21.01.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


Оглавление:
 

 

Показ действий с предметами и их называние

Обучение детей действиям с предметами осуществляется на индивидуальных занятиях.
В основе овладения детьми действиями с предметами лежит подражание взрослым. Действия с предметами путем подражания  усваиваются ребенком в такой последовательности:  совместное выполнение действий взрослого с ребенком, отраженное выполнение действий ребенком по показу взрослого, самостоятельное выполнение действий по словесной инструкции, самостоятельное выполнение действий в свободной деятельности.

При совместном выполнении действий  ребенку со стороны логопеда требуется постоянная помощь. Показав действия, логопед берет руку ребенка (или обе руки) в свою и ведет  ее в нужном для совершения действия направлении (подталкивает мяч или шар, надевает кольцо на пирамидку, вставляет грибок в отверстие и т. д). Ребенок усваивает, что с каждым предметом можно выполнять ряд действий в определенной последовательности (куклу качать, кормить, одевать, гулять т. д).

Постепенно действия детей с предметами становятся осмысленными и целенаправленными и переносятся в свободную деятельность.
Овладение совместными, отраженными, самостоятельными действиями необходимо не только для развития у детей самих действий с предметами, но и для становления зрительного и слухового сосредоточения, эмоционального и делового общения, формирования активной и пассивной речи.

В процессе выполнения действий с предметами логопед устанавливает с ребенком тесное эмоциональное или деловое общение: он поглаживает руку ребенка; вызывает ответную улыбку; хлопает в ладоши или гладит по голове, отмечая успех; хмурит брови, употребляет слова с оценочным значением и соответствующей мимикой («хорошо, очень хорошо, правильно, так, еще в сочетании с улыбкой, кивком головы или
«плохо, нет, так нельзя, не так» и т. д. »

 


Предъявление речевого образца

В ходе овладения детьми действиями логопед должен постоянно предоставлять им образцы речевых высказываний. Например, обучая ребенка собирать и разбирать пирамидку, логопед говорит :  «Будем играть. Будем снимать колечки. Это колечко сниму я, а это-Саша. Это -я, а это-Саша». Итак до конца занятия. Постепенно взрослый включает в свою речь новые слова, обозначающие цвета и величины колец:  «Я снимаю маленькое колечко,  и Саша снимает маленькое колечко. Я надеваю красное кольцо, и Саша надевает красное кольцо».

Необходимо не только комментировать свои действия и действия детей, но и задавать вопросы, побуждающие детей к ответам. Следует отметить, что комментируя действия ребенка, логопед должен называть его собственное имя, так как местоимение на данном этапе речевого развития еще не осознается и не выделяется ребенком. Рассматривание предметов и выполнение действий можно сопровождать развернутым  описанием:  «Вот зайка! Мягкий зайка, пушистый! Вот какой хороший (белый, серый. . . . ) зайка! Я поглажу зайку. Спинку поглажу. Головку поглажу. И ухо поглажу. Зайка мягкий, пушистый! Теперь Саша погладит зайку. Погладь спинку».

Разговаривать с детьми надо неторопливо, отчетливо произнося все слова, четко отделяя их одно от другого паузой. Восприятие детьми речи взрослого нельзя рассматривать только как пассивный процесс, так как ребенок, слушая речь, должен понять содержание сказанного, молча осмыслить полученную речевую информацию.

Наряду с развитием понимания речи необходимо побуждать детей к активной речи. Активизация речи достигается путем включения вопросов, ответы на которые первоначально ребенок может заимствовать из  только что прослушанного образца речи логопеда.
Например, логопед просит :  «Найди большое кольцо». Далее он спрашивает:  «Какое ты нашел кольцо! »- «Большое». Это пример отраженной речи.
Развивая речь ребенка, необходимо разграничивать два типа заданий:
1. Задания, направленные на развитие пассивной речи, -показ предмета, манипулирование с ним. Логопед :  «Это мяч. . . Покажи мяч. . . Принеси мяч. . . Найди мяч. . . Возьми мяч. . »
2. Задания, направленные на развитие  активной речи, -называние предметов и действий с ними. Логопед:  «Кто это! »- «Киса». - «Скажи: киса». - «Киса». - «Как кричит киса! »- «Мяу». Или:  «Как мяукает киса (кошка)! »- «Мяу».

Не надо ждать, что ребенок сразу же повторит сказанное взрослым. Это придет постепенно, по мере накопления словарного запаса и развития произносительных навыков. Если же требовать от ребенка немедленного повторения сказанного, то у него может появиться негативное отношение к речи, что удлинит сроки появления активной речи.
Следует также помнить, что дети, не могут сразу правильно воспроизвести звуковой и слоговой состав слова.

 

 

Продолжение

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить