14.08.2011 г.

  На главную раздела "Экология сознания"





Глава 2

Кострома — город царский

Боярские палаты в Ипатьевском монастыре


Каждое место, где живут люди,
имеет свою историю


          История места, где живут люди, отражается на судьбах всех, кто там жил, живет и будет жить, и влияет на развитие личности. Поэтому знать историю, например, своего города или селения не менее важно, чем историю своего рода.

          Нравственные народности, к которым относят себя и американские индейцы, уверены, что место, где человек родился, для него уникально. Даже вода там по составу близка его крови. И чем это место красивее, тем здоровее. Индейцы верят, что красота места, где живет человек, — показатель его здоровья. А историческая значимость этого места влияет на личность, как репутация его рода.

          Место, где живет человек, должно ему нравиться. Поэтому его надо облагораживать, украшать и, как говорили в старину, «обряжать»: убирать, приводить в порядок, делать чистым. Надо его сделать удобным для жизни, красивым. Это важно, чтобы сохранить свое здоровье, свою жизненную силу. Его, это место, надо любить, то есть заботиться. Важно гордиться своим домом, городом, вкладывать в него свои силы, чтобы сделать его еще краше. удобнее для жизни. Надо ценить своих близких, себя и всю среду своего обитания. Это всегда было в традициях людей.  В русских деревнях в прежние времена украшали избы резными наличниками, одежду — вышивкой, посуду — росписью. Это было в традициях, в обычаях. Даже когда люди забывали, зачем создавать эту красоту, они ее создавали потому, что так принято.

          Помните, как известный всем д'Артаньян гордился местом, откуда он родом. Потому что гасконец — это олицетворение бесстрашия, отваги и благородства. И все, кто родом оттуда, своей честью считали поддерживать эту репутацию. А иначе — какой же он гасконец?

          Костромичам есть, чем гордиться. Ведь Кострома — город царский. Человеку, живущему в таком городе, не подобает не понимать этого. Костроме более 800 лет (но, скорее всего, значительно больше).  История ее уходит в глубину веков. Надо полагать, за это время можно набраться мудрости, если опыт передается из поколения в поколение. Так что костромская ветка моего рода живет в мудром городе. Его жителям изначально были свойственны, как пишут летописи, неторопливость, величие, достоинство в поведении и душевная красота.

          Много легенд ходило об основании этого города, о мистичности этого места.

          В чем же мистичность места? Какую энергию оно накапливало веками? Думаю, Благочестия и Веры, если судить по роду Годуновых, предок которых — мурза Чет — основал духовный центр Костромы — Ипатьевский монастырь. Выходит, основная энергия города, которая накапливалась духовной обителью, — духовность. И это был не простой монастырь: он стал царской вотчиной. Поэтому царственность, достоинство и были присущи жителям этих мест. Интересно, что в Костроме центральный роддом расположился в бывшем духовном училище. Здесь родились я, мой двоюродный брат, все мои сестры и племянники.

Центральный костромской роддомЦентральный костромской роддом

          Выходит, в Костроме несколько поколений людей пришли  в мир в помещении духовного училища. А визитной карточкой Костромы является Ипатьевский монастырь — духовная обитель и вотчина русских царей. К тому же, именно в том месте, где в дальнейшем он и возвел Ипатьевский монастырь, мурзе Чету явилась Богородица со святым Ипатием и он был исцелен от какой-то страшной болезни.  Поэтому он и крестился под именем Захарии и стал родоначальником рода Годуновых, но об этом чуть позже.

          Может быть, в этом и заключается мистичность этого места?

          Разумеется, это случайные совпадения, но случайностей ведь не бывает, и на все есть свои причины.


Немного истории


          А теперь подробнее об истории этого места.

          Кострома известна многим, кто любит путешествовать, как один из городов, входящих в «Золотое кольцо». Но, пожалуй, не многие знают, что Кострома — один из трех царских городов и стоит в одном ряду с Москвой и Петербургом. Этим определяется та важная роль, какую этот город веками играл в истории Руси. Царским городом его стали называть благодаря Ипатьевскому монастырю, который и сейчас служит его «визитной карточкой».

          Сегодня Кострома — административный центр Костромской области, довольно крупный порт на Волге. К сожалению, люди к истории относятся так же, как ко всему другому, — по ситуации, по вере, по требованиям идеологии, экономики, политики. То есть в соответствии с требованиями момента. Мне понравилось, как сказал автор статьи о Костроме, несколько фрагментов которой я привожу ниже.

          «Кострома — символ какой-то патриархальности и нарочитого покоя. Если хотят подчеркнуть, что Русь стоит, не поддаваясь злым внешним ветрам, непременно вспомнят или саму Кострому, или какой другой город вроде нее. На самом деле, конечно, ничего патриархального в Костроме давно нет.

          Утюг сталинских архитектурных репрессий прошелся по городу несколько раз во всех направлениях, а бедность нынешнего времени превратила некогда цельный костромской народ в то же абстрактное «население», как везде.

          Еще хуже обстоят дела у того, кто хочет узнать некую потаенную правду о Руси, копаясь в темной костромской истории: он увидит в ней мало древнего, еще меньше достоверного, наконец, узрит много мифов и прямой неправды. Так, автор этих строк, работая над своим очерком, пришел к неприятно поразившему его самого выводу, что знаменитая Смута начала 17-го века затеяна, быть может, стараниями Романовых, и такие крамольные мысли приходят именно тогда, когда вглядываешься в перипетии именно костромской истории».


          Этот старинный русский город впервые упоминается в летописях ХII века. По одной из версий, на берегу реки Сулы в 1152 г. князь Юрий Долгорукий заложил крепость и назвал ее Костромой. Существующие версии названия: одна — от слова «костр» — крепость (но это латинское слово «costr» означает крепость), по другой — название имеет славянские корни языческого происхождения и происходит от названия языческого праздника в честь Ярилы – славянского бога Солнца. Имеется в виду праздник Ивана Купалы, Костромой якобы называли Купалу. Но такого праздника просто не было. Так считает автор статьи, фрагмент которой был приведен выше и которую вы можете найти в интернете на сайте «Золотое кольцо России» по ссылке www.zk44.ru. К сожалению, автор статьи о Костроме, размещенной на этом сайте, не указан. Но информация мне показалась интересной, и потому я помещаю здесь еще несколько фрагментов: о месте, где находится Кострома, о названии и об основании города.
 
          О месте, где находится Кострома:
          «Кострома располагается в местности, искони освоенной финно-угорскими племенами. Но когда именно финно-угры пришли в эти края, остается неизвестным».

          О названии:
          «Зная тягу финно-угров к рыболовству, мы можем предположить, что племя, жавшееся к воде, строившее свои дома у воды, чуть не в самих камышах, а может, из камышей и из соломы, назвалось (или его соседи назвали) "костромой", то есть "соломенным" (видимо, на местном варианте финно-угорского наречия). Потом слово разделилось: русские князья назвали по имени племени свой город, как это случилось с Весьегонском или с Арзамасом, а, с другой стороны, слово «кострома» в его исконном значении перекочевало в славянский говор и обрусело. Понимая, что и эта версия может быть оспорена лингвистами, мы оставляем ее на их суд».

          Об основании Костромы:
          «Место, где впоследствии заложили Кострому, привлекало людей еще в доисторический период. Об этом говорят разрозненные находки фатьяновских топоров на территории города, вероятно, они происходят из разрушенного могильника эпохи бронзы. На левом берегу реки Сулы, недалеко от того места, где заложен древнейший детинец, располагалось селище финно-угров, оставивших лепную керамику середины — второй половины 1-го тысячелетия по РХ, то есть непосредственно перед славянской колонизацией. Строго говоря, финно-уграм и надо присвоить честь основания Костромы. Более того, может быть, это селище так и называлось, «Кострома», по имени племени. И тогда Костроме на самом деле полторы тысячи лет. Самую распространенную дату основания Костромы — 1152 год — предложил Татищев. Он же связал это событие с деятельностью Юрия Долгорукого. С Татищевым согласно и местное предание, записанное в 19-м столетии. Считается, что Татищев опирался на недошедшие до нас источники, хотя относительно почти всех городов, которые Татищев также объявил основанными в 1152 году, удалось доказать, что историк ошибался. Аргументом не могут служить и «южные» параллели в топонимике: Татищев думал, что Юрий Долгорукий, утратив престол в Южной Руси, строил города, названия которых напоминали ему о юге. Касательно костромской округи, это город Галич, соименный южному тезке, и река Сула, названная так же, как приток Днепра (ныне реки Сулы не существует: она течет в трубе под Пятницкой улицей). Однако такие названия мог оставить вовсе не лично князь, а люди, мигрировавшие сюда с юга до Юрия Долгорукого или после него.

          Почему Татищев не прав? В том же 1152 году булгары напали на Ярославль «без вести», а значит, русских городов ниже Ярославля, которые могли бы подать сигнал, не было. Как считает В. Кучкин, Кострома построена между 1176 и 1212 годами. Первая дата — это основание Городца. Исследователь полагает, что после построения Городца князьям понадобился промежуточный опорный пункт. Согласимся, что такая логика весьма умозрительна, и Кострома могла быть возведена раньше, не говоря уже о том, что момент основания Городца также дискуссионен. Вторая дата — год, предшествующий первому упоминанию в летописи Костромы. Как всегда в таких случаях, на помощь приходит археология. Самые ранние слои Костромы археологи относят к середине-концу 12-го века. Вторая половина 12-го века — это и есть на сегодня лучшая дата основания «русской» Костромы. Мотивы основателя понятны. Во-первых, это контроль и над волжским путем, и путем по реке Костроме, во-вторых — соляные источники, которыми богаты окрестности города. Осматривая список деятельных князей, мы, вслед за другими историками, останавливаемся на личности Всеволода Большое Гнездо (великий князь с 1176 по 1212 годы). Время его правления согласуется с данными археологии, а его активная восточная политика — с желанием иметь опорную крепость в этих местах.

          Крепость Кострома стала местом, куда свозили дань с местного населения. Об этом говорит тот факт, что Кострома оказалась в центре территории распространения так называемых «костромских курганов» (рисунок 5). Как известно, курганный обряд погребения — славянский (при этом облик многих вещей из курганов — не славянский). Стало быть, по курганам видно, как колонизация «расползалась» от нового центра в стороны. Не случайно впоследствии, когда для Василия Квашни изобрели Костромское княжество, выделив его в удел из владимирских земель, территория этого княжества совпала с ареалом распространения «костромских курганов». Это значит, что этот ареал не был археологической абстракцией, а фиксировал некое административное единство, наметившееся еще на раннем этапе колонизации.

          Долгое время существовало заблуждение, будто ранний город располагался на правом берегу Волги. Основанием для этого служило обнаруженное в конце 19-го века городище возле Ильинской (Рождественской) церкви. Однако позже выяснилось, что это городище появилось в раннем железном веке и не имеет никакого отношения к собственно Костроме. На самом деле древнейшая Кострома находилась на левом берегу Волги, на перекрестке нынешних улиц Пятницкой и Островского, где ныне поставлена стела, надпись на которой безапелляционно называет основателем города Юрия Долгорукого.

          В 1213 году Кострома впервые упоминается в летописях (Воскресенской и Тверской) в связи с борьбой между сыновьями Всеволода Большое Гнездо. Всеволод, умирая, поделил земли Владимирского княжества между сыновьями следующим образом: Юрию отдал владимирский стол, а старшему, Константину, — Ростов, Белоозеро, Угличе Поле, Ярославль, Кострому, Галич Меряжский. Константину такой раздел не понравился. Кострома на беду поддержала Юрия, поэтому Константин, во время карательного похода, сжег свой собственный город. «И пожже ю всю, а люди изымаша», — таков текст первого упоминания о Костроме. Но победил-таки Константин. Он сел на престол, прославился под прозвищем Мудрый, а Кострому вместе с Ростовом в 1216/17 году передал в удел своему малолетнему сыну Василию.

          Источники не сообщают о разрушении Костромы во время монгольского нашествия 1238 года. Летопись лишь говорит, что «попленили все на Волге до Галича Мерьского». Кострома попадает в эти границы, но, повторим, никаких деталей мы не знаем. Глагол «попленить» значит только то, что значит, и не свидетельствует о разрушении города. Монголы могли пощадить его, если гарнизон, видя бесполезность сопротивления, сам открыл ворота
».

          В первой половине ХIII века только что отстроенная Кострома была сожжена (в летописи об этом не говорится, там сказано, что «полонена») татаро-монголами. В 1246 году она становится столицей одноименного княжества. В последующие 100 лет в окрестностях Костромы воздвигаются укрепленные монастыри, а в 1364 году город стал частью Московского княжества.

          В современной Костроме сохранилось немало древних архитектурных ансамблей и отдельных памятников. Наиболее древние из построек находятся на территории Ипатьевского и Богоявленского монастырей.

Пример изображенияМост через Волгу в Костроме как будто бы уходит в Лету.
 Мост через Волгу в Костроме как будто бы уходит в Лету.

 
          Сегодня в том месте, где возникло первое поселение, сверкает своими золотыми куполами знаменитый Троицкий собор, где Михаил Романов венчался на престол.

          В ясную, безветренную погоду он вместе с величественным главным зданием Свято-Троицкого Ипатьевского монастыря, как в магическом зеркале времени, отражается в водах величавой Волги. Это визитная карточка Костромы, одного из самых знаменитых городов «Золотого Кольца».

Ипатьевский монастырь. Вид с Волги.

          Еще недавно берег Волги выглядел так, как на этой открытке, и вода подступала к Главному зданию Ипатьевского монастыря. Но после того, как музей снова обрел статус святой обители и перешел к церкви, берег укрепили. Ниже дана фотография, где видно, как выглядит он теперь.

          С Костромой тесно связан жизненный путь и судьба всего царского Дома Романовых и особенно первого и последнего российских правителей, но все представители этой династии, императоры и императрицы, при вступлении на престол считали своим долгом посетить Ипатьевский монастырь — колыбель российской царской династии. Испокон веков и до революции был царской вотчиной. И естественно, что главная святыня Костромы — чудотворная Феодоровская икона Божией Матери, которой был благословлен на царство в 1613 году Михаил Феодорович, — стала особо чтимой святыней царственного дома Романовых.
 
Икона Феодоровской Божией Матери

          В честь именно этой иконы построен Домовый храм Царской семьи — Феодоровский Государев собор в Царском селе (г. Пушкин, пригород Петербурга).

Феодоровский Государев собор в Царском селе

          С особым благоговением эту костромскую святыню чтили в царской семье Николая II. В дни празднования 300-летия Дома Романовых, 18-20 мая 1913 года, все члены императорской фамилии во главе с самим императором посетили Кострому и поклонились ее древним святыням.

          К этому юбилею в Костроме был поставлен памятник династии Романовых. Во время революции бронзовые фигуры царей были сняты с пьедестала. Вместо них на верхнюю площадку постамента водрузили скульптуру вождя пролетариата Ульянова-Ленина. И этот памятник до сих пор находится на своем прежнем месте, в Центральном парке отдыха на Молочной горе, и хорошо виден с Волги.

Дворец, построенный для семьи РомановыхПостамент для памятника

          На постаменте, как видите на снимке справа, — несколько площадок. Это места для скульптур всех русских царей из рода Романовых. Скульптуры хранились долгое время, по крайней мере, моя мама их видела, только где она их видела, я не помню. Сохранились ли они до наших дней? Не знаю, но думаю, что вряд ли, ведь они были отлиты из бронзы.

          А для того, чтобы семье Романовых, прибывшей на празднование, было, где остановиться, в центре города был возведен дворец (он на снимке слева). Теперь это городской художественный музей.

          По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго имена святых Царственных страстотерпцев — императора Николая, императрицы Александры, цесаревича Алексия, великих княжен Ольги, Татьяны, Марии и Анастасии — включены с Собор Костромских святых.


В материале использованы фотографии с http://kostroma.name/



В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить