Жизнь Иисуса Христа

О земной жизни Иисуса и Его Учении

Глава 21. Начало общественного труда

ПРОВЕРЕНО

21.1. ИИСУС И АПОСТОЛЫ ПОКИДАЮТ ГАЛИЛЕЮ

В первый день недели, 19 января 27 года н. э., Иисус и двенадцать апостолов приготовились покинуть свой центр в Вифсаиде. Апостолы ничего не знали о планах Своего Учителя кроме того, что они должны были отправиться в Иерусалим, чтобы побывать в апреле на праздновании Пасхи, и что им предстояло идти долиной Иордана. Только к полудню они смогли покинуть дом Зеведея, так как семьи апостолов и другие ученики пришли попрощаться с ними и пожелать им успехов в новом деле, к которому они собирались приступить.

Пора было отправляться в путь, когда апостолы заметили отсутствие Иисуса, и Андрей пошёл Его искать. Вскоре он нашёл Иисуса на берегу, Тот сидел в лодке и плакал. Апостолы часто видели Учителя в минуты печали, и им случалось видеть Его в короткие периоды глубокой задумчивости, но никто из них никогда не видел Его плачущим.

Такая взволнованность Учителя накануне их отбытия в Иерусалим настолько изумила Андрея, что он решился подойти к Иисусу и спросить: “Учитель, отчего Ты плачешь в этот великий день, когда нам предстоит отправиться в Иерусалим и возвестить Царство Отца? Кто из нас обидел Тебя?”

Возвращаясь вместе с Андреем назад, к апостолам, Иисус ответил: “Никто из вас не огорчил Меня. Я опечален только тем, что никто из семьи Моего отца Иосифа не вспомнил об этом дне и не пришёл сюда, чтобы пожелать нам успеха”. В это время Руфь (сестра Иисуса, преданная Ему) гостила у своего брата Иосифа в Назарете. Других членов семьи удерживали гордость, разочарование, непонимание и мелочные обиды оскорблённого самолюбия.

Капернаум находился неподалёку от Тибериады, и слава Иисуса уже начала распространяться по всей Галилее и даже за её пределами. Иисус знал, что вскоре Ирод Антипа начнёт обращать внимание на Его деятельность. Поэтому Он считал, что лучше всего было бы отправиться вместе со Своими апостолами на юг, в Иудею. Группа более чем из ста верующих пожелала идти вместе с ними, но Иисус поговорил с этими людьми, попросив их не следовать за апостолами на юг вдоль Иордана. Хотя эти верующие согласились остаться в Галилее, через несколько дней многие их них отправились вслед за Учителем.

В первый день Иисус и апостолы дошли только до Тарихеи, где остановились на ночлег. На следующий день они достигли того места у Иордана неподалёку от Пеллы, где примерно годом ранее проповедовал Иоанн и где принял Крещение Иисус. Здесь они учили и проповедовали более двух недель. К концу первой недели рядом с тем местом, где расположились Иисус и апостолы, появился лагерь из нескольких сот человек, пришедших сюда из Галилеи, Финикии, Сирии, Десятиградья, Переи и Иудеи.

Иисус не выступал с публичными проповедями. Андрей делил народ на группы и назначал проповедников для утренних и послеполуденных собраний. После ужина Иисус беседовал с апостолами. Он не учил их чему-либо новому, а лишь повторял Свои прежние учения и отвечал на их многочисленные вопросы. В один из этих вечеров Он рассказал им кое-что о сорока днях, проведённых Им в горах неподалёку от этого места.

Многие из тех, кто пришёл сюда из Переи и Иудеи, были крещены Иоанном и хотели лучше познакомиться с учениями Иисуса. Апостолы добились больших успехов в обучении последователей Иоанна, поскольку они никоим образом не умаляли его проповедь, а также потому, что в то время они даже не крестили своих новых учеников. Однако вечным камнем преткновения для приверженцев Иоанна было то, что Иисус – если Он был всем тем, о чём объявил Иоанн, – ничего не делал для вызволения Крестителя из тюрьмы. Последователи Иоанна так и не поняли, почему Иисус не предотвратил жестокую смерть их любимого вождя.

Из вечера в вечер Андрей тщательно наставлял своих собратьев-апостолов в тонком и трудном деле сохранения хороших отношений с последователями Иоанна Крестителя. В течение первого года общественного служения Иисуса более трёх четвертей Его приверженцев относились к числу тех, кто ранее следовал за Иоанном и принял от него крещение. В течение всего 27 года н. э. они постепенно принимали на себя труд Иоанна в Перее и Иудее.

21.2. ЗАКОН БОГА И ВОЛЯ ОТЦА

Вечером накануне отбытия из Пеллы Иисус дал Своим апостолам дополнительные разъяснения относительно нового Царства.

Иисус сказал: “Вас учили ждать наступления Царства Божьего. Я же пришёл возвестить, что это долгожданное Царство приблизилось, что уже сейчас оно присутствует здесь, среди нас. В каждом царстве должен быть царь, сидящий на своём троне и творящий законы царства. Поэтому вы представляете Царство Небесное как возвеличенную власть еврейского народа над всеми народами земли; представляете Помазанника Божьего, сидящего на троне Давида и оттуда – с того места, наделённого чудесной силой, – провозглашающего законы для всего мира. И всё же, дети Мои, вы не смотрите глазами веры, и вы не слушаете в духе. Я говорю, что Царство Небесное есть претворение и признание власти Бога в сердцах людей. Конечно, в этом Царстве есть Царь, и этот Царь – Мой и ваш Отец. Мы действительно Его верные подданные, но неизмеримо выше этого преображающая истина о том, что мы – Его сыны. Моя жизнь призвана сделать эту истину очевидной для всех. Наш Отец также восседает на троне, но троне нерукотворном. Трон Бесконечного – это вечная обитель Отца в Раю. Отец наполняет Собою всё и провозглашает законы Свои бесконечным вселенным. И Отец также правит в сердцах Своих земных детей через тот дух, который он послал жить в душах смертных людей.

Когда вы становитесь подданными этого Царства, вы действительно обретаете способность слышать законы Правителя вселенной. Но когда, благодаря Радостной Вести о Царстве, которую Я пришёл возвестить, вы с помощью веры вашей увидите, что являетесь сынами, то с этого времени вы будете смотреть на себя не как на законопослушных созданий всемогущего царя, а как на избранных сынов любящего и божественного Отца. Истинно, истинно говорю вам, что когда воля Отца для вас – закон, вы едва ли пребываете в Царстве. Но когда воля Отца поистине становится вашей волей, то вы в самом истинном смысле обретаете Царство, ибо это значит, что Царство стало вашим непреложным достоянием. Когда воля Божья – ваш закон, вы лишь благородные рабы и слуги. Но когда вы верите в новую Радостную Весть божественного сыновства, воля Отца Моего становится вашей волей, и вы возвышаетесь до высокого положения свободных детей Бога, освобождённых сынов Царства”.

Часть апостолов усвоила некоторые положения этого Учения, но ни один из них не понял всего значения этого потрясающего заявления, за исключением, может быть, Иакова Зеведеева. Однако эти слова запали им в душу и делали радостным их труд в последующие годы служения.

21.3. ПРЕБЫВАНИЕ В АМАФЕ

Почти три недели Иисус и Его апостолы находились поблизости от Амафа. Апостолы по-прежнему дважды в день выступали с проповедями перед народом, а по субботам, во второй половине дня, со Своей проповедью обращался Иисус. Продолжать отдых по средам стало невозможным. Поэтому Андрей договорился о том, чтобы в течение шестидневной недели каждый день двое из апостолов отдыхали, а во время субботних богослужений трудились все.

Чаще других с проповедями выступали Пётр, Иаков и Иоанн. Филипп, Нафанаил, Фома и Симон уделяли много внимания индивидуальному труду и вели занятия в специальных группах для посетителей. Близнецы Алфеевы продолжали наблюдать за порядком, в то время как Андрей, Матфей и Иуда втроём осуществляли общее руководство, хотя каждый из этих трёх апостолов вёл большую религиозную работу.

Андрею приходилось постоянно улаживать недоразумения и разногласия между учениками Иоанна и новыми учениками Иисуса. То и дело возникали серьёзные проблемы, и всё же, с помощью других апостолов, Андрею удавалось хотя бы на время приводить конфликтующие стороны к какому-то соглашению. Иисус отказывался участвовать в таких собраниях; не соглашался Он и давать советы, как решать эти проблемы. Он ни разу не подсказал апостолам, как им следует справляться с такими трудностями.

Когда Андрей приходил к Нему с подобными проблемами, Иисус лишь отвечал: “Мудрый хозяин не вмешивается в семейные ссоры своих гостей. Мудрый родитель не принимает чью-либо из сторон в мелких распрях своих детей”.

Иисус демонстрировал огромную мудрость и абсолютную беспристрастность во всех Своих отношениях с апостолами и со всеми учениками. Иисус был настоящим знатоком людей. Он оказывал на Своих собратьев огромное влияние благодаря сочетанию обаяния и силы в Его личности. Его суровая кочевая и бездомная жизнь оказывала таинственное воздействие. Его властная манера обучения, ясная логика, сила аргументации, прозорливая интуиция, живость ума, несравненная выдержка и возвышенная терпимость были привлекательны для разума и притягательны для духа. Он был простым, мужественным, искренним и бесстрашным. При всём физическом и интеллектуальном воздействии, которое ощущалось в присутствии Иисуса, в Нём также были все черты духовного обаяния, ставшие частью Его личности, – терпение, доброта, кротость, мягкость и скромность.

Иисус Назарянин действительно был сильной и волевой личностью, воплощением интеллектуального могущества и духовной твёрдости. Его личность привлекала не только женщин духовного склада среди Его последователей, но и образованного, интеллектуального Никодима, равно как и закалённого в сражениях римского воина – командира, поставленного сторожить крест. Увидев, как умирал Иисус, римлянин произнёс: “Воистину, это был Сын Божий”. И мужественные, суровые галилейские рыбаки называли Иисуса Учителем1.

ПРОВЕРЕНО

21.4. УЧЕНИЕ ОБ ОТЦЕ

В Амафе Иисус потратил много времени на то, чтобы разъяснить апостолам новое представление о Боге. Вновь и вновь Он внушал им, что Бог является Отцом, а не великим верховным счетоводом, который занят в основном регистрацией поступков, очерняющих Его заблудших земных детей, – учётом грехов и зла, – чтобы впоследствии использовать их на Своём Суде, который Он вершит над ними как справедливый Судья всего творения. Евреи уже давно представляли Бога всеобщим Царём и даже Отцом нации, однако никогда ещё большое число смертных не представляло Бога любящим Отцом каждого в отдельности.

Фома спросил: “Кто Он, этот Бог Царства?”

Иисус ответил: “Бог – это твой Отец, и религия – Моя Радостная Весть – есть не что иное, как вероисповедное признание истины о том, что ты – сын Божий. Я пребываю здесь, среди вас, во плоти для того, чтобы раскрыть обе эти идеи Своей жизнью и Учением”.

Иисус стремился также освободить сознание своих апостолов от представления, согласно которому принесение в жертву животных является религиозным долгом. Но эти люди, воспитанные в религии каждодневных жертвоприношений, плохо понимали, что Он имеет в виду.

В ряде случаев Иисус объяснял сущность и касался происхождения так называемых злых духов, в то время нередко называемых также нечистыми духами. Учитель хорошо знал, чем отличается одержимость злыми духами от обычного безумия, но апостолы этого не знали. Кроме того, ввиду их ограниченных познаний в области древней истории Земли, Иисус не мог взяться за всестороннее разъяснение этого вопроса.

Всё же Он не раз говорил им, имея в виду этих злых духов: “Они перестанут досаждать людям, после того как Я вознесусь к Отцу Моему Небесному и изолью Дух Мой на всю плоть – тогда, когда Царство пребудет в великом могуществе и духовной славе”.

В течение всего этого года, из недели в неделю, из месяца в месяц апостолы всё больше внимания уделяли уходу за больными.

21.5. ДУХОВНОЕ ЕДИНСТВО

Одним из самых значительных вечерних собраний в Амафе стало занятие, посвящённое обсуждению духовного единства.

Иаков Зеведеев спросил: “Учитель, как нам научиться одинаково смотреть на вещи и тем самым добиться большего согласия между собой?”

Когда Иисус услышал этот вопрос, Он почувствовал такое волнение духа, что ответил: “Иаков, Иаков! Когда Я учил вас, что вам следует смотреть на вещи одинаково? Я пришёл в этот мир провозгласить духовную свободу для того, чтобы смертные получили возможность жить самостоятельной, самобытной и свободной жизнью перед Богом. Я не желаю, чтобы согласие в народе и братский мир покупались ценой отказа от свободы каждого и духовной самобытности. То, чего Я требую от вас, Мои апостолы, есть духовное единство, – а его вы способны испытать в той радости, которую приносит ваша единодушная преданность беззаветному исполнению воли Отца Моего Небесного. Вам не нужно одинаково видеть, одинаково чувствовать или даже одинаково думать, чтобы быть одинаковыми духовно. Духовное единство рождается из признания того, что каждый из вас наделён и всё более послушен духовному дару Отца Небесного. Ваше апостольское согласие должно произрастать из правды о том, что духовная надежда каждого из вас равна надеждам других по своему происхождению, природе и предназначению.

Так вы сможете обрести лучшее единство духовной цели и духовного понимания, которые произрастают из вашего взаимного признания одинаковости райских даров, пребывающих в каждом из вас. И вы сможете испытать всё это глубокое духовное единство, сохраняя предельное разнообразие своих личных особенностей в размышлении, чувствах и общении с людьми. Ваши личности могут отличаться живительным разнообразием и явной непохожестью, в то время как ваши духовные сердца и духовные плоды, приносимые божественным поклонением и братской любовью, могут быть столь едиными, что все свидетели вашей жизни наверняка заметят эту духовную общность и душевное единство. Они поймут, что вы были со Мной, благодаря чему научились – и научились достойно – исполнять волю Отца Небесного. Вы можете достичь единства в служении Богу, и при этом путь вашего служения может соответствовать вашим личным умственным, телесным и душевным способностям.

Ваше духовное единство – это две вещи, которые всегда будут согласны в жизни каждого верующего. Во-первых, вы обладаете общим побуждением: прожить свою жизнь в служении; все вы превыше всего желаете исполнить волю Отца Небесного. Во-вторых, у всех вас есть общая цель бытия: найти Отца Небесного и этим доказать вселенной, что вы стали такими, как Он”.

Много раз за время подготовки апостолов Иисус возвращался к этой теме. Он неоднократно повторял им: Он не желает, чтобы те, кто верит в Него, стали приверженцами догм и норм в соответствии с религиозными толкованиями, – даже если этих толкований придерживаются добрые люди. Раз за разом Иисус предостерегал Своих апостолов против формулирования символов веры и установления традиций как способа руководства и управления теми, кто верит в Радостную Весть Царства.

21.6. ПОСЛЕДНЯЯ НЕДЕЛЯ В АМАФЕ

К концу последней недели, проведённой в Амафе, Симон Зелот привёл к Иисусу перса по имени Тегерма – коммерсанта, ведущего дела в Дамаске. Тегерма прослышал об Иисусе и прибыл в Капернаум, чтобы увидеть Его. Там он узнал, что Иисус отправился со Своими апостолами по иорданской дороге в Иерусалим, и последовал за Ним. Андрей представил Тегерму Симону для обучения. Симон считал его “огнепоклонником”, несмотря на все попытки Тегермы объяснить ему, что огонь в зороастризме является всего лишь зримым символом Чистого и Святого. После разговора с Иисусом перс заявил о своём желании остаться на несколько дней, чтобы присутствовать на уроках и слушать проповеди.

Когда Симон Зелот и Иисус остались одни, Симон спросил Учителя: “Почему же мне не удалось уговорить его? Почему он так упорно противился мне и с такой готовностью стал слушать Тебя?”

Иисус ответил: “Симон, Симон, сколько раз Я говорил тебе о необходимости воздерживаться от любых попыток изъять что-либо из сердец людей, которые ищут спасения? Сколько раз Я призывал вас трудиться только над тем, чтобы вложить нечто в эти истосковавшиеся души? Приведи их в Царство – и великие, живые истины Царства вскоре вытеснят любое серьёзное заблуждение. Когда ты уже познакомил смертного человека с тем, что Бог есть его Отец, тебе легче убедить этого человека, что он действительно есть Божий сын. И сделав это, ты этим принесёшь свет спасения тому, кто пребывает во тьме. Симон, когда Сын Человеческий впервые пришёл к вам, явился ли Он с обличением Моисея и Пророков и возвещением новой и лучшей жизни? Нет. Я пришёл не для того, чтобы забрать то, что досталось вам от предков, но для того, чтобы показать более совершенное представление о том, что отцы ваши видели лишь отчасти. Потому ступай, Симон, учи Царству и проповедуй его, и когда какой-нибудь человек надёжно и уверенно утвердится в Царстве и обратится к тебе с расспросами, тогда и настанет время рассказать ему о восхождении души в Царстве божественном”.

Симон был изумлён этими словами, но он сделал так, как велел ему Иисус, и перс Тегерма стал одним из вступивших в Царство.

В тот вечер Иисус беседовал с апостолами о новой жизни в Царстве.

В числе прочего Он сказал: “Когда вы вступаете в Царство, вы рождаетесь заново. Вы не можете учить сложным духовным явлениям тех, кто рождён только во плоти. Прежде чем пытаться научить человека влекущим путям духа, позаботьтесь о том, чтобы он родился в духе. Не пытайтесь показать людям красоты храма, не приведя их сначала в этот храм. Знакомьте людей с Богом как сынов Божьих, прежде чем рассуждать об учениях отцовства Бога и сыновства людей. Не боритесь с людьми – будьте всегда терпеливы. Это не ваше Царство; вы всего лишь посланники. Просто идите и возвещайте: “Вот Царство Небесное, Бог – ваш Отец, и вы – Его сыны”. И эта Радостная Весть, если вы верите в неё всем сердцем, – есть ваше вечное спасение”.

Апостолы добились огромных успехов за время пребывания в Амафе. Но они были весьма разочарованы тем, что Иисус не дал им никаких рекомендаций о том, как вести себя с учениками Иоанна Крестителя.

Даже о таком важном вопросе, как крещение, Иисус сказал лишь одно: “Да, Иоанн крестил водой, но когда вы вступите в Царство, вы будете крещены Духом”.

21.7. В ЗАИОРДАНСКОЙ БЕТАНИИ

26 февраля Иисус, Его апостолы и большая группа последователей отправились вдоль Иордана к переправе у Бетании в Перее, тому месту, где Креститель впервые возвестил о грядущем Царстве. Иисус и апостолы оставались там в течение четырёх недель, обучая и проповедуя, после чего они продолжили путь в Иерусалим.

Через неделю после прибытия в заиорданскую Бетанию Иисус, вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, отправился на другой берег реки – в горы к югу от Иерихона – для трёхдневного отдыха. Учитель раскрыл этим трём апостолам много новых прогрессивных истин о Царстве Небесном. Хотя Пётр, Иаков и Иоанн не поняли многого из того, что сказал им Иисус в тот день, Его благодатные слова запали им в сердце. После распятия и Воскресения эти слова пробудились в их памяти, став огромным богатством и радостью в их последующем служении.

21.8. ТРУД В ИЕРИХОНЕ

На протяжении четырёх недель, проведённых в заиорданской Бетании, несколько раз в неделю Андрей отправлял апостолов попарно в Иерихон на один или два дня. В Иерихоне у Иоанна Крестителя было много последователей, и большинство из них приветствовало более прогрессивные учения Иисуса и Его апостолов. Во время этих посещений Иерихона апостолы начали уделять больше внимания велению Иисуса ухаживать за больными. Они посетили каждый дом в этом городе и попытались утешить каждого поражённого недугом человека.

В Иерихоне апостолы иногда выступали с проповедями, однако их труд в основном носил более неприметный и индивидуальный характер. Они обнаружили, что добрая Весть о Царстве чрезвычайно утешает больных, что их проповедь несёт в себе исцеление недугов. Именно в Иерихоне они впервые в полной мере выполнили поручение Иисуса – проповедовать Радостную Весть о Царстве и помогать больным.

По пути в Иерусалим они остановились в Иерихоне, где их нагнала делегация из Месопотамии, члены которой прибыли побеседовать с Иисусом. Апостолы предполагали задержаться здесь только на день, но после прибытия этих правдоискателей с Востока Иисус провёл с ними три дня, и они вернулись в родные места к берегам Евфрата, обрадованные знанием новых истин о Царстве Небесном.

21.9. ОТБЫТИЕ В ИЕРУСАЛИМ

В понедельник, последний день марта, Иисус и апостолы начали подниматься на холмы, лежащие на пути к Иерусалиму. Ранее Лазарь из Вифании уже несколько раз приходил к Иисусу на Иордан. Было подготовлено всё необходимое для того, чтобы Иисус и Его апостолы могли расположиться у Лазаря и его сестёр и жить там в течение всего их пребывания в Иерусалиме.

Ученики Иоанна остались в заиорданской Бетании, где учили и крестили народ. Поэтому когда Иисус появился в доме Лазаря, Его сопровождали только двенадцать. Здесь Иисус и апостолы оставались в течение пяти дней, отдыхая и восстанавливая силы, прежде чем отправиться на Пасху в Иерусалим. Для Марфы и Марии это стало огромным событием в жизни – принимать Учителя и Его апостолов в доме их брата, где они могли ухаживать за ними.

Утром в воскресенье, 6 апреля, Иисус и апостолы отправились в Иерусалим. Впервые Учитель и двенадцать были здесь все вместе.

 

Примечание

1. Нам представляется важным сохранить концовку параграфа, ред.

Существующие изображения Иисуса крайне неудачны. Эти запечатлевшие Христа картины оказывают вредное воздействие на молодежь; храмовые торговцы вряд ли бросились бы бежать от Иисуса, будь он таким, каким его обычно изображают ваши художники. Он являлся воплощением величественной мужественности; он был благим, но естественным. Иисус не вставал в позу мягкого, доброго, кроткого и добродушного мистика. Его учение захватывало своей динамичностью. Он не только имел благие намерения, но и совершал благие дела.

Учитель никогда не говорил: «Придите ко мне, все ленивцы и мечтатели». Однако он действительно не раз говорил: «Придите ко мне все вы, кто трудится, и я дам вам покой — духовную силу». Ярмо Учителя действительно легко, но он всё равно никогда не принуждает к нему; каждый человек должен принять это ярмо по своей собственной и свободной воле.

Иисус показал, что победа достигается через жертвоприношение — принесение в жертву гордости и эгоизма. Под проявлением милосердия он имел в виду духовное освобождение от всех обид, жалоб, гнева, жажды своевластия и мести. И когда он сказал «не противьтесь злу», то позже он объяснил, что он не имел в виду прощать зло и не советовал брататься с беззаконием. Подлинный смысл его слов — учить прощению, «не* противиться злонамеренному отношению к своей личности, злонамеренному оскорблению своих чувств — личного достоинства».

* Возможно это ошибка перевода и надо: "но противиться злонамеренному отношению..."