29.05.2010 г.

  На главную раздела "Русские художники"


 

На главную подраздела "Лихачев В.Б. 

 

 Потаённая реальность. Лихачев В.Б.         Однажды во время занятия, кто-то из наших, вышедший побродить и подумать в коридоры (это не было предосудительным, лишь шуметь и бегать было нельзя, да-да, Таня…), заглянул в одну из аудиторий и вернулся обратно потрясенный и ошарашенный. Попытался было вновь начать работать над рисунком, но не мог успокоиться. Поэтому, когда на официальном перерыве Луи подозвала всех к себе что-то обсудить, этот кто-то потрясенно выдохнул: «Там, там… Там тетенька голая стоит! И наши учителя ее рисуют!»

       Учителей-женщин в Художке тогда было всего двое. Луи и еще одна, бывшая в то время в декрете. Все остальные наши преподаватели были мужчинами.

       И вот еще что.

       Педагоги по образованию в Художке были в меньшинстве: таковой был всего один – наша Луи. Все остальные были ПРОСТО ХУДОЖНИКАМИ. У каждого из них была собственная творческая деятельность, участие в выставках, самосовершенствование, амбиции. И наши учителя продолжали учиться. При этом обратить внимание на соседство с нами им в голову не приходило.

       Пригласили натурщицу и работали в свое нерабочее время. И прямо тут, в Художке, а где еще? Художка была мастерской и домом, клубом и выставочным залом, да и почему была? Есть…

       Но ситуация – можете себе представить – достаточно странная, не так ли?

       Но мудрая Луи тут же сбегала и принесла нам гору книг из находящейся тут же, в Художке, библиотеки. Драгоценные альбомы с репродукциями, полными картин, изображающих красоту человеческого тела. И не просто показала их нам, а попыталась объяснить, что работы – даже великих мастеров – иногда более, иногда менее удачны.

       Анатомические атласы. Страшноватое хитросплетение мышц.

       Рассказала, что в свое время, чтобы постичь строение человека и научиться его изображать, художники препарировали мертвых, рискуя быть осужденными за колдовство и осквернение могил.

       «Те из вас, кто поступит в художественные училища и институты, тоже будут рисовать человека, позировать будут специальные натурщики. И наши учителя должны поддерживать уровень своего мастерства, и они работают».

«А этой тетеньке не стыдно?»

«Думаю, нет. Ведь она позирует прекрасным художникам, а не просто так разделась при посторонних».

       На нас жестко давят. Художка просто не оставляет шансов на проявление нашей подростковой «озабоченности». Ни слова! Ни взгляда! Ни жеста! С нами подолгу рассматривают репродукции картин и фотографии скульптур. Покрасневший – жалок. Хихикнувший – опозорен. Из нас жестко, почто жестоко выколачивают это. Стыдливость, граничащую с бесстыдством. Постыдный стыд.

       Правильно. Мы же – художники!

       Нам постоянно внушают, что тот, кто взял в руки кисть или карандаш – не когда-то потом будет, а именно сейчас, есть художник. И восприятие, и выражение плотской природы у нас должно быть одновременно естественным и красивым.

       Такое возможно?

       А – старайтесь!

       Куда уходит Эрос, лишенный права проявлять себя в пошлом грязненьком юморе? Правильно. В ту часть восприятия прекрасного в человеке, которая не может не быть эротична. В любовь. Земную, человеческую эстетику. Некоторым – трудно. Особенно – мальчишкам.

     Страна Берегиня. Тело. Лихачёв. В.Б.   Мальчишки из Художки – совсем-совсем особые. Какие-то менее взвинченные, более добрые. И всегда как будто старше своих лет. Просто, как бы я ни старалась сказать об этом менее пафосно, Красота всегда чиста. И тот, кто смотрит на Красоту, и пытается ее запечатлеть – становится чище сам, даже если он находится в самом отчаянно гиперсексуальном возрасте.

       Мудрая Луи уже не столь категорично и строго, но авторитетно советуя, могла подкорректировать что-то и в нашем поведении. Одной девочке, любительнице расстегнуть свои кофточки и рубашечки аж до пояса, Луи вполне вежливо и спокойно (и, кстати – тихо, это я «нагрела уши») сказала: «Знаешь, может быть не надо так? Важно вызвать в мужчинах не только рефлексы, но и чувства!»

       (Каково, друзья? «Не только… , но и…»! Признавая и уважая, считая достижением и завоеванием и то, и другое! Надо ли говорить, что протеста и фырканья этот совет не вызвал!).

       А еще наши Учителя – все как один – большие романтики. Настоящие романтики, труженики романтические. Ничего-то нарочито богемного! Верные мужья, хорошие отцы и матери…

       Замечательный художник, и прекрасный педагог, наш преподаватель скульптуры, Л., однажды был обманут моими подругами Цыпой и Дрыпой. Дело в том, что у Цыпы, Дрыпы и Лимпомпони – была собака (а не теорема) Виета. И вот Виета, овчарка, заболела. И Цыпа должна была повести ее к ветеринару. И при этом она заведомо прогуливала урок.

       Скульптура часто проводилась сразу для двух классов. И я вновь встречалась там со своими подружками. Но в нас уже многое изменилось, мы повзрослели, стали сдержаннее. Дрыпа сидит унылая, ей тревожно за собаку… Однажды у них уже умер щенок, и двойняшки едва это пережили.

       Перекличка. Л. видит и отмечает отсутствие Цыпы. И где же она? «Она ушла, - мрачно говорит ее сестра». «Куда же?» – спрашивает дотошный Л. «На свидание!» - зачем-то брякнула Дрыпа.

       Л. расцветает!  Его прекрасные большие и лучистые глаза сияют! Он мечтательно смотрит в окно, за которым – весна… И только что, за миг до его взгляда там прошла Цыпа с понурой Виетой на поводке.

Л. – маленький, худенький, как подросток, в клешах, длинноволосый, солнечный, восторженный! Именно его жена, тоже художница, во время нашей учебы в Художке – то и дело в декрете! Бедный наш Л., замечательный, светлый человек, почему так рано его забрали в верхний мир… Наверное, там он тоже рисует… А в тот день он как будто конфетку получил, услышав, почему отсутствует Цыпа.

       «Ах, как это чудесно! Цыпа – влюбилась! Ребята! Если вы влюблены, можно даже прогуливать занятия. Ведь ничего нет важнее первой любви!»

А потом Дрыпе стало стыдно, и она рассказала ему правду. И Л. заметно скис.

    

        Спокойно смотреть на них не могу, душат слезы. Простите нас за всё, Барбарисыч!

Мы Вас любим и помним!

 

  P.S. Картины Л. – здесь. http://sir35.ru/Shaklein/lihachov_vb/index.htm#Beg

 

Ист.: http://l-eriksson.livejournal.com/187016.html

 

 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить