Из книги: ИСКУССТВО И ИСТОРИЯ. ЕГИПЕТ -5000 ЛЕТ ЦИВИЛИЗАЦИИ

 

Раздел: РЕЛИГИЯ ЕГИПТА. НАДЕЖДА И ВОСКРЕШЕНИЕ.

Автор: АЛЬБЕРТО КАРЛО КАРПИЧЕЧИ

“…..Основа всей системы религиозной мысли и строгой морали египетских народов – в мифе об Осирисе, который не только отражает исторические события, как указано, но также является высоко духовной концепцией. С течением столетий он постепенно затемнялся и заслонялся массой накапливающихся деталей и противоречивых эпизодов, но даже, несмотря на это, его огромное этическое и религиозное значение еще очевидно даже нашему современному менталитету, окаменевшему за тысячелетия цивилизации.

Великий миф об Осирисе может быть сформулирован в нескольких словах, просто и ясно. После трех божественных царств, во время которых боги Шу, Ра и Геб, один сменяя другого, опекали человечество в райских кущах, пришло время для Осириса и его миссии. Абсолютный Дух воплотился в человека для достижения человечества, затерянного вне Рая, и, как человек, он страдал и умер с другими людьми. Он стал человеком, чтобы сделать себе подобных по тяжкому пути к пониманию своего назначения, чтобы сделать людей творцами их собственной жизни, Он стал человеком, чтобы умереть подобно самому последнему из людей, жертвой самых тяжких несправедливостей.

Расчлененный собственным братом и воскресший, он дает уверенность в возрождении к вечной жизни, благодаря безграничной любви, соединяющей творение с Творцом.

Это – свидетельство любви и воскрешения, как главной сути всего созданного.

Свидетельство, данное непосредственно самим актом творения: Солнцем, исчезающим и возрождающимся каждый день снова, всегда; семенем, умирающим в темных недрах Земли и возрождающимся, пышно расцветающим под лучами солнца и дающим новую жизнь, каждый год, всегда. Эта уверенность – та самая сила, которая спустя много столетий приведет Сократа к ясно сознанному самоубийству, та самая сила, которая, в соединении с моралью и духовностью, проникла в греческие мифы и римские культы.

Глубокая любовь, которой проникнут миф об Осириусе, окружила милосердием и нежностью фигуру Исиды, богини, наиболее близкой египетскому народу, самому человечному и страстному созданию, когда-либо появлявшемуся в древнем мире. Мы встретим храмы и статуи, посвященные ей, по всей Римской империи, и сегодня еще видны развалины маленького храма Исиды в Помпеях, построенного в первом веке н.э.

Если Осириус воспринимает смысл и опыт воскрешения, присущего силам природы, то Исида – это уверенность, гарантия возрождения, окончательной победы над злом и смертью. Миф об Осирисе явно отражает представления аграрного мира об изначальной богини Матери-земли, на чьей груди умирает бог – семя, чтобы дать своему творению пропитание и подарить вечную жизнь во всеобщей трапезе любви и жертвенности, на которую вечно обновляется мистерия воскрешения.

В третьем тысячелетии кристальная и ясная сущность мифа о любви и воскрешении затуманилась, т.к. он стал инструментом власти в руках касты более или менее просвещенных жрецов, но затем во второй половине третьего тысячелетия свершилось чудо. Длилось оно недолго, но оставило глубокую отметину в человеческой мысли.

Это чудо выразилось в попытке Эхнатона (1372-1354 гг. до Р.Х.) трансформировать оккультную религию в религию для всех, с ясным образом единого абсолютного бога.

Эхнатон прилагает сверхчеловеческие усилия, пытаясь прорвать изоляцию религии и позволить всем получать ее духовные дары, без посредничества жрецов и посвященных лиц. В первую очередь было необходимо отменить культ всего множества богов, и, чтобы избежать беспорядка, фараон ликвидировал имя Амон, дав абсолютному богу Ра имя Атон. Неисчислимые божества исчезли, и люди стали равны перед Атоном, потому что Он “создал каждого человека равным брату его”, и к каждому Он обращается словами “ты – в моем сердце”. Вселенная синтезируется в едином акте любви, соединяющим Творца и Творение, потому что “Ты – единственный, только Ты создаешь тысячи и тысячи существ… Ты есть поток жизни, и никто не может жить без Тебя… Ты живешь в каждом младенце с зарождения его в утробе матери, Ты осушаешь его слезы, Ты открываешь его уста и ведешь его, пока он нуждается в этом…Ты есть Бог всех, Ты - тот, кто заботится обо всех. Ты, который создаешь жизнь всех народов….

Это любовь, которая создает и возвышает всю Вселенную, проявляется непрерывно и среди нас, потому что она – подобна лучу солнца, от которого идет тепло, дающее жизнь, она – как бесконечная длань, полная даров. Сам фараон, пророк абсолютного Бога, и все его семейство щедро передают людям божественные дары…

…Несмотря на энтузиазм и фанатизм народа и его друзей, со смертью этого Великого Мужа, старая каста жрецов вновь завоевала власть, прокляв “фараона-еретика”….”

 

Перевод текста: Нина Строганова, Михаил Талалай. Флоренция.