29.04.2010 г.

  На главную раздела "Научные работы"


 

4.2. Отрицательное влияние информации на здоровье

Стресс есть неспецифический ответ организма
на любое предъявленное ему требование
Ганс Селье (1907-1982)
 
4.2.1. Отрицательное влияние информации на здоровье индивидуума
 
Согласно информационной теории «эмоция – это субъективная интегральная оценка мозгом двух факторов - потребности и вероятности ее удовлетворения, оценка вероятности достижения цели, которую индивидуум производит на основе врожденного и ранее приобретенного опыта, непроизвольно сопоставляя информацию о средствах, времени, ресурсах имеющихся и прогностически необходимых для достижения цели (удовлетворения потребности)» (П.В. Симонов, 1981, 1987). Термин “стресс” был введен в медицинскую литературу в 1936 году Г. Селье (H. Selye) и может расшифровываться как «неспецифический ответ организма на различные требования, предъявляемые к нему». Понятие “эмоциональный стресс” было введено Г. Селье и О. Леви (O. Loewi). В отличие от “классического” стресса, развивающегося на основе гипофизарно-надпочечниковых отношений, в основе эмоционального стресса лежат первичные изменения в области эмоциональной стороны психической деятельности индивида
(К.В. Судаков, 1986). Наряду с термином «эмоциональный стресс» используется и термин «психологический стресс» (Ю.А. Александровский, 1993). Тезис XX века в здравоохранении «90 % болезней от нервов» подчеркивает значимость стресса и его последствий в формировании заболеваемости и смертности.

В настоящее время доказано, что индивидуально- или общественно-значимая информация о потребностях и возможностях их удовлетворения, в соответствии с информационной теорией происхождения эмоций (П.В. Симонов, 1987), влияет на возникновение психо-эмоционального перенапряжения, развитие эмоционального стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы [гипертоническая болезнь (И.К. Шхвацабая, 1977), атеросклероз (П.С. Хомуло, 1982), ишемическая болезнь (Е.И. Соколов, 1987; C.D. Jenkins, 1994), стрессорные повреждения сердца (Ф.З. Меерсон, 1984), инфаркты, инсульты] - причина смертности № 1 (I. Gyarfas, 1992), пищеварительной (язвенная болезнь)
(Г.И. Дорофеев, 1986), иммунной систем организма (T.B. Herbert, 1994), иммунодефицитных состояний (Ф.З. Меерсон, 1981) с поражением вилочковой железы и лимфатических узлов (Г. Селье, 1982), онкологических болезней (T.B. Herbert, 1994); а так же – на возникновение психических заболеваний
(H. Nakajima, 1992), в том числе инвалидизирующих психических расстройств (около 200 млн. пораженных в мире), дисфункций поведенческого характера, таких, как тревожные состояния, депрессия, психосоматические нарушения (У.Г. Хольцман, 1987), повышение уровня травматизма
(C.D. Jenkins, 1994) и количества самоубийств (A. Kerkhof, 1994).
 
Известна формулировка Всемирной Организации Здравоохранения «здоровье» - это состояние психического, физического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней. Следует отметить выделение в современной литературе термина “психическое здоровье” – это не только отсутствие выраженных психических расстройств у индивидуума, но и состояние равновесия и гармонии между человеком и окружающим миром, обществом, наличие душевных, психических резервов по преодолению стрессов и затруднений, возникающих исключительных обстоятельств (Военно-морская и радиационная гигиена, 1998). Однако, в формулировку «психическое здоровье» не входит наличие или отсутствие стресс-обусловленных соматических заболеваний, их последствий и случаев смерти. Учитывая вышеизложенное, возможно целесообразно различать информационно обусловленное здоровье. Информационное здоровье – это та часть общего состояния психического, физического и социального благополучия, которая формируется и зависит от информации.

Информация и психогигиена. По "информационной теории эмоций" П.В. Симонова (1987) эмоция возникает в результате оценки информации о средствах, прогностически необходимых для удовлетворения потребности, и информации о существующих средствах, которыми реально располагает субъект в данный момент. Известен ряд методов психопрофилактики стрессов при помощи различных информационных воздействий (А.Б. Леонова, 1993). Между тем в реальной жизни эмоциональный стресс существенно снижает надежность оператора,  что приводит к авариям и непоправимым последствиям, а также является одним из существенных факторов риска возникновения ряда заболеваний сердечно-сосудистой, нервной, иммунной  систем организма, рака. В связи с этим можно предположить актуальность дальнейшего развития информационной теории эмоций, а также изучения зависимости между информацией и рядом типовых патологических процессов (стресс, психогенный шок) и нозологических форм (внезапная смерть, онкозаболевания, заболевания сердечно-сосудистой, нервной, иммунной и других систем организма).

Информация и гигиена труда.  В результате усложнения трудовой деятельности человека - в связи с необходимостью управления сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, возрастанием скорости движения транспортных средств, необходимостью выполнения работ в экстремальных условиях (агрессивные среды, гермопространство, работы на высоте, под землей, в океане, в Космосе), компьютеризацией рабочих мест и внедрением новых средств связи значительно возросло число работающих, труд которых связан с психо-эмоциональным напряжением
(эмоциональным стрессом) (Ю.В. Мойкин, 1987; Automation, work, 1984; F. Fe Josefina, 1985).
 


 В начало                                             Продолжение
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить