23.09.2014 г.

  На главную раздела "Научные работы"


Прокрутка
« »


          Хронологический контекст


          Все заключения относительно храмового комплекса Гёбекли-Тепе пока носят предварительный характер, так как раскопки ведутся лишь на 5 % его территории. Археологи считают, что исследования будут продолжаться еще около 50 лет. Шмидт планировал оставить большую часть комплекса нетронутым, сохранив его ученым будущих поколений (когда археологические методы, предположительно должны стать более совершенными). По его мнению, чтобы понять новые находки, археологи должны работать в тесном сотрудничестве со специалистами в области сравнительного религиоведения, архитектурной и художественной теории, познавательной и эволюционной психологии, социологии и других.

          Датировка исследованной части относит конец слоя III к IX тысячелетию до н.э., а его начало — к XI тысячелетию до н.э. или ранее. Слой II относится к VIII—IX тысячелетиям до н.э.

          Поскольку комплекс появился еще до неолитической революции5, происхождение в данном регионе земледелия и скотоводства следует, по-видимому, отнести к эпохе после 9 тыс. лет до н.э. В то время постройка столь грандиозного сооружения требовала усилий большого количества людей и определенной социальной организации. Для мезолита это нехарактерно. По приблизительным оценкам, для изготовления и доставки колонн массой 10—20 т от каменоломни до постройки, которые разделяют до 500 м, при отсутствии тягловых животных, требовались усилия до 500 человек. На самом деле некоторые колонны весят до 50 т, поэтому людей нужно было еще больше. Предполагают даже, что на таких работах использовали рабский труд, что также нехарактерно для сообществ охотников и собирателей. Такие работы требовали планомерных усилий и наличия социальной иерархии, в которой многие люди были подчинены одному религиозному или военному лидеру, и религиозный лидер должен был контролировать проведение ритуалов. В таком случае, само существование храмового комплекса в столь далекую историческую эпоху свидетельствует о социальном расслоении на очень раннем этапе развития неолитической культуры. Это является самым древним известным свидетельством существования касты священнослужителей – намного раньше, чем в других странах Ближнего Востока.

          На сегодняшний день на Земле нет более древнего религиозного комплекса.

          Гёбекли Тепе считается археологической открытием величайшей важности, так как оно может кардинально изменить представление о решающей стадии в развитии человеческого общества. Ян Ходдер6 (Ian Hodder), профессор антропологии Стэнфордского университета, сказал: "Гёбекли Тепе меняет все". До сих пор историки думали, что переход кочевых племен к оседлому образу жизни создал предпосылки для строительства крупных городских центров и огромных храмов. Но опыт Гобекли-Тепе доказывает, что, по всей вероятности, было как раз наоборот: само существование грандиозного святилища, где происходили главные ритуалы, побуждало людей не отдаляться от него, а оставаться поблизости от святого места и устраивать себе постоянные жилища. Значит, сначала все-таки был храм, а потом уже дом, деревня и город.

          В начале VIII тысячелетия до н.э. храмовый комплекс Гёбекли-Тепе утратил прежнее значение. Но он не был просто покинут и забыт, чтобы постепенно разрушиться в результате естественного выветривания. Он был намеренно засыпан под 300—500 м3 земли7. Кем и почему это было сделано, неизвестно. Можно только предположить, что после своеобразной «коммунистической» революции в соседнем неолитическом поселении Чайоню8 окрестное население таким образом «похоронило» свои прежние верования и идеологию. В околонаучных кругах на этот счет своя теория — предполагают, что храм подвергся воздействию Вселенского Потопа и занесен селем. Породы, скрывшие Гёбекли-Тепе, и тип разрушений стен подтверждают эту версию.

          С точки зрения Гамкрелидзе и Иванова (армянская гипотеза) Армянское нагорье было родиной всех ранних индоевропейских народов, однако это оспаривали ряд ученых, в частности Мэллори. К этой точке зрения близка Анатолийская гипотеза9 — которая центр источника распространения индоевропейских языков отодвигает на запад Анатолии.

          Интересные факты


          При раскопках была найдена статуя мужчины, которая считается старейшей из известных скульптур человека в натуральную величину (см. первое фото в ленте иллюстраций). Её возраст 11-12 тысяч лет. В настоящее время находится в археологическом музее города Урфы (Санлыурфа, Турция).

          Представляет определённую загадку, почему с течением времени изображения становятся менее изысканными, архитектура сооружений становится менее совершенной. Даже размеры строений уменьшаются вдвое. То есть наблюдается явная деградация, регресс знаний и умений строителей комплекса. Возможно, это связано с уменьшением ресурсов, а м.б. с изменением мотивации среди верующих или изменением климата.

          В комплексе имеются и первые эротические изображения лиц мужского пола, при этом обезглавленные.

          Современные эзотерики увязывают Гёбекли-Тепе с «Книгой Урантии», приводя достаточно определённые доказательства. В частности, считая этот комплекс частью Эдемского сада (возможно второго). Между тем турецкие учёные уверены: легенда о библейском Эдеме ведёт своё начало от Гёбекли-Тепе, где в древности был расположен настоящий зелёный рай со множеством животных, птиц и плодоносящих растений. В Библии сказано, что Эдем расположен там, где сходятся реки. Христиане полагают, что имеется в виду Тигр и Евфрат, в излучине которых находится плодородная долина. В Книге Бытия говорится о том, что Эдем был окружён горами. Неподалёку от комплекса протекают притоки Евфрата, а в отдалении видны горы. Так что вполне возможно, что именно здесь находился библейский рай.

          Есть несколько любопытных фактов, связывающий Гёбекли-Тепе, с истуканами острова Пасхи. Прежде всего, изображения птицеголовых существ на стелах в комплексе очень похожи на изображения таких же существ выбитых на камнях острова Пасхи. Обратим также внимание на руки: и там и там они изображены без туловища (по локоть). Совпадают и некоторые другие изображения.

          В 2010 г. с места раскопок была украдена стела с рельефами человеческой головы в верхней части и животного в нижней. После этого происшествия вход посторонних на место раскопок стал ограничен. Добиться разрешения, если вы пожелаете попасть на знакомство с раскопками, будет непросто.

          В настоящее время предполагается памятник открыть для групповых посещений туристами.

          Планы на будущее включают строительство музея и преобразования окрестностей в археологический парк в надежде, что это поможет сохранить комплекс в первозданном виде.

          Гёбекли-Тепе является объектом Всемирного наследия и находится под патронажем ЮНЕСКО.


          Примечания


          1 Невалы-Чори (Невали-Кери) — ранненеолитическое поселение на реке Евфрат в восточной Турции. Расположено у подножья гор Тавра. Содержит древние храмы и монументальную скульптуру. Исследования проводились в 1993 г. в связи с предстоящим затоплением водохранилищем. В настоящее время вместе с прочими археологическими памятниками в окрестностях ушло под воду. Датируется второй половиной IX тысячелетия до н.э. Поселение состоит из пяти уровней. В них были найдены остатки 23 длинных прямоугольных сооружений из двух-трех параллельных линий комнат. К ним примыкают структуры, образованные проекциями стен, которые считают жилыми помещениями. Глубокий многослойный фундамент сложен из больших обтесанных камней, щели между которыми заполнены камнями поменьше. Через каждые 1 — 1,5 м в фундаменте проложены каналы, проходящие под прямым углом к главной оси здания, перекрытые сверху плоскими камнями, но открытые по бокам. В помещениях найдены многочисленные скульптуры из известняка (человеческие головы, птицы, руки). По некоторым признакам близко к культуре Гёбекли-Тепе. Но, например, столбы там гораздо меньше, и отделка скромнее.

          2 “There are no traces of daily life. No fire pits. No trash heaps. There is no water here. First the temple, then the city,” Klaus Schmidt claims.

          3 Докерамический неолит (Pre-Pottery Neolithic, PPN) — период раннего неолита, к которому относятся некоторые культуры Ближнего Востока, локализованные в регионе плодородного полумесяца (карта — ниже). Их предшественником является мезолитическая натуфийская культура. Началом PPN считается развитие у местных культур производящего сельского хозяйства по окончании последнего ледникового периода, а конец приходится на период глобального похолодания 8,2 тыс. лет назад (6200 лет до н.э.), которое продолжалось несколько сотен лет.

          Среди культур PPN различают докерамический неолит А (PPNA) и докерамический неолит Б (PPNB), которые первоначально были идентифицированы в регионе города Иерихон, одного из древнейших в мире и основанного культурой PPNA.

          PPNB, по сравнению с родственной культурой PPNA, появилась поздно и имеет более северное происхождение, из верховий Евфрата. Исчезновение PPNB совпадает с периодом глобального похолодания около 6200 лет до н.э.

          Среди других построек (кроме Иерихона) культур докерамического неолита — древнейший храмовый комплекс Гёбекли-Тепе в юго-восточной Турции и город Хирокития на острове Кипр, а также ранние поселения в Фессалии (нижние слои памятников Ахиллейон, Аргисса-Магула, Сескло и др.).

          4 Культурная пшеница происходит из ближневосточного региона, известного как плодородный полумесяц. По результатам сравнения генетики культурной и дикой пшеницы, наиболее вероятная область происхождения культурной пшеницы расположена близ современного города Диярбакыр в юго-восточной Турции. Пшеница была одним из первых одомашненных злаков, её культивировали ещё в самом начале неолитической революции. В период от 10200 до 6500 лет назад пшеница была постепенно одомашнена.

          5 Неолитическая революция — переход человеческих общин от примитивной экономики охотников и собирателей к сельскому хозяйству, основанному на земледелии и животноводстве. По данным археологии, одомашнивание животных и растений происходило в разное время независимо в 7­8 регионах. Самым ранним центром неолитической революции считается Ближний Восток, где одомашнивание началось не позднее, чем 10 тыс. лет назад.

          6 С 1993 года по настоящее время Ian Hodder руководит масштабными археологическими раскопками неолитического поселения Чатал-Гуюк в Турции. Оно расположено в 50 км к югу от турецкого города Конья. Является крупнейшим и наиболее хорошо сохранившимся обнаруженным неолитическим поселением. Самые ранние найденные культурные слои относятся к 7500 г. до н.э. (что, однако, на 2000 лет позднее Гёбекли Тепе). Поселение существовало до 5700 г. до н.э.

          7 Видимо, речь идёт в источниках о засыпании одного зала комплеса.

          8 Чайоню, Чаёню (букв. «холм Чайоню») — неолитическое поселение в юго-восточной Турции, 7250 — 6600 лет до н. э. Расположено в предгорьях Восточного Тавра, в районе Эргани провинции Диярбакыр; в 40 км к северо-западу от города Диярбакыр. В ходе этих раскопок удалось выделить 5 археологических слоёв и, соответственно, фаз развития поселения, датировавшихся 7250—6750 гг. до н. э. Результаты раскопок получили широкую известность, и пятислойное поселение Чайоню-Тепеси стало рассматриваться как классический памятник раннеземледельческой культуры Передней Азии.

          9 Гипотеза Гамкрелидзе — Иванова. Предполагает, что праиндоевропейский язык возник на Армянском нагорье и в степях Восточной Европы. Аргументируется в трудах академиков Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова (1995), а также В. А. Сафронова и Н. А. Николаевой.

          Гипотеза о двух прародинах для индоевропейцев на территории Армянского нагорья и в степях Восточной Европы была сформулирована Миллером еще в 1873 году на основании близости индоевропейского праязыка с семито-хамитскими и кавказскими языками. Работы Т. В. Гамкрелидзе и В. В. Иванова, вышедшие в 1980—1981 годах, развили эту мысль на новом научном уровне.

          Анатолийская гипотеза — одна из основных гипотез о формировании протоиндоевропейцев. Локализует индоевропейскую прародину в западной Анатолии (современная Турция). Выдвинута в 1987 году британским археологом Колином Ренфрю (род. 1937 г.), соотносившим прародину индоевропейцев с поселением Чатал-Хююк.


          Источники


          Сайты

          1. thelivingmoon.com/43ancients/02files/Turkey_Gobekli_Tepe_001.html

          2. paranormal-news.ru/news/zagadki_gebekli_tepe/2014-05-23-9079

          3. newyorker.com/magazine/2011/12/19/the-sanctuary

          4. mk-turkey.ru/tourism/2012/09/14/samyj-drevnij-hramovyj-kompleks-v-mire-gyobekli-tepe.html

          5. thehiddenrecords.com/gobekli-tepe-taurus-bull.php

          6. timothystephany.com/gobekli.html

          7. www.ubthenews.com/topics/Gobekli_Tepe.htm

          8. beforeitsnews.com/strange/2012/08/gobekli-tepe-yields-groundbreaking-insights-2442550.html

          9. Википедия.

          10. vseprokosmos.ru/arheolog55.html

          11. archeonews.ru/raskopki-na-tureckom-gyobekli-tepe/

          12. archive.archaeology.org


СИРИН
20.09.2014
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить