Часть 1
21.04.2011 г.

На главную раздела "Экология сознания"

Эстонские встречи

Когда-то я работала в Нарвской газете. Это был период моей жизни, о котором я вспоминала всегда с удовольствием. Но потом я уехала в Петербург и надолго рассталась с Эстонией.

Через много лет разлуки, этой осенью я побывала в Эстонии в связи с развивающимися туристскими контактами. Это было увлекательное путешествие, и я намеревалась о нем рассказать, но как-то все не было времени.

Мы ездили вдвоем. Меня пригласила составить ей компанию директор петербургской турфирмы «Золотой ключ и Ко» Наталья Александровна Горбунова, которую пригласили в это путешествие ее эстонские коллеги.

Но не прошло и полутора месяцев, как она снова пригласила меня в Эстонию, на этот раз в Таллинн накануне Нового года.

Точно так же, как осенью, мы несколько часов выбирались из петербургских пробок и выехали за пределы города уже в полной темноте. Как и тогда, ехали к Нарве по ночной дороге. За рулем была Наташа, дорога ей была уже известна, поэтому в штурмане надобности не было и я спокойно погрузилась в воспоминания о моей первой встрече с Эстонией.

Пока ехали до границы, передо мной развернулись события осеннего путешествия, маршрут которого проходил от Нарвы до Отепяэ. Естественно, нам хотелось посмотреть все самое интересное, набраться новых впечатлений и отдохнуть от повседневности. У меня с Эстонией связано немало приятных и дорогих моему сердцу воспоминаний.

По нашим расчетам, мы должны были пересечь границу часам к десяти вечера, а к полуночи добраться до Таллинна.

Свидание с юностью

Было совсем темно, когда мы подъехали к границе с Эстонией. Мое сердце стучало от волнения. Сейчас я увижу Нарву. Прошло столько лет с тех пор, как мы расстались. Перед глазами пронеслись картины прошлого: редакция городской газеты, мой стол, печатная машинка, кабинет редактора, планерка и лица, которые не изменило время.

Шлагбаум, проверка паспортов, пограничные формальности — и вот он, мост, соединяющий миры. Две крепости, стоящие напротив, смотрелись, как прежде, в зеркало реки. И даже ночью хорошо видны каменные бастионы на нарвском берегу — система укреплений, хорошо сохранившаяся с XVII века.

Нарва — удивительный город, корни которого уходят в XIII век. У нее солидная история. Я скучаю по этому городу. Мудрая Нарва снится мне до сих пор. Города как люди: одни обретают жизненный опыт и играют свою заметную роль в истории народа, а другие уходят, не оставив следа.

Величавое чело Нарвы венцом славы обрамляют легенды, поэмы, драмы, трагедии, но больше всего с Нарвой связано героических сказаний, потому что именно она стояла на страже мира и покоя эстонского народа. Она принимала на себя первые удары врагов. Ее героическую историю хранит музей, в старом Замке. И сегодня Нарва не изменила своему предназначению быть верным стражем мира. Сегодня ей вверена граница.

Говорят, самый мудрый из людей — тот, кто не раз смотрел в глаза смерти, но оставался жить. Города тоже. Поэтому я и называю Нарву мудрой. Мудрецы умеют не отвергать нового, но и не забывать старого. Так и живет в них и старое, и новое в гармоническом единстве. Именно в таких городах встречаются и соединяются в неразрывное целое народы, эпохи, культуры…

Пример изображения
 Этот Замок является символом Нарвы.

На городской площади было светло как днем.

— Здравствуй, старый замок. Здравствуй, здравствуй, старая башня! Сколько же всего повидали вы на своем веку, но правильнее сказать в веках, если учесть, что с XIII века прошло уже 7 веков. Сколько с тех пор воды утекло, сколько произошло событий! Как я рада снова видеть тебя, Старина. Помнишь ли ты меня? Я-то тебя не забывала. Как бы хотелось мне прижаться щекой к твоей стене, но там, наверное, уже и нет моего камня, ты теперь отреставрированный. Вот каким ты стал, мой старый друг!

Как стучало сердце, как хотелось пройти по залам музея, подняться на башню…

А вот и мой дом на площади, мое окно. А в здании напротив — окно кабинета, где я работала.

Старая Ратуша, Кренгольм с нарвскими водопадами, на Кренгольмской мануфактуре редактором многотиражной газеты в те времена работала моя подруга и коллега Оля Иванова. К сожалению, мы с ней сейчас совершенно потеряли связь. Хотелось бы побродить по живописному берегу залива в Усть-Нарве. Сегодня не получится, но когда-нибудь, я верю, все же совершу экскурсию по знакомым местам.

Свернуть с маршрута в тот день не было возможности, потому что нас уже ждали в отеле Сака Клифф.

Машина мчалась быстро. Мы спешили. Через несколько минут выехали на Таллиннское шоссе, и вскоре Нарва снова ушла в прошлое. А ведь всего несколько минут назад еще манила будущею встречей. Встреча эта длилась несколько минут; как верно, что настоящее — «лишь только миг между прошлым и будущим».

— И он прекрасен, — сказала я вслух.
          — Ты о чем? — спросила Наташа.
          — Он — это миг, который и есть Жизнь, это то «сейчас», о котором теперь столько говорят, — улыбнулась я.

Дорога, по которой катила наша машина, была великолепна. Ровное полотно, хорошая разметка, и вообще она напоминала новогоднюю елку в огнях, и это усиливало ощущение праздника встречи. Даже ночью видно, как все здесь изменилось к лучшему. Я ведь так давно не была в Эстонии.

Уезд Ида-Вирумаа

На повороте дороги к отелю «Сака Клифф», где нам предстояло переночевать, ждали Кристина и ее отец г-н Вальдор Эрнитс: был уже первый час ночи, и естественно, что он вызвался сопровождать дочь.Пример изображения

Встреча была теплой, отец и дочь прекрасно говорили по-русски. Они и проводили нас до усадьбы Сака на самом берегу залива, где когда-то находилась пограничная застава, а сейчас это место отдыха. Несмотря на поздний час, расставаться сразу не хотелось, решили немного пообщаться. Г-н Эрнитс предложил пройтись до залива. Было ветрено. Мы слышали, как где-то совсем рядом плещутся волны. И действительно, море было в 20 шагах от гостиничной автостоянки.

Светила полная Луна, сверкали брызги волн, разбивающихся о камни, шумели вековые деревья, и такая была завораживающая красота, что, несмотря на пронизывающий ветер и холод, уходить отсюда не хотелось.

Когда мы вошли в холл небольшого отеля, то увидели, что на одном из кресел вестибюля мирно посапывал вальяжный черный кот. На нас повеяло домашним уютом.

Несмотря на поздний час, мы решили немного пообщаться, чтобы познакомиться.

Кристина, информационный консультант туристского центра города Йыхви, показалась обаятельной девушкой и при этом энергичным, эрудированным специалистом. Ее отец, Вальдор Эрнитс, производил самое приятное впечатление: приветливый и интеллигентный, он нам очень понравился. Оказывается, он проработал минером в шахте 20 лет, а сейчас является одним из профсоюзных лидеров и защищает права рабочих.

Мы познакомились с программой на завтра. Кристина вызвалась нас сопровождать, пока не передаст свою функцию гида Маре Райд из Отепяэ.

Пример изображения Пример изображения
 Отель «Сака Клифф» и старый сад в мызе-усадьбе Сака.

Мы засыпали под симфонию бушующих волн. Утром поднялись чуть свет, но выспались хорошо, а остатки вчерашнего дорожного напряжения развеяли сауна и удивительный круглый бассейн с водопадом и джакузи. За одним из столиков уютного ресторана нас уже ждала Кристина. Завтрак показался нам невероятно вкусным.

Наташа обратила мое внимание на то, что в ресторане завтракают одни мужчины, хотя позднее и появилось несколько супружеских пар с детьми, все же преобладание мужского «населения» бросалось в глаза. Я спросила у Кристины, кто здесь отдыхает. Оказалось, что в основном европейцы, которые находят здесь вкусную кухню, тишину, уединение и домашний уют. Мы тоже отметили, что старинный парк, шум моря, тишина и уют этого небольшого отеля действовали умиротворяющее. Все располагает к отдыху, уводит в другой, спокойный и неторопливый мир патриархальной усадьбы от шума и скоростей повседневной жизни.

Мы вышли в парк и по соседству с уже действующим отелем увидели двухэтажный особняк, видимо, только что восстановленный. Директор отеля «Сака Клифф» сказала, что желающих отдыхать здесь значительно больше, чем может вместить один небольшой отель, а восстановленный старинный двухэтажный дом усадьбы, практически уже оборудованный для приема отдыхающих, поможет эту проблему решить.

Вот так выглядят новые помещения. Мне кажется, очень красиво.

Пример изображения Пример изображения Пример изображения
 Зал заседаний. Старинный камин. Каминная гостиная.

Место здесь как будто бы специально создано для отдыха, спокойное, мирное. А ведь еще совсем недавно здесь располагалась пограничная застава. И в том, в какую сторону произошла перемена, есть нечто символическое, доверительное. Словом, нынешняя Эстония «переплавляет мечи на орала». Когда политика государства изменяется в сторону открытости и мира, мне это нравится.

Кристина сказала, что в нескольких минутах отсюда находится старинный замок, и мы поехали его смотреть. Но расскажу о нем немного позже, потому что сначала я вас познакомлю с достопримечательностями уезда.

Водопад Valaste juga

Пример изображения

На фотографии водопад впечатляет меньше, чем в жизни. Вроде бы просто струя воды. Но посмотрите внимательно, он похож на белокурую девушку в длинном белом платье. У нее есть лицо, которое обрамляют кудряшки белокурых волос. Она стоит в каком-то волшебном месте, созданном разноцветными окружностями невиданной каменной радуги.

Эти разноцветные породы обнажились в результате трудолюбия этой Водяной Феи. Вот наглядный пример пословицы, что капля камень точит. Здесь, конечно, не капля, но все же и не резец, а вода, способная рассыпаться разноцветными брызгами и собираться в целенаправленную струю.

Говорят, что зимой водопад превращается в настоящее чудо. Со всей Эстонии приезжают люди, чтобы полюбоваться этим сказочным зрелищем. Наледь образует затейливые картины.

Перекусить здесь можно в любое время. Рядом работает кафе 24 часа в сутки. А если есть время, то можно и переночевать в коттедже. Если вы приехали с друзьями, то поместитесь все: он рассчитан человек на 20.

Пример изображения
 Вот такой внутренний у него интерьер.

Есть все удобства и хорошо оборудованная кухня для тех, кто предпочитает пищу собственного приготовления. А летом рядом с коттеджем оборудовано место для палаток и стоянка для машин.

Кохтла-Нымме

Вам когда-нибудь приходилось спускаться в шахту? Наверное, нет. Надо сказать, я неохотно согласились на посещение музея-шахты.

«Зачем лезть в старую шахту, — не понимала я, — что там может быть интересного? Там холодно, неуютно, сыро».

Недавно в Кохтла-Нымме закрыли шахту, где добывали сланец. И ведь пришла же такая мысль кому-то в голову, превратить шахту в музей. И как потом выяснилось, это была вовсе не плохая идея. Для приезжающих на выходные школьников из других городов оборудован небольшой отель, комнаты небольшие, но чистые и уютные, а рядом чудный парк, где зимой можно покататься на лыжах и «ватрушках» с искусственной горы.

Мы подошли к проходной и через нее попали в обычное производственное помещение, чисто вымытое и безлюдное. На стенах, как принято в управлении производством, висели стенды с фотографиями передовиков, стенды с образцами породы — словом, все, как было, когда шахта действовала. Нам навстречу вышел приятный пожилой экскурсовод и сказал, что он нам все расскажет и покажет. Его рассказ, против моего ожидания, захватил внимание, и захотелось все увидеть своими глазами.

Мы надели спецовки со светящимися полосками на рукавах, если на них направить свет, каски и начали спуск.

— Глубоко ли спускаться придется? — спросила Наташа у Кристины, которая нас сопровождала.

Наш гид услышал вопрос и, улыбнувшись, успокоил, что вот эта лестница и приведет нас в шахту. И вот мы в шахте. На фотографиях очень даже все привлекательно выглядит.

Прокрутка
« »

Я смотрю сейчас на эти снимки и вижу, что они вовсе не передают нашего реального впечатления. Куда-то исчезло то ощущение, которое мы все там испытали. Сила этого музея даже не в том, что он хранит исторический вид шахты и ее оборудование, которое находится в рабочем состоянии. Думаю, что музею удастся все это сохранить для истории. Но сила этой «экспозиции» не в этом, а в эмоциональном воздействии на посетителя. Здесь, под землей, в этих узких, длинных, уводящих в никуда коридорах, каждый чувствует смятение, когда попадает сюда впервые. Ни красок мира, ни света солнца, ни бескрайних просторов, ни привычных звуков.… Кажется, что ты спустился в преисподнюю, в ад. И такая охватывает тоска по тому, верхнему миру, таким отсюда он кажется прекрасным. Хорошая терапия для тех, кто утратил смысл и радость жизни.

Там значительно более мрачно, чем на фотографиях, сделанных со вспышкой. В реальной шахте — мрачно. Там сыро, гулко. Звук капающей воды кажется пронзительным и колющим. Когда включают одну машину, она громоподобно раскатывает звук, кажется, что ты сейчас оглохнешь, потому что звук тут же образует эхо, а это эхо дает новый отзвук. Когда включили три машины, мне показалось, что от такого грохота можно сойти с ума. Захотелось выбраться наверх как можно быстрее.

Длинные коридоры с поворотами, за которыми — темнота и неведение. А ведь в музее проведено электричество, чего в шахтах на многих участках нет, там полная тьма, поэтому шахтеры и пользовались фонарями на каске.

Наш гид проработал в шахте до самой пенсии, а пришел сюда мальчишкой. Я спросила его о первом впечатлении. Он сказал, что было оно такое же, как у нас сейчас. Ощущение, что попал в настоящий ад и что Данте его списывал с шахты.
Шахтеры мне представились грешниками, отрабатывающими здесь свои грехи. Но сами шахтеры так не считают.

Чем дальше мы уходили вглубь, тем сильнее становилась тоска по солнцу. Нам предложили покататься на поезде, состоящем из маленьких вагончиков, который развозил шахтеров по своим участкам, пообедать в шахтерской столовой. Но нам хотелось только одного: быстрее выбраться на солнечный свет.

И вот мы наверху. Боже, каким праздничным и прекрасным в эту минуту показался мне мир. Этот музей — хорошее лекарство против стрессов и разочарований, против всякого рода сплина. В момент, когда ты делаешь новый «глоток истинной жизни», каким удивительным кажется ее вкус. Ты осознаешь великую ценность Жизни как таковой и своей в первую очередь. Ты обретаешь такой опыт.

Кохтла-Ярвеский музей

По пути в Отепяэ, спортивную столицу Эстонии, мы заехали в «Музей сланца».

С 2007 года «Музей сланца» располагается в поселке Кукрузе. Это символично, потому что именно здесь 90 лет назад началась добыча горючего сланца, важным фактором была близость шоссе Таллинн — Петербург. Он является филиалом Кохтла-Ярвеского академического музея, в фондах которого более 27 000 экспонатов. Кроме экономической истории здесь хранятся более 600 художественных произведений известных мастеров.

Теперь в его состав вошел и Кохтла-Ярвеский Белый Зал — бывшая Городская художественная Галерея с редким собранием классических художественных произведений. Это одна из художественных жемчужин Эстонии.

В Музей сланца мы заехали сразу же после посещения шахты, что называется, по горячим следам. Там мы узнали немало интересного про этот минерал.

Пример изображения Пример изображения Пример изображения
 Это кусочки сланца с окаменелыми отпечатками древних растений.Отпечаток ископаемого животного.

Оказывается, сланец используется не только как топливо, но и в качестве ценного материала для парфюмерной и химической промышленности. А в соседнем зале музея расположилась картинная галерея художников, которые увековечили своими полотнами шахтеров их нелегкий труд в шахте. На картинах обычные мужчины, никакие не «грешники в аду», как мне представилось в шахте. Мужественные улыбающиеся лица. И все же мне показалось, что и картины не передавали того ощущения шахты, которое мы только что ощутили на себе.