.

          Был воскресный день, колокольные звоны всех костромских церквей оглашали это историческое событие. Но послы столкнулись с неожиданным препятствием: Михаил наотрез отказался принять царство. Шесть часов они увещевали его исполнить «решение Совета и всего русского народа». Они взывали к его чувству долга перед наром, который его избрал, и перед Русью. Но юноша и слышать не хотел…

          На него подействовал только один довод. Он услышал слова одного из послов о том, что ночь междоусобиц и войн уйдет, только когда взойдет Солнце мира. И теперь только от него зависит, взойдет ли на Руси это Солнце покоя и благополучия для настрадавшихся в смутном времени людей. Его умоляли принять решение Собора и положиться на «праведные и непостижимые судьбы Божий».

          Он понимал, что власть переменилась. Годуновы свергнуты. Заветная мечта, и он знал, кого именно, осуществилась. И жребий, кому стать первым царем новой династии, выпал на него. И он отчетливо осознал, что своего выбора у него нет. И потом, его сердце так же, как сердце каждого россиянина, жаждало восхода Солнца мира. И юный избранник подчинился судьбе.

          Представ пред чудотворным образом Феодоровской Божией Матери, первый царь из семьи Романовых Михаил Феодорович был благословлен на царство. Так 14 марта 1613 года именно здесь, в Ипатьевском монастыре, произошло событие, повлиявшее на весь дальнейший ход истории Руси.

          После венчания Михаила Феодоровича на русский престол в Троицком соборе был отслужен первый молебен за спасение Руси от смуты. Здесь же прошло благословление нового царствующего дома.

И Солнце мира взошло над Русью


          Как известно из истории, ни один государственный переворот не свершается без интриг. Но как бы там ни было, с 1613 до 1693 года Солнце мира неизменно светило.

          Эти годы были годами процветания и для Ипатьевской царской обители. Под покровительством российских монархов монастырь обновлялся и богател. После нормализации обстановки в стране, с 1621 года началось его восстановление. До 1623 года были приведены в порядок все монастырские стены и здания, поврежденные при последней осаде войсками Лжедмитрия II.

          Работы проводились по царскому указу мастерами, присланными из Москвы (Иван Неверов и другие), а также «каменщиками московскими, костромскими, ипатскими и богоявленскими». В дальнейшем строительные работы в монастыре велись в основном силами каменщиков и кирпичников, проживавших в расположенных возле монастыря Ипатьевской и Богословской слободах.

          Событие 1613 года — венчание Михаила Феодоровича на престол царя «всея Руси» в Ипатьевском монастыре — закрепило за Костромой звание царского города буквально до наших дней.

          В 1913 году Кострома широко отмечала 300-летний юбилей царствования династии Романовых и, как вы уже знаете, вся царская семья пребывала в Костроме на этом празднике. Ну а сейчас грядет новый юбилей — 400-летие царской семьи Романовых. Подготовка к нему в Костроме идет уже несколько лет. Праздник обещает быть грандиозным.

Монастырские кельи в Ипатьевском монастыреВнутренние ворота. Ипатьевский монастырь
 Троицкий собор с колокольней. Ипатьевский монастырь Вход в Ипатий со стороны двора. Ипатьевский монастырь


Ипатьевская художественная школа


          Ипатьевская художественная школа воспитала целое созвездие талантливых живописцев, высочайших для своего времени мастеров. И сегодня многие храмы и монастыри, музеи страны и сокровищницы Кремля хранят созданные ими фрески, иконы и их драгоценные оклады, книги и многие другие предметы искусства.

          Ипатьевская художественная школа готовила мастеров, как бы сказали теперь, широкого профиля. Она подготовила сильную плеяду русских изографов — живописцев, переписчиков, мастеров по металлу и дереву, ювелиров и многих других.

          Изографами в XVIII веке называли живописцев, которые писали иконы, расписывали фресками церкви и оформляли рукописные книги.

          В стенах школы готовили иконописцев и оформителей рукописных книг. Из ее мастерских вышло немало ценнейших икон в драгоценных окладах и красиво иллюстрированных книг, в кожаных обложках, оформленных драгоценным металлом и камнями.

          Дмитрий Годунов (постельничий Ивана Грозного, который сыграл важную роль в судьбе своего племянника — царя Бориса Годунова) заказывал мастерам оформление особо ценных рукописей. Несколько весьма редких рукописных книг он передал в библиотеку Ипатьевского монастыря, равных по ценности которой не было, в храмы Московского Кремля и церкви других городов и монастырей. Рукописи украшались миниатюрами, одевались в богатые серебряные и позолоченные обложки, некоторые из них изготовлялось в царских мастерских.

          Именно здесь, в мастерских Ипатьевского монастыря, положено начало «лицевому снабжению книг», то есть иллюстрированию. Евангелие 1605 года, хранящееся в Оружейной палате Московского Кремля, создано именно здесь. Оно написано превосходным полууставом и украшено голубыми с золотом заставками и многочисленными миниатюрами. Среди них — сложная композиция «Родословное древо Иисуса Христа», включающая библейских «предков Христа» в медальонах и «Рождество Христово».

          Дмитрий Годунов внёс свой большой вклад в монастырскую ризницу и библиотеку. Многие из вкладных Годуновских икон до последнего времени хранились в фондах Костромского музея-заповедника, куда они поступили из ризницы Ипатьевского монастыря, некоторые из них можно встретить в московских музеях: Третьяковской галерее, Историческом музее, Оружейной палате Московского Кремля и других музейных хранилищах.

          Знаменитые костромские художники школы Ипатьевского монастыря расписывали храмы Киева, Новгорода, Ярославля, Москвы и других русских городов. Ну и прежде всего они расписывали храмы Костромы, которых было в этом городе великое множество.

Троицкий собор


          Троицкий собор в Ипатьевском монастыре перестраивался множество раз. Сначала он был деревянным. Но времена были неспокойные, он неоднократно сгорал. Потом его выстроили из камня, но и он неоднократно разрушался во время осады крепости. Вы уже знаете, что монастырь был оккупирован войсками самозванца Лжедмитрия II. Летом 1609 монастырь был освобожден, но в ходе военных действий от взрыва сильно пострадала стена, обе надвратные церкви и Троицкий собор. Позднее, в конце 1652 года, на месте разрушенного собора был построен новый. Он дошел до наших дней. Для таких работ и требовался свой кирпичный завод, ведь времена-то были «смутные», то есть опасные, не мирные, и поэтому крепостные ворота лучше было держать на замке. Так что Троицкий собор перестраивался неоднократно, и последний раз — после этой осады. Таким он и дошел до наших дней. Как видите, он просто великолепен.

Троицкий собор. Ипатьевский монастырь

          Собор представляет собой пятиглавый храм крестово-купольного типа, поставленный на подклете и окруженный с трех сторон галереей. На главную площадь выходит крыльцо-шатер — торжественное и парадное. С трех сторон находятся галереи, они выдержаны в плоскостных геометрических формах, а всю северную стену сплошь заполняют так называемые узорчатые ширинки. Они находятся между этажами.

          Северная сторона храма рассматривалась как главный фасад здания, поэтому она обрамлена богаче других трех его сторон. Тем не менее, всё декоративное убранство стен, и главного куба собора, и барабанов куполов — удивительно гармонично и пластично.

Клеймо на стене Троицкого собора в Ипатьевском монастыре

          Именно на северной стене Троицкого собора находится клеймо, которое содержит перечень имен художников-иконописцев, принимавших участие в росписи храма: «(О Бозе) трудившийся сию святую церковь изографы града Костромы сии суть имена: Гурий Никитин, Сила Савин, Василей Осипов, Василий Козмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Григорей Григорьев, Марко Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Филипп Андреянов, Ефим Карпов, Макарей Иванов, Василей Васильев, Лука Марков, Гавриил Семенов, Василий Никитин, Федор Ли(пин), (Фе)дор (Л)оги(нов)». В 60-80-х годах XVII столетия Гурию Никитину «с товарыщи» поручались ответственные работы в московских придворных и патриарших храмах, при дворе Ростовского митрополита Ионы (Сысоевича) и в Ярославле, где в это время было немало своих перворазрядных иконописцев: Севастьян Дмитриев, Дмитрий Григорьев, Лаврентий Севастьянов и др.

          Изнутри храм расписан великолепными фресками работы мастеров живописи Ипатьевской художественной школы.
 
Одна из галерей Троицкого собора в Ипатьевском монастыре

.          Расписывать Троицкий собор начали известные мастера Ипатьевской художественной школы, но начавшиеся работы прервал страшный мор. Эпидемия чумы 1654 года унесла жизни всех мастеров, которым была поручена эта работа. На западной галерее сохранились только две большие фрески, выполненные ими, — "Страшный суд" и "Лествица Иоанна Лествичника" (ее вы видите внизу). Возобновлены работы были только три десятилетия спустя и были завершены новым поколением ипатьевских живописцев.

"Лествица Иоанна Лествичника". Троицкий собор. Ипатьевский монастырь

          В 1685 году начатую в 1654 году роспись было поручено продолжить артели талантливых монументалистов под руководством молодого тогда, но уже признанного мастера Гурия Никитина. В XVII веке он был одним из крупнейших мастеров монументальной живописи. Его артель и завершила роспись.

Троицкий собор в Ипатьевском монастыре, ярусы росписи
 Здесь хорошо видны все 4 яруса росписи

          В стенописи Троицкого собора ярко проявились особенности стиля костромской школы живописи. Настенная фресковая роспись имела четыре яруса. Самый верхний славит Пресвятую Троицу, второй — чудеса Иисуса Христа, третий описывает Страсти Христовы, нижний, четвертый, повествует о деяниях святых апостолов.

Троицкий собор в Ипатьевском монастыре, роспись
 А на этом снимке хорошо видно, как расписывался проем окна.
Свет — подобен святому духу, — а он в церковь входит через окно.
 
          Стенопись Троицкого собора принесла Гурию Никитину славу великого живописца. Его имя стало на Руси знаменитым. Со своей артелью он потом работал в самых известных храмах государства российского: в Киеве, в Москве, в Новгороде и во многих других русских городах.

          Надо сказать, что Костромская иконопись в XVII столетии достигла выдающихся успехов. Мастера Ипатьевской художественной школы в те времена ценилась высоко. Троицкий собор, расписанный под руководством Гурия Никитина, уже в те времена стал признанным шедевром монументально-декоративного искусства.

          Пышный пятиярусный позолоченный иконостас XVIII века, выполненный искусными резчиками по дереву, был подарен Борисом Годуновым.

Троицкий собор в Ипатьевском монастыре

          Все двери собора просто великолепны. По старинной традиции, они обиты медными листами с изображениями евангельских сюжетов. Они уникальны.

          Фигуры и узоры выполнены в технике "огневого золочения" — золотая насечка на медном листе. Сегодня в России известны и сохранились лишь пять церковных врат, выполненных в этой трудоемкой и опасной для здоровья мастера технике. Врата Троицкого собора, Богоявленского собора и Московского Кремля. Предположительно, они изготавливались в одно и то же время. Это последние произведения, выполненные в такой технике.
 
Врата Троицкого собора в Ипатьевском монастыре

          Да и сам Ипатьевский монастырь можно назвать архитектурным шедевром. Вид его с Волги вдохновил немало художников. Вы видите одну из картин, которая украшала ризницу монастыря.

Ипатьевский монастырь. Вид с Волги

          Немало высокохудожественных произведений искусства хранилось в монастырской ризнице: рукописные книги, произведения иконописи и прикладного искусства, такие как предметы золотой и серебряной чеканки, резьба по камню, золотое и серебряное шитье.

          В древних рукописях и документах монастыря содержатся материалы первостепенной важности для воссоздания его истории, к счастью, сохранился ценнейший документ Ипатьевской библиотеки — памятник письменности, один из древнейших летописных сводов, древнерусская летопись, которую по местонахождению назвали Ипатьевской. Правда, никто не знал, каким образом эта драгоценнейшая рукопись попала в собрание Годуновых. Здесь она хранилась до 1814 года, пока ее не нашел Н. М. Карамзин. Это он назвал ее Ипатьевской.

          Летопись была написана в начале XV века, как полагают, в Пскове и состоит из трех частей. Первая часть — «Повесть временных лет» в редакции 1118 года. Вторая часть охватывает 1118-1199 годы — это свод, составленный в 1200 году в Киевском Выдубицком монастыре. Третья — галицко-волынская летопись с привлечением некоторых ростово-суздальских летописных сказаний; она доводит повествование до 1292 года.

          Карамзин увез ее и передал библиотеке Академии наук России в Петербурге, может быть, это и спасло ее. Не знаю, пощадил ли ее огонь, ведь не так давно библиотека горела, и находится ли она там до сих пор.

          Трудами монахов и вкладами многочисленных жертвователей Ипатьевская обитель концу XVII века стала одной из наиболее богатых на Руси. Это было свидетельством авторитета монастыря, его значимости в глазах общества. Хозяйственные хлопоты не мешали многочисленной братии вести напряженную духовную жизнь, вознося свои молитвы во славу России. В те времена верили, что молитвами таких обителей, как Ипатьевская, спасалась святая Русь.

          В 1910—1913 годах, по случаю празднования трехсотлетия дома Романовых, в Ипатьевском монастыре были произведены значительные по объему реставрационные работы. После революции, в 1919 году, монастырь закрыли и его материальные ценности национализировали.

          В 1958 году в Ипатьевском монастыре был создан Костромской историко-архитектурный музей-заповедник. В то же время был организован Музей народной архитектуры и быта. Его основной ценностью и украшением стали перевезенные из районов Костромской области наиболее ценные памятники жилой и культовой архитектуры: церковь из села Спас-Вежи (1713) и из села Холм (1564), так называемый "дом Ершова" (середина XIX в.). Он был перевезен на территорию монастыря и включен в рамки музея-заповедника. В заповедник вошла также расположенная поблизости церковь Иоанна Богослова, сооруженная в 1687 году по случаю победы костромичей над татарами.

          Поскольку музею были выделены значительные средства, вскоре начались реставрационные работы. Работы, произведенные костромской реставрационной мастерской, позволили освободить древние постройки от позднейших искажений, а также вернуть первоначальный вид настенной живописи Троицкого собора. Вот тогда-то Ипатий и ворвался в мою жизнь.



В материале использованы фотографии с http://kostroma.name/


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить