16.02.2011 г.

  На главную раздела "Публицистика"


В. Сатир и В. Леви. 
 

 

Что такое самооценка?


Давно известно, как разрушительно действует на любого человека внушение ему низкой самооценки. Чаще всего такая самооценка закладывается в подсознание человека в детстве в результате постоянного давления на ребенка со стороны сверхопекающих, недоверяющих ему родителей. Авторитарная"педагогика" понижает самооценку детей и программирует в жизнь ущербных, нетворческих, неспособных любить, эгоистичных и несчастных людей. Самооценка человека - это его самоощущение, отношение к себе и представление о себе."Человек, чья самооценка высока, создает вокруг себя атмосферу честности, ответственности, сострадания, любви... Такой человек чувствует себя важным и нужным, он ощущает, что мир стал лучше оттого, что он в нем существует"."Только ощущая свою собственную высокую ценность, человек способен видеть, принимать и уважать высокую ценность других людей". "Ощущения самоценности может сформироваться только в атмосфере такой семьи (страны, общества, рабочего коллектива, школы), где принимаются любые индивидуальные различия, где общение откровенно и доверительно, а правила поведения не превращаются в застывшие догмы, где личная ответственность и честность каждого - неотъемлемая часть взаимоотношений". Если самооценка ваша или вашего ребенка понижена, не отчаивайтесь."К счастью, существуют способы повышения самооценки человека в любом возрасте, поскольку самооценка возникает в результате научения.." И"всегда есть надежда, что ваша жизнь может измениться, потому что в каждый ее момент вы узнаете что-то новое"."Помните также, что юмор и любовь обладают величайшей целительной силой"!


    Обучаемость и самооценка


Способность к обучаемости обязательно предполагает высокую самооценку и веру в свои силы учащегося. Желание учиться - это желание повышать самооценку. Нежелание учиться - нежелание повышать самооценку. Таким образом, если ребенок плохо учится, может быть, причина лежит в его ужасно низкой самооценке, в грубом, тоталитарном, подавляющем поведении родителей.

Люди с низкой самооценкой

1). Ждут насмешек, обмана, уничижения, оскорбления со стороны других.

2). Становятся жертвами обстоятельств, неудачниками.

(Они ожидают угрозы и ее получают).

3). Держат себя за стеной недоверия (в подсознании у них психологические барьеры), оказываются в мучительном состоянии одиночества и изоляции, мучаются комплексами неполноценности.

4). Становятся апатичными, вялыми, равнодушными к самим себе и ко всему, что их окружает.

5). Таким людям трудно четко мыслить и принимать самостоятельные решения.

6). Поэтому они либо унижаются перед окружающими (всецело и слепо им подчиняясь), либо грубо и деспотично подавляют других людей.

7). Спутник этих людей - постоянный страх, недоверие, одиночество. Этот же страх мешает находить им новые решения в их собственных жизненных ситуациях.

8). Когда накапливается опыт неуспеха, неудач, поражений, человек начинает чувствовать себя безнадежно пропащим. Им овладевает уныние. Он старается уйти от ответственности за свою жизнь и почти неминуемо становится алкоголиком или наркоманом.

Как сломать последовательность антипедагогических действий, понижающих самооценку человека? Как повышать самооценку? Надо определить предмет страха и избавить от него. Надо дать почувствовать человеку, что он любим. Помните: страх - это предвидение чего-то неприятного в будущем. Как только человек выражает готовность понять, чего он боится в настоящем, его прежний страх исчезает. Алкоголь и наркотики создают иллюзию спасения от страха перед ЗАВТРА. Может быть, человек пристрастился пить в компании или он наследственный алкоголик. Впоследствии возникают порочные обратные связи. Алкоголик не добивается успеха, проигрывает в жизни, потому что пьет; а потом он пьет, осознавая свою неудачу. Порочный круг оказывается замкнутым. Помочь выйти из этого круга могут близкие люди, если они способны повысить самооценку, если они могут дать ему позитивные ощущения, если они могут помочь понять человеку, что он любим. Только тогда он способен перестать чувствовать себя неудачником.


Как повысить самооценку ребенка?


1. Знать, что в их словах, жестах, интонациях, тембре голоса, в прикосновениях и действиях заложены сообщения о самоценности ребенка. Если родители только выражают сомнение в качественности поступка ребенка, это уже означает, что они выражают сомнение в способности ребенка совершать правильные честные действия. И одно это понижает самооценку! Ребенок формирует свою самооценку в основном в первые 5-6 лет. Потом он идет в школу и дальше начинает формировать самооценку там. Но роль семьи по-прежнему остается очень важной! Для ребенка с низкой самооценкой достаточно одной маленькой промашки, чтобы зачеркнуть все его предыдущие успехи.

2. Осознанный подход к любому вопросу воспитания и образования детей. Наказание ребенка ставит самооценку ребенка под вопрос! Всякое насилие резко понижает самооценку ребенка. В систематическом унижении прав личности в Советском Союзе (от школы и семьи до армии и работы) - причина того, что по числу алкоголиков Россия далеко обогнала все страны мира в 20 веке.

3. Родители могут быть лидерами - вдохновителями и авторитарными руководителями.

4. В проблемных семьях родители призывают детей не обижать и не огорчать других, но сами их наказывают за то, что те не сказали"пожалуйста" или невежливо ответили на замечание.

5. В зрелых семьях знают, что изначально дети не могут быть плохими. Если ребенок ведет себя плохо (а взрослый, например, изменяет или пьет) это значит, что между ним и родителями (или между супругами) возникло недопонимание, или что самооценке ребенка (или супруга) угрожает понижение самооценки.

* * *Ваш ребенок - это отдельный огромный мир, о котором вы почти ничего не знаете. Вы вообще на самом деле знаете о мире очень мало! Вы общаетесь не с "миром", а со своей "картой" этого мира. И поэтому вы только думаете, что знаете своего ребенка, но вы знаете только то, что пропускают в ваше сознание ваши органы чувств. А они работают в зависимости от ВАШЕГО собственного воспитания, ВАШЕГО собственного настроения, ВАШЕГО собственного жизненного опыта (чаще от его отсутствия!) и ВАШЕГО образования. После такого вступления, вы, надеюсь, поняли, что вам лучше забыть о вашем опыте"воспитателя". Забудьте также о том, как воспитывали вас в детстве. Не доверяйте без критического осмысления и тому, что прочтете. Ибо все правила, которые будут изложены ниже, не гипнотическая инструкция, а рекомендации для свободных и думающих людей, умеющих доверять своей интуиции.

* * *Знайте:Чем большее значение имеет для вас цель, которую вы хотите достигнуть, тем большие искажения вносят ваши чувства в картину мира. (Как правило). Поэтому: Чем больше вы хотите добиться от ребенка, тем меньше вы его понимаете.
  

Как люди не понимают друг друга


1. Ребенок:"Мам, я пойду гулять". (Значение:"Мне скучно, мой мозг в застое, мои нервы и мускулы ищут работы, мой дух томится"). Что слышит мать:"Не хочу ничего делать, я безответственный лентяй, мне лишь бы поразвлекаться". Результат: реакция недоверия матери (словесная или несловесная), понижающая самооценку ребенка, ухудшение взаимопонимания.

2. Мать ребенку:"Уроки сделал?". (Значение:"Хорошо тебе. А мне еще твои штаны стирать". Что слышит ребенок:"Не забывай, что ты не свободен". Результат: унижение ребенка, понижающее его самооценку и ухудшение взаимопонимания.

3. Ребенок:"Угу". (Значение:"Помню, помню, разве ты дашь забыть"). Что слышит мать:"Смотрел в книгу, видел фигу". Результат: унижение ребенка, понижающее его самооценку, ухудшение взаимопонимания.

4. Мать:"Вернешься, проверим. Чтобы через час был дома". (Значение:"Можешь погулять и подольше, у меня голова болит, хоть бы ты вырос побыстрее, но тогда будет еще тяжелее..."). Реакция ребенка:"Не верю тебе и не надейся, что буду верить". Дальнейшее ухудшение взаимопонимания.

5. Ребенок:"Ну я пошел". ("Не надеяться невозможно. Ухожу, чтобы собрать силы для дальнейшего сопротивления" -"Ты отлично знаешь, что вовремя я не вернусь, а проверку уроков замнем").

6. Мать:"Надень куртку, холодно". ("Глупыш, я люблю тебя". Но также:"Не забудь, что ты маленький и останешься таким всегда"). Результат: понижение самооценки ребенка и ухудшение взаимопонимания.

7. Ребенок:"Не, не холодно. Витька уже без куртки". (Значение:"Ну когда ты прекратишь свою мелочную опеку"."Есть матери и поумнее").

8. Мать:"Надень, говорю. Простудишься.". (Значение:"Пускай я и не самая умная, но когда-нибудь ты поймешь, что лучшей у тебя быть не могло." Но также:" ОСТАВАЙСЯ МАЛЕНЬКИМ. НЕ ИМЕЙ СВОЕЙ ВОЛИ").  Результат: тот же самый. И так далее... Конечно, точных переводов с подсознательного языка нет, главное, чтобы вы поняли, что ЭТОТ язык многозначен. Конечно, так получается не только с детьми. Наверняка вы встречались с такими искажениями в отношениях со многими людьми, прежде всего с супругой или супругом.


Гармоничные, уравновешенные родители


1. Стремятся к пониманию. Доверяя своей интуиции, вместе с тем отдают себе отчет в своем незнании Ребенка, не перестают его изучать, гибко перестраиваются. Они если и не большие оптимисты, то, по крайней мере, не лишены чувства юмора, в том числе и по отношению к собственной персоне (!!!). Они сочетают энтузиазм и трезвый скепсис, доброту и долю эгоизма. Самоотверженны, но только в критических ситуациях; трудолюбивы, но вместе с тем слегка ленивы.

Это не значит, что на всякое свойство есть непременно противосвойство, этакая во всем золотая серединка. Нет, могут и резко выступать несбалансированные черты, например, вспыльчивость, или тревожность, даже порядочный эгоизм или глупость - что угодно; но плюс к тому должны быть три непременных качества: самокритичность (без самоедства), стремление к самоусовершенствованию (без фанатизма) и умение быть БЛАГОДАРНЫМ ЖИЗНИ. В дружных семьях Гармоничный Родитель худо-бедно получается из двух"половинок" - матери и отца. Главное, чтобы на"выпуклость" одного приходилась"вогнутость" другого, пусть и не в совершенном состоянии. Создание такого Родителя - одна из важных целей, ради которых существует семья.



Раздерганные (неуравновешенные) родители


Размахи колебаний в поведении по отношению к ребенку чересчур велики, равновесие удерживается ненадолго. Буквально в течение минуты раздерганный Родитель может перейти из одной сдвинутости (смотри ниже) в другую, третью, в четвертую и так далее. Например, такая последовательность:

Чувство вины перед ребенком, тревога - неумеренная заботливость, сверхопека и сверхконтроль - давление, чрезмерная требовательность - обвинения, наказания ("неблагодарный, не принимает заботы") - опять чувство вины и тревога ("бедное дитя, затравили") - потакание и вседозволенность - снова обвинения и наказания ("совсем распустился, сел на голову окончательно") - опять чувство вины - и все сначала.

"Сдвинутые" родители от Раздерганных отличаются внутренней неподвижностью, закоснелостью. Чаще всего в семьях неполных - развод или ранняя потеря. Если оба Сдвинутых Родителя живут с Ребенком под одной крышей, то вместо положительной взаимодополняемости работает отрицательная: один сдвинут в одну сторону, другой в другую или оба в одну и ту же, а Ребенок совсем в иную.

Помимо обширного семейства Виноватых и Виновато-Тревожных ("Я виноват уж тем, что я родитель"), которые становятся Сверхопекающими (Наседки или Клуши Обыкновенные, Клуши Страждущие, Клуши-Кликуши) И Сверхконтролирующие ("Мы делаем уроки"), с одним из подтипов в виде Производителя Вундеркиндов ("Мы ставим рекорд") здесь оказываются:

Потакатели-Сопереживатели (до степени невольного развратительства). Устраиватели и Пробиватели - все те же Сверхопекающие, уже в великовозрастной ориентации. Легион Обвиняющих ("Ты виноват уж тем, что ты ребенок") всевозможных окрасок, тембров, жанров (Крикуны, Ворчуны, Пилы, Подковыры, Кувалды, Проповедники и т.д.), а также изрядная партия Безучастных Созерцателей ("Меня нет,"Тебя нет") И отстраняющихся Эгоистов, в чистом виде, впрочем довольно редких (чаще в сочетании с обвинительно-требовательной настроенностью). Совершенно ужасен Родитель Преследующий или Давящий. Сочетание сверхопеки с постоянными обвинениями - залог либо шизоидности, либо глубокой неискренности у сопротивляющегося ребенка и дефекта воли у сдавшегося. Страшна и Уходящая Мать и Забронированный Отец. (Не говорим уж о пьяницах и хулиганах, о родителях-кукушках, о вымогателях и эксплуататорах собственного потомства). Во всех этих случаях даже чрезвычайно гармоничный по натуре Ребенок имеет большие шансы вырасти"Сдвинутым" в свою сторону или по меньшей мере"Раздерганным". Всевозможные неврозы и деформации личности, затяжные кризисы жизни будут преследовать этого ребенка, когда он вырастет. Обратить же их в духовное благо могут только мощные творческие натуры...

Из пяти детей, растущих у Обвиняющих Родителей, двое вырабатывают защитную толстокожесть и станут точно такими же родителями для своих детей. Из трех остальных один имеет большие шансы стать озлобленной, самоутверждающейся личностью - негативистом или непрерывно самоутверждающимся психопатом; другой - бесхребетным небокоптителем или безответственным прожигателем жизни; третий - либо подвижником, либо депрессивным невротиком с повышенным риском самоубийства. ДЛЯ ЭТОГО ПОСЛЕДНЕГО: Была противопоказана ЛЮБАЯ доза обвинения с самого начала - он совершенно беззащитен. Но как раз беззащитность нередко и провоцирует на давление и обвинение...

ТАЙНА ВНУШАЕМОСТИ


Внушаемость - ворота души, открытость Другому, способность верить... Когда вы плакали, еще не помня себя, и вас брали на руки, успокаивали, укачивали, убаюкивали - это было внушение; когда вы пугались чьего-то громкого голоса или сердитого лица, когда останавливались в ответ на оклик; когда смеялись от того, что кругом было весело и вас развлекали - это было внушение; когда подражали кому и чему попало, не замечая этого или старались нарочно, потому что вам нравилось - это было внушение; когда узнали свое имя и простодушно поверили, что оно и вы - это одно и то же; когда поняли, что нужно ходить в туалет; что нельзя многое делать, многое трогать; когда начали понимать слова и верить словам; когда начали слушаться взрослых, когда играли со сверстниками... когда слушали музыку, когда смотрели кино... когда начали пить и курить, когда следовали за модой... когда влюбились...

 

 

 

ЭТО БЫЛО ВНУШЕНИЕ...


В нас заложено и изначальное его отрицание - самость, природная самобытность. Развиваясь вместе с нами, внушаемость делается все более избирательной, начинает сама себя сдерживать, опровергать, начинает осознаваться и - если только развитие не останавливается - переходит в управляемую САМОВНУШАЕМОСТЬ. Так возникает существо мыслящее и способное к самоусовершенствованию - существо творческое.



 

 

В начало                   Продолжение
 

Комментарии 

 
0 #1 Ксения 01.08.2013 10:02
Надо задуматься.........
Цитировать
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить