15.01.2011 г.

  На главную раздела "Сапунов Борис Викторович"



История создания коллекции
    
          26 апреля 1941г. по Государственному Эрмитажу был издан приказ директора музея академика И.А.Орбели (во исполнение приказа Председателя Комитета по делам искусств при СНК СССР, «О создании в Эрмитаже Отдела истории русской культуры». Отдел должен был отразить историю русской культуры от образования славянского государства до 1870-х годов.

          В составе коллекций Императорского Эрмитажа всегда хранились памятники русского искусства и, в том числе, искусства Древней Руси. В 1885г. в связи с утверждением новой структуры музея, принятой по инициативе А.А.Васильчикова, было создано Русское отделение, куда вошло собрание русских древностей. Но, когда в 1898г. был открыт Императорский Русский музей, в состав его фондов были переданы из Эрмитажа лучшие памятники русского искусства, включавшие шедевры искусства Древней Руси.

          В конце XIX в. экспонаты, входившие в состав фонда Русского отделения, были переданы в другие отделения музея, и в результате чего Русское отделение, как структурное подразделение музея, перестало существовать.

          Возрождение Русского отдела в стенах Эрмитаже перед Великой Отечественной войной было обусловлено ростом общественного интереса к истории русской культуры как неотъемлемой составляющей истории культуры человечества. Но, созданный накануне войны, отдел не успел оформиться, как организованная структура. Началась эвакуация фондов и реально Отдел начал функционировать только после окончания войны.

          Когда развернулась работа по систематизации фондов и организаций первых вставок, сразу выяснилось, что необходимо экспонировать ранний, начальный период истории русской культуры времен Древней и Московской Руси. В связи с этой потребностью в 1946г. в Отдел был принят специалист в области древнерусской культуры Ю.Н.Дмитриев, который создал сектор искусства и культуры Древней Руси XI—XVII вв. и тогда стало ясно, что для полноценного функционирования сектора, памятников древнерусского искусства, к сожалению, оказалось слишком мало.

          Остро встал вопрос о расширении фондов сектора, так как он начал свою деятельность практически на полупустом месте. Эту сложную и трудоемкую работу организовал заведующим Отделом В.Н.Васильев. В отдел была приглашена активная молодежь, которой и предстояло решить эту масштабную проблему. В 1950г. в Отдел был принят автор данного сообщения, демобилизованный из Советской Армии (из Берлина), только что окончивший исторический факультет Ленинградского государственного университета, по специальности – история Древней Руси Б.В.Сапунов. И сразу был зачислен в состав сектора древнерусского искусства. Активная деятельность по собиранию памятников древнерусского искусства и культуры началась с 1954г. После защиты кандидатской диссертации в эту работу включился автор.

          Комплектование собрания шло по разным источникам – через Закупочную Комиссию, через археологические экспедиции и, наконец, путем этнографических экспедиций по сбору памятников русской культуры допетровского времени. В процессе работы сложился небольшой, но дружный коллектив, члены которого принимали участие в ряде экспедиций.

          Следует отметить замечательного знатока древнерусской иконописи Ф.А.Каликина, который тогда работал реставратором Гос. Эрмитажа, а также других реставраторов – С.Ф.Коненкова (племянника известного скульптора Коненкова С.Т. (1874—1971 гг.), С.П.Орлова, А.Г.Колбасова, Т.Д.Чижеву (Дигелеву). В некоторых экспедициях принимала участие искусствовед А.С.Косцова, которая впоследствии хранила привезенные памятники. На долю автора пришлась организация и руководство большинством командировок, которые продолжались ежегодно в течение 25 лет, т.е. до 1979г.

          Тогда же в аналогичную собирательную деятельность включились некоторые провинциальные и столичные музеи под общим руководством Наркомата и затем Министерства культуры СССР. Москва разграничивала зоны деятельности собирательских экспедиций. Гос. Эрмитажу был предоставлен Северо-Запад и Северо-Восток Европейской части Российской федерации до Урала включительно. Такая широкомасштабная работа ставила своей целью учет и охрану сохранившихся на местах и еще не зафиксированных памятников культуры в масштабах всей страны. А также частичный вывоз отдельных экспонатов  в региональные и центральные музеи.
         
          Обычно, в составе экспедиций участвовало 2-3 человека, в числе которых всегда был один реставратор для укрепления на месте памятников древнерусской иконописи. Кроме сотрудников Эрмитажа часто к нам подключали сотрудников местных музеев или отделов культуры областного или районного масштаба.
         
          За годы командировок были обследованы сотни закрытых и функционировавших храмов в следующих регионах:                                      
1.    Архангельской  области                                      
2.    Вологодской      -“-                                                
3.    Кировской  -“-
4.    Ленинградской  -“-
5.    Мурманской  -“-
6.    Пермской  -“-
7.    Свердловской  -“-
8.    Ярославской областей –“-
 
и республиках:
1. Карелии
2. Коми
 
          Кроме осмотра действующих и закрытых храмов, работа шла по линии контактов с местным  населением (часто по подсказкам местных органов власти) на предмет выявления сохранившихся в сундуках «старопошибных» памятников.
  
          При осмотре действующих храмов составлялись описи икон и другого ценного имущества, которых, как правило, нигде не было. Эти описи затем распечатывались в двух экземплярах, один из которых оставался в храме, а другой передавался в Отделы культуры местных органов власти. Такие документы должны были как-то охранять имущество церквей от расхищения. Из таких храмов, как правило, никакие иконы не изымались. Из не функционировавших (как говорили «без пения») разрушенных церковных зданий, частью уже из руин, изымались наиболее интересные на наш взгляд иконы и другая церковная утварь, еще уцелевшая и подлежащая восстановлению.

          Иногда у местного населения покупались или поступали «в дар» отдельные предметы, о чем также составлялись списки, которые затем визировались в ближайшем сельсовете.

          Репертуар памятников, который нас интересовал, был довольно обширен. В него входили предметы быта, искусства и культуры допетровского времени.
В том числе:
1.    Древнерусская иконопись;
2.    Рукописные и старопечатные книги;
3.    Предметы прикладного искусства (медное литье, оклады икон, мелкая пластика, резьба по дереву);
4.    Старинное шитье, вышивка, кружево;
5.    Керамика, изразцы;
и другие предметы быта, культуры и искусства Московской Руси.

          Принципы отбора заключались в следующем: мы отбирали памятники, которые были бы наиболее типичными для данного региона, учитывая, что Эрмитаж, и ОИРК в частности, общерусский музей. Учитывая высокий художественный уровень исполнения, достойный эрмитажного собрания, примитивы не привлекали наше внимание. Вся наша собирательская деятельность проходила в тесном контакте с местными органами власти и сотрудниками местных музеев. Приезжая в любой областной центр, мы всегда сразу же шли в О.К. Облсовета, где визировали наши документы. Из областного центра звонили в райсоветы, куда мы планировали выезжать. А когда приезжали, там нас уже ожидали, уточняли маршрут и часто выделяли сопровождающего из районного музея, который собирал памятники для своего музея. Кроме того, существовал еще один фильтр – после возвращения в областной центр отобранными нами на местах предметы просматривались комиссионно, и часть из них оседала в области. И лишь тогда, отобранные нами предметы отсылались в Эрмитаж. Часть из них далее отправлялась в Москве. Их дальнейшая судьба мне неизвестна.

          Отчеты о командировках публиковались в периодических изданиях Гос. Эрмитажа.

          Все вышеизложенное носит характер формального отчета о собирательской деятельности экспедиций сектора Древней Руси.

          Несколько слов о человеческом факторе. Кроме участия в 25 экспедициях, имели место отдельные целевые выезды по сигналам, поступавшим с мест о наличии отдельных сохранившихся памятниках культуры допетровского времени. За 25 лет пришлось проехать и пройти пешком огромные расстояния, исчислявшиеся многими тысячами километров. За те годы использовались различные способы передвижения – поезда, пароходы, самолеты, грузовые автомашины, мотоциклы, и, конечно, собственные ноги. Однажды меня подвозила даже БМП (боевая машина пехоты).
         
          Всего были осмотрены многие сотни храмов, часовен, частных домов, где еще хранились «старопошибные вещи».
Кроме материальных итогов многочисленных экспедиций, следует отметить огромный багаж знаний, которым обогатились все участники экспедиций. Во многих случаях собранные памятники жили в реальной обстановке, что помогало лучше понять их изначальную социальную функцию и смоделировать оценки современниками их художественных достоинств.

          Приходилось встречаться и беседовать с пожилыми людьми из отдельных глухих районов, которые поведали нам много интересного из истории быта и нравов тех мест. Мы как бы совершали полеты на машине времени в отдаленное прошлое. То была замечательная практическая школа, необходимая каждому историку русской культуры.

          Следует учесть еще один существенный канал комплектования фондов сектора. Это итоги археологических раскопок в Чернигове и Пскове, в которых автор участвовал в течение семи лет.

          В итоге многолетней работы сотрудников Отдела и реставраторов были создан достойный репрезентативный фонд памятников истории культуры и искусства России XI—XVII вв., который в настоящее время позволяет показать посетителям музея и специалистам истоки великой культуры русского народа.

          О себе могу сказать, что я прошел обучение как бы во втором университете. Из историка Древней Руси школы профессора В.В.Мавродина, стал историком культуры и искусства Древней Руси. Правда, второго диплома мне не дали. Но, зато вручили правительственную награду – серебряную медаль «За заслуги в сохранении русской культуры».

Б.В.Сапунов,
Главный научный сотрудник Государственного Эрмитажа
Доктор исторических наук
Академик Петровской Академии наук и искусств
 
 
Материал поступил в редакцию 20.05.2010
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить