07.05.2010 г.

  На главную раздела "Научные работы"


4.4.2. Медико-гигиеническая стратегия политики здравоохранения

 

4.4.2. Медико-гигиеническая стратегия политики здравоохранения по оптимизации информационной среды и общественного здоровья


Информация и здоровье в международном законодательстве. Право человека на наивысший достижимый уровень здоровья оговорено в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. Сама формулировка пункта 2 статьи 12 говорит о том, что право на здоровье включает в себя широкий спектр социально-экономических факторов, создающих условия, позволяющие людям жить здоровой жизнью, и охватывает основополагающие предпосылки здоровья, в том числе такие, как адекватные санитарные условия, безопасные и здоровые условия труда и здоровая окружающая среда.

Согласно толкованию Комитета по экономическим, социальным и культурным правам (бюллетень Экономического и Социального Совета ООН от 11 августа 2000 г.), право на здоровье, определяемое в пункте 1 статьи 12, включает в себя не только право на своевременные и адекватные услуги в области здравоохранения, но и такие основополагающие предпосылки для здоровья, как доступ к просвещению и информации в области здоровья, участие населения в принятии решений по связанным с правом на здоровье вопросам на общинном, национальном и международном уровнях.

Право на материнское, детское и репродуктивное здоровье (пункт 2 а) статьи 12) подразумевает доступ к информации и ресурсам необходимым для принятия мер в соответствии с этой информацией. Репродуктивное здоровье означает в том числе, что у мужчин и женщин есть право быть информированными о безопасных, эффективных, доступных и приемлемых методах планирования семьи и соответствующих услугах в области охраны здоровья.

Право на здоровую природную среду и на гигиену труда (пункт 2 b) статьи 12) включает «улучшение всех аспектов гигиены внешней среды и гигиены труда в промышленности» в том числе предупреждение и снижение уровня воздействия пагубных экологических условий, которые прямо или косвенно влияют на здоровье человека. В этой связи Комитет отмечает Принцип 1 Стокгольмской декларации 1972 года, который гласит: «Человек имеет основное право на свободу, равенство и благоприятные условия жизни в окружающей среде, качество которой позволяет вести достойную и процветающую жизнь», а также недавние события в международном праве, включая резолюцию 45/94 Генеральной Ассамблеи ООН о необходимости обеспечения здоровой окружающей среды в интересах благосостояния людей, а также Принцип 1 Рио-де-Жанейрской декларации.

Комитет подтверждает, что в соответствии с Программой действий Международной конференции по народонаселению и развитию (Каир, 1994 год) и Алма-Атинской Декларацией (1978 год) к числу основных обязательств государств относятся в том числе:
- принятие на основе имеющихся эпидемиологических данных и осуществление общенациональной государственной стратегии по охране здоровья, предусматривающей право на информацию о показателях и ориентирах в области здравоохранения, на основе которых можно пристально следить за достигнутым прогрессом;
- осуществление просветительской деятельности и обеспечение доступа к информации, касающейся основных медицинских проблем в общине, включая информацию о методах предотвращения таких проблем и борьбы с ними;
- обеспечение надлежащей подготовки для медицинских работников, включая информирование по вопросам, касающимся здоровья и прав человека.
Право на здоровье тесно связано и зависит от осуществления других прав человека, предусмотренных в Международном биле о правах, включая доступ к информации.

В соответствие с Конвенцией по правам ребенка дети и подростки имеют право на наивысший достижимый уровень здоровья и Конвенция увязывает эту цель с обеспечением доступа к ориентированной на детей информации о поведении, способствующем профилактике заболеваний и укреплению здоровья.

В соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах (пункт 2 статьи 19) доступность информации включает право искать, получать и распространять информацию и идеи, касающиеся вопросов здоровья. Однако доступность информации не должна наносить ущерба праву на конфиденциальность личных медицинских данных.

Кроме того, гигиена труда предполагает максимально возможное с разумной точки зрения устранение причин возникновения вредных для здоровья факторов производственной среды (Конвенция №155 Международной Организации Труда, пункт 2, статьи 4).

В более широком определении здоровья учитываются и такие социальные факторы, как насилие и вооруженные конфликты (общая статья 3 Женевских конвенций о защите жертв войны (1949 год); Дополнительный протокол I (1977 год), касающийся защиты жертв международных вооруженных конфликтов, пункт 2 а) статьи 75; Дополнительный протокол II (1977 год), касающийся защиты жертв вооруженных конфликтов немеждународного характера статья 4 а). Следует отметить, что в соответствии с «Докладом о здоровье мира 2000» Всемирной Организацией Здравоохранения отмечается, что в 1999 году почти 1,7 миллиона человек были убиты или покончили самоубийством (893 000 самоубийств, 527 000 убийств или смертей в результате насилия, 269 000 жертв военных действий).

Информация в системе общественного здоровья и здравоохранения России. Различные группы населения достаточно сходны по характеру источников, из которых они узнают об основных проблемах здоровья: у 17-18% - это телевидение, у 33-38% - газеты и журналы, у 46-51% - врачи. В результате анкетного опроса выявлено наличие потребности в информации по основным вопросам, связанным со здоровьем: по вопросам питания – у 86,3% населения,  физической активности – у 61,4%, кровяного давления – у 31,1%, сексуальной жизни – у 24,5% (О.П. Щепин, 2000).

         Информационные ресурсы здравоохранения обеспечиваются более чем 50 формами госстатотчетности Министерства здравоохранения РФ. Из них лишь 10% информации, циркулирующей в здравоохранении, используется органами управления. Определены основные направления развития и оптимизации информационной системы и мониторинга до 2010 г. (О.П. Щепин, 2000):

- развивать существующую систему учета и отчетности,
- оптимизировать информационное обеспечение и медико-статистические показатели, ориентируя их на цели планирования,
- расширить доступ к статистической информации о состоянии здоровья, включая население,
- разработать единую статистическую форму систематизации медико-статистической информации учреждений здравоохранения,
- развивать информационные системы, совершенствующие деятельность врача, клинико-диагностическую экспертизу на основе компьютерных технологий,
- разработать систему мониторинга для программ государственных гарантий.

Изучение влияния факторов среды на здоровье регламентировано федеральным законом от 30.03.99 г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Положением о государственной санитарно-эпидемиологической службе РФ и другими нормативными актами. В 1999 году продолжилось формирование инфраструктуры социально-гигиенического мониторинга. Издан совместный приказ МЗ РФ и Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды №410/122 от 15.11.1999 г. «О повышении эффективности функционирования систем социально-гигиенического мониторинга и мониторинга окружающей природной среды», приказ МЗ РФ от 27.08.1999 №344 «Об организации работ по 2-му этапу социально-гигиенического мониторинга». В Правительство РФ представлен проект постановления об утверждении Положения о социально-гигиеническом мониторинге. К концу 1999 г., по информации 53 центров госсаннадзора, число специализированных структурных подразделений составило 441. В развитие закона необходимы проекты постановлений Правительства РФ об утверждении Положения о госсанэпидслужбе РФ и госсанэпиднормировании, приказы МЗ РФ об утверждении методических рекомендаций (Г.Г. Онищенко, 2000).
       
Кодекс эколого-гигиенического информационного поведения лечебно-профилактических учреждений, врачей для сохранения здоровья населения. На основании проведенных автором исследований (1985-2001) были разработаны практические рекомендации для внедрения:

1. С целью  сохранения жизни людей, индивидуального и общественного здоровья больших групп населения целесообразна разработка кодов информационного поведения органов управления, специализированных федеральных и региональных служб при кризисных, чрезвычайных ситуациях, внедрение алгоритмов в отраслевой и межотраслевой деятельности, кодексов правил в функциональной компетенции и деонтологии ряда профессиональных групп.

2. В качестве наиболее приемлемой организационно-правовой формы в регионах, обеспечивающей межведомственную координацию, учет территориальных особенностей, гигиеническую направленность рекомендаций целесообразны специализированные структурные подразделения региональных центров госсаннадзора, осуществляющие комплексный социально-гигиенический мониторинг и мониторинг окружающей информационной среды.

3. В системе здравоохранения на федеральном уровне целесообразно:
    - развитие, в том числе на основе компьютерных технологий единой информационной системы с совершенствованием медико-статистических показателей учета и отчетности;
    - организация мониторинга за обусловленными окружающей информационной средой показателями здоровья в рамках функционирования социально-гигиенического мониторинга;
    - оптимизация системы информационного обеспечения населения, которая может базироваться на системе выявленных основных принципов и частных закономерностей информационной гигиены.

4. Разработанную комплексную поэтапную методологию (изучение аксиом и законов информационной экологии и гигиены, - разработка кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения, - подготовка и применение конкретных мер по производству, хранению, передаче, приему и анализу информации)  с целью  сохранения жизни людей, здоровья больших групп населения целесообразно использовать для:
- дальнейшего на государственном уровне совершенствования правового, методического, научно-технического, медико-профилактического и организационного обеспечения информационной гигиены,
- разработки целевых федеральных программ, формирования, развития и реализации концептуальной модели информационной политики, доктрины и государственной политики в области информационной безопасности Российской Федерации.
        5. Систему выявленных аксиом и законов информационной экологии и гигиены, комплексную поэтапную методологию, разработку кодов, алгоритмов и кодексов информационного поведения целесообразно использовать в рамках международных гуманитарных программ по оздоровлению окружающей информационной среды и устойчивому развитию с целью сохранения жизни и здоровья населения.

Про разработку и внедрение кодекса информационного поведения в деятельности органов государственного санитарного надзора и в психиатрической практике см. Приложение 6.
 

 

В начало                                             Продолжение
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить