ГЕНИЙ СРЕДИ ЛЮДЕЙ

 

Источник: http://www.statesymbol.ru/image/nationalsymbol/20050923/39599845.html

Работа “Гений среди людей” написана К.Э. Циолковским в 1918 году. При жизни не публиковалась. Мы предоставляем возможность читателям познакомиться с фрагментами еще одного неизвестного произведения основоположника космонавтики.

 

ГЕНИЙ И ЗЕМЛЯКИ

К.Э. Циолковский 

Земляки и товарищи гения в отношении понимания относятся к нему как и родственники, недостает только любви и снисхождения (родственного пристрастия) да прибавляется зависть и недоброжелательство.

Так Колумб, уверивший земляков, что земля похожа на шар, возбудил такое в них негодование, что должен был спасать свою жизнь бегством в другой город. Были подвергнуты осмеянию Гальвани и Ламарк. И этим историям нет конца.

Галилейский Учитель везде имел успех, пока не попал в родной Назарет. Под влиянием недоверия он там так обессилил, что не мог проявить ни исцелений внушением, ни блестящей проповеди. Подозрительность земляков, хорошо знавших его с детства и ничего тогда не заметивших, убила все его силы. Любезные граждане, обидевшиеся на его космополитизм, даже схватили было его, чтобы увлечь к обрыву и свергнуть в пропасть. Но он как-то вырвался из их рук и избегнул этой несвоевременной казни. Как им было поверить ему, когда ранее ничего замечательного в его жизни они не видели. Были у него отец, мать, родня, с которыми шутили его земляки пили, ели, праздновали. Роднились, гуляли, говорили. Обижали и благотворили. Знали они мальчика, который делал тоже, что и их ребята - играл на улице с их детьми, ссорился, молил. Его поколачивали - то сверстники, то товарищи, то родители, то старики. Что тут высшего, что тут гениального? Высшее было, начиналось, но было в зачаточном состоянии. Его проглядели близорукие товарищи. Они видели в нем только гордость, стремление выделиться, критиковать, превзойти их и их детей, и потому он только возбуждал их зависть и негодование. Истины, произносимые им еще неуверенно и несовершенно, их оскорбляли, так как сами они блуждали во лжи и самообольщении… Гения озаряет великая мысль. Он передает ее близким, товарищам, ученым и обыкновенно не находит сочувствия. Причина простая. Ученые и так утомлены своей наукой и обязанностями. Даже всякое уже прогремевшее открытие для них - горе и досада, так как заставляет их утомляться для усвоения новых идей. Но избежать этого нельзя. Скрипя сердце приходится работать, так как нельзя отставать от века и не знать то, что уже увлекло большинство.

Но когда какая-нибудь ничтожность, маленький человечек делает открытие, то это не только заставляет их без серьезного разбора и рассмотрения отрицать, но и завидовать. И отрицание превращается в преследование и глумление. Они чувствуют личное оскорбление от ненавистного гения, так как открытие сделано не ими.

С целью поскорее отделаться от маленького человечка бывает иногда недобросовестный разбор. Критик извлекает мелкие ошибки, недосмотры, неполноту. И все это выставляется на вид, упуская главное. Приблизительный расчет они выставляют, как неверный. А то случается коварная похвала, которая возбуждает недоверие к изобретателю и доверие к доброте критика. Мешает признанию истины и самолюбие. Не все конечно ученые таковы. Много молодых, великодушных, которых наука искренно увлекает, которые и сами на пути к новым открытиям и сочувствуют им, откуда бы они не приходили. Отрицательное отношение окружающих заставляет новатора замыкаться в самом себе. Следующая его гениальная идея уже не высказывается никому. Он размышляет уединенно. Мир необычных идей в нем растет, усиливается, приводит его в восторг, дает ему жизнь, утешение, радость. Поддержку в житейских печалях. От семьи, земляков и толпы он почти уходит. Связь чересчур мала и сближение сопровождается катастрофами вроде избиения, и даже покушения на жизнь мыслителя. Галилейского Учителя много раз пытались забросать каменьями. Его называли полоумным, бесовским сыном, помощником дьявола и другом негодяев. Намекали на незаконность его рождения. В конце концов пригвоздили к столбу с перекладиной. Сократа заставили выпить яд. Лавуазье замучили пытками, нравственно унизили, нравственно лишили свободы. Колумба заковали в кандалы.

Слабость людская более склонна почитать умерших. Полезнее поддерживать живых гениев.

ГЕНИЙ   И  СПЕЦИАЛИСТЫ

Еще печальнее положения гения к специалистам. Положим, мыслитель вводит железные дороги. До них были шоссейные, водные пути и другие, еще более примитивные. От осуществления идей мыслителя должны пострадать ямщики, содержатели дорог, служащие, хозяева парусных судов, трактирщики, некоторые рабочие и т.д. Общее недовольство задетых за живое людей поддерживается учеными и специалистами, так как отражается и на них. Косность мысли, и пошлые идеи окружающих мешают им вникнуть в новые течения и сделать беспристрастную оценку. Страдает и самолюбие: кто-то хочет быть выше их, умнее.

Знаменитый  Араго доказывал во Франции, что введение железных путей принесет стране одни убытки. Гигиенисты и врачи указывали на вред быстрого передвижения не только для пассажиров, но и для зрителей, почему считали необходимым отгородить железные дороги заборами от любопытных взглядов. Механики и фабриканты находили другие препятствия. Там думали, что колеса локомотива будут скользить по рельсам и не повезут поезд…

Профессиональную зависть устранить трудно, но можно было устранить бедствия, причиненные всяким нововведением. Надо пристраивать всех трудящихся, всех служащих, оставшихся без штатов, разорившихся хозяев и т.д. Это легко сделать государству, которое получает, в общем, в сотни раз более выгод от изобретения, чем убытков.  Всякий работник полезен и не может остаться без дела, если за это возьмется государство, которому со своей высоты все видно. Для этого конечно нужно, чтобы  во главе его были мудрецы, люди с особенными свойствами, что возможно только при научном устройстве общества.

Обыкновенно капиталисты поручают суждение об изобретении специалистам или ученым. Они сильны в науках и технике, они сдали соответствующие испытания и доказали свою авторитетность своими полезными трудами и даже открытиями. Но те же специалисты никогда не сдают экзамена в добросовестности, беспристрастии, в бескорыстии, в высшем благородстве образа мыслей. Сдавать такие экзамены пока не принято. Напротив, эти выдвинувшиеся люди должны отличаться особенным честолюбием, завистливостью, корыстолюбием и другими нравственными недостатками. Эти страсти играли немалую роль в их карьере. Таким людям как раз нельзя поручать суда…

Все знают, что великий Галилейский Учитель был унижен, оплеван, бит духовенством своего народа: лучшими, отборнейшими и почтеннейшими людьми.

Также  Л.Н. Толстой был отлучен от церкви Синодом, и только политические соображения спасли его от каменного мешка.

Первые изобретатели паровых машин были отвергнуты, не поддержаны и между ними забыт один русский рабочий Ползунов, построивший действующую паровую машину раньше Уатта.  

Мейера, основателя механической теории теплоты, осмеяли ученые. Расстроенный, огорченный он покушался на самоубийство и был посажен в сумасшедший дом.

Колумб возбуждал веселый хохот среди передовых людей своего времени, был в цепях, и даже открытая им Америка, была названа не его именем.

Великий Лавуазье был казнен революционными партиями, как взяточник.

Галилей был приговорен к сожжению, но по старости и смирению освобожден от казни и только лишен свободы и умер в неволе.

Гус  был сожжен духовным судом, также как и Джордано Бруно, указавший на существование в небесах множество миров, кроме Земли.

Когда Наполеону указали на пароход, он отказал изобретателю в поддержке, и назвал паровое судно игрушкой.

Железные дороги отрицал академик Арго. Отрицали их также техники и медики, как вредное для здоровья нововведение, неосуществимое и убыточное.

Паллиси, изобретатель фаянса, сжег крышу своего дома, чтобы закончить опыты. Но никто не догадался дать ему дров.

Академии наук отрицали падения болидов и возможность аэропланов и дирижаблей.

Пифагоровская школа была осмеяна за то, что считала Землю движущейся пылинкой во Вселенной. Этого не могли переварить даже такие гении, как Платон, Архимед и Птолемей. Последний открыто объявил о движении Земли вздором и глупой болтовней.

Анаксагор за естественное объяснение лунного затмения влиянием Земли приговорен был (вместе с семьей) народным судом к смертной казни. Только красноречие Перикла заставило заменить смертную казнь изгнанием.

Кеплер сидел в тюрьме, тетка его была сожжена, мать отпустили, но она умерла с горя после тюрьмы.

Коперник дождался издания своего сочинения только на смертном одре.

Сократа заставили выпить яд за отрицания мифологии, т.е. за непокорность суевериям.

Французский академик Буало звуки фонографа объяснил чревовещанием. Чтобы доказать это, он схватил за горло демонстратора.

Гальвани подвергался осмеянию глупых и умных. Его называли лягушачьим танцмейкером так как он производил опыты с лягушками.

Медицинский факультет Сорбонны глумился над  Гарвеем, открывшим кровообращение.

Лебен открыл газовое освещение, но так и умер, не дождавшись его применения. Ему доказывали, что огонь не может существовать без фитиля.

Ома немецкие ученые называли дураком.

Английское королевское общество отвергло опыты  Джоуля.

Огюст Конт, этот идеал позитивистов, считал совершенно невозможным узнать химический состав небесных тел.

Изобретателей множество драгоценных орудий и машин мы не знаем даже по имени. Кто изобрел ножницы, компас, иголку, мельницу и т.п.? Вознаграждены ли эти благодетели человечества или замучены? Примеры эти бесчисленны. Из предыдущего также видим, что даже отношения ученых, мыслителей и гениев к своим не прославленным еще собратьям нередко ошибочны, несправедливы, безжалостны и жестоки. Чего же ждать от средних людей не умеющих отличить правой руки от левой, пребывающих в святой (но преступной) простоте? Они способны сжигать и истреблять своих благодетелей и  спасителей, совершенно того не сознавая. Нам это показали холерные бунты, народные восстания, рабочие волнения, фабричные погромы, избиение евреев и т.д.

Что же делать? Каким образом не топтать жемчуг, не сжигать святыни, не уничтожать корней, на которых растут питающие нас плоды? Как не уподобиться свинье подрывающей корни дуба, желудями которого она питается, и петуху, не признающему жемчуга и драгоценных каменьев?

Спасение - в особенном народном устройстве, основа которого все же сам народ…

  

Источник: http://www.resurrectionnow.org/

 

gag_01.gif (305 bytes)

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги сиделок Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: ноября 18, 2009 19:09:42.