21.02.2012 г.

  На главную раздела "Кавказ. Политика. История"


Автор: 00mN1ck / 27 марта 2007 / Категория: Авторские статьи

Осетия           «В 1774 году Осетия, единое национально-территориальное образование, не входящее в состав какого-либо другого государства или национальной территории другого народа, добровольно вошла в состав Российской империи». Это произошло фактически через 22 года после возвращения первых осетинских послов, заявивших о воле осетинского народа о присоединении Осетии к России. То обстоятельство, что этот вопрос оставался открытым столь длительное время, было обусловлено сначала необходимостью установления прочных отношений между Осетией и Россией, претворением в жизнь процессов, связанных с интеграцией двух государственных образований, а затем присоединение было отложено до успешного окончания русско-турецкой войны (1768-1774 гг.) Именно с 1774 г. (дата окончания русско-турецкой войны) русское правительство стало рассматривать Осетию как район, входивший в состав Российской империи. Это было связано с тем, что Турция, рассматривавшая Осетию как независимое буферное образование между своей территорией и Россией, признала по итогам войны право Петербурга включить ее в свои владения. Тогда как территория Грузии была поделена между самой Турцией и Ираном и признавалась составной частью этих государств.

           Русско-осетинские переговоры по присоединению основной части Осетии к России состоялись в октябре 1774 г. в крепости Моздок. Осетия была представлена разнородным в социальном отношении составом посольства, что свидетельствует о том, что идея присоединения поддерживалась не только социальными верхами, но и была популярна среди широких слоев населения.

           В ходе переговоров обсуждались следующие вопросы: присоединение Осетии к Российской Империи; возобновление осетинского подворья в Осетии; учреждение военной крепости, военных форпостов, которые способствовали бы прекращению междоусобных войн; разрешение осетинам выселиться на предгорную равнину Центрального Кавказа; защита от нападений кабардинских князей. В Моздоке члены осетинского посольства подали состоявшее из 8 пунктов письменное «Прошение». М.М. Блиев считает, что это «Прошение» «не является обычным ходатайством, а по своему содержанию скорее носит актовый, договорный характер и в качестве такового документа оно было представлено императрице Екатерине II». Наряду с текущими и частными вопросами, «Прошение» содержало вопросы непосредственно русско-осетинских отношений. В этом плане интерес представляют преамбула, пункты второй и третий. В преамбуле подчеркивается расположение осетинского населения к православной церкви. Второй пункт содержит три основных положения: 1) посольство рассматривает Осетию как независимую от других стран; 2) главной опасностью для Осетии оно считает набеги кабардинских князей; 3) посольство ходатайствует о включении Осетии в состав России. Третий пункт «Прошения» поясняет те условия, на которых Осетия входила в состав России. Их было также три: «свободный проезд» в пределы русской приграничной линии, охрана внешней безопасности и «присылка» для этой цели русской команды в Осетию. Наряду с этими условиями осетинское посольство брало на себя по отношению к России ряд обязательств. Оно «позволяло» вывозить в район бывшего Осетинского подворья руду, а осетинские старейшины за «поставленную плату» обязывались сами доставлять в осетинское подворье металлические руды.

           Русско-осетинские переговоры завершились самым успешным образом. В октябре 1774 г. в Моздоке было достигнуто соглашение по вопросу присоединения основной части Осетии к России. «Вхождение Осетии в Российское подданство было оправданием извечных северных ориентаций осетин». С позиции современного международного права такая реализация права на самоопределение может быть примером осуществления своих интересов мирными средствами и «не за чужой счет».
«Политическое присоединение к России еще не означало, однако, вхождение Осетии в административную систему России. Значительное время она продолжала сохранять независимость от царской системы государственного управления. В этом отношении вхождение Осетии в состав России не вносило каких-либо перемен во внутреннюю жизнь феодально-раздробленных осетинских обществ». Осетия продолжала составлять интерес России на Кавказе, и такое положение не устраивало правительство Империи. Поэтому в 1830 году предпринимаются решительные меры для завоевания Южной и Северной Осетии. И.Г. Викторов пишет, что было решено направить для завоевания Осетии две военные экспедиции «...как для наказания буйных осетинских племен, так и для приведения народа сего к положительной присяге на верноподданство государю императору и внедрения того порядка, который приличен стране, находящейся под великою державой всероссийского монарха». В Северную Осетию был направлен отряд под начальством генерала Абхазова, а в Южную - Ранненкампфа. То, что военная экспедиция на юг и на север Осетии была направлена в рамках решения единой задачи, никак не касающейся собственно грузинских территорий, говорит о том, что Осетия до этого периода являлась единым образованием, ни в какой своей части не входящим в грузинские административные образования. «После присоединения Грузии к России (1801 год), как известно грузинское царство было упразднено и стало называться Грузинской губернией... Позднее территория, населенная осетинами, оказалась в составе Горийского и Душетского уездов».

           Россия была унитарным государством, и такому разделению не придавали значения. Вплоть до распада Российской Империи вопрос о воссоединении так остро не стоял. В качестве примера неоправданности раздела можно привести выдержку из рапорта генерала Головина военному министру графу Чернышеву об учреждении главного пристава в Юго-Осетии (22.07.1838 г.): «Осетия, несмотря на близость к центру управления здешним краем, распространяясь по Хребту и ущельям Кавказа, до сих пор еще не вся нам подвластная. Часть ее, лежащая на южной покатости гор, после экспедиции, в 1830 году бывшей разделена на четыре приставства, и управление оными поручено особым чиновникам из грузинского дворянства... Нынешние приставы из грузинских князей и дворян редко даже у них бывают и никогда не пользуются их доверенностью, что в особенности препятствует первоначальному образованию сего народа, который начинает, однако, чувствовать пользу оного и постигать преимущества мирной жизни. Доказательством этого служит то, что некоторые осетинские общества, в числе коих и не признававшие над собою никакой власти, присылали поверенных от себя к прежнему начальству, а ныне и ко мне, прося дать им главного пристава, но только из русских чиновников, а отнюдь не из грузин». Этим все сказано! Вот и вся первоначальная правовая основа всех последующих грузинских притязаний на территорию Южной Осетии - военная экспедиция Империи в 1830 году. Вероломное Имперское Насилие. Никаких других ни правовых, ни исторических причин для раздела Осетии нет. Впрочем, все это вполне укладывалось в правовые нормы того времени.

           Аксиомой международного права того времени, да и сейчас является положение о том, что действия государства на собственной территории входят по нормам международного права во внутренние дела государства. Нормы международного права, закрепляя суверенное право государств на собственную территорию, рассматривают ее не только как фактическую, но и как юридическую принадлежность. Государство обладает правом публичной международно-правовой собственности на свою территорию. Именно государство имеет право территориального верховенства, и это право является проявлением суверенной власти. Государство юридически определяет пространство и границы, на которые распространяется его исключительная компетенция. Государство, обладая территориальным суверенитетом, полностью осуществляет власть на своей территории. Тем самым эффективное территориальное владение имеет базу укрепившегося государства. Следовательно, по нормам того времени, административные преобразования, разделившие Осетию на Северную и Южную, по своей правомочности трудно оспоримы, так как (повторюсь) Россия была унитарным государством, и ее правительство обладало всей полнотой власти на своей территории. Осетия же, как часть территории империи, претерпела административный раздел в ее рамках, который стал впоследствии предпосылкой трагического разрыва в Советской России. Если в данном случае не оспаривается правомерность административного раздела, то его нецелесообразность и неоправданность налицо. Еще раз вернемся к рапорту генерала Головина, где сказано, что: «некоторые осетинские общества, в числе коих и не признававшие над собой никакой власти, присылали поверенных от себя к прежнему начальству, а ныне и ко мне, прося дать им главного пристава, но только из русских чиновников, а отнюдь не из грузин».

           С позиций современного международного права кажется чем-то варварским и жестоким расчленять один народ и разрывать его общую историческую судьбу. Хотя на сегодняшний день известны разделенные нации (Корея), но положительный пример объединенной Германии и Вьетнама обнадеживает.

Автор :Магкаева Е.Р.


Источник: http://iratta.com/2007/03/27/juzhnaja_osetija_v_sostave_unitarnojj_rossijjskojj_imperii_17741918_gg.html
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить