21.01.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


Оглавление:
 

 

  РЕКОМЕНДАЦИИ К ИСПОЛЬЗОВАНИЮ НЕКОТОРЫХ МЕТОДИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ

 

Детям раннего возраста  необходимы наличие опоры  на наглядный образец, вовлечение в процесс познания всех  или многих анализаторов, обязательное соотнесение слова   с обозначаемым предметом, слова с действием, слова с признаком, многократность повторения нового слова взрослым, выполнение действий с предметами,  которые обозначаются новым словом. Развитие речи детей происходит в процессе ознакомления их с предметами и явлениями окружающего мира.

Учитывая сказанное, к характерным методическим приемам обучения детей раннего возраста можно отнести следующее:
-показ предмета(игрушки) и его называние;
-рассматривание предмета;
-показ действий с предметами и их называние;
-выполнение поручений детьми;
-показ картинок с изображением отдельных предметов;
-показ картинок с изображением простого сюжета;
-показ  предметов в помещении дошкольного учреждения и за его пределами;
-наблюдения за живыми объектами и т. д.

Все перечисленные приемы направлены главным образом на развитие слухового и зрительного сосредоточения, внимания к речи и понимания обращенной речи. Свидетельством  полного и правильного понимания воспринятой речи будет появление ожидаемой от ребенка ответной реакции. Причем эта ответная реакция ребенка может выражаться невербально мимикой, указательным жестом, взглядом или выполнением  действия. Воспитывая умение прислушиваться к речи взрослого, следует активно побуждать ребенка отвечать не только движениями, но и словами,  речью. Все приемы используются с целью активизации речи. Чтобы ребенок вместо мимики , жеста или  молчаливого выполнения действия мог употребить слово, необходимо использовать и специальные приемы,   способствующие  актуализации его речи. В основе этих приемов лежит подражание  речи взрослых. К таким приемам относятся:

-внезапное появление и быстрое исчезновение предмета, сопровождаемое сначала называнием, а затем- вопросами : Кто это! Что это! Кто спрятался!
-просьба, предложение произнести слово;
-совместное проговаривание слова;
-отраженное произнесение слова;
-самостоятельное произнесение слова;
-договаривание слова в знакомой ребенку ситуации, подсказывающей нужное слово;
-ответы на конкретные вопросы: кто это! Что это! Что делает! Какой предмет
по величине(по форме, цвету)
-предъявление речевого образца.

 

Показ предмета и его называние

Для развития у детей зрительно-слухового сосредоточения используются различные приемы. Один из них - внезапное появление и быстрое исчезновение предмета (игрушки). С этой целью берется набор игрушек (например - мяч, мишка, кошка, кукла, машина, зайка и др.) ширма, корзина или коробка. Логопед достает игрушку из-за ширмы(из коробки) и быстро прячет ее обратно. С целью развития речи в момент появления игрушки логопед каждый раз называет ее, привлекая к ней внимание ребенка. Действие с одной игрушкой повторяется несколько раз. Называя предмет, необходимо следить за зрительной реакцией ребенка. По мере появления зрительного сосредоточения следует несколько задерживать игрушку над ширмой, удлиняя процесс восприятия в сочетании с ее обозначением словом. Важно также дать эту игрушку ребенку в руки,  погладить ее рукой ребенка, покачать, позвенеть и т. д.
Далее количество предметов для одного занятия увеличивается.

В занятие необходимо также включать звучащие игрушки, привлекая при этом не только зри тельное, но и слуховое внимание ребенка (погремушка, бубен, дудочка и озвученные образные игрушки: зайка, мишка, 
кошка и т. д). При использовании звучащих игрушек сначала надо вызвать слуховое сосредоточение, а затем -одновременно слуховое и зрительное.

Следует менять местонахождение игрушки, подавать звучащий сигнал
с разных сторон, следя при этом за реакцией ребенка.

Неожиданное появление и исчезновение игрушки вызывают у детей ответную реакцию: улыбку, протягивание руки, вокализацию и т. д. Это свидетельствует об установлении контакта с ребенком и появлении эмоциональной формы общения, что в свою очередь является предпосылкой к развитию понимания словесной речи окружающих.

 

Рассматривание предмета

 
Для рассматривания берутся знакомые детям игрушки после усвоения их названий. При рассматривании предметов взрослый обращает внимание на их признаки, выделение части из целого и т. д.

При рассматривании предмета надо научить детей понимать, что признаки, свойственные одному предмету, могут быть и у других предметов «Мишка большой, мяч большой, стол большой»; «Глаза есть у мишки, зайца, кошки, утки» и т. д. В силу того что для детей раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, им лучше называть группу предметов не обобщающим словом (овощи, фрукты), а вопросом содержащим в себе обозначение действия:  «Что мы надеваем!»; «Что растет в огороде!»

Развивая речь ребенка, необходимо обращать его внимание на наличие связей и отношений между предметами:  «Карандаш, бумага нужны, чтобы рисовать».

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить