О земной жизни Иисуса и Его Учении
13.02.2013 г.

  На главную раздела "Книга Урантии"


Глава 12. В Риме          

          12.1. ИИСУС И РИМ


Портрет императора Тиберия.            Ввиду того, что Гонод привёз с собой письма индийских князей к Тиберию, правителю Рима, на третий день после своего прибытия в Рим двое индийцев и Иисус предстали перед императором. В тот день угрюмый Тиберий был необычайно весел и долго беседовал с ними. И когда они ушли, император, имея в виду Иисуса, заметил стоявшему по правую руку помощнику: “Будь у меня царственная осанка и изящные манеры этого Приятеля, я был бы настоящим императором, а?”

           В Риме у Ганида были регулярные часы для учёбы и посещения городских достопримечательностей. Его отец был очень занят делами, а так как он хотел, чтобы в будущем сын мог стать его достойным преемником и продолжать вести его обширные торговые операции, то он решил, что настало время познакомить юношу с деловым миром. В Риме находилось много граждан Индии, и часто один из служащих Гонода сопровождал его в качестве переводчика, так что в распоряжении Иисуса оказывался целый день.

           Это позволило Ему основательно познакомиться с этим двухмиллионным городом. Его можно было часто видеть на форуме – центре политической, правовой и деловой жизни. Он нередко бывал в Капитолии и, глядя на этот величественный храм, посвящённый Юпитеру, Юноне и Минерве, размышлял о рабстве невежества, в котором пребывали римляне. Он также проводил много времени на холме Палатин, где находились резиденция императора, храм Аполлона, а также греческая и латинская библиотеки.

           В те времена Римская империя включала в себя всю южную Европу, Малую Азию, Сирию, Египет и северо-западную Африку. Среди её обитателей были граждане всех стран западного полушария. Желание Иисуса изучить и познакомиться с этим многоликим скоплением земных смертных было главной причиной, побудившей Его согласиться на это путешествие.

           В Риме Иисус узнал многое о людях, однако наиболее ценными из всех Его разнообразных свершений за шесть месяцев пребывания в этом городе были отношения с религиозными вождями столицы империи и то влияние, которое Он на них оказал. К концу первой недели Иисус разыскал и познакомился с достойными внимания вождями киников, стоиков и мистериальных культов – в частности, с группой митраистов. Было ли для Иисуса очевидным, что иудеи отвергнут Его служение, или нет, но Он наверняка предвидел, что Его посланники вскоре прибудут в Рим для провозглашения Небесного Царства. И поэтому Он совершенно удивительным образом начал готовить почву для более успешного принятия их проповеди. Он отобрал пять ведущих стоиков, одиннадцать киников и шестнадцать вождей мистериальных культов и на протяжении шести месяцев много свободного времени проводил в сокровенных беседах с этими религиозными учителями. Его метод просвещения заключался в следующем. Он никогда не критиковал их заблуждений и ни единым намёком не касался слабых мест в их учениях. В каждом случае Он выделял истину, которой они учили, и начинал таким образом высвечивать и озарять эту истину в их сознании, что вскоре эта усовершенствованная истина успешно вытесняла сопутствующее заблуждение. Так эти обученные Иисусом мужчины и женщины были подготовлены к последующему осознанию новых, схожих истин, содержавшихся в учениях раннехристианских миссионеров. Именно это скорое принятие учений проповедников Евангелия дало мощный импульс быстрому распространению христианства в Риме и отсюда – по всей империи.

           Значение этого замечательного поступка можно лучше понять, если учесть тот факт, что только в отношении двух из тридцати двух обученных Иисусом римских религиозных вождей Его усилия оказались напрасными. Тридцать человек стали центральными фигурами при установлении христианства в Риме, а некоторые из них способствовали также превращению главного митраистского храма в первую христианскую церковь этого города. Есть три фактора, имевших первостепенное значение для создания ранних предпосылок быстрого распространения христианства по всей Европе, а именно:

    избрание и удержание Симона Петра в качестве апостола;

    разговор в Иерусалиме со Стефаном, смерть которого привела к обращению в христианство Савла Тарсянина (будущего апостола Павла);

    предварительная подготовка этих тридцати римлян, вставших впоследствии во главе новой религии в Риме и по всей империи.

           В течение всей своей жизни ни Стефан, ни тридцать избранных индивидуумов не догадывались о том, что когда-то они говорили с Человеком, Чьё имя стало предметом их религиозного учения. Работа Иисуса с первыми тридцатью двумя избранниками носила исключительно личный характер. Занимаясь с этими людьми, дамасский Учитель Закона никогда не беседовал одновременно более чем с тремя, редко – более чем с двумя. Чаще же всего Он учил их поодиночке. И Он был способен осуществить эту великую задачу религиозного воспитания благодаря тому, что эти мужчины и женщины не были скованы традициями. Они не были жертвами укоренившихся предубеждений в отношении всего будущего религиозного развития.

           Уже не за горами были те годы, в течение которых Петру, Павлу и другим христианским учителям Рима доводилось много раз слышать об этом Учителе Закона из Дамаска, опередившем их и столь явно (и, как они полагали, неосознанно) расчистившем путь для их прихода с новым Евангелием. Хотя Павел так и не догадался о том, кем был этот дамасский Учитель Закона, незадолго до своей смерти он – из-за сходства в описании внешности – действительно пришёл к выводу, что “Изготовитель палаток из Антиохии” и “Учитель Закона из Дамаска” являлись одним и тем же Лицом. Однажды у Симона Петра, который проповедовал в Риме и услышал описание дамасского Учителя Закона, мелькнула догадка, что этот Человек мог быть Иисусом, но он быстро отверг это предположение, хорошо зная (как он считал), что Учитель никогда не бывал в Риме.


           12.2. ИСТИННЫЕ ЦЕННОСТИ


           Ангамон, вождь стоиков, был тем человеком, с которым Иисус проговорил допоздна вскоре после Своего прибытия в Рим. Впоследствии этот человек стал большим другом Павла и оказался одним из убеждённых сторонников христианской церкви в Риме.

           Иисус учил Ангамона в частности следующему: “Оценку истинности ценностей следует искать в Духовном мире и на божественных ступенях вечной реальности. Восходящий смертный должен рассматривать все оценки более низких и материальных ступеней как преходящие, частичные и ущербные. Учёный, как таковой, ограничен выявлением взаимосвязей того, что происходит с материей. Строго говоря, он не может доказать ни происхождение мира из материи, ни происхождение мира от идеи: иначе он отойдёт от настоящего познания природы и будет заниматься настоящей философией.

           Если у человечества не будет соразмерных успехов в развитии нравственности и духа, то неограниченное развитие культуры, основанной только на материи, может со временем стать угрозой для развитого сообщества людей. Если культура основана только на материи, в такой культуре уже есть зерно, способное погубить все устремления учёных. Такое отношение к культуре предвещает крах общества, отказавшегося от нравственных ценностей и отрёкшегося от своей духовной цели.

           Слепо верящий в материю и слепо верящий в идею всегда будут браниться друг с другом. Но это не относится к тем, кто может оценить высокие нравственные ценности и ступени духовности. В каждую эпоху приверженцы материи и приверженцы идеи должны понимать, что они – подсудимые в зале суда, где судят по потребностям человечества. Они должны воздерживаться от какой-либо вражды между собой, оправдывая продолжение своего труда большей преданностью делу человеческого развития. Если в каком-либо веке путь познания природы и религия станут ложными, то они должны либо очиститься, либо дать дорогу более достойному познанию природы и более духовной религии”.


           12.3. ИСТИНА И ВЕРА*


           Среди вождей основного мистериального культа Рима – митраизма – выделялся греческий еврей Навон. Хотя этот верховный жрец митраизма провёл много бесед с дамасским Учителем Закона, наиболее устойчивое влияние на него оказало состоявшееся в один из вечеров обсуждение истины и веры. Навон надеялся обратить Иисуса в митраизм и даже предложил Ему вернуться в Палестину в качестве проповедника митраизма. Он едва ли догадывался о том, что Иисус готовил его к роли одного из первых новообращённых в Радостную Весть Царства.

           Иисус учил Навона в частности следующему: “Истину невозможно определить словами – она определяется только жизнью. Истина всегда больше знания. Знание имеет отношение к наблюдаемым вещам, а истина выходит за пределы материи, ибо она созвучна мудрости и охватывает такие неуловимые вещи, как человеческий опыт, а также духовные и живые миры. Знание берёт начало в исследовании, мудрость – в настоящей философии, истина – в религиозном опыте духовной жизни. Знание имеет дело с фактами, мудрость – с отношениями, истина — с реальными ценностями.

           Человек склонен придавать исследованиям строгие ограничения, философии – строгие формы, истине – единственные догмы. Ведь человек отличается леностью разума, когда нужно поспевать за ходом жизни, и одновременно страшно боится неизвестного. Человеку, в силу своей природы, трудно изменить образ жизни и привычные мысли.

           Истину каждый обнаруживает лично, и это – высшее наслаждение для человеческой души. Такая истина – это совместное творение материального разума и пребывающего в человеке духа. Вечное спасение даётся душе, понимающей истину и любящей красоту. Спасение гарантируется той жаждой добродетели, которая ведёт этого смертного к одной цели, – выполнить волю Отца, найти Бога и стать таким, как Он. Между настоящим знанием и истиной никогда не бывает противоречия. Противоречие возможно между знанием и человеческими поверьями, что окрашены предубеждениями, искажены страхом, подчинены смертельной боязни увидеть новые открытия в материи или в развитии духа.

           Но истина никогда не становится человеческим достоянием без веры. Это справедливо потому, что мысли, мудрость, поведение и идеалы человека никогда не поднимутся выше, чем его вера, его возвышенная надежда. Любая истинная вера основана на глубоких размышлениях, искренней самокритике и бескомпромиссном сознании нравов. Вера – это вдохновение, присущее способности творить.

           Вера высвобождает путь для божественной искры, бессмертного зародыша, живущего в разуме человека и дарующего возможность вечного спасения. Растения и животные продолжают существование во времени, передавая схожие частицы от одного поколения к другому. Душа человека, его личность, сохраняется благодаря соединению с внутренней божественной и бессмертной искрой. Эта искра увековечивает личность человека на более высокой ступени жизни во вселенной. Бессмертный дух – это скрытое зерно человеческой души. Возродившаяся душа будет жить духом и обогащаться до тех пор, пока не достигнет Источника своей жизни и всего бытия – Бога, Всеобщего Отца.

           Человеческая жизнь продолжается и сохраняется, ибо она выполняет вселенскую работу обретения Бога. Пробуждённая верой, человеческая душа не может остановиться, пока не достигнет этой уготованной ей цели. И когда однажды она действительно достигает этой божественной цели, она обретает бессмертие, ибо становится подобной Богу – вечной.

           Духовное развитие – это опыт всё большего добровольного избрания добродетели, сопровождаемого постепенным уменьшением возможности зла. Когда будет окончательно избрана добродетель обретётся способность понять истину. Тогда возникнет совершенство красоты и святость. И праведность навечно исключит возможность появления даже идеи возможного зла. Действуя на столь высоких ступенях божественной добродетели, такая богопознавшая душа не отбрасывает ни тени зла, присущего сомнению.

           Присутствие райского духа в разуме человека обещает откровения и преданность в вечной жизни и божественном развитии каждой души, стремящейся к единению с бессмертной личной духовной частицей Всеобщего Отца.

           Развитие вселенной – это расширение свободы личности. Оно связано с постепенным достижением высот самопознания и появляющимся от этого добровольным самоограничением. Достижение совершенной духовной сдержанности равно полноте обретения свободы во вселенной и свободы личности. Вера укрепляет и поддерживает душу человека в условиях смятения, присущего попыткам разобраться в обширной вселенной на нижних ступенях жизни. Молитва дарует творческое воодушевление. Вера побуждает жить, и приобщаться к духовным идеалам пребывающего в человеке божественного духа”.


           12.4. ЛИЧНОЕ СЛУЖЕНИЕ


           Находясь в Риме, Иисус посвящал Свой досуг не только подготовке мужчин и женщин к роли будущих сторонников приближавшегося Царства. Много времени Он уделял близкому знакомству со всеми расами и классами людей, живших в этом крупнейшем и самом многоликом городе мира. В каждой из Своих многочисленных встреч с людьми Иисус преследовал двоякую цель: познакомиться с их отношением к жизни во плоти, а также постараться словом или делом обогатить их жизнь и повысить её ценность. Его религиозные учения в течение этих недель не отличались от тех, что характеризовали Его последующую жизнь Учителя двенадцати апостолов и общественного Проповедника.

           Основная мысль Его проповеди оставалась неизменной: факт любви Небесного Отца и истина Его милосердия, а также добрая весть о том, что через свою веру человек становится сыном того же Бога любви. Обычно для того, чтобы установить контакт с человеком, Иисус вызывал его на разговор, задавая ему вопросы. Беседа обыкновенно начиналась с вопросов Иисуса и заканчивалась вопросами Иисусу. Он одинаково мастерски учил как задавая, так и отвечая на вопросы. Как правило, Он давал больше всего тем, с кем говорил меньше всего. Наибольшую пользу из Его личного служения извлекали согбенные, удручённые и подавленные смертные, которые испытывали большое облегчение, изливая свою душу сочувствующему и понимающему Слушателю, – а Он обладал всеми этими и многими другими качествами. И когда эти неустроенные люди рассказывали Иисусу о своих бедах, Он всегда мог предложить им практические и конкретные советы, направленные на решение реальных проблем, не забывая произносить и слова утешения, которые сразу успокаивали. Он всегда говорил этим бедствующим смертным о Божьей любви и – самыми разными способами – сообщал им о том, что они являются детьми любящего их Небесного Отца.

           Так за время Своего пребывания в Риме Иисус лично познакомился более чем с пятьюстами смертными этого мира, испытавшими Его благорасположенное отношение и воодушевление от общения с Ним. Это позволило Ему приобрести знания о различных человеческих расах, что было бы невозможно осуществить в Иерусалиме или даже в Александрии. Он всегда считал эти шесть месяцев самыми богатыми и поучительными из всех схожих периодов Своей жизни.

           Вполне естественно, что столь разносторонний и энергичный Человек, действуя в течение шести месяцев в мировой столице, стал объектом внимания многих людей: Ему предлагали участвовать в деле или, чаще всего, в каком-нибудь проекте, касавшемся преподавания, общественной реформы или религиозного движения. Поступило более дюжины подобных предложений, и Он воспользовался каждым из них как возможностью поделиться какой-нибудь духовно облагораживающей мыслью с помощью удачно выбранных слов или любезной услуги. Иисус очень любил приносить пользу, пусть небольшую, самым разным людям.

Фриз Алтаря мира на Марсовом поле. Процессия сенаторов            Он поговорил с римским сенатором о политике и государственной мудрости, и эта единственная встреча с Иисусом произвела на римского законодателя такое впечатление, что остаток своей жизни он провёл в тщетных попытках убедить своих коллег изменить господствующий политический курс – отказаться от идеи правительства, которое поддерживает и кормит народ, и принять идею народа, поддерживающего правительство. Иисус провёл один вечер с богатым рабовладельцем в беседе о человеке как сыне Божьем, и на следующий день этот человек – Клавдий – освободил сто семнадцать рабов. Он встретился за обедом с греческим врачом и рассказал ему о том, что у его пациентов помимо тела есть также разум и душа, чем помог этому талантливому доктору попытаться оказать более широкую помощь своим собратьям.

           Иисус говорил с самыми разными людьми из всех слоёв общества. Единственным местом в Риме, которое Он не посещал, были общественные бани. Он отказывался сопровождать Своих друзей в бани из-за распространённого там промискуитета.

           Римскому солдату, с которым Он шёл по набережной Тибра, Иисус сказал: “Будь храбр и в мыслях, и в делах. Смело верши справедливость и будь достаточно великодушен для милосердия. Заставь свою низшую природу подчиняться высшей, так же, как ты подчиняешься своим командирам. Чти добродетель и превозноси истину. Выбирай прекрасное, а не уродливое. Люби своих собратьев и всем сердцем ищи Бога, ибо Бог – твой Небесный Отец”.

           Оратору на форуме Он сказал: “Твоё красноречие приятно, твоя логика восхитительна, твой голос благозвучен, но твоё учение вряд ли истинно. Если бы ты только мог почувствовать вдохновляющее удовлетворение, которое испытывает человек, познавший Бога как своего духовного Отца, ты смог бы воспользоваться своим ораторским искусством для освобождения твоих собратьев от рабства тьмы и невежества”. Это был тот самый Марк, который стал последователем Петра, после того как услышал его проповедь в Риме. После казни Симона Петра именно этот человек бросил вызов римским преследователям и смело продолжал возвещать новое Евангелие.

           Повстречав бедняка, ставшего жертвой огульного обвинения, Иисус отправился с ним к мировому судье и, получив специальное разрешение выступить от его имени, произнёс блистательную речь, в которой, в частности, сказал: “Правосудие делает государство великим, и чем больше величие государства, тем с большим вниманием оно должно следить за тем, чтобы правосудие не обходило даже самых скромных из его граждан. Горе тому государству, где справедливый суд обеспечен только тем, у кого есть деньги и влияние! Святая обязанность судьи – оправдать невиновного, равно как и наказать виновного. Прочность государства зависит от беспристрастности, справедливости и неподкупности его судов. Гражданское правление основано на правосудии, так же как истинная религия – на милосердии”. Судья вернулся к этому делу и после тщательного изучения свидетельских показаний освободил заключённого. Из всех поступков Иисуса в период личного служения этот случай был ближе всего к публичному выступлению.


           12.5. СОВЕТЫ БОГАТОМУ ЧЕЛОВЕКУ


           Один богатый человек – римский гражданин, стоик – чрезвычайно заинтересовался Учением Иисуса, с которым его познакомил Ангамон. После многих сокровенных бесед этот богатый гражданин спросил Иисуса, как бы Он распорядился Своим богатством, будь оно у Него.

           Иисус ответил: “Я посвятил бы материальное богатство улучшению материальной жизни, точно так же как Я использовал бы знания, мудрость и духовное служение для обогащения умственной жизни, облагораживания общественной жизни и развития духовной жизни. Я распоряжался бы материальным богатством как мудрый и приносящий пользу опекун средств одного поколения для пользы и облагораживания последующих поколений”.

           Однако ответ Иисуса не вполне удовлетворил богатого человека, и он решился вновь спросить Его: “Но как Ты считаешь, что должен сделать со своим богатством человек в моём положении – сохранить его или раздать?”

           И когда Иисус увидел, что этот человек действительно желает лучше узнать истину о преданности Богу и долге перед людьми, Он сказал: “Мой добрый друг, Я вижу, что ты искренне жаждешь мудрости и всецело предан истине. Поэтому Я готов предложить тебе Свой взгляд на решение твоих трудностей, вытекающих из обязательств, которые накладывает богатство. Я делаю это потому, что ты попросил Моего совета, и предлагая его, Я не касаюсь состояния какого-либо другого богатого человека; Я даю совет только тебе и для твоего личного руководства. Если ты искренне желаешь относиться к своему богатству как к доверительной собственности, если ты действительно хочешь стать мудрым и приносящим пользу распорядителем накопленных богатств, то Я советовал бы тебе выполнить следующий разбор источников твоего состояния: спроси себя – и сделай всё возможное, чтобы найти честный ответ, – откуда это богатство? И Я предложил бы, чтобы при изучении источников своего огромного состояния ты имел в виду десять разных путей накопления материальных богатств:

    унаследованное состояние – богатство, полученное по наследству от родителей и других предков;
    открытое состояние – богатство, полученное из неразработанных источников матери-земли;
    торговое состояние – богатство, приобретённое в результате справедливого дохода от обмена или торговли материальными товарами;
    нечестное состояние – богатство, полученное в результате нечестного использования или порабощения своих собратьев;
    доходное состояние – прибыль в форме честной и справедливой доли с вложенного состояния;
    состояние от разума – богатство, происходящее из вознаграждений творческих способностей и изобретательности человеческого разума;
    случайное состояние – богатство, источником которого является щедрость собратьев или обстоятельства жизни;
    краденое состояние – богатство, полученное нечестным, мошенническим, воровским или обманным путём;
    доверительное состояние – состояние, доверенное вам собратьями для особого использования, сейчас или в будущем;
    заработанное состояние – богатство, приобретённое непосредственно вашим личным трудом, честное и справедливое вознаграждение ежедневных усилий вашего собственного разума и тела.

           Итак, друг Мой, если ты хочешь быть добросовестным и справедливым распорядителем своего большого состояния, – перед Богом и в служении людям, – ты должен приблизительно распределить его по этим десяти общим категориям, после чего поступить с каждой порцией согласно мудрому и чистосердечному толкованию законов правосудия, справедливости, честности и истинной полезности. Конечно, Бог Небесный не осудит тебя, если в спорных случаях ты иной раз ошибёшься в пользу милосердного и бескорыстного отношения к бедствиям несчастных жертв злополучных обстоятельств смертной жизни. Когда ты испытываешь чистосердечные сомнения относительно справедливости и правосудия в материальных происшествиях, пусть твоё решение благоволит тем, кто нуждается, благоприятствует тем, кто попал в беду и испытывает незаслуженные лишения”.

           После многочасового обсуждения этих вопросов Иисус – в ответ на просьбу богатого человека – дал ему и другие Свои советы.

           Когда Иисус изложил их, богатый римлянин поднялся со своего ложа и, прощаясь с Иисусом перед отходом ко сну, дал следующее обещание: “Мой добрый Друг, я вижу, что Ты являешься Человеком огромной мудрости и добродетели, и с завтрашнего дня я начну распоряжаться своим состоянием в соответствии с Твоим советом”.


           12.6. СОЦИАЛЬНАЯ ОПЕКА


           Здесь, в Риме, произошёл тот трогательный случай, когда Иисус потратил несколько часов на то, чтобы вернуть потерявшегося ребёнка его взволнованной матери. Этот малыш заблудился и горько плакал, когда его обнаружил Иисус. Хотя Иисус и Ганид направлялись в библиотеки, они занялись тем, чтобы вернуть ребёнка домой.

Древний Рим            Ганид навсегда запомнил слова Иисуса: “Знаешь, Ганид, многие люди похожи на потерявшихся детей. Они проводят значительную часть своего времени, рыдая от страха и страдая от горя, хотя в действительности безопасность и защита рядом с ними, – как и в случае этого ребёнка, находившегося недалеко от дома. И все те, кто знает истинный путь и ощущает уверенность, которую даёт знание Бога, должны считать наградой – а не обязанностью – возможность предложить помощь своим ближним в их попытках найти удовлетворение в жизни. Разве мы не испытали высшую радость, вернув ребёнка его матери? Так и те, кто ведёт людей к Богу, испытывают высшее удовлетворение от служения людям”.

           И с того дня до конца своей земной жизни Ганид всегда высматривал потерявшихся детей, которых можно было бы вернуть родителям.

           Они повстречали также вдову с пятью детьми, чей муж погиб в результате несчастного случая. Иисус рассказал Ганиду о трагической гибели Своего собственного отца, и они неоднократно навещали и утешали эту женщину и её детей. Кроме того, Ганид брал для них у своего отца деньги на еду и одежду. Они не прекращали своих усилий до тех пор, пока не нашли работу для старшего мальчика, благодаря чему он смог поддерживать свою семью.

           В тот вечер, слушая их рассказ, Гонод добродушно заметил Иисусу: “Я собираюсь сделать из своего сына учёного или купца, а Ты начинаешь превращать его в философа или человеколюбца”.

           Иисус ответил с улыбкой: “Возможно, мы сделаем из него всех четверых. Тогда он сможет испытывать четырёхкратное удовлетворение от жизни, ибо его ухо, воспринимающее мелодию человека, будет способно распознавать четыре тона вместо одного”.

           Тогда Гонод сказал: “Я вижу, что Ты – настоящий философ. Ты должен написать книгу для будущих поколений”.

           Иисус ответил: “Не книгу – Моё служение заключается в том, чтобы прожить жизнь в этом поколении и для всех поколений. Я…” – тут Он оборвал Себя на полуслове и, обращаясь к Ганиду, сказал: “Сын Мой, пора отправляться на покой”.


           12.7. ПОЕЗДКИ В ОКРЕСТНОСТЯХ РИМА


           Пять раз Иисус, Гонод и Ганид выезжали из Рима для знакомства с достопримечательностями близлежащих районов. При посещении озёр северной Италии Иисус долго говорил с Ганидом о невозможности рассказать человеку о Боге, если этот человек не желает знать Бога. Направляясь к озёрам, им повстречался глупый язычник, и Ганид был удивлён тем, что Иисус не последовал Своему обыкновению и не стал втягивать человека в разговор, который естественно приводил к обсуждению духовных вопросов.

           Когда Ганид спросил своего Учителя, почему Он проявил так мало интереса к этому иноверцу, Иисус ответил: “Ганид, этот человек не жаждал истины. Он не был недоволен собой. Он не был готов просить о помощи, и глаза его разума не были открыты для того, чтобы принять необходимый душе свет. Этот человек не созрел для урожая спасения. Ему нужно предоставить больше времени, дабы жизненные испытания и трудности могли подготовить его к усвоению мудрости и высшего знания. Или же, если бы он жил с нами, мы могли бы своей жизнью показать ему Отца Небесного, и наша жизнь Божьих сынов настолько привлекла бы его, что он заинтересовался бы нашим Отцом. Невозможно раскрыть Бога тем, кто не ищет Его. Нельзя привести к радости спасения душу, которая не стремится к нему. Человек должен почувствовать жажду к истине на опыте своей жизни. Или же стремление познать Бога должно появиться у него от прикосновения к жизни тех, кто знаком с божественным Отцом, прежде чем другой человек сможет привести такого смертного собрата к Отцу Небесному. Если мы знаем Бога, наша истинная цель на земле – жить так, чтобы позволить Отцу раскрыть себя в нашей жизни. Так все ищущие Бога люди увидят Отца и обратятся к нам за помощью, чтобы узнать больше о Боге, Который таким образом находит выражение в нашей жизни”.

           При посещении района нынешней Швейцарии, в горах, состоялся продолжавшийся весь день разговор Иисуса с отцом и сыном о буддизме. Много раз Ганид недвусмысленно спрашивал Иисуса о Будде, но каждый раз он получал более или менее уклончивые ответы. Теперь, в присутствии сына, отец задал Иисусу прямой вопрос о Будде и получил прямой ответ.

           Гонод сказал: “Я действительно хотел бы знать, что Ты думаешь о Будде”.

           Иисус ответил: “Ваш Будда был значительно лучше вашего буддизма. Будда был великим человеком, даже пророком для своего народа, однако он был пророком-сиротой. Этим Я хочу сказать, что он быстро потерял из виду своего духовного Отца – Отца Небесного. Его опыт был трагическим. Он пытался жить и учить, как посланник Бога, но без Бога. Будда привёл свой корабль спасения прямо к тихой гавани, к самому входу в спасительное пристанище для смертных, где из-за ошибочных навигационных карт хорошее судно село на мель. Там оно и остаётся на протяжении многих поколений, неподвижное и почти безнадёжно застрявшее. И на этом судне многие ваши люди пребывают в течение всех этих лет. Они живут на расстоянии протянутой руки от спасительных вод покоя, но они отказываются войти в них, потому что благородную команду доброго Будды угораздило посадить корабль на мель у самой гавани. И буддистские народы не войдут в эту гавань до тех пор, пока они не откажутся от философского наследия своего пророка и не ухватятся за его благородный дух. Если бы ваш народ сохранил верность духу Будды, вы бы уже давно вошли в гавань спокойствия духа, успокоения души и уверенности в спасении.

           Видишь ли, Гонод, Будда знал Бога в духе, но он не смог со всей ясностью открыть Его в разуме. Евреи открыли Бога в разуме, но, в целом, не смогли познать Его в духе. Сегодня буддисты увязли в философии без Бога, в то время как Мой народ является несчастным рабом страха перед Богом, лишённый спасительной философии жизни и свободы. У вас есть философия без Бога; у евреев есть Бог, но в основном нет связанной с Богом философии жизни. Не сумев увидеть Бога как Духа и Отца, Будда не сумел вдохнуть в своё учение нравственную энергию и движущую силу духа, которой должна обладать религия, если она стремится изменить расу и возвысить народ”.

           Тогда Ганид воскликнул: “Учитель, давай вместе создадим новую религию – такую, которая была бы достаточно хорошей для Индии и достаточно значительной для Рима, и, быть может, нам удастся предложить её евреям вместо их Господа”.

           Иисус ответил: “Ганид, религии не создаются. Человеческие религии развиваются на протяжении длительных отрезков времени, в то время как божественные откровения внезапно освещают землю – в жизни тех людей, которые раскрывают Бога своим собратьям”.

           Но они не поняли смысла этих пророческих слов.

           В ту ночь, когда они отправились на покой, Ганид не мог заснуть. Он долго разговаривал со своим отцом и наконец сказал: “Ты знаешь, отец, иногда мне кажется, что Иисус – это Пророк”. Но его отец только сонно пробормотал: “Сын мой, есть и другие…”

           С того дня и в течение всей земной жизни Ганид продолжал развивать свою собственную религию. Его разум был потрясён широтой, справедливостью и терпимостью Иисуса. Во всех их беседах о философии и религии Ганид никогда не чувствовал негодования или враждебности.


*Составителем книги пропущен параграф, весьма важный. Восполняем данный пробел, ред.

           ДОБРО И ЗЛО

           Мард являлся признанным вождем римских киников, и он стал большим другом дамасского книжника. День за днем он беседовал с Иисусом, и каждый вечер он внимал его возвышенному учению. Одним из важнейших разговоров с Мардом стала беседа, призванная дать ответ на вопрос этого искреннего киника о добре и зле. В сущности, и выражаясь языком двадцатого века, Иисус сказал следующее.

           Мой брат, добро и зло — это лишь слова, обозначающие относительные уровни человеческого понимания доступной наблюдению вселенной. Если ты этически ленив и социально равнодушен, твоим критерием добра могут стать нынешние социальные обычаи. Если ты духовно неполноценен и морально неразвит, твоими критериями добра могут стать религиозные обычаи и традиции современников. Однако душа, переживающая время и переходящая в вечность, должна сделать живой и личный выбор между добром и злом — выбор, определяемый истинными ценностями духовных критериев, которые установлены божественным духом, посланным Отцом для пребывания в сердце человека. Этот внутренний дух — критерий сохранения личности. Добродетель, как и истина, всегда относительна и неизбежно противопоставлена злу. Именно восприятие этих качеств добродетели и истины позволяет эволюционирующим душам людей принимать личные, основанные на выборе решения, обязательные для вечной жизни. Духовно слепой индивидуум, последовательно подчиняющийся научному диктату, социальному обычаю и религиозной догме, подвергается огромной опасности, ибо рискует принести в жертву свою нравственную независимость и потерять свою духовную свободу. Такой душе уготована участь интеллектуального попугая, социального автомата и раба религии.

           Добродетель всегда растет, стремясь к новым уровням всё большей свободы нравственного самопознания и обретения духовной личности — к открытию внутреннего Настройщика и отождествлению с ним. Опыт является благом, когда он повышает восприятие красоты, укрепляет нравственную волю, углубляет понимание истины, расширяет способность любить и служить своим собратьям, возвышает духовные идеалы и объединяет высшие временные человеческие побуждения с вечными планами внутреннего Настройщика. И всё это ведет непосредственно к повышению желания исполнить волю Отца и тем самым усиливает божественную страсть — найти Бога и стать более похожим на него.

           По мере восхождения по вселенской лестнице развития созданных существ, вы обнаружите, что рост добродетели и уменьшение зла полностью соответствуют вашей способности воспринимать добродетель и понимать истину. Способность придерживаться ошибочного представления или испытывать зло окончательно утрачивается только при достижении восходящей человеческой душой высших духовных уровней.

           Добродетель является живым, относительным, всегда прогрессирующим и неизменно личным опытом, который извечно взаимосвязан с пониманием истины и красоты. Добродетель обнаруживается в признании позитивных истинных ценностей духовного уровня, которые в человеческом опыте должны противопоставляться своей негативной противоположности — теням потенциального зла.

           Пока вы не достигнете уровней Рая, добродетель всегда будет оставаться больше стремлением, нежели достижением, больше целью, нежели опытом обретения. Однако одновременно с жаждой праведности вы испытываете растущее удовлетворение от частичного достижения добродетели. Присутствие в мире добродетели и зла само по себе является положительным доказательством существования реальности нравственной воли человека, личности, которая таким образом распознаёт эти ценности и способна также выбрать между ними.

           Ко времени достижения Рая способность восходящего смертного приобщаться к истинным духовным ценностям возрастает настолько, что ее результатом является достижение совершенства в обладании светом жизни. Такая усовершенствованная духовная личность столь всецело, божественно и духовно объединяется с позитивными и высшими качествами добродетели, красоты и истины, что становится совершенно невероятным, чтобы праведный дух — попадая под высвечивающий поток божественного сияния бесконечных Правителей Рая — мог отбрасывать какую-либо негативную тень потенциального зла. Во всех таких духовных личностях добродетель более не является частичной, сравнительной и относительной; она становится божественно полной и духовно исчерпывающей; она достигает чистоты и совершенства Высшего. Для нравственного выбора необходима возможность зла, но не его действительность. Тень лишь относительно реальна. Действительное зло не является необходимым личным опытом. Потенциальное зло — столь же хороший стимул для принятия решения в мирах нравственного прогресса на низших уровнях духовного развития. Зло становится реальностью личного опыта только тогда, когда нравственный разум останавливает на нем свой выбор.



           Подборка иллюстраций и приложений наша, ред. портала, СИРИН


 

Комментарии 

 
0 #1 myqvwnctpc 03.06.2014 03:11
glmcltjs46, wucovqgsiy , fszazomsbz: http://www.yhcsalkiiq.com/, http://www.lgikhyarcj.com/ wucovqgsiy
Цитировать
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить