21.01.2010 г.

  На главную раздела "Оздоровление"


 
 
 



Семенчик Лариса Николаевна,

учитель - логопед, реч. группа № 5

Санкт-Петербург 2009-2010 учебный год


 
 
 
 
 
 
 
 

Оглавление:

 
 
 РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
 
Данные современных психолингвистических, психологических и педагогических исследований требует построения системы развития речи детей с учетом двух психологических принципов: принципа развития и принципа деятельности.

Одним  из психологических принципов, лежащих в основе овладения речью детьми, является принцип развития, согласно которому все психические процессы, в том числе и речь, имеют определенные качественные стадии в своем развитии. Развитие психических процессов   протекает в тесном взаимодействии друг с другом.

В психическом развитии существуют сензитивные периоды, в которые ребенок особенно чувствителен к определенного рода влияниям окружающей среды. Для развития речи сензитивным периодом является    возраст от 1. 5 до 3 лет, когда ребенок оказывается наиболее чувствительным к речи.

Как отмечал известный советский психолог Л. С. Выготский, слишком позднее начало обучения не играет той роли в развитии, какую оно играет тогда, когда происходит в оптимальные сроки. В сензитивный период закладываются основы речевого поведения, формируется особое языковое чувство.

Следует отметить, что существуют общие закономерности онтогенеза речи в условиях нормы и патологии. У детей  с общим недоразвитием речи наблюдается та же последовательность в усвоении речи, что и у нормально развивающихся сверстников, но в более растянутые сроки.

В рамках деятельностного подхода все более широкое признание получает  рассмотрение речи как деятельности. Определяя речь как деятельность, необходимо выделять ее компоненты: цели, мотивы, речевые действия и средства. Одной из особенностей речевой деятельности, свойственной детям дошкольного возраста, является слияние  целей  и мотивов речевого общения, а также перемещение речевого мотива в какую-либо другую деятельность, например в игровую.

Использование разнообразных  видов деятельности формирует у ребенка потребность в овладении речью. Наличие мотива(а потребности выступают в роли мотива деятельности)-важное условие как для восприятия речи, так и для активного пользования ею в общении. В результате этого речь быстро становится объектом наблюдений ребенка.

В системе специального обучения детей учитываются особенности речевого общения дошкольников, используются игра и продуктивные виды деятельности с целью формирования  потребности в овладении речевыми средствами.

При этом система коррекционной работы должна опираться не только на закономерности формирования речи в норме, но и на своеобразие речевой деятельности при ее патологии. Важно также, чтобы задачи овладения речью решались в единстве с задачами всестороннего развития ребенка. Например , игра может использоваться одновременно  и как средство развития речи, и как средство развития личности ребенка.  Наиболее тесная связь в решении коррекционных и общеразвивающихся задач наблюдается при ознакомлении детей с предметами реального мира,  в ходе продуктивной деятельности (рисования, лепки, аппликации, конструирования),  в самообслуживании.
Овладение речью как средством общения происходит в раннем и дошкольном возрасте.   
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить