21.01.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


Оглавление:
 

 

Фрагменты игровых (логопедических) занятий

 

ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ

На одном логопедическом занятии проводится несколько игр-упражнений. К ним относятся игры с мячами, пирамидками, различными вкладышами, куклами и другими сюжетными игрушками. Активное манипулирование детьми сюжетными игрушками создает предпосылки для возникновения сюжетно-ролевой игры. Игры-упражнения направлены на развитие внимания, дифференциации признаков предметов (по цвету, форме, величине), дифференциации действий и их признаков (быстро-медленно, громко-тихо, высоко-низко).

ИГРЫ С ПИРАМИДКАМИ

Цель игр с пирамидками и другими сборно-разборными игрушками состоит в том, чтобы  научить ребенка разбирать и собирать их в заданной последовательности. Пирамидка должна состоять из четырех-пяти легкоснимающихся колец. Во время игр ребенок должен
сидеть за столом напротив логопеда; сначала он выполняет действия совместно со взрослым, затем-отраженно и самостоятельно.

При совместном выполнении действий логопед, поддерживая руку ребенка своей рукой, снимает одно кольцо, ребенок другое. Логопед при этом произносит :  «Я снимаю колечко,  и Саша снимает колечко». Надевание колец также проводится поочередно взрослым и ребенком и комментируется логопедом.

При отраженном выполнении действий ребенок и взрослый поочередно снимают  кольца и надевают их; каждый действует со своей пирамидкой. В этом случае необходимо использовать, одинаковые по количеству, форме и цвету колец.
Одновременно следует учить ребенка раскладывать кольца в ряд в определенной последовательности (от маленького к большому), а надевать их в обратной последовательности (от большого к маленькому), учить отстроченному выполнению действия:  «Сначала - я, потом - ты»; «Подожди: я еще не сняла». Таким образом происходит развитие регулирующей функции речи.

Самостоятельное выполнение знакомых ребенку действий осуществляется по словесной инструкции:  «Разбери пирамидку»; «Разложи колечки в ряд»; «Собери пирамидку».

ИГРЫ С МЯЧАМИ, ШАРАМИ

Примером такой игры является катание мяча (шара) от взрослого  к ребенку и обратно. Цель игры-упражнения:  вызвать зрительное сосредоточение на предмете, эмоциональное и деловое общение; научить отталкивать мяч двумя руками и принимать его обратно.
Упражнения с мячами проводятся на полу, с шарами- на столе. Предварительно следует огородить края  стола так, чтобы шар не скатывался на пол.

Усложнение задач достигается за счет  увеличения количества мячей (шаров), изменения их по величине (большой и маленький),  а затем и цвету

Задания направлены на формирование умения дифференцировать предметы по величине и цвету. В ходе таких игр-упражнений одновременно решаются три педагогические задачи: происходит ознакомление с предметом и его признаками и развиваются речь и мышление.

В заданиях такого рода большое значение имеет интонационная окраска речи логопеда:  «Кати вот такой мяч! Большой мяч! Кати маленький мячик! ».

Дальнейшее  усложнение задач предполагает появление в инструкции логопеда слов, обозначающих признаки действия:  «Кати далеко-далеко. Толкай  сильно мяч».
Аналогично изменяются задачи при отталкивании мяча, подвешенного
в сетке, бросании его в корзину.

ПОДБОР ПАРНЫХ КАРТИНОК

Берется четыре-пять пар картинок, по одной из пары- у логопеда и у ребенка. Логопед называет картинку и кладет ее на середину стола, затем он просит ребенка найти такую же и положить рядом со своей картинкой. Если ребенок не справляется с заданием, логопед помогает, поддерживая направляя руку ребенка. После обучения  игра повторяется.

С появлением у детей активной речи необходимо побуждать их называть картинки. Например:  «Что я положила! »- «Мяч». - «А у тебя есть мяч! »- «Да (есть)». - «Где мяч! »- «Вот». - «Положи мяч рядом. Что ты положил! »- «Мяч». Аналогично ведется разговор и по другим парам картинок. Далее аналогичным образом дети учатся подбирать парами геометрические фигуры, отличающиеся по форме или величине. Сначала
можно использовать прием наложения: ребенок подбирает фигуру и закрывает ею образец:  «Спрятали кружок». Когда ребенок усвоит принцип отбора, можно использовать прием приложения:  «Дай такой же кружок.  Молодец! Положи рядом с красным кружочком! Вот так! ».

Развивая представления детей о форме, цвете и величине, необходимо правильно подбирать наглядный материал. Так при обучении детей различению фигур по форме следует использовать предметы (кружочки, треугольники, квадраты) одинакового цвета и одинаковой величины, а при обучении различению цветов надо брать фигуры одной формы и одинаковой величины: иначе ребенок будет затрудняться в выборе признака, по которому следует подбирать пару.

С появлением активной речи следует усложнять задания, предложив ребенку отбор по двум признакам. Например:  «Дай красный кружок», «Возьми большой кружок»; «Покажи маленький кружок».

Ускорить появление активной речи можно путем создания проблемных ситуаций. Для этого располагают любимые игрушки ребенка  на высокой полке. Это ставит ребенка в такие условия,  когда необходимо попросить игрушку, выразив просьбу словами.
На формирование речи благоприятное влияние оказывают дыхательные и голосовые игры и упражнения, а также упражнения и игры,  направленные на развитие моторики, особенно мелкой.

 

Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить