14.08.2011 г.

  На главную раздела "Экология сознания"


Посвящается
Старейшине рода моего
Надежде Павловне
Кудрявцевой

Наталья Степановна Черниговская. Опора


Глава 1

Род. Традиции. Обычай


          Моя жизнь самым непосредственным образом связана с Костромой. Я бываю здесь почти каждый год, как правило, летом. Самая крупная и самая родная моему сердцу ветка моего рода — костромская. Есть еще московская и петербургская, столь же яркие, но менее крупные. Есть отдельные представители рода, живущие в разных городах и странах. Но именно в Костроме живет Старейшина нашего рода, моя любимая тетя, Надежда Павловна Кудрявцева, — родная, вернее, сводная по отцу, моему деду, сестра моей мамы. В этом году мы, родственники всех веток, собираемся в августе в Костроме, чтобы отметить ее 95-летие.

          Представители костромской ветки — это близкие моей душе люди, которых я люблю и глубоко уважаю. Такое созвездие ярких индивидуальностей, собранных судьбой узами родства, пусть с неброскими, но проявленными талантами, людей с таким отношением к жизни, со столь высокими требованиями к себе, с глубинным чувством сострадания, юмора и истинного достоинства, встречается не так уж часто. Конечно, человек не идеален. В каждом намешано разное. Но ведь главное — что побеждает. Я с уверенностью могу сказать, что все мои костромские родственники — люди с чистыми намерениями и врожденной нравственностью, словом, люди с чистой душой. Наш род не рассыпался, возможно, благодаря его Старейшине, человеку всеми любимому и почтенному, тете Наде. Мне кажется, что у моей тети нет недостатков, слабостей. Насколько я ее помню, она всегда была зрелой личностью, с качествами Человека с большой буквы, и примером для подражания.

          Когда мы, родственники, встречаемся в праздник за столом или для помощи кому-то, я чувствую, что мы все действительно родные, очень близкие люди. А что удивляться, ведь в нас течет единая кровь.

Род


          Помните, какой смысл вкладывал Маугли в фразу «Я и ты одной крови»? Это звучало как бы паролем к полному доверию. Только в кругу рода человек получает опыт истинно доверительных отношений. Он доверяет своим родным свою честь, свою жизнь. Но и ему доверяют так же. И это доверие каждого оберегает его от собственных неблаговидных поступков. Советь не позволяет обмануть доверие близких людей. Опыт доверия — это великая ценность. Не зря ведь Ходжа Насреддин говорил: «Малого не хватает людям для благоденствия — доверия друг к другу. Но к нему способны только Высокие Души». Выходит, обретая опыт доверия, человек получает опыт высоких душевных устремлений.

          По мнению индейцев, душа непосредственно связана с кровью. Если верить их представлениям, то кровное родство — это родство душ. Плохо, если все это утрачивается, тогда род распадается. Ведь род — это однородная группа людей, близких по своей основной сути. Родной, родич, родиться, род — слова однокоренные, корень которых означает «единство». Единство душ, плоти и крови, однородность, словом. Она ведь создается последовательностью поколений, истекающей из единой точки отсчета, которой являются прародители этого рода. Поэтому все внутри себя имеют общее, похожее, а значит, понятное всем, то есть безопасное. В традициях рода всегда было поддержание общности поколений. Бабушки и дедушки, воспитывая внуков по родовой этике, передавали им свой опыт и обычаи. Поэтому представители одного рода похожи не только внешне, но усваивают привычки, манеры поведения, основные духовные ценности. Например, представители рода Годуновых все были глубоко верующими и благочестивыми людьми.

          На Руси традиции и обычаи рода строились на нравственной и духовной основе. Соблюдение их было естественным законом, которому следовали все. Как только внутри рода этот закон ослабевал настолько, что его можно было игнорировать, род разъедала алчность. Битвы за обладание материальным наследством рода, за богатство и власть уничтожали единство, однородность, доверие родных друг к другу. Род переставал служить опорой и зашитой. Он становился ареной для вражды. История показывает, что происходило в королевских династиях.

          Другое дело — духовное наследие рода. Из-за него никто друг с другом не бился. Потому что оно дается каждому представителю рода, кто пожелает им обладать. Но получить это наследство невозможно сразу, как сундук с драгоценностями. Духовные ценности рода передаются и накапливаются постепенно и требуют при этом труда души того, кто их передает, и того, кто их принимает. Этому наследству цены нет. И тот, кто его обретает, становится воистину богатым. И ничего нет этой ценности ценнее.
 

Воспитание


          Марина Цветаева хорошо сказала, что все мы родом из детства и то, что знаем с детства, знаем на всю жизнь. Поэтому важно, какие люди тебя окружают в детстве, ведь это потом сказывается на течении всей жизни. Детство и отрочество человека — непростое для него время. Это время обучения и роста. А для роста нужна пища, и не только Телу, но Душе и Духу. Эта пища готовится семьей и родом и хранится в их внутренних кладовых. Там человек ее и получает. Ею его кормят родители и родственники.

          Телу нужна физическая пища. Традиции кухни тоже, как и все остальное, передаются по наследству от представителей рода. И усваивается такая пища лучше, чем любая другая, и даже объяснять не надо почему. Душе требуется эмоциональная, а Духу интеллектуальная энергия, которые тоже готовятся на «кухне» рода и являются пищей, то есть энергией определенного диапазона частот. Каждый род имеет свой, присущий только ему, частотный диапазон (информация в той форме, которая доступна пониманию, то есть хорошо воспринимается всеми его представителями). Эта пища называется «воспитанием» — «востребованным питанием». Питомцу — требуется, а «вос-питатели» — «питают», другими словами, дают ему энергию рода, чтобы он стал достойным его представителем, чтобы знал и умел всё, что знают и умеют все другие предшествующие представители рода. Это духовная пища создается, накапливается и используется для воспитания новичка в традициях рода.

          Мне повезло, что в детстве рядом со мной были высоконравственные мудрые люди. Ребенок, подобно губке, впитывает их мироощущение, мировоззрение и жизненный опыт. За эти сокровища, которые они передали мне по наследству, я им благодарна.

Стоит ли реставрировать
обветшавшие со временем понятия?


          Многие значимые когда-то слова сейчас почти вышли из употребления. От них уже попахивает архаизмом. Еще Маяковский заметил, что слова «до важного самого» имеют тенденцию «ветшать, как платье». Думаю, пришло время реставрировать и вновь ввести в употребление, в актив понятия рода, традиции, обычая, добродетели, репутации, достоинства и благородства.

          Нет, они не обветшали, они стали неудобны и потому отброшены, как немодный, несовременный костюм. Но без них ветшает людское сознание. Ветшают отношения людей. Душа детей лишается духовного питания. А человеческая личность — ценной для становления Человека энергии...

          Эти ценности уходят только потому, что не востребованы обществом. Но каким именно? Где они нарушаются, где нравственность законом не является.

          Более того, эти понятия становятся неудобными, а значит, вредными? Для кого? Для тех, кто устанавливает «правила игры», а значит, и общественное мнение. А если они не признаются как ценности общественным мнением, то естественно, что теряют привлекательность и для отдельных личностей, составляющих сообщество. Потому они и вышли из употребления.

Добродетель


          И в этом кроется бомба замедленного действия для сообщества людей. Почему? Да потому, что эта бомба может взорваться и тогда общество рассыплется, погибнет. Так формируются революции.

          Выбросив из употребления эти понятия, как вышедший из моды костюм, общество лишилось главных инструментов для воспитания в человеке того, что раньше называлось добродетелью. Это качество важно для обретения человеком личного благополучия и счастья, а обществу оно дает гарантии здоровья, процветания и безопасности.

          Вот почему испокон веков воспитанию добродетели в сильном и здоровом роде уделялось заметное внимание, а внутри сильного и здорового общества общественное мнение возводило добродетель (базовую нравственность) человека в востребованное обязательное качество личности.

Традиции


          Чем же человека питает Традиция? Традиция — это Вера. Много поколений рода на опыте убеждаются, что «так правильно», что так «хорошо», «полезно». Такая Вера передается из поколения в поколение, питая их жизненно важной информацией, то есть энергией, апробированной личным опытом предыдущих поколений. Традиция, как живой опыт, экономит энергию внутри рода. Новому поколению не требуется каждый раз всё начинать сначала. Используя опыт предыдущих поколений, новое может идти всё быстрее и дальше и пополнить энергетическую сокровищницу рода новым опытом, новыми обретениями большей щедростью, по причине сохранения энергий.

          Традиционной была и этика взаимоотношений в роде. Например, в купеческом роде ценилась сила и незыблемость купеческого слова. В крестьянском роде — почтительное отношение к земле-кормилице. Традиционными были семейные отношения и распределение в семье ролей. Это убирало множество конфликтных ситуаций. Так было положено, и никто не оспаривал. Традиция становилась законом, исполнение которого  помогало людям сохранять психическую энергию, не растрачивать ее в конфликтах, то есть впустую, без пользы. То есть именно традиции помогали накапливать энергетическую сокровищницу рода. Традиции рода —  узаконенные временем нормы правильного поведения — сохраняли здоровье, жизненные силы и добрые отношения людей между собой.

          Традиции и обычаи формировали определенный порядок как внутри человека, так и в среде его окружения. Традиции строятся на обычаях, то есть на том, что для всех обычно, обыденно, само собой разумеется, что хорошо и правильно, и это входило в сознание человека, как говорили, с молоком матери.

          «Млечный путь» от «молока» или слово «молоко» произошло от «млечного пути», — не важно, только принято считать, что с молоком матери ребенок усваивает некие универсальные космические законы, важные для его жизни. Может быть, вместе с молоком матери он усваивает законы базовой нравственности и получает первые понятия о совести, благодарности, сострадании и целый ряд жизненно полезной информации, но, без сомнения, опыт нравственного, благородного (от понятия «благо для рода») поведения он усваивает через воспитание в традициях и обычаях рода. Этот опыт становится его духовной ценностью и духовным наследием.

          Традиции и обычаи — это еще и цементирующий раствор, не позволяющий роду рассыпаться.

          Впитывая в детстве и отрочестве наследие рода, человек получает необходимое для жизни воспитание, обретает образ своего рода. А это как ключ, который в дальнейшем нужен для доступа человека к кладовой энергии рода, чтобы он мог ею пользоваться, в том числе и в качестве репутации, а обретая положение в обществе, мог укрепить род своими энергетическими вложениями на его пользу, то есть своими благими деяниями. Вкладывая в род свою энергию, человек стремится рассчитаться с ним, отдавая ему должное, чтобы не иссякала энергия рода, чтобы он мог дальше жить, развиваться и совершенствоваться.

Благородство


          Воспитанность, деликатность, такт раньше высоко ценились в человеческом обществе. Владея этими качествами, человек создавал не только добрую собственную репутацию, но и поддерживал положительную репутацию рода. Порой надо было только назвать уважаемую фамилию рода, чтобы к человеку, его представителю, в обществе сразу отнеслись с подобающим уважением и почтением. Поэтому благородный (созидающий благо для своего рода) человек, поступая так или иначе, понимал, что не только свою собственную репутацию формирует своим поведением и поступками, но влияет на репутацию всего рода. Благородный человек прежде всего заботится о репутации фамилии, о благе своего рода, а уже потом о своем личном. Именно поэтому «не помнящие родства» в приличном обществе не принимались и вообще не пользовались уважением у людей. Если они не помнят род, то не получили и хорошего, то есть нравственного, воспитания. Значит, их личности не привита добродетель. Поэтому от них можно ожидать безнравственных поступков: лжи, пьянства, безответственности, воровства и даже убийства. Считалось, что человеку, «не помнящему родства», нельзя доверять, потому что, как правило, его поведение непредсказуемо, потому что у него нет ни знаний, ни опыта нравственного поведения. Случались исключения и в первом и втором случаях, но все же исключение — это не правило. Поэтому приличное общество обычно (по обычаю) и сторонилось человека неблагородного.

Образование


          Кроме воспитания, человек, живущий в обществе, получал еще и образование. Как роду, так и обществу для развития и процветания требуется энергия. Эту энергию дают те, кто это общество составляет. Для удовлетворения своих потребностей обществу требуется энергия разного качества, но чтобы ее получить, надо сначала образовать, научить новые поколения ее передаче, сделать людей удобными в управлении и взаимодействии друг с другом. Для этого общество дает человеку образование (создает необходимый обществу образ). Ну а за это член общества расплачивается с обществом своей энергией: трудом, знаниями, талантом, временем своей жизни и жизненной силой. Образование создает необходимые для развития общества «образы — образцы» людей. А затем общество и люди обмениваются энергией. За вклад в развитие и процветание общества, человек получает от него нейтральный коэффициент обмена (в современном обществе — деньги), который использует для обретения необходимой энергии для поддержания своей жизни.

Бомба замедленного действия


          Сбой в развитии общества происходит, если энергия трудящихся на благо общества людей вливается не на его развитие и процветание, а в карман тех, кто занял позиции на пути этих вливаний. Если на пути средств, которые текут в государственную казну, окажется человек, «не помнящий родства», то будет заложена бомба замедленного действия, которая когда-нибудь все равно взорвется.

          Если «не помнящие родства», кого в былые времена не пускали в общество достойных людей, потому что они не внушали доверия, захватят посты в местах движения, например, денежных средств, то вместе со средствами к ним перетечет и жизненная сила общества, будет в их распоряжении и общественное мнение. Оказавшись наверху, они создадут свою идеологию — идеологию «сорняка», в которой, скажем, добродетель не востребована и ценностью не считается. А человек, которому присущи добродетель, достоинство, нравственность, благородство, в их среде будет выглядеть нелепо, как старушка в детском платье.

          Понятно, что если в точках передвижения средств находятся люди без нравственных устоев, то большая часть средств, предназначенная для государственных нужд, потечет на их личные счета в банки. И чем больше таких людей появится в обществе, тем больше потребуется банков. Чем быстрее добродетель покинет общественное мнение и новое мироощущение и мировоззрение захватят сознание большинства людей сообщества, чем быстрее ложные ценности подменят истинные, — тем быстрее эта бомба взорвется.

          Разумеется, здесь все упрощено до схемы, но зато и ежику понятно, что будет с таким обществом.

На что человеку опереться?


          Права Марина Цветаева: все начинается с детства.

          Воспитание и образование — это информация огромного объема, которую человек получает в первую часть своей жизни. Но восприятие этой информации зависит от индивидуальности человека и от первых этапов воспитания, которое он получает в семье. Именно в детстве и отрочестве формируется фундамент его картины мира — Вера, которая формирует его личные традиции и обычаи, то есть образ его поведения, чувствования и мышления. И это продолжает формироваться всю жизнь.

          Не зная своего рода, человеку трудно ориентироваться  в своем мироощущении. Опереться не на что. Трудно определить цели жизни, создать ее достойную форму, определять свои жизненные позиции. А понятие о благородстве вообще остается за пределами восприятия. Именно этим, я полагаю, объясняется распущенность нравов. Потому что трудно представить, чтобы человек, воспитанный в благородных нравственных традициях, позволил себе воровать, ведь роли не играет что: у своего друга украсть часы или огромную сумму из казны государства присвоить себе — только потому, что часы остались без присмотра или государственные деньги без контроля. Ведь по сути — это одно и то же.

          Трудно представить, чтобы девушка, имеющая понятие о репутации, о собственном достоинстве и благородстве, выражалась матом. Трудно поверить, чтобы в обществе благородных людей могла прижиться «гламурная» этика и эстетика, а костюм проститутки был бы возведен в моду, и в нем бы расхаживали девушки из приличных семей и даже женщины, имеющие детей.

          Приходится удивляться, что профессия модели стала столь привлекательной, столь популярной. Ведь модель — это только модель, не человек, а модель человека, живая вешалка для платья, которая требуется только для того, чтобы платье было как можно привлекательнее для покупателя и дороже продано. Неужели предназначение человека — быть вешалкой для костюма?

          Это все штрихи перевернутого восприятия, которые в то же время являются и штрихами диагностики состояния нашего общества. Оно все больше напоминает «палату № 6». Куда же делись здравый смысл и нравственная опора?

          Выгода затмила все другие человеческие ценности. Уже давно картину мира людей формирует Золотой Телец, создавая в сознании людей выгодные для себя представления. Реклама в этом играет не последнюю роль: она использует внушение, технику трансовых состояний и даже гипноз. При помощи этих средств она диктует попавшимся на ее крючок свою волю. Золотой Телец стал подобием «психотронного оружия», которое с помощью средств массовой информации вползает в психику человека с целью завладеть его волей.

          При таком натиске человек, если ему не на что опереться, теряет собственную волю, а с нею и здравый смысл своего поведения и становится в руках Золотого Тельца  послушной его управлению игрушкой.
 

Можно ли восстановить институт рода?


          Хорошо бы найти способ, как реставрировать понятие рода, чтобы вернуть сообществу людей благородного человека, которому небезразлична собственная репутация и небезразлично состояние общества, к которому он принадлежит, — другими словами, небезразлична судьба страны.

          Чувство собственного достоинства не позволит кому бы то ни было сделать из себя, человека, послушную чужим прихотям куклу. Если человек принадлежит к сообществу родственных, значимых, любимых людей, для которых репутация этого сообщества важна, то он понимает, что она зависит напрямую и от его личной репутации.

          Поведение человека, который думает не только о себе, делая выбор, как поступить, естественным образом становится более осознанным. Принадлежность к своему уважаемому в обществе роду, фамилии дисциплинирует людей. Базовая нравственность естественным образом проникает в сознание, и человеку становится сложно поступать против своей совести. Разве может человек, считающий себя благородным, солгать, украсть? Ведь репутация лгуна и вора ляжет на всех представителей его рода. Благородный человек своими поступками не позволит запятнать ни честь рода, ни свою собственную честь и никому не позволит подчинить себя своей воле, потому что проснется здравый смысл и человек вспомнит, что у него есть собственная воля.

          В последнее время диссимиляция рода стала очень заметна, что уже привело к печальным последствиям. Правда, в Москве и Петербурге вспыхнула тенденция восстановления дворянского имени, рода. Люди стали интересоваться своим происхождением, документально фиксировать свою принадлежность к знатной фамилии. Но к этому, как показывает опыт, в основном побуждает людей пустое тщеславие. Пользы в этом столько же, сколько здравого смысла. В Петербурге существует Дворянское собрание. Организуются встречи, балы. Но все это попахивает кукольным театром.

          Однако сохранение традиций живого рода, поддержание его целостности, не важно, имеет ли род отношение к дворянству или нет, мне кажется важным делом и особенно сейчас, когда восстановление в сознании людей целостной системы жизни — вопрос далеко не праздный. Поэтому, в связи с празднованием 400-летия династии Романовых, к которому готовятся в Костроме, мне и захотелось поднять тему родства, родственности, династии, рода. А поскольку ветка моего костромского рода жива и процветает, решила о ней рассказать, как о реальном источнике чистой энергии и жизненной силы.




 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить