05.01.2011 г.

  На главную раздела "Научные работы"


 
Паасо В.Т.

Великая и прекрасная Радда-Бай


 

“Для того чтобы выступить
в мире с обнаженной Правдой,
нужно больше мужества, чем для того,
чтобы войти в пещеру хищного зверя”.


(Из книги “Вопросы философии", 1910 год)

 

Каждую весну 8 мая теософы всего мира отмечают годовщину смерти Елены Петровны Блаватской. День этот в честь ее памяти назван “Днем Белого Лотоса”. Нынешний год особенный, поскольку исполняется ровно сто лет, как ушла из жизни эта замечательная русская женщина, о которой мы хотим сегодня рассказать.

О Е.П.Блаватской - незаурядной личности, талантливой писательнице, этнографе, путешественнице, основателе Теософского общества - в последнее время стали писать у нас немало добрых слов.

“Я был бы более чем удовлетворен, если бы смог коснуться края одежды мадам Блаватской”, - заявлял Махатма Ганди.

“Е.П.Блаватская была великой мученицей в полном значении этого слова. Зависть, клевета и преследования невежества убили ее... Я преклоняюсь перед великим духом и огненным сердцем нашей соотечественницы и знаю, что в будущей России имя ее будет поставлено на должную высоту почитания. Е.П.Блаватская истинно наша национальная гордость. Вечная слава ей!” - писала Елена Ивановна Рерих.

“Я уверен, что в ближайшее время многое будет сделано, чтобы изучить работы Елены Петровны. Она положила начало многим духовным направлениям. Ей было трудно, очень трудно, на ее жизненном пути встретились огромные препятствия, но она сумела победить их и закончить свой величайший труд “Тайную Доктрину”. “Тайной Доктрине” в мировой философии нет равных, потому что это анализ, собрание основных глубинных учений всего мира о тайнах жизни... Через “Тайную Доктрину” нужно показать Елену Петровну в новом облике, соответствующем ее заслугам. Надо показать глубину ее мысли. Ведь она увидела, в чем состоит подлинное единство человека и космоса”, - так высоко оценивает Блаватскую Святослав Николаевич Рерих.

Елена Петровна Блаватская, известная в России также под литературным псевдонимом Радда-Бай, родилась в 1831 г. в Екатеринославе в семье военного, обрусевшего немца фон Роттенштерна. Мать ее известная русская писательница Елена Андреевна Фадеева, которую В. Г. Белинский назвал “русской Жорж Санд”. Рано лишившись матери, Е. П. Блаватская вместе с сестрой Bepoй воспитывалась их няней. Уже в раннем детстве Елена Петровна проявила свои филологические и музыкальные способности, а острота ума ее приводила всех в нескрываемый восторг. В те же детские годы Блаватская испытала и первые свои визуальные и слуховые контакты с миром ангелов и духов, в результате чего девочку сочли психически не совсем нормальной, как, например, говорил о ней в своих воспоминаниях ее двоюродный брат, министр финансов русского правительства С. Ю. Витте.

“Она никогда не признавала авторитетов, всегда шла самостоятельно, сама себе прокладывая пути, задаваясь независимыми целями, презирая условия света, решительно устраняя спасительные для ее свободы преграды, встречавшиеся на пути”, - рассказывает сестра и библиограф Блаватской В. П. Желиховская об этом периоде жизни Елены Петровны. Не допускающая возражений независимость ее проявилась в 17 лет, когда она неожиданно для всех вышла замуж за ереванского вице-губернатора 60-летнего (!) Н. В. Блаватского, заявив, что цель брака заключается в том, чтобы “быть свободною” от контроля родных. Счастье новобрачных было недолгим: уже через несколько месяцев Елена Петровна бросила супруга и исчезла на 10 лет неведомо куда.

Вернувшись из странствий по Европе и Америке домой в 1859 году, Блаватская поразила близких обнаружившимися в ней сильнейшими медиумическими способностями: ее окружали постоянные стуки, непонятные звуки, странное движение, происхождение и значение которых Елена Петровна и сама тогда еще не умела объяснить. Ее “духи” помогли даже обнаружить однажды убийцу, назвав имя преступника, деревню и дом, где его действительно и арестовали. Позднее, осознав всю пагубность, опасность непроизвольного медиумизма, Блаватская резко подвергла критике приводившие к “черной магии” увлечения спиритизмом, отнимавшего силы и здоровье медиумов.

Надо сказать, что Блаватская была ярой противницей, как окостеневших догм богословия, так и другой крайности - огрубевшего безверия людей и материализма. Будучи в Америке в 70-е годы она вступила в печатную полемику с проповедником материализма профессором Хаксли, наделавшую достаточно много шума в научных кругах.

Вопреки лживым утверждениям обличителей Блаватской надо с полным основанием заявить, что в течение нескольких лет своего пребывания в Тибете Е. П. Блаватская находилась в тесном общении с Maxamмами (в переводе с санскрита “Великие Души”), о которых она говорила как о старших братьях по разуму, значительно опередивших в своем развитии наше человечество.

По возвращении из Азии в Америку Блаватская пишет объемистое сочинение “Разоблаченная Изида”, ознакомившись с которым брат знаменитого живописца армянский архиепископ Преосвященный Айвазовский восторгался отнюдь не телепатическими чудесами Елены Петровны: “Зачем все эти бессмысленные медиумические проявления?. Они ничто пред феноменом осмысленным и неопровержимым этих двух томов со всеми их ссылками!.. в них заключается труд, который мог бы поглотить целую жизнь ученого, а их в семь месяцев написала женщина!”

Поистине классическая работа “Разоблаченная Изида” потрясла научный мир, вызвала массу восторженных отзывов в мировой прессе. “Я поражаюсь вашей эрудиции. Вы положительно открыли мне новый, непредвиденный мир с точки зрения, которая мне объяснила многое доныне непонятное...”, - писал Блаватской знаменитый английский естествоиспытатель, один из основоположников зоогеографии Альфред Рассел Уоллес.

В 1873 г. Е.П.Блаватская после своих бесконечных путешествий приезжает в Америку и (первая русская женщина!) принимает американское гражданство, а через два года вместе с бывшим спиритом полковником Г. С. Олькоттом, сражавшимся в войне Штатов за свободу невольников, создает в Нью-Йорке Теософское общество, деятельность которого как сто лет назад, так и сейчас неизменно сводится к следующему:

1.Образование ядра всемирного братства людей, без различия вероисповедания, происхождения и общественного положения. Его члены обязуются стремиться к самосовершенствованию и к взаимному вспомоществованию, как нравственному, так, по возможности, и материальному.

2. Изучение и распространение восточных языков, наук и знаний, которые приближают к научно-религиозному синтезу, выработанному в величайшей колыбели мудрости Востока.

3. Изыскания в области сокровенных законов природы и психических сил человека, которые должны усложнить и расширить самую психологию человека, открывая ему возможность все новых и новых восприятий.

В феврале 1879 г. штаб-квартира Теософского общества перебирается из Соединенных Штатов в Индию, где сразу же закипела работа. По восемнадцать часов в сутки работает Е.П. Блаватская: пишет статьи в местной газеты, готовит материалы для задуманного журнала “Теософист”, отправляет корреспонденции во все страны света. В это же время Блаватская публикует в “Русском Вестнике” свою трилогию: “Из пещер и дебрей Индостана”, “3агадочные племена на гoлyбых горах” и “Дугбар в Лагоре”. За эти книги критики отметили в ней “крупный литературный талант”. Главный же труд ее - итоговое сочинение “Тайная Доктрина”, четвертый том которого из-за смерти автора так и не вышел в свет.

Как объяснить феномен появления этого фундаментального материала объемом в 2000 страниц убористого текста, содержащего колоссальную по своему значению информацию? В состоянии ли обыкновенный, не отягощенный глубокими познаниями в различных областях науки, в литературе, истории и мифологии, средний человек, не владеющий к тому же в совершенстве тем языком, на котором написано это произведение (Блаватская не знала английский достаточно свободно), за два года (!) мастерски изложить, систематизировать и прокомментировать всю эту бездну знаний? Сестра Блаватской не без изумления пишет: “Я дивлюсь происшедшему с ней самой феномену внезапного всезнайства и глубочайшей учености, свалившейся на нее, как с неба, - гораздо больше, чем всем чудесам, которые ей приписывают ее пoклoнники-теoсoфисты”. Блаватская объясняет сестре загадку своего “внезапного всезнайства” так:

Ты вот не веришь, что я истинную правду пишу тебе о своих учителях. Ты считаешь их мифами... Но разве ж самой тебе не очевидно, что я сама, без помощи, не могла бы писать “о Байрoне и о материях важных”. Что мы с тобой знаем о метафизике, древних философиях и религиях? О психологии и разных премудростях? Кажется, вместе учились, только ты гораздо лучше меня. А теперь посмотри, о чем я не пишу?... и люди, да какие - профессора, ученые - читают и хвалят... А тебе говорю правду: ...передо мной проходят картины, древние рукописи, числа, я только списываю, и так легко пишу, что это не труд, а величайшее удовольствие...”

выходят еще две большие ее работы “Ключ к теософии” и “Голос безмолвия”. Но здоровье Елены Петровны, вконец подорванное, не выдерживает: истощен мозг, нервная система не справляется с огромными нагрузками. В феврале 1890 г. ее отправляют на лечение на побережье моря, где катают на коляске, не позволяя работать. В суровую зиму она переболела гриппом, а 8 мая 1891 г. после простуды, ангины, бронхита и различных осложнений она во втором часу дня, закрыв на время глаза, уснула вечным сном за своим рабочим столом. Теософия, составляя сокровенную часть всех религиозных движений мира, существовала всегда как синтез религии и науки и как путь к реальному богопознанию. Заслуга Е. П. Блаватской и заключается в том, что она пробудила в людях своими трудами и своей личностью серьезный интерес к загадочным, фантастическим для Запада явлениям духовной жизни и вообще Востока. Через теософское учение Блаватская дала человечеству ключ к осознанию роли синтеза, Объединения в создании Нового мира и в выходе землян на новый этап эволюции.

Именно Блаватская раскрыла научную ценность и актуальность философии Востока, к традиции которой в 20-е годы обратились великие ученые-мыслители, основоположники научных идей и открытий нашего века В. И. Вернадский, К. Э. Циолковский, Н. И. Вавилов, А. Л. Чижевский. Вернадский, создавший учение о ноосфере, или сфере разума, указывал на близость индийской философии к “новым научным концепциям”. К. Э. Циолковский писал: “Вступление в космическую эру человечества - грандиозное событие, касающееся всего земного шара... Все будет в руках тех грядущих людей - все науки, религии, верования, техника, словом, все возможности, и ничем будущее знание не станет пренебрегать, как пренебрегали мы - еще злостные невежды данными религиями, творениями философов, писателей и ученых древности”. Скажем же Великое Спасибо этой настоящей подвижнице и водительнице на пути к осознанию нами Истины и Космоса, на пути совершенствования и духовного роста!
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить