11.08.2013 г.

  На главную раздела "Эзотерика"




НИКОЛЬСКОЕ ТРИКНИЖИЕ

Напутствие приходящему

Союз с Богом

          Глава I

          С издревле жил в Барканах народ хазарский, тот, что крепко держался закона изначального и верно следовал путями Божьими. И обратился Господь к учителям народа сего и повелел им идти на север в страну Ас. И поднялись хазары, перешли горы Алатырские, преодолели горы Араратские, пересилили горы Варсанские1 и дошли до Сеира.

          И спустились они в Семендер2, а находился тот город у подножия гор Варсанских. Пришли и предстали перед вождями его3. Среди людей же, населявших город, были евреи, и вызвались они посредниками между старейшинами и учителями. Тогда показали учителя умения свои в исцелении болезней неизлечимых, в раскрытии мыслей сокрытых, в провозглашении пророчеств неотвратимых, и повергнуты были люди в изумление весьма великое, ибо даже не слышали они ушами своими о тех чудесах, которые открылись глазам их. И ушли они совещаться; когда же вернулись, поклонились с почтением учителям и сказали: "Вот на месте этом передаём мы в руки ваши всю землю свою со всеми населяющими её народами. Властвуйте и управляйте, вершите суд и предводительствуйте войском, объявляйте войну и заключайте мир, — на всё воля ваша, ибо видим мы, что вы воистину посланники Богов и на челах ваших начертана судьба".

          И руководили учителя хазарские страною той, и укрепили её, и расширили пределы. И на север, и на юг; и в сторону заката и в сторону восхода распростёрлася мышца их. И нарекли они страну сию Самарой4, как прежде нарекали Ханаан; ибо знали наперёд, что подножием присутствия Господнего станет она.

          Множество племён приняли их власть без принуждения, ибо никого не притесняли они, заботились о подданных своих и миротворствовали. Только три запрета строгих положили хазары во пределах своих: запретили они промысел разбойный, жертву человеческую и владение рабами; ибо огорчали Вседержателя лиходеяния оные, и возбуждали гнев Его праведный во силе великой.


          Глава II

          Но вот прошло время, и переменились вожди племён, перестали они выслушивать наставления учителей хазарских, а если и выслушивали, то притворно, насмехаясь над словами мудрости в душе своей. Осмелели они и стали говорить между собою: "Видно, силы нет за плечами владык ваших". И вновь воцарился разбой во стране новособранной, и вновь водворилося рабство и жертва человеческая.

          И обратились к небу учителя и спросили: "Боже наш! Что же нам делать?" И было к ним Слово: "Возьмите сыновей старейшин от всех племён земли вашей и отведите их к горе Богдо, что на стороне восхода от реки Итиль5. Там заключу Я с ними союз и законы дам. А коли возжелают услышать голос Мой — так услышат, однако со дня того изъясняться будут предо Мной за все деяния сотворённые и судиться будут предо Мной за все речения произнесённые. Вы же возведите Храм всечеловеческий, между градом Итильским6 и морем Хвалынским7; и народ свой расселите в лесах, окружённых реками".

          И поступили учителя, по слову Господнему: cозвали сыновей старейшин от племён больших и малых, и двинулись на север по берегам рек к месту указанному. Собралось же тогда сорок три посланника, от тридцати шести племён, каждый с воинами своими, и семьдесят воинов и воительниц хазарских с тремя учителями во главе их.


          Глава III

          Гора же та была весьма известной, высоко над пустыней поднимались отроги её, и тучи обходили вершины. Пришли они и расположились общим станом у подножия. Учителя же с шестию воинами взошли на склоны горные, и три дня и три ночи не видели их из шатров. Лишь на четвёртый день показались они со свитком послания, обратились к собравшимся и сказали: "Вот в руках наших слова закона от Бога Единого, Бога всех племён и народов, Бога всех воинств небесных и всех стихий земных. Итак, слушайте и разумейте, примите умом и положите на сердце, ибо днём, последующим за ночью, вступите вы в союз с Ним".

          И со словами этими развернули они свиток и зачитали:

          "Я Бог ваш, Бог всех воинств, населяющих небо; Бог всех сил, наполняющих недра; Бог всех душ, оживляющих прах!

          Я Бог ваш, вы же не рабы Мои и не пленники помысла Моего. В вас взращивается Сила Моя, из вас выстраивается Естество Моё. Я и вы суть единая, потому и Имя Моё для человеков — Бог Единый.

          Я Бог ваш, Бог всех детей человеческих, населяющих твердь земную; нет передо Мной ни первых, ни последних, но у каждой души есть своя судьба, и у каждого тела есть назначение, ему присущее.

          От Бога Отца через Бога Матерь, по блаженнейшей воле Света Духова, сотворён был человек, родившийся в мире проявленном. И унаследовал он, по рождению, внешний образ Отца своего и внутреннее подобие Матери своей. Сие же есть образ и подобие по духу.

          Чем же воздадите вы Родителям по духу, ибо не нуждаются Они во хлопотах ваших, и не приемлют никаких подношений? Для того стоят перед глазами совести вашей родители земные, вы их образ и подобие по плоти; не забывайте о присутствии их и не оставляйте во стеснении и скудности, почитайте их почтением неизменным, и будьте им опорой надёжной.

          Великие труженики Родители ваши, Мать искусно готовит бесчисленные составы и замешивает многие глины; Отец придаёт формы творениям, расцвечивает их и украшает. Вращается гончарный круг, на твердях мироявляются новые сосуды, и, наполнившись душами снизошедшими, следуют каждый по назначению своему.

          Вот и Я тружусь в вотчине, породившей Меня, восстанавливаю Царство Земное, порушенное, и призываю вас к уподоблению непорочному; ибо лишь во уподоблении искреннем удостоимся возведения Царства оного. Посему трудитесь в радости, образуйте бытие своё в мудрости, сохраняйте красоту сотворения в бодрости и приумножайте её с любовию.

          Не следуйте за глупцами, ведущими споры с баранами и волками, и не присоединяйтесь к безумцам, жующим хлеб во тьме. Вечер, не давший прибыли разуму, рождает утро, увлекающее в пустоту. Жизнь, не стяжавшая мудрость душе, — разрешается ночью, сводящей в огонь.

          Возлюбите суждение глубокомысленное и преуспейте во святовоздвиженье ревностном, восславьте пророков и во всём научитесь прозревать сокрытое. Лишь удостоившиеся знания отличат день от ночи, рождение от смерти, добро от зла. Посему, постигайте мудрость творения сего, всем разумом и всем сердцем своим, во все дни, отпущенные душе вашей.

          Обращаясь ко Мне, предпочитайте уединение, исключение тому — собрания ваши и посещения храма. Не увлекайтесь молитвою долгою, помните, не славословия принимает Сердце Моё, но дела ваши. Не обещайте легкомысленно, не зарекайтесь и не клянитесь без нужды великой, ибо слово с делом разобщённое и есть грех ваш первородный.

          Не нуждаюсь Я в песнопениях хвалебных, ибо нет во Мне тщеславия, слова же молитв ваших далеки от помыслов и враждебны делам. Не нуждаюсь Я в обрядах красочных, ибо суть их — суета юдольная и томление духа. Не нуждаюсь Я в жертвах благодарственных, ибо страдания животных и птиц сокрушают основы добросердия и огорчают Око Моё.

          Не измождайтесь постами, не возлагайте на души свои обетов молчания и безбрачия, не бичуйте спины свои и не оскопляйтесь. Помните, что набирающие тягот сверх меры ниспосланной, не осиливают: и того, что возложили на себя во рвениях искусительных, и того, что стяжали на себя в деяниях греховных, и того, что призвали на себя в побуждениях тайных. Потому не усердствуйте излишне, радуйтесь и веселитесь, пока не настало время скорбей и утрат, когда же наступит последнее, не отчаивайтесь, помните, что и эта чаша минует стол ваш. Итак, вторая чаша сменит первую, а первая — вторую; ночь сменится днём, а день ночью; рождение сменится смертью, а смерть — новым рождением.

          Да не будет в среде вашей ни угнетённого — ни угнетателя, ни мученика — ни мучителя, ни раба — ни владеющего рабами. Да не господствует у вас человек над человеком, немилостиво не смущаясь Имени Моего, ибо Я — защищающий угнетённых, Я — спасающий мучеников, Я — избавляющий рабов. Я — Бог Единый, обитающий в пространстве Вселенной, явился к вам, дабы освободить.

          Идите дорогами мира и призывайте к восстановлению Царства Земного, в котором были вы одним народом, говорили на одном языке и держались одного закона. Возгласите племенам человеческим: "В единстве спасение наше, в разобщении же — погибель, ибо по образу и подобию Божьему сотворены мы, от одной Матери рождены и к одному Отцу вернёмся!"

          Не будьте безучастными свидетелями злодеяний, и если злотворцы не внемлют ни словам, ни увещеваниям, ни мольбам, встаньте преградой на пути их и силой руки своей восстановите справедливость и мир. Знайте, что также подвигами силы искупляется род человеческий.

          Свершая суд, будьте милосердными к врагам вашим, ибо имя каждого из них — дитя человеческое, сотворенное по образу и подобию Моему. Не проливайте крови там, где можно её не проливать, и да будет у вас правило это законом законов и основой основ. Я Бог ваш, Бог Единый, изошедший от Бога Отца и Бога Матери, полагаюсь на доброту вашу и мудрость.

          Восстаньте с колен ваших, ибо не рабы вы более. Я освобождаю вас словом Своим, идите дорогами света и благовествуйте о пути избавления; примиряйте спорящих, насыщайте голодных, не оставляйте беспомощных, неспособных подняться, не проходите мимо руки просящего, не выдавайте преследуемого недругам его, дом ваш да будет убежищем нуждающегося в защите. Я Бог ваш, Бог всечеловеческий, отворяющий пред вами врата Спасения!"


          Глава IV

          Однако засомневались многие из собравшихся: "Не слышали мы глаголия Божьего и никаких чудес не узревали, как же поверим сему?" — говорили они. Учителя же отвечали им: "Для того пересказываем вам послание Божье, дабы вы без робости и страха внять могли и уразуметь, ибо когда сам Господь Бог зачнёт говорить с вами, лишитесь вы во смятении рассудка ясного, охватит вас трепет великий и не устоите". Тогда стали спрашивать из толпы о заповедях Божьих, и учителя растолковывали их и объясняли суть. До наступления сумерек слушал народ мудрецов хазарских; когда же зашло солнце и высыпали звёзды на своде небесном, сказали они: "Ночь эта — ночь особая, в году не исчисленная — ночь священная; молитесь до утра, утром же голос Божий говорить с вами будет." И молился стан, и не было ни одного человека спящего, бодрствовали все.


          Глава V

          И вот, наступило утро дня пятого. С первыми же лучами солнечными снизошло на гору сияние в виде обруча, и было сияние то снаружи цвета железа калёного, изнутри же цвета луны полуночной. Когда же опустился обруч до середины горы, исчезла верхняя часть её и одновременно гул послышался.

          И усиливался тот гул, и становился невыносимым для присутствовавших; твердь же пришла в движение и заколыхалась, а люди утратили власть над телами своими, и как бы отрешились от бытия. И упали наземь посланники старейшин, и головы руками закрыли; ибо поразил их страх, неизъяснимый языком человеческим, и силы покинули плоть.

          И снизошло тогда на них первое явление голоса Божьего, и было явление оное весьма ужасающим, ибо звучал сей голос со всех сторон единовременно: и с небес звучал, и из-под земли, и со стороны юга, и со стороны севера, и со стороны восхода, и со стороны заката.

          Воздух же при этом дрожал и сотрясался. И сказал Господь: "Не вняли вы речам учителей, к вам посланным, так теперь внимайте. На месте этом, при горе Богдо, заключаю я союз с племенами вашими, как во времена прошлые с племенами египетскими, при горе Хар-Ав. Слова Свои вложил Я в уста учителей ваших, и вы их слышали. Им же известны заповеди Мои ещё от веков стародавних!"


          Глава VI

          По изречении слов сиих смолк голос Божий и воздух перестал дрожать и сотрясаться. Светящийся обруч, опоясывавший Богдо, воспарил к небу, и обнажилась гора до самых высоких вершин своих. И воцарилась тишина и над великий горой, и над бескрайней степью.

          И стали роптать люди: "Обременил нас Бог Богов тяжестями непосильными, не снесёт хребет наш, не вытянут жилы и не удержат опоры ног; вернёмся же к Богам древности нашей и будем жить как прежде, ибо невыполнимы для нас обязательства сии."

          И говорили им, и останавливали, но не принимали они слов мудрости ни умом, ни сердцем своим. И произошло разделение в стане, ибо нашлось немалое число сомневавшихся, и призывали они сворачивать шатры. Учителя же просили не двигаться с места сего, ибо не отпускал ещё Господь в путь обратный. Когда же убедились, что не остановить им поднявшихся, стали отводить уверовавших от горы сией; ибо знали, что теперь уже не избежать великих поражений.

          На день шестой, когда собрались в дорогу легкомысленные, а разумные отошли от стана, вновь послышался гул. И усиливался тот гул и разрастался, и зашевелилась твердь, задвигалась из стороны в сторону, и снизу вверх, и стало ещё страшнее, чем прежде. И не прошло времени многого от начала первых потрясений, как поднялась почва земная вокруг Богдо, поднялась и раздвинулась, обнажив корни основ её; вздрогнула гора, закачалась и с грохотом опустилась в недра.

          И провалилась гора во чрево земное, лишь только вершина не поместилась в подземелье, и захлопнулась твердь над исполинским телом её, оставив холм. И окружён был тот холм расщелинами, уходящими в глубины тверди, и пар поднимался из них.


          Глава VII

          И снизошло тогда второе явление голоса Божьего; прежде же чуда сего успокоились почва земная и наступила тишина. И было сказано:

          "Если будете следовать за Мною и соблюдать законы Мои, превращу вас в один крепкий и сильный народ, который принесёт мир племенам человеческим, обучит их обычиям милосердия и наставит заветам разумия. Когда же и вовсе сподобитесь служить Мне верой и правдой, поставлю вас скипетродержателями Моими и носителями благодати Моей; произведу вас вхожими во Святая Святых и исхожими из Храма Храмов.

          Если же ошуите и наберётесь лиха поднимать меч друг на друга и разбойным промыслом промышлять, брать в рабство и человеческую жертву закладывать, то сделаю с вами то, чего не сделал с племенами египетскими: сотру вас и потомков ваших с лица земного, и памяти о коленах ваших не оставлю, и подвергнетесь разорению полному. И будут души ваши носиться в пустынных пространствах, не зная покоя и не ведая времени, покуда не примут уставов Моих на берегах Итиля и на высотах Варсана, на холмах Буртаса8 и в долинах Бузана9!"

          И не говорил более Господь. Смолкло всё, будто остановилось дыхание бытия земного, и наполнились сердца человеческие ужасом, ибо показалось людям, что умерли они и уже не живут, а Бог, говоривший с ними, удалился во гневе в обитель Свою и оставил их без защиты.

          До наступления темноты пребывали все в трепете великом и молитве, некоторые плакали, ибо явления сии перевернули их душу. Ночью же покинули силы детей человеческих, и никто не бодрствовал, спали все.


          Глава VIII

          Стан же, погребённый, находился на берегу реки Аргиз, что стекала с Богдо. И когда опустилась гора в недра земные, исчезли под покровом тверди и источники Аргиз-реки. Однако не иссякли ключи водоносные, прошли лета, и разлилось озеро у подножия холма, и стали называть его Зоар10; оно же, со временем, превратилось в солончак и стало местом очищения.


          Глава IX

          Утром дня седьмого стали искать друг друга, ибо днём минувшим не занимались делом сиим из-за слабости и страха. Искали до полудня, и встретились на стороне заката от холма священного, ибо стан поглотила твердь земная. Собрались в количестве малом, ибо обнаружили немногих, некоторых же нашли мёртвыми.

          И погребли тела их в великой скорби, и винились легкомысленные, и били в грудь дерзкие, и говорили: "Зачем не послушали мы голоса Божьего и учителей, поучавших от слова Его", — и клялись они исполнить заповеди Бога Единого и каялись в неверии своём.

          Тогда опустился с небес обруч светящийся, как и дня пятого по схождению гласа Божьего, и покрыл Богдо до самого основания его; и послышался гул, и воздух стал дрожать и сотрясаться, и сказал Господь:

          "Не скорбите по ушедшим своим, ибо души их приму милостиво, в покое мирном отдохнут они от забот земных и в скором времени возвратятся к вам во плоти младенцев ваших. И будут они радостью родителей своих, ибо плоти их исполнятся силы Моей; и будут они славою детей своих, ибо души их исполнятся света Моего.

          Возвращайтесь в Итиль и Семендер, в кочевья свои и селения, и расскажите в родах ваших о том, что видели глаза и слышали уши, пережило сердце и изведала душа. Идите и объявите вождям своим, что отныне заключён союз крепкий между племенами их и Мною — Богом Единым. И передайте им: пока сильны они будут в законе Моём и тверды в уставе союза нашего, ни один волос не падёт с голов их и от всякой напасти заслонит стража Моя.

          Итак, почивайте с миром ночью наступающей, и да ничто не потревожит покоя вашего: утром же выступайте в путь, и да будет с вами благословение Моё".

          И спали все ночью той в великом блаженстве и полном безмятежье. Утром же дня восьмого поднялись с молитвой, поклонились горе священной и вышли с верой.


1. "горы Варсанские" — Большой Кавказ.

2. "Семендер" — древний город в восточной части северокавказского предгорья; с Vв. н.э. "административный" центр крупного племенного союза контролировавшего территорию от Большого Кавказа, до низовий реки Волги.

3. Приход первого из четырёх* хазарских колен (середина VIв. н.э.).

* Три колена продолжали оставаться в Барканах ещё "восемь седьмин" и пришли на Северный Кавказ с царицей Сафией в начале VIIв. н.э. В период правления этой хазарской царицы (дочери Тэфера), был заключён союз с Богом при горе Богдо (Олмо) и возведён III-й Храм – Астара-Хэн (Баул-Дан, Кидеш).

4. "Самара" (Сам-а-ра, Сум-е-ру) — сам (сум) — "место", ра (ру) — "Бог", в совокупности: "местопребывание Бога". С уходом хазар на Буртас, данное наименование уступило место иным вариантам, более привычным нашему слуху: Хазария, Хазарский каганат, Итильский каганат (хазары переместившиеся на север, сохранили в памяти первоначальное название своей страны; по этой причине, и по сей день, на Средней Волге, и в её широтах, есть несколько населённых пунктов, а также рек и гор, носящих это имя).

5. "река Итиль" — река Волга (в нижнем течении).

6. "град Итильский" — Ас-Тара, древний город в дельте реки Волги, с 723 г. столица Хазарского каганата.

7. "море Хвалынское" — Каспийское море.

8. "Буртас" — холмы Приволжской возвышенности; правобережье Средней Волги.

9. "Бузан" — река Дон.

10. "озеро Зоар" — солёное озеро Баскунчак на северо-востоке Астраханской области.


Бейт-Сарай

          Глава I

          И прошли оставшиеся от горы Богдо до реки Тюбе1, и продолжили путь свой вдоль берега её. И шли они так шесть дней с остановками, на седьмой же день случилось несчастье.

          Была среди воительниц хазарских лучница Сарай, и была она свободной от уз супружеских, потому отдавала любовь свою всякому, кого находила приятным в глазах своих. Понравился ей некто из кочевников по имени Ватул. И ласкала она его дня первого и дня второго, и пожелал он взять её себе в жёны; Сарай же жила по правилам хазарским2. На третий день легла она с кем-то из собратьев своих3, а Ватул прослышал об этом. И воспылал он ревностью великой, поднялся, напал на Сарай и убил её.

          Схватили Ватула и привели к священникам Бога Единого4. И выслушали они и Ватула, и свидетелей деяния его, и сказали: "Да будет памятным день сей для народа, принявшего отныне единоучение Господнее, ибо вот пролита кровь женщины свободной и воззывает о возмездии. То, что содеяно им, — достойно смерти, однако да не поднимется рука мстителя на безоружного, не способного к защите".

          И вышла подруга Сарай, и сказала: "Вот я свершу отмщение. Дайте ему меч мой, мне же дайте оружие его — оружие убийства сестры моей". Тогда развязали Ватула, принесли ему меч и сказали: "Если верх одержишь, уйдёшь в степь невредимым, ибо не ищем мы крови, но несём мир".

          Обратясь же ко всем собравшимся, произнесли учителя речение такое: "Когда поймёте верно промысел Божий и в нём предназначение своё, возвыситесь над всеми племенами земными и будете светом в глазах человеческих, народом праведником и царством избавителей".


          Глава II

          И вышел Ватул на противоборство и сразился с девой, подругой Сарай. Однако не одолеть было воительниц хазарских в поединке открытом, ибо полагались они на присутствие Божье и ангелов на помощь призывали. И семи раз не сошлись они, как повержен был Ватул, а был он богатырь известный.

          Случилось же то на стороне восхода от реки Тюбе. И сказали наставники Божьи: "Здесь перейдём мы через реку и дадим имя месту сему, дабы было оно напоминаем о разрыве вашем с обычаями дикими и законами рабства".

          И схоронили обоих на берегу восхода порознь, и насыпали курганы обособленно, и молились за души их раздельно. Назвали же место то Бейт-Сарай5, ибо домом сей лучницы убиенной стало поприще оное вовек. И говорили учителя хазарские: "Да будет Бейт-Сарай селением укреплённым, пристанищем учеников и убежищем преследуемых. И возвеличится в веках город сей, и прославится имя его многими языками!" И оплакивали Сарай воины и воительницы хазарские, и весьма скорбели.


          Глава III

          Дня же следующего наняли они лодки переправные и переправлялись на сторону иную. И было всех переплывших тысяча четыреста двенадцать человек, из них сорок девять воинов и воительниц хазарских с учителями во главе. Когда же приблизился вечер, было слово учителей ко всему собранию:

          "Вам ли, вышедшим из утробы материнской, распоряжаться жизнью жён? Вам ли дал волю Отец отцов6 поднимать меч на роженицу человеческую? Вам ли разрешила Мать матерей7 сокрушать ссуды воплощений? И вам ли завещало Дитя человеческое8 судить дочерей самостийных за любовь их?

          Доколе не развяжете женщин своих, будете не образом Отца отцов, а гримасами пожирателей наследия Господнего; не подобием Матери матерей, а наваждениями губителей мира Божьего; не братьями и сёстрами Дитя человеческого, а тенётами палителей царства Исподнего.

          Да не будут семьи ваши скреплены насилием и страхом, ибо не могут быть свободными превращающие дома свои в клети с невольниками. Сердца, друг другу немилые, не принуждайте к заключению союзов брачных, не берите на душу свою греха тяжкого.

          Не вносите задатков ни за жениха, ни за невесту, — не превращайте в товар детей человеческих. Не уподобляйте узы семейные цепям рабства, каждый из вас да будет волен как заключить союз брачный, так и расторгнуть его, будь то муж жены, или жена мужа.

          О детях, не знающих отца9, да будет у вас забота общая до самого совершеннолетия10 их. И да не будут они унижены в правах своих перед детьми, рождёнными во браке. Берегитесь гнева Божьего и не говорите о них слова дурного, ибо и они от Господа. Не уподобляйтесь племенам, не знающим Бога Единого.

          Та из женщин, что пожелает быть свободной от супружества и жить искусством любви, да будет у вас равна во всех правах своих женщине, живущей во браке. Берегитесь гнева Божьего и не говорите о ней слова дурного, ибо и она от Господа. Не уподобляйтесь племенам, не знающим Бога Единого.

          Та из женщин, что пожелает быть свободной от супружества и жить искусством силы, да будет у вас закрыта от зачатий таинством знахарским. И будет так всё время, пока занята она в деле ратном, когда же вернётся к жизни мирной, да будет открыто чрево её, дабы рожала, как и прочие жёны. Если же пришла она женщиной, имеющей потомство своё, о детях её да будет у вас забота общая.

          Не превозноситесь, мужи, над жёнами своими. Не устанавливайте законов, не согласных с желанием супружниц ваших и жён свободных; ибо сказано в Откровении Бавельском: "И пребывает Вселенная со всем множеством тел своих во чреве Матери матерей, жилище же Отца отцов лежит за пределами мира сего".

          Итак, гости мы под сводом небесным, все же сущее под ним — порождение лона женского. Потому не жена принадлежит мужу, но муж жене. Не они для нас, но мы для них.

          И ещё сказано в Откровении Бавельском: "Отселе радение Матери матерей о недрах всякого тела нарождённого, отселе же радение Отца отцов о вервях всякого из них". Вот и в творении нашем допустил Господь мужчину главенствовать за пределами шатра походного, что же за пологом его, то поприще власти женской.

          И должно быть тому во всякой семье и во всяком стане, во всяком граде и во царствии во всяком. Потому, доколе не прекратите попирать порядок сей, не ждите благоволения Бога Единого и не надейтесь на милость Его. О том надлежит вам уразуметь ясно и передать сыновьям вашим, дабы были они милосердны и добры к матерям своим и супружницам, к дочерям своим и сёстрам, к жёнам любви и жёнам силы, и ко всякой женщине на пути их. И сами держитесь твёрдо завета сего, ибо не спасётся душа мужа человеческого не иначе как через любовь женскую".

          На том окончили учителя поучение своё.


          Глава IV

          И шли они ещё семь дней, пока не приблизились к вратам Итильским. А в городе немалое число людей собралось. Съехались вожди племён, больших и малых, прибыли также жёны их, и собрались братья младшие11.

          И вот, вошли во град князья молодые, заключившие союз с Богом Единым. И началось ликование всеобщее. И восклицали, и заключали в объятия родных своих, и плакали от радости.

          Однако, когда узнали собравшиеся о множестве погибших и рассеявшихся по степям, подняли вопль страшный и весьма сильно скорбели, ибо перевесило горе человеческое. И установили учителя траур трёхдневный, и молились вместе со всеми за души вернувшиеся, и присоединялись ко всем обрядам поминальным.


          Глава V

          На четвёртый день обратились учителя к народу и сказали: " Семьдесят поколений12 учит вас Всевышний, и семьдесят поколений не слышат уши ваши и не видят глаза. Вот и на сей раз опустил Господь мышцу, простёртую на головы мятежные, и многих призвал к себе, ибо есть пределы терпения Его".

          И молчал сонм великий, и не было ропота меж людьми. И ещё сказали учителя: "У горы Богдо заключили мы союз священный и закрепили его печатями на рамёнах своих. Теперь же вам решать, оставаться ли в дикости вашей беспечной, или же подтвердить союз, что заключили с Богом Богов сыновья ваши".

          И отвечали им вожди племён: "Воистину, подтверждаем сие!" И поклялись на месте том клятвой верности.

          Тогда возложили на плечи их печати особые, дабы не говорили по прошествии времени многого, что не клялись вовсе. И переписали им со свитков тех, дабы держали у себя и перечитывали, передавали в наследие детям своим и не говорили того, чего не видели глаза и не слышали уши.


          Глава VI

          И разошлись посланники, вернувшиеся от горы Богдо, каждый в место обитания своего. И ходили они меж людьми обособленно и поучали, исцеляли больных и многие чудеса творили; ибо покрыла их святость Божия, и снизошёл на них дар пророческий.

          И пошли учителя хазарские от межеустия Ра13 к вратам Семендерским, во сопровождении множества людей. И приняли там заветы Господа всечеловеческого и каган племён многочисленных, и царь — правитель их14.

          И сказали наставники Божьи: "Ещё одно поколение будем управлять людьми вашими, и не более, пока не возведём Храма предвестия15 и не устроим школы учения нашего. По прошествии же срока того, оставим вас и удалимся, ибо не по стати нашей заботы царственные".


1. "река Тюбе" — река Ахтуба, протекает по тер. Астраханской и Волгоградской обл., восточнее реки Волги.

2. По хазарским "правилам" (законам) предложение о создание супружеского союза могло исходить только от женщины, брак заключался по обоюдному согласию сторон, и до его заключения женщина оставалась свободной от каких бы то ни было обязательств (как в равной степени и мужчина).

3. "собратья" — хазары, участвовавшие в походе.

4. "священники Бога Единого" — учителя хазарские.

5. В XIII веке на месте Бэйт-Сарай вырос огромный (по тем временам) город, столица Золотой Орды, ныне известный как Сарай-Бату.

6. "Отец отцов" — Бог Отец.

7. "Мать матерей" — Бог Мать.

8. "Дитя человеческое" — Бог Единый.

9. "дети, не знающие отца" — дети, рождённые вне брака.

10. "совершеннолетие" — двадцать один год от рождения.

11. В поход к г.Богдо вышли старшие сыновья вождей (т.е. первоочерёдные наследники их властных полномочий).

12. "поколение" — период продолжительностью в двадцать один год.

13. "река Ра" — так называлась река Волга до пришествия "гунов". Cоответственно "межеустие Ра" — это дельта реки Волги.

14. С 547 г. н.э. семендерский племенной союз (к началу VII века преобразовавшийся в Хазарский каганат) возглавлялся царями, избиравшимися из числа хазарских учителей. В 610г. в хазарскую веру обратился и семендерский каган, до того бывший язычником. Таким образом, и царь, и каган стали последователями одного духовного учения. Авторы данного повествования нашли удобным представить это в виде некоего обобщения.*

15. "Храм предвестия" — согласно канону, каждый народ, заключивший союз с Единым Богом, должен был пройти вохрамовление в неком подобии Всечеловеческого Храма. Возведение столь судьбоносных строений допускалось лишь под началом людей, соблюдавщих заветы единоучения Господнего. Поэтому I-й и II-й Храмы в Ханаане были построены Иммануэлем, а III-й Храм в Асии — Габриэлем (т.е. хазарами). Возведение IV-го Храма должно произойти под эгидой того же народа.

* Ситуация эта носила временный характер, в 1-й половине VIIв. хазарские учителя добровольно отошли от дел управления государством, а уже в 80-е гг., того же века, каган и царь (выбранные из среды тюркской знати) перешли в иудаизм.


Молитва

          Глава I

          Когда же заключил союз с Богом, сам каган семендерский, последовали примеру его многие вожди варсанские, а с ними и племена, ими водимые. И стали освобождать рабов, которых держали вопреки заверениям прежним, и многих невольников отпустили с миром, тех же, которые не пожелали возвратиться в земли свои, поселили у себя как братьев и сестёр единородных.

          И искали между градом итильским и морем, и нашли место, людьми не обжитое, на котором пребывало основание опоры Божьей. Тогда собрали работников воодушевленных, готовых трудиться по желанию своему, призвали мастеров ассирийских из Беленджера и приступили к возведению Храма Господнего, о котором заповедано было.

          И строили тот Храм на острове особом, каменном, что поднимался лишь во времена низководные. Вели работы за двумя плотинами, сведёнными на дне речном, искусно осушённом. И укрепляли дно камнями большими и малыми, и смолили меж ними, и асфальтом покрывали. Поступали же так, ибо завещали учителя не отдавать строения сего пришельцам недостойным, потому со испокон готовилися к затоплению Храма, на случай оный.

          И был тот остров не велик, плоский поверхностью, по сторонам округлый; потому вырубали нижнюю часть Храма из твердыни острова каменного, верхнюю же — из кирпичей надстраивали.

          И работали так три года оговоренные, и ещё три года работали, ибо на время зимнее возвращались работники к семьям своим; весной же просачивались воды, и каждое лето приходилось укреплять заново стены низины рукотворной и дно её. На седьмом году вознесли над верхом купол позолоченный и тем окончили труды храмостроительные.

          Неподалёку же от Храма возведённого устроили жилища для учителей и учеников, паломников и воинов, и назвали то место — Цаак-Цион, ибо говорили наставники: "Воистину же, и, без сомнения, воззвал Цион на острове оном, как воззвал Хар-Ав на вершине Богдо".

          На оседьмом же году, когда покрыли крыши домов, навели мосты и проложили дорогу, поселились учителя в Цаак-Ционе и созвали вождей племён, им подвластных, а также людей знатных от народов поселившихся1.


          Глава II

          И съехались приглашённые ко времени объявлённому, развернули шатры близ Астара-Хэна2 и заселили жилища в Цаак-Ционе. И вышли учителя к собравшимся, возглавили их и повели; ибо не ведали те, как приближаться им ко святыне отстроенной. И спустились они ко Храму, вошли в него и заполнили всё пространство внутреннее; те же, что остались снаружи, восселись на камнях умащённых. И вознесли священники молитву всеобщую:

          "Благословен Бог Единый, Бог Адама и Хаввы3, Бог всех племён и народов, населяющих землю, Бог, приближающий век всевызволения, когда не будет средь нас ни угнетённого, ни угнетателя; ни мученика, ни мучителя; ни раба, ни владеющего рабами; когда будет земледелец распахивать пашню свою и не будет над ним владыки, кроме Владыки Горнего; когда будет строитель возводить дом свой и не будет над ним царя, кроме Царя Всевышнего; когда будет ткач сотворять полотно своё и не будет над ним судьи, кроме Судьи Небесного!

          Благословен Бог Единый, Бог Адама и Хаввы, Бог всех племён и народов, населяющих землю, Бог, приближающий век всепознания, когда многое откроется из ныне сокрытого, когда многое явится из ныне незримого, когда многое услышится из ныне безмолвного. Святитель Блаженнейший, позволь чадам человеческим приоткрыть завесы таинств мира сего, дабы не притыкались по слепоте и не попадали в тенёта по легкомыслию, дабы не святотатствовали по безумствию и не сокрушали по жестоконравию!

          Благословен Бог Единый, Бог Адама и Хаввы, Бог всех племён и народов, населяющих землю, Бог, приближающий век всемилосердия, когда не будем стыдиться любви и смущаться доброты своей, когда милость будет вдохом, а сострадание выдохом; когда в воротах встанет гостеприимство, а во дворах добронамеренность, во дверях утвердится верность, а в домах приязненность. Владыка Горний, помоги чадам человеческим превозмочь злонамеренье своё и своекорыстие, дабы прекратили враждовать друг на друга, грабить и засильничать, обманывать и обирать. Царь Всевышний, вразуми стоящих пред Тобой, дабы не оставляли без заботы своей ни сирот, ни вдов; ни больных, ни старых; ни калек, ни увечных. Судья Небесный, освети путь наш любовию вселенской, дабы не оступились ноги детей Твоих!

          Благословен Бог Единый, Бог Адама и Хаввы, Бог всех племён и народов, населяющих землю, Бог, приближающий век всероднения, когда не будет множества царств, но будет одно царство — Царство Имени Божьего; когда не будет множества речений, но будет одно речение — Речение Духа Господнего; когда не будет множества храмов, но будет один храм — Храм Единения Человеческого. Святитель Блаженнейший, простри лучи славы Своей к собравшимся у опоры свододержащей, и прими их души присоединившимися к народу Твоему!"

          Со словами этими послышался гул и закачалась твердь земная. И устремились наружу стоявшие во Храме; взбежали по береговым склонам и укрылись средь деревьев и зарослей. И опустилось облако с небес Господних, и извергло из себя обруч сияющий. И встал тот обруч неподвижно над сводом храмовым, вышли из него нити светящиеся и во все стороны раскинулись. Люди же почувствовали отстранённость тел своих, и нашёл на них страх весьма великий. И сказали на то учителя хазарские:

          "Не бойтесь! На сей раз не будет поражения! Выберитесь из укрытий своих и встаньте на ноги. Протяните руки навстречу лучам исходящим и закройте глаза свои, ибо не будет хорошо взирающему на таинство сие. При Богдо заключили вы союз с Богом Единым. Теперь же оглашаются души ваши во Царствии Небесном".

          И повиновались люди мудрецам хазарским без прекословия, и стояли так, пока не велено было разнять веки смеженные и опустить руки вознесённые. Тогда увидели облако поднимающееся и ничего более. Облако же достигло высот створных и побежало по обыкновению своему во стаде небесном.


          Глава III

          И было слово учителей к толпе собравшейся:

          "Как бы ни клялися вы и как бы ни божилися, известно нам, что завернёте вы с пути сего и от возвращения Господнего отречётеся. И будете вы перехаживать от одного благочестия к другому, и прославлять Бога на разных речениях, под разными именами, во храмах, друг другу враждебных. По мере же отчуждения вашего, слабеть будет страна и опустошаться. Придут из-за бугров Буртасовых и прискачут со стороны степей восточных, — всё разгромят и разграбят, пожгут в огне и в пепле погребут. И не останется следа от могущества былого, и не сохранится крохи от богатства несметного."

          И загоревали люди после слов сиих, и воскликнули: "Знать, не ждать отныне жития радостного; ни нам не ждать, ни детям нашим, ни правнукам?!"

          И отвечали им священники Бога Единого:

          "Не отчаивайтесь, идите в станы свои и поселения, возвращайтеся в племена свои и народы, живущие обособленно, и поступайте, как позволяет совесть ваша, ибо учение сие есть учение круга4 грядущего; лишь немногие из вас и потомства вашего сподобятся соблюдать уставы его. Для того и дано душе вечносущей множество жизней прожитых, дабы, насыщаясь разумением и наполняясь мудростью, возвышалася испостась её до самого возвращения во Естество Божее. А чтобы не сошло с вас благословение Господнее, дополна, и не отложилась от вас милость Всевышняя окончательно, соблюдайте основы основ уставов сиих:

          "Да не будет рабов во всех родах ваших, ни рабов, ни владеющих рабами.

          Да не будет разбойников во всех родах ваших, ни разбойников, ни потакающих разбою.

          Да не будет жертвы человеческой во всех родах ваших, ни жертвы человеческой, ни приносителей её.

          Дважды в год да будут являться во Храм Господень посланники от всех родов: дабы не покидала память вашу слава Бога Единого, и не забывалась сердцем вашим крепость союза священного".


          Глава IV

          Когда же собрались в путь обратный вожди племён многочисленных и знатные люди от народов поселившихся, было к ним слово напутственное от мудрецов хазарских:

          "Если захватите в бою врагов ваших, не продавайте их ни за золото, ни за серебро, а обменяйте на пленных ратников своих, дабы не томились в неволе братья ваши. Покуда же удерживать будете пленников, не принуждайте их трудиться ради выгоды своей, дабы не обременяться грехом. Будьте милосердны к поверженным противникам своим и не допускайте голос мести в сердце ваше.

          Когда заключите согласие мирное и будете освобождать пленённых, не отпускайте их пустыми, каждый из них да получит дар примирительный на дорогу свою. Помните: едина плоть человеческая, как едина душа, и всякое дитя от лона женского есть чадо Божье.

          Когда прибегут к вам рабы беглые из стран соседних, не выдавайте их; да будет им земля ваша убежищем надёжным, да будет им стан ваш щитом крепким, да будет им род ваш семьёю рождения. Не напоминайте им впредь, откуда пришли они и кем были, отныне да будут они братьями и сёстрами из рода вашего.

          Всякий, промышляющий разбоем и не объявляющийся по совестливому раскаянию своему, да будет смерти предан, ибо погубит он и себя, и весь род свой, потому уж лучше одной душе принять вину всего рода, нежели всему роду пострадать за прегрешения одной души. Тот же, что объявится с повинной искренней и во раскаянии, да будет прощён за злодеяния свои, даже если кровь на руках его. Пусть поселится там, где пожелает душа, и живёт жизнью праведной. Если же забудет он клятвы и заверения свои, — возмездие на голове его.

          Знайте, что даже зарезая овна для пропитания своего, совершаете вы дело не милосердное, ибо проливаете кровь создания Божьего, не причинившего вам вреда. Полагая жертву животную на алтари ваши, совершаете вы дело ещё более скверное, ибо печалят Господа страдания существ невинных. Принося же жертву человеческую, совершаете вы злодеяние воистину великое, во семижды раз превосходящее оное, ибо убиваете вы дитя человеческое — чадо Божье, не совершившее над вами греха тяжкого. Однако же, что было, то минуло, принято по милости Божьей и прощено по неразумию вашему; теперь же не будет вам снисхождения, ибо отсечено уже младенчество бывалое и запечатаны деяния его. Отныне да будет изгнан от вас всякий, приносивший жертву человеческую, и будет смертию казнён всякий, вознамерившийся на сие вопредь. Бойтесь гнева Бога Единого и не уподобляйтесь не знающим Имени Его.

          Не забывайте дорог к вратам Храма Господнего, не пренебрегайте советами хранителей его и не оставляйте в запустении жилищ Цаак-Циона. Знайте, что между куполом Храма сего и твердию небесной отныне тетива натянута, во соблюдении обязательств ваших — прочность жилы сией, и пока не отступите с пути избранного, велика будет сила её и сокрушительны стрелы испускаемые. Ни один из врагов ваших не устоит перед оружием сиим. Слышит Бог Единый призывающих присутствие Его и не оставляет без защиты восходящих по ступеням святости. Приободритесь и не падайте духом, ибо Господь ваш — Царь Верный".

          На том окончили поучения свои мудрецы хазарские и отпустили с миром людей собравшихся.


1. "народы поселившиеся" — евреи, греки, армяне.

2. "Астара-Хэн" — имя наречённое III-му Храму. "Астара" — исконное название града Итильского; "хэн" (ивр.) — "прекрасный" (русск.).

3. "Хавва" — Ева (земное женское начало).

4. "круг" (или "макам") – полный цикл, от рождения первого из трёх сыновей Нуна, до рождения последней из трёх дочерей Тэфера (хронология, предваряющая послесловие книги, наглядно демонстрирует составляющие "кругов" и их протяжённость во времени).


Освящение сосудов

          Глава I

          И царствовали учителя до срока оговорённого; когда же истекли дни их власти, поклонились они кагану семендерскому и сказали: "Уйдём мы, ибо вышло время наше!" И возвратились они в посёлок храмовый и жили там в тиши, удалившись от мира суетного. Страна же, ими собранная, и люди, населявшие пределы её, стали называться от имени их, ибо велика была слава хазарская1.

          Но вот прошло поколение первое, за ним прошло поколение второе, и забывать стали внуки клявшихся о заверениях дедов своих. Хотя и называли они себя по-прежнему детьми хазарскими, однако правил хазарских не соблюдали и законам принятым не следовали.

          За годы же правления своего установили учителя порядок строгий, прекратились распри и усобицы, и стали пути проезжие безопасны. И пожаловали люди торговые из земель соседних. Каждый из них привозил товар свой и увозил то, что было потребно по выгоде его. С людьми же торговыми приезжали и священники их и усилиями своими многих обратили в веры свои. С тех пор стали говорить с Богом в собраниях, друг от друга обособленных, на языках чужестранных.


          Глава II

          И спросили учителя у Бога Всевышнего: "Что сделаем мы для людей сиих? Не пригласим ли кагана в град Итильский и не призовём ли к рекам племена многочисленные?"

          И было к ним слово Божие: "Что спрашиваете? Разве не ведомы вам повадки сынов человеческих? Разве не открыты вам события дней грядущих? Лишь страх погибели сдвинет их с места, и лишь ужас истребления поднимет их на ноги!"

          И ещё сказал Господь: "Прибудут в Итиль вожди семендерские, и умножится число жителей его во семежды; восславится Цаак-Цион над всеми селениями, и возвеличится Астара-Хэн над всеми храмами. Но ненадолго будет слово ваше непререкаемо, и ненадолго будет власть ваша безраздельна, ибо минуют два поколения полные, и отложатся сердца их от дела вашего".


          Глава III

          И не прошло времени многого со произнесения речей Господних, как вырвались полчища из-за высот Варсанских и понеслись, подобно лавине горной, переворачивая и повергая на пути своём. И поразил ужас сердца отважных и перепутал страх разум мудрых. Побежали жёны чадолюбливые, оставляя детей, и помчались мужи гордые, бросая оружие. От древности своей не ведали они позора подобного, от праотцев своих не помнили они бегства столь постыдного.

          И явились владыки семендерские к учителям завета Господнего и спросили их: "Что случилось с людьми нашими? Куда подевалась смелость их и куда сокрылась сила, ведь бегут они, во смятении великом, оставляя старейшин и жён своих?"

          И отвечали им мудрецы хазарские: "Разве сами то вы не ведаете? Отвернулся от вас Бог Единый, ибо не выполняете вы и малого, о чём клялися деды ваши и зарекалися прадеды их. Отсель не снизойдёт на вас милость Божия, покуда не возвратитесь на дорогу избранную, и не прибудет к вам покровительство Господнее, покуда не поставите престола у града Итильского. Спешите на север, в край семи тысячи потоков, на островах спасайте жизни свои".

          И спросили правители семендерские: "Не будет ли сему помехой, что есть средь нас люди веры иудейской, есть также сообщники веры византийской и магометанской, немало и таких, которые держатся Богов древности своей?"

          И отвечали им на то учителя хазарские: "Есть ли различие между потоками многочисленными, текущими к одному морю, и есть ли средь них первые и вторые?"И ещё спросили у них: "Как же будем говорить мы с Господом во храме едином, ведь на разных языках молимся мы и по разным обычаям прославляемся. Не разделить ли нам храм Божий меж всеми верами сущими?"

          И отвечали они: "Как разложить море между потоками, в него впадающими, ведь ни едино ли вместилище вод его? Подобно тому и храм оный, для всех открыт и всех вмещает, ибо имя сией обители Божьей — Храм всех народов и всех вер!"


          Глава IV

          И побежали на север толпы неисчислимые, дабы найти спасение за потоками Ра. И превратился Цаак-Цион в стан исполинский, и стал Астара-Хэн местом молитвы многих. Тогда подняли учителя людей своих и обратились к жителям Итиля, воззвали к племенам степным и общинам поморским и сказали:

          "Вот прибыло к нам беженцев великое множество; то люди, снедаемые голодом и терзаемые болезнями, не отдадим ли им от себя, дабы всем нам устоять, и не поможем ли им, дабы всем нам остаться в живых?!"

          И давали жители тех мест от достатков своих: вели коров и овец, везли плоды полей и садов, несли рыб пойманных и птиц уловлённых. Учителя же распределяли всё, что поступало из пожертвованного, и говорили:

          "Сие и есть жертва Господу, ибо путь к Богу Единому лежит через душу человеческую."

          И врачевали учителя всех, что пребывали во страданиях от недугов тяжких, и говорили исцелённым:

          "Сие и есть исцеление Господнее, ибо путь к Богу Единому лежит через сосуд тела человеческого".


          Глава V

          В те дни поучали учителя собравшихся:

          "Уразумейте и передайте во все поколения ваши: отныне не у Сил Вышних будете искать прощения, но у людей, которым зло сотворили. Если же не найдёте обиженного вами и не снимите греха с души своей, совершите благодеяние путнику встречному, представшему в бедствии своём пред очагами вашими. Не смущайтесь творить добро, и вам зачтётся во искупление, ибо едина душа человеческая, как Един Господь, и всё возвращается в Царство Божие, пройдя очищение своё.

          Обращаясь к Богу всечеловеческому, отныне не вопите, дабы быть услышанными, и не толкайтесь, дабы быть усмотренными. Знайте, что к каждому из сосудов подходит сеятель, и от каждой души отходит жнец, слышит и видит вас Господь из недр ваших, ибо есть Он и семя сеятеля, и жатва жнеца. Нет для Него неведомого ни в помыслах, ни в делах человеческих, оттого и справедлив суд Его. Истинно и верно утверждаем вам: Нет для Господа ничего сокрытого, и как награда Его возвысит добродетельствующего, так и возмездие Его низринет злотворящего.

          Ни в Храме, ни в Цаак-Ционе да не прольётся отныне крови никакой, дабы не посмел никто, по дикости нрава своего, принести жертву крови Богу всечеловеческому — Господу, не приемлющему убийство беззащитного и невинного. Знайте, что всякий, проливающий кровь по жестокости и без нужды, стяжает на себя проклятие в жизни нынешней и устраивает себе западню во жизни предстоящей. Лишь защищаясь от растерзания врагом, можете вы поднимать меч на человека; и лишь спасаясь от погубления голодом, можете вы умерщвлять животных для поедания.

          Ревнуйте дом присутствия Божьего и оберегайте таинства его от разглашения, дабы не плодились небылицы во странах соседних и не усиливалась вражда на границах ваших. Не говорите о Храме при купцах чужестранных и не упоминайте о посёлке прихрамовом во среде менял иноземных; когда же будет угодно Господу преподать учение народам внешним, известится сие ангелами Его.

          Да не будет преимущества мужа над женою во храме Господнем, ибо нет преимущества Бога Отца над Богом Матерью во Царствие Небесном. Всем людям страны вашей, по совершеннолетию их, да не будет препятствия во вратах обители Божьей; во стенах же её да не будет различий меж вами на чистых и нечистых, достойных и недостойных. Воистину все вы чада Божии, братья и сёстры во Духе Едином, и не рознит вас Господь, но вы рознитесь".


          Глава VI

          И стали собирать войско мудрецы хазарские, ибо приблизились полчища разбойные к потокам итильским. Сотни воинов сошлись к ним по зову первому, тысячи сошлись к ним по зову второму, по зову же третьему явились толпы несметные. И сказали учителя собравшимся:

          "Во времени скором познаете вы чудо великое, узрите силу Господнюю, услышите славу Божию!"

          И отобрали они из множества сего триста сорок три юноши, что от рождения не проливали крови человеческой, сложили с них оружие ратное и провели во внутрь храма Божьего. И принесли им учителя семь кувшинов молочных и сказали:

          "Вот вам кувшины освящения, что надлежит освятить".

          Был вечер, и как только появились на небе первые звёзды, обступили учителя с учениками стены храмовые, взялись за руки меж собою и пошли, воспевая молитву особую. И кружились они так в песнопении, то спускаясь к дому Господнему, то поднимаясь на склоны береговые, пока не появились, огни на куполе храмовом и не поднялся ветер.

          И стали учителя с учениками изменяться в лицах своих, а пение их превратилось в гул всепронизывающий. И опустились на стены огни присутствия Божьего и осветили светом вселенской благодати людей собравшихся. Над куполом же вырос столб радужный и вознёсся до высот звёздных.

          Вострепетали свидетели сего великим трепетом, многие не устояли на ногах своих; некоторые же заголосили в полный голос, ибо весьма сильно испугалися.

          Увидели это учителя хазарские и на круге девятом остановили шествие. Тогда гул оглушающий вновь стал пением торжественным, а совершавшие кружения перестали меняться в лицах. Прошло время недолгое, и вовсе стихло пение, поблекли огни Господни, и погас столб радужный; открылись врата храма Божьего, и вышли юноши с кувшинами освящения.

          И повелели учителя хазарские испить из кувшинов тех, и пили юноши по чаше полной, и каждому хватило освящённого. Затем поставили они на землю кувшины опорожнённые и опустились на колени перед сошедшими. И сказали им те:

          "Поднимитесь, чада человеческие, но не удаляйтеся от храма Господнего и молитесь до звёздной полуночи; утром же выступим мы в поход воинский и восславим Имя Бога Единого во поколениях верстающихся".


          Глава VII

          На заре утренней снарядили учителя воинство своё и вышли в путь на лодках вёсельных; поднялись они по потоку Лаккум, переправились через поток Кыра и остановились у потока Эрке. И разделились они на семь станов, и разожгли семь костров; и было в каждом из станов сорок девять юношей, и было над каждым из станов по учителю. Подошли войска чужеземные во множестве неисчислимом и видят: на берегу противоположном горят семь костров, у каждого костра по дружине сидит, и над каждой дружиной по начальнику. И стоят те начальники в вооружении полном во середине круга дружины своей, лицом к потоку бегущему, спиной к огню полыхающему.

          И вдруг стали те начальники, расти безудержно, во длине расти, во плече и в окружности. И не успели опомниться воины пришлые, как взошли перед ними бойцы исполинские. И огласили они пространство криками громогласными, и рассекли они воздух мечами острыми, и стали теснить дружины басырские от дороги прохожей во местность дикую. И побежали от них агаряне во великом ужасе, помчались через чащобы древесные и поскакали через заросли камышовые; бежали они до самых сумерек, в ночи же попали в полои болотистые. Тогда настигли их великаны и поражать начали. До зари поражали они крови жаждавших, до полудня рубили искавших спасения. И бежали оставшиеся степями южными, два дня бежали и бежали два вечера. Перебрались они за потоки Айляйские2 и ушли за Варсан во премногом смятении.


          Глава VIII

          В те дни ликовал Итиль и славословил Цаак-Цион, торжествовала страна, спасённая от растерзания. Во всех концах пересказывали о чудесах произошедших и превозносили мудрецов хазарских. И поучали тогда учителя вождей племён и людей знатных от народов поселившихся:

          "Веселитесь по избавлению своему веселием великим, но не радуйтесь по умерщвлению врагов ваших, ибо все они, подобно вам, дети человеческие, и все они, подобно вам, чады Божьи. Простёр на них Господь руку поражения и возвратил их души в обители свои, дабы дать вам взбодриться и опомниться, пробудиться от заблуждений и восстановиться на дороге избранной.

          От заключения союза при Богдо, и доныне, пребываете вы в Израиле3 Бога Единого, подобно племенам, что заключили союз при горе Хар-Ав. Однако отпало благословение Господнее от племён тех, и отсеклось от них обетование Божье. Лишь через единение с вами восстановятся они в силе своей, ибо есть вы новорождённые в завете Господнем и по малолетствию вашему многое прощается. Потому-то приведено к вам множество евреев со всех стран и земель, дабы быть вам с ними одним народом и называться одним именем".

          Сказали так учителя хазарские и удалились, ушли из града Итильского в обитель свою.


          Глава IX

          И было, по началу тех времён, беспрекословие тишайшее, ибо принималося слово мудрецов хазарских, как благо- воление Божее. И царь итильский, и каган семендерский посылали к ним гонцов своих непрестанно, и во всём полагались на советы их и пророчества.

          Дважды в году являлися правители в посёлок храмовый и находились при совершении таинств; четырежды в году отправляли они туда детей своих, и каждый из них посещал дом Господень. Однако, недолог был век сей.


          Глава X

          И вот прошло поколение первое, за ним прошло поколение второе, и вновь стали нарушать жители царства Итильского законы принятые. Заводили они рабов многочисленных и обращались с ними безжалостно; собирали они дружины разбойные и ходили в походы дальние, притесняли они жён своих и дочерей продавали за золото; предавали они жаждущих милости и изгоняли просящих укрытия. И говорили они ложь, как до напастия семендерского, и проливали они кровь, как до падения горного4. Пренебрегли они верою египетской и отреклись от заповедей обетования.

          Тогда явились два учителя во град Итильский, во дворец царский, и сказали: "Отныне разделение будет положено между нами, ибо не держитесь вы пути клятвенного и всякий раз сворачиваете. Отныне да не приблизится никто из детей ваших к Цаак-Циону и храму Господнему. Отныне да не войдёт никто из жителей итильских в поселения наши и Бэйт-Сарай. Да не присоединятся впредь к народу Бога Единого не прошедшие очищения на озере Зоар, да не покинут впредь народ Бога Единого не принявшие обета молчания в храме Астара-Хэн".

          И ещё сверх того сказали учителя хазарские: "Будет терпеть Господь царство ваше тот же срок, что терпел царство Иудейское — шесть десятиседьмин полных; после же того рассеяны будете среди народов многочисленных и померкнет слава страны вашей; ибо уйдут хранящие память и скроются наследующие знание. И заключат союз с Богом Единым племена северные, что придут на землю вашу со стороны заката, но не устоят.

          Со дней тех минует ещё четырнадцать десятиседьмин, и настанет время восстановления страны вашей. Ещё одну десятиседьмину полную будет отстраиваться царство Асейское и отстроится по окончании её. Тогда вновь возвратятся в мир сей души ваши, вступят с Господом всечеловеческим в завет новый и будут держаться завета того крепко, не изменяя вопредь".

          И окончили они речение на том, и удалилися.


1. На определённом этапе существования Хазарского каганата большая часть его населения стала называть себя "хазарами", вне какой бы то ни было связи с их учением. Так "хазарами" стали называть себя и иудеи, и христиане, и мусульмане, и язычники, проживавшие на территории этого огромного государства.

2. "потоки Айляйские" — поток (река) Айля, соврем. р. Кума.

3. "Израиль" (Исраэль) — совокупность племён и народов когда-либо заключавших союз с Богом, но не выполнявших своих обязательств перед Ним. Данный статус кармически передаётся из поколения в поколение, до тех пор, пока его носитель не возвращается к соблюдению союзного договора.

4. "падение горное" — погружение горы Богдо во твердь земную.

В начало                               Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить