05.04.2011 г.

  На главную раздела "Кравчук Юрий Аркадьевич"


5.11.2001г.
 
 
ВОСПОМИНАНИЯ  И  РАЗМЫШЛЕНИЯ

 
 
 


 
 
Не  лепо  ли  ны  бяшеть,  братие,
Начати  старыми  словесы
Трудных  повестий
О  плъку  Зубове...

 

 

 

Моряк — это  Судьба

 

       Спросите у любого моряка, верит ли он в Судьбу. Найдётся, разве что, один из сотни, который скажет: «Нет». Да и то, это может быть ответ не искренний. Люди заботятся, чтобы о них не подумали превратно. У некоторых это будет от молодой бравады – вот какой я (крутой). Кстати, среди “водоплавающих” не модно быть “крутым”. Моряки быстро улавливают смысл жизни. Моряк это не профессия, это образ жизни, это Судьба.
       На флоте так ведётся, что моряками называют матросов палубной команды и штурманов. Их профессиональные знания и умения нужны только в море на судне. В отличие от них, скажем, у механика или электрика, тоже плавающего, работа на судне мало чем отличается от подобной на берегу. Дизельная установка, что на пароходе, что на тепловозе, электростанции  или танке одна и та же. И работа с ней в любых условиях почти одна и та же. А матрос, разве что докером может стать, это «близко». Порт - почти море, его причалы  для тех же пароходов. Судьба моряка быть подолгу вдалеке от дома, скучать по родным и близким, терпеть неудобства, качку, ветер, холод высоких и жару тропических широт, ценить помощь товарищей и отношения в коллективе-экипаже. И ещё много чего в этой морской жизни есть особенного.  Это всё - Судьба, которую не обманешь. Раз ты её выбрал, она твоя. Кто-то пытается убежать от неё. Она догонит всё равно, может быть не скоро, но догонит. Плохо, если это придёт в последний момент жизни. И уйдёшь «туда» с печалью, что обманул себя.
       Попадают на флот и случайные люди, кто из любопытства, кто подзаработать нелёгким морским трудом, кто “по дурости”. Такие долго не задерживаются. Это не их Судьба, и понимают это вскоре сами и окружающие.

 

* * * * *


 
       А вот о том, что у парохода есть своя Судьба, у моряков, “сто процентов”, нет сомнений. Об этом на флоте можно услышать столько историй, сколько есть плавающих “единиц”, от рыболовного бота до суперлайнера.
       Если человек получает своё имя после рождения, то судно его имеет уже на бумаге-чертеже, по которому будет строиться. Его строит (рожает) целый коллектив. И крестная мать у него должна быть, и отец-капитан, заботливый и строгий, иначе плохо сложится его жизнь, Судьба парохода. Бывают пароходы со счастливой Судьбой, бывают - с неудавшейся. А, немало бывало и трагических Судеб, известных, чаще всего, многим людям. Ведь трагедии обычно связывают с гибелью людей, многих людей. Тогда весть эта становится достоянием многих других, имеющих и не имеющих к событию отношения; теперь это называют мировой общественностью. При современных средствах информации такие события делают известными названия пароходов и их Судеб всему миру.
       Есть имена, которые пришли к нам из глубины веков. Это связано с событиями исторического значения. Но большинство судов трудолюбиво подставляют свои борта волнам и ветрам, палубы и трюмы грузам. Они трудятся от начала до конца своей жизни.  И имена их известны разве что экипажу, его родне и портовым рабочим. Такая у них Судьба.
       Есть такие, которые несут на себе смертоносное оружие, это военные корабли. Их судьбы бывают героическими и трагическими, их экипажи рискуют жизнью, проливают свою и чужую кровь. На их мачтах гордо реют флаги и вымпелы. Они слышат гром своих и чужих орудий. Это особый класс судов, и существует они много веков. Человек давно сделал море ареной войны.  
       Есть суда, которые прославили своих капитанов. Есть капитаны, которые сделали героически известными свои суда. Есть капитаны, которые создали своим судам дурную славу. Есть такие, которые отправили их на морское дно. Есть капитаны неудачники. Есть команды неудачников. Есть суда неудачники. Всякое бывает на флоте, как и в жизни.
       Иногда хозяева судов пытаются обмануть Судьбу. Они меняют название судна, меняют его хозяев, перестраивают, перекрашивают. Редко удаётся изменить Судьбу судна. Её ведь не обманешь!
Давайте попробуем вспомнить названия кораблей, которые мы знаем из истории. Пожалуй, первым был Ноев Ковчег.  Долго его носило по волнам без руля и без ветрил, пока не причалило к горе Арарат. Вело его божественное покровительство, самый лучший капитан.
       Потом, много позже был корабль Арго. И экипаж его стал известен в истории как аргонавты. Мифы греков пронесли его имя через многие века до наших дней вместе с именем их предводителя. Его звали Язон. Известно из мифов, что ходил на Арго Геракл, и ещё в мифе есть несколько имён. А, вот, имена остальных аргонавтов остались потомкам неизвестными, а их было – пятьдесят, так говорят сказания.
       Человек, живущий у моря, всегда имел, на чём плавать. И с очень древних времён люди строили хорошие суда для своих сообщений с дальними и ближними берегами. Это удобно. И наверняка суда имели свои имена, но мы этого не узнаем, видимо, никогда. Появляются в нашей истории названия судов, связанные с именами известных морепроходцев, только во времена Великих Географических Открытий. А это уже XV век нашей эры. Всей-то нашей памяти в этом вопросе от силы шестьсот  лет.  Здесь имена судов вошли в историю вместе с именами людей. Кто кого прославил, чьё имя должно ставиться первым?  
       «Санта Мария», на которой Колумб открыл для нас Американский континент или Колумб, который приплыл к неизвестному континенту на «Санта Марии»?  Но, и то, и другое имя известно всему миру.
       Флагманский корабль английской эскадры, разбившей в Трафальгарском сражении Французско-Испанскую объединённую эскадру «Виктория», известен не столько в результате  блистательной победы, а потому, что на нём погиб адмирал Нельсон.
       Легендарный «Фрам» прославили своими плаваньями известные всему цивилизованному миру  норвежские исследователи полярных районов Земли  Фритьёф Нансен и Руал Амундсен.
       А вот капитанов «Титаника», «Лузитании», легендарной «Катти Сарк» и её «sistership” “Фермопилы”, как и многих других известных судов, знают немногие специалисты и хоббисты.
       Иногда миру известны имена строителей легендарных кораблей. Многие знают творения рук и воли первого российского императора, основоположника и строителя русского флота Петра I.  Его «Орёл», «Предистинация» и «Штандарт» и другие корабли. А ледокол «Ермак»,  который построил адмирал А.С.Макаров.  «Варяг» и «Стерегущий», так же как «Аврора», мы знаем со школьных времён. Это гордость народа, потому что экипаж проявил пример массового героизма. И таких примеров много.
        Англичане знают строителей своих легендарных парусников и океанских лайнеров. Они любят свой флот и моряков.
       Мы знаем десятки имён кораблей прославленных в годы сражений, особенно XX века, наших отечественных, союзников и противников. Имена их капитанов мало кто знает, а экипажи для нас так и остаются безымянными, но героическими.
       К вопросу об экипажах следует подойти отдельно. Это очень непростая тема. Я говорю не только о тех экипажах известных судов, о которых упомянул выше, а об «экипажах» как особом статусе человеческих коллективов.   
       Пытливый ум и настойчивость известного всему миру норвежца Тура Хейердала показали, как могли плавать в древности между материками и островами, на большие расстояния наши далёкие предшественники. Его плавания на плоту «Кон-Тики» и папирусной лодке «Ра» были хоть и экспериментом в условиях современных возможностей, доказали многим неверующим, что такое было возможно. Думается, что мы сильно недооцениваем возможности древних землян. Тому пример, хотя бы, египетские пирамиды. Технологии их постройки тоже нам непонятны, но уровень так высок, что и в наши дни вряд ли возможны такие достижения.
       Мореплавание во все времена было делом небезопасным. Оно и сейчас мало чем отличается от прежних времён. Каждый год в морях и океанах Земли гибнет немало кораблей и людей. Опасности несколько изменились, но не стали менее бедоносными. Мы потеряли уважение и веру в грозный нрав бога морей, и приносим ему обильные жертвы своей непоседливости,  любознательности, зачастую жадности и безжалостности к себе и себе подобным. Суровая морская стихия погубила не меньше человеческих жизней, чем человеческая агрессивность и кровожадность. Один только XX век отправил на морское дно тысячи плавучих красавцев, произведённых человеческими руками, и ими же погубленных. На дне морей покоятся груды ржавеющего железа. А от предыдущих веков и тысячелетий море тоже хранит остатки деревянных корпусов, металлических приспособлений и оружия. У моря долгая память, оно бережёт в тишине своих глубин не только останки кораблей и людей, но ещё долго будет хранить вечные тайны человеческих трагедий.
       В последние десятилетия технический прогресс дал людям возможность из любопытства и спортивного интереса нарушать вечный покой глубин и этих останков. Оборудование для подводных погружений совершенствуется, и человек уже хозяйничает в трюмах и на палубах погибших кораблей, в поисках  сокровищ и острых ощущений. Оправдывают это, якобы, восстановлением исторической памяти. А стоит ли ворошить прошлое, его боль и прах?

 

* * * * *

 

       Продолжение


 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить