14.08.2011 г.

  На главную раздела "Экология сознания"





Глава 3

Визитная карточка Костромы


          Ипатьевский монастырь долгое время был одним из самых значимых и богатых на Руси. Он был царской вотчиной, сначала семьи Годуновых, а затем с 1613 года, после венчания на престол Михаила Феодоровича Романова в Троицком соборе Ипатьевского монастыря, он перешел во владение семьи Романовых и оставался царской собственностью до революции. У Ипатьевского монастыря есть даже своя печать.

Печать Ипатьевского монастыря

          В 2013 году исполняется 400 лет династии Романовых и Кострома готовится к Юбилею.

          После того, как Ипатьевский монастырь стал духовной обителью — действующим мужским монастырем, — берег укрепили. Так что главному монастырскому зданию подмыв уже не грозит.

Пример изображения

          Не закрыт он и для туристов. Теперь даже пристань поставили, куда могут причаливать туристские суда, курсирующие по Волге, а также водные трамвайчики. Из центра города можно попасть сюда и на маршрутном такси.

Главное здание монастыря, Троицкий собор и колокольня — со стороны двора


Кто основал монастырь?

          Не буду перечислять все предположения и версии, приведу лишь одну — официально принятую. Эта версия об основании Ипатьева монастыря татарским мурзой Четом была записана и издана в сборнике «Епархиальных ведомостей» Костромского Ипатьевского монастыря, где легенда дается в законченном, канонизированном виде.

          В очерке ведомостей говорится, что мурза Чет направлялся через эти края в Москву на службу к великому князю Ивану Калите. На пути он почувствовал себя плохо и на подходе к Костроме, в том месте, где сейчас стоит монастырь, Чет облюбовал дубовую рощу для привала. И, как говорится в легенде, в этом самом месте «явилась ему в чудном видении пресвятая дева с предвечным младенцем на руках и молитвенно предстоящим ей святым апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, епископом Гангрским (умер в IV в. в Малой Азии). Он был не очень широко известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

          При этом явлении, получив исцеление от какого-то недуга, влиятельный мурза, поклонник Аллаха, вместе с любовью к русской земле почувствовал сердечное влечение и к ее вере». По прибытии в Москву мурза Чет крестился под именем Захарии, вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения.

          Чет дал обет «воздвигнуть на месте дивного видения ему богоматери обитель для иноков», на что получил благословение митрополита Феогноста и построил деревянный храм во имя живоначальной Троицы.

          У каждого, что вчитается в строки этой легенды, скорее всего, невольно возникнет множество вопросов, на которые не всякий историк, не всякий любитель легенд и былин и не всякий православный сможет дать исчерпывающий ответ. Кто-то удивится, узнав, что в создании славного русского монастыря принимал участие знатный татарин, каковым был Чет. Но в действительности взаимоотношения Золотой Орды и русичей были сложнее и разнообразнее, чем о них говорят учебники истории, описывая этот период.

          Русская земля веками обустраивалась теми, кто на ней жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто был созидателем по своему духу, именно таким и был мурза Чет. Эту особенность русской земли отразила лингвистическая система русского языка. «Русский» — имя прилагательное, в отличие от «русич» — имени существительного. Больше вы не найдете ни одной национальности, которую бы называло имя прилагательное. В других странах живут немцы, болгары, поляки и т. д., и все эти имена — существительные, только в России живут русские. Но почему «русич» трансформировалось в «русский»? Вероятно, именно по той причине, что в древние времена Русь была наподобие Соединенных Штатов Америки. Возможно, слово «русский» поначалу употреблялось с существительным, которое называло национальность. Например, русский татарин, русский немец, русский таджик и т. д. Может быть, поэтому русских до последнего времени отличала врожденная толерантность, совершенно отсутствовали расовая нетерпимость и шовинизм.

          Но вернемся к легенде о мурзе Чете. Как в каждой легенде, в этой множество моментов вызывает вопросы. Более подробно об этом можно прочитать в статье Альвера Валиулина «Страницы истории татар Костромы», в главе «Тайны легенды о татарском мурзе Чете». Статья размещена в интернете (www.kip.net.ru).

          Итак, Чет крестился под именем Захарии. В пятом поколении его рода родились два брата, которые впоследствии почему-то приняли разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун, которые стали родоначальниками знаменитых фамилий Сабуровых (Сабировых) и Годуновых.

          Весь род Захарии отличался глубокой набожностью (верой) и благочестием. Все его потомки считали Ипатьевский монастырь своей святой вотчиной. Все приезжали сюда доживать свой век, желая быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые даже принимали здесь монашеский постриг и завещали похоронить себя на монастырском кладбище. Здесь похоронен практически весь род Захарии. А это несколько поколений предков Бориса и Ирины — родителей братьев Федора и Ивана.

          Фёдор Иванович Годунов и его супруга Стефанида Ивановна (в инокинях Сандулея), родители Бориса Годунова, дед Иван Григорьевич Годунов и его супруга (известно только её иноческое имя Агриппина), прадед Григорий Иванович Годунов (в иночестве Герасим). В монастыре был погребён и Дмитрий Иванович Годунов, постельничий Ивана Грозного, столь много сделавший для карьеры своего племянника Бориса при царском дворе. Если бы Борис Годунов не стал царем, его бы тоже похоронили здесь, рядом с отцом и матерью.

Усыпальницы в Ипатьевском монастыре
 Со временем на территории монастыря образовались три усыпальницы,
где находилось 52 захоронения.

          Ныне частично сохранилась только одна из трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны. В подклети западной галереи находится частично сохранившаяся усыпальница рода Годуновых. Когда-то, из 97 представителей рода Годуновых, здесь покоились 52. Но при Романовых, в середине XVIII столетия, по распоряжению местного духовенства, могилы перекопали и останки сложили в одну общую могилу под Троицким собором. В подклетях и у стены западной галереи сохранилось несколько погребений XVI-XVIII вв.

          Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества (kip.net.ru). Колокольня построена на средства Годуновых.

          Сейчас почти все здания монастыря реставрированы.

Звонница Троицкого собора в Костроме. Памятник архитектуры XVI-XVII вв.Центральное здание Троицкого собора в Костроме. Памятник архитектуры XVI-XVII вв.
 На этих фотографиях звонница Троицкого собора и центральное здание
в лесах реставрации. Это памятники архитектуры XVI-XVII вв.


Царская вотчина

Род Годуновых

          Легенда о мурзе Чете хранилась в обширной библиотеке рукописных книг Ипатьевского монастыря, собранной родом Годуновых. Там же в красивом переплете почетное место занимала и знаменитая Ипатьевская Летопись. Хотя трудно представить, как она там оказалась. Надо полагать, что переплетена летопись была уже в мастерских художественной школы Ипатьевского монастыря. Ипатьевской летописью ее назвал Татищев, по месту, где он ее нашел.

          Став царем, Борис Годунов внес в библиотеку достойный вклад. Он по праву считал ее огромной ценностью и лично занимался пополнением ее фонда. Приводил в порядок переплеты старинных рукописных книг, отдавал рукописи монахам для переписки. Это собрание было редчайшим. Думаю, в ту пору на Руси другой такой библиотеки не было.

          Известно, что каждое поколение Годуновых вносило в библиотеку свой вклад. Она была детищем целой династии. Кто знает, может быть, основал библиотеку одновременно с монастырем сам мурза Чет, родоначальник династии. Такое отношение к библиотеке, в которой было много исторических и духовных книг, говорит как о просвещенности представителей царского рода, так и о его благочестии.

          Борис Годунов внес достойный царя вклад и в укрепление мощи Ипатьевского монастыря. Немало средств вложил в то, чтобы Троицкий собор обрел присущее ему великолепие. Царь подарил Троицкому собору удивительный резной золоченый иконостас и несколько знаменитых дорогих икон в драгоценных окладах, ценнейшей из которых была рублевская троица. Сейчас эти оклады, в том числе и золотой оклад «Троицы», выполненной по его личному заказу, хранятся в Москве в «Алмазном фонде».
   
Иконостас Троицкого собора, подаренный Борисом Годуновым (после реставрации) Иконостас Троицкого собора, подаренный Борисом Годуновым (после реставрации)

          Самой ценной из подаренных Борисом икон, разумеется, была «Троица» Рублева — копия, конечно, но заказанная лично царем, а по всем канонам православия, «освященная копия-список в меру и подобие образа» полностью заменяет икону древнего письма. Копия была заказана и выполнена в 1598 г., а в 1600 — привезена и установлена в иконостас Троицкого собора по левую сторону «царских врат».

«Троица» Рублева (копия)

          В 1926-28 гг. для международной реставрационной выставки икон были сняты копии. В 1929 году вместо древней копии с иконы Рублева, подарка царя, в иконостас Троицкого собора была помещена копия с нее, выполненная Барановым и Чириковым для выставки, а оригинал перевезен в ГТГ. Эту копию освятили в 1948 году, и она заняла свое место по праву. Самые знаменитые иконы иконостаса Троицкого собора из Ипатьевского монастыря, который был музеем, были перевезены в Троице-Сергиеву Лавру. Там же находилась и Годуновская копия рублевской «Троицы», пока не была перемещена в Третьяковскую галерею.

          Во времена династии Годуновых Ипатьевской монастырь стал богатейшим на Руси, имел множество земель, стал их вотчиной и был закреплен за царской семьей.

          По приказу царствующей семьи Годуновых в монастыре производились облачения в священники. В художественных мастерских монастырской школы изографов создавались уникальные предметы, покрытые множеством драгоценностей, писались священные иконы, переписывались священные писания и другие рукописные книги, создавались для них редкой красоты переплеты и оклады для икон из драгоценных металлов и камней.

          Некоторые книги и иконы из собрания Ипатия хранились в Костромском художественном музее, где мне и довелось их видеть. Но сейчас, после того, как Ипатьевский монастырь перешел к церкви, книги и иконы возвращаются на свои места в монастырь, в недавно восстановленную монастырскую трапезную, Троицкий собор и пока еще скудную по сравнению с собранием Годуновых монастырскую библиотеку.
 

Новые времена — новые веяния


          В XIV и XV веках Ипатьевская обитель была довольно небольшой и малоизвестной. Возвышение рода Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре.

          Была выстроена каменная Троицкая церковь вместо сгоревшей деревянной. Воздвигнуты каменные монастырские стены с несколькими въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Была возведена каменная Церковь в честь святых царя Феодора Иоанновича и его супруги царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: «...на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок».

Святая обитель превращается в образец древнерусской крепостной архитектуры


          С наступлением Смутного времени духовные обители — монастыри — становятся крепостями. Не обходит эта участь и Ипатьевский монастырь. Находясь на излучине двух рек, он держит оборону города на подступах к старой Ярославской дороге, ведущей к Москве. Отныне монастырь становится боевой крепостью, со всеми характерными для нее чертами, и обретает важное стратегическое значение. К XVI веку костромская духовная обитель превращается в образец древнерусской крепостной архитектуры, дошедший до наших времен сильным оборонительным сооружением.

          Каменная ограда монастыря снаружи становится неприступной крепостной стеной. Важную боевую роль играют башни-стрельницы, где устанавливаются крупные орудия. А с внутренней стороны стен было все прекрасно организовано для длительной обороны. Стены и башни по всему периметру связаны между собой широким переходом — «галереей боевого хода». Для хранения пороха предназначалась специальная Пороховая (северо-восточная) башня. А в Водяной башне был потайной выход к реке Кострома, что позволяло бесперебойно обеспечивать людей водой во время осады.

          В архитектурный ансамбль монастыря входит много построек, среди которых был даже маленький кирпичный завод. В процессе осады нередко разрушались стены и башни и их надо было срочно приводить в порядок. А если крепость осаждена, где взять строительные материалы? Так что внутренний кирпичный завод был просто необходим. На схеме внизу показан весь монастырский комплекс.

Схема Ипатьевского монастыря

Схема Ипатьевского монастыря в Костроме
1.Троицкий собор
2.Звонница. Колокольня
3.Палаты бояр Романовых
4.Архиерейский корпус
5.Святые ворота с надвратной церковью Хрисанфа и Дарии
6.Наместничий корпус
7.Братский корпус
8.Кельи над погребами
9.Свечной корпус
10.Северные (Екатерининские ворота)
11.Кузнечная башня
12.Пороховая башня
13.Водяная башня
14.Воскобойная башня
15.Квасная башня
16.Вотчинная контора
17.Зеленая башня
18.Юго-западная башня
19.Северо-западная башня
20.Западные ворота
21.Мемориальная колонна
22.Обруб
23.Церковь Рождества Пресвятой Богородицы
24.Усыпальница бояр Годуновых
25.Засенье

          Ипатьевский монастырь сохранил свой древний облик. Крепостные стены и башни стоят, как стояли на своих местах в те трудные времена, напоминая современным поколениям города о нелегкой судьбе Костромы и ее обитателей костромичей, которым выпал жребий жить в смутные времена истории Руси. Древняя крепость хранит о них свою каменную память, напоминая людям, сегодняшним костромичам, о том, чтобы не забывали возносить благодарность судьбе за мир и благополучие собственной жизни по сравнению со своими предками.

Задний двор Ипатьевского монастыря
 Задний двор монастыря. Хорошо видны крепостные башни и стены.
Ведь Ипатий — это образец русских крепостей XVII века.

          Боярские палаты напоминают о высочайшем предназначении монастыря: служить укрытием и местом духовного очищения для представителей власти.
 
Боярские палаты Ипатьевского монастыря
 Боярские палаты Ипатьевского монастыря, вид с крыльца Троицкого собора.

          В летописи говорится, что русский народ в своей истории был «ведом Богом то путем славы и величия во времена всеобщего стремления к благочестию и чистоте духовной. В смутные времена — по тернистому пути испытаний за великие грехи наши. Но как только православный народ возносил покаянные молитвы, Русь возвращалась на путь благоденствия». Понятно, почему монастырям на Руси отводилась такая значимая роль. Ведь считалось, что монахи и монахини своими молитвами служили всеобщему благу. Вот почему так высоко ценились соборность и покаяние, принесенное «всем миром за содеянные грехи.



В материале использованы фотографии с http://kostroma.name/


В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить