02.01.2013 г.

  На главную раздела "Рассказы, новеллы, очерки"



Carmina Burana: миниатюра колесо фортуны           Carmina Burana, с латинского "Песни из Бойерна" (сокращенно: Бенедиктбойерн) — название, данное манускрипту, состоящему из 254 поэм и драматических текстов 11 или 12 века, хотя некоторые из них относят к 13 веку.

          Тексты почти целиком написаны на Средневековой латинице; некоторые на средневерхненемецком языке, в некоторых встречается старофранцузский или прованский язык. Многие написаны с использованием сразу нескольких языков: латинского, немецкого или французского, часто разговорного.

          Песни были написаны студентами и духовниками, когда латинский диалект был языком межэтнического общения в Италии и восточной Европе у странствующих учеников, студентов и богословов. Многие из поэм и песен, по всей видимости, были работами голиардов (вагантов), духовников (по большей части студентов), которые высмеивали церковь. Коллекция текстов содержит работы нескольких поэтов того времени, в том числе французского поэта и дипломата Петера из Блуа, французского писателя Вальтера из Шатийона и безымянного поэта, вошедшего в историю как Архипиита.

          Коллекция была найдена в 1803 году в бенедиктинском монастыре Бойерн (Бавария) и сейчас хранится в Баварской государственной библиотеке в Мюнхене. Наряду с Carmina Cantabrigiensia, Carmina Burana — наиболее важная коллекция песен голиардов и вагабондов.

          Манускрипты отражают перемещение европейских народов; песни манускрипта родом из Окситании, Франции, Англии, Шотландии, Арагона, Кастилии и Священной Римской Империи.

          Carmina Burana (сокращенно CB) — манускрипт, написанный в 1230 году двумя разными писателями раннеготическим минускулом (средневековым шрифтом) на 119 листах пергамента. В 14 веке в конец рукописи были вложены отдельные листы разного размера. В период позднего Средневековья рукописные страницы были связаны в маленькую папку, названную Codex Buranus. Однако в процессе объединения тексты были частично перемешаны, а некоторые страницы, по всей видимости, утеряны. Рукопись содержит восемь графических миниатюр: колесо фортуны (фактически иллюстрация к песням №14–18, но использованная переплётчиком в качестве обложки), воображаемый лес, любовники, сцены из истории Дидо и Энея, сцены испития пива и три сцены азартных игр — кости, ludus duodecim scriptorum и шахматы.

          История рукописи Carmina Burana

Carmina Burana: миниатюра игра ludus duodecim scriptorum          В первых исследованиях рукописи говорится о том, что манускрипт был написан там, где он был найден, то есть в монастыре Бенедиктбойерн. Однако сегодня существуют споры в обществе исследователей рукописи «Carmina Burana» о месте её появления. Достоверно определено, что в тексте рукописи присутствует средневерхнегерманский диалект, поэтому манускрипт должен быть родом из региона центральной Европы, в котором говорят на баварском диалекте немецкого языка и который включает часть южной Германии, восточную Австрию и северную Италию. Однако в тексте прослеживаются и итальянские черты, что говорит о южном происхождении рукописи. Существует два возможных места её появления — или в местечке Зеккау в Штирии, или около монастыря Нойштифт в Южном Тироле.

          В поддержку первой теории: епископ Генрих, который был там главой с 1232 по 1232 год, упоминается как глава города Мария-Зааль в Каринтии в CB 6* на добавленных листах (звездочкой * отмечают песни с добавленных страниц), и возможно, что он способствовал созданию Сarmina Burana; marchiones (жители Штирии) упоминаются в CB 219,3 перед баварцами, саксами или австрийцами, вероятно, указывая на то, что Штирия была ближайшим регионом к авторам рукописи; также большинство церковных гимнов были посвящены Св. Катарине из Александрии (CB 12* и 19* – 22*), которая почиталась в Зеккау.

          Сторонники другой гипотезы заявляют, что местом рождения Carmina Burana является монастырь Нойштифт близ Бриксена в Южном Тироле. Бриксен упоминается в CB 95, кроме того в CB 203a написано начало к истории, свойственной только Тиролю и называемой песней Экенлид (Eckenlied) о мифическом герое Дитрихе Бернском (как называли в германском эпосе короля остготов Теодориха Великого).

          Менее ясно, как Carmina Burana попала в монастырь Бенедиктбойерн. Германист Фритц Петер Кнапп предполагает, что если манускрипт был написан в Нойштифте, то он мог бы попасть туда в 1350 году вместе с семьей Виттельсбахов, которые были фогтами (наместниками) и в Тироле, и в Баварии.

          Тематика песен

          Большей частью сочинения, содержащиеся в коллекции рукописей Carmina Burana, могут быть разделены на четыре группы согласно своей тематике:

          1. 55 песен о морали и насмешках (CB 1–55),

          2. 131 любовная песня (CB 56–186),

          3. 40 застольных песен и песен об играх (CB 187–226)

          4. два длинных произведения церковного театра (CB 227 и 228).

          Однако при таком принципе разделения существует много исключений. Песни 122–134, которые отнесены к любовным песням, в действительности такими не являются: их основная тематика — траур по умершим и сатира, среди них также встречаются две поучительные истории о названиях животных. Вероятно, существовали и другие группы церковных поэм, включенных в Carmina Burana, но они были утеряны. Прикрепленные листы содержат набор из 21 по большей части церковных песен: прозаическая молитва к Святому Эразму и четыре еще более церковных драмы, некоторые из которых сохранились только частично. Эти крупные тематические группы также могут быть разделены на более мелкие подгруппы, например, песни о конце света (CB 24–31), песни о крестовых походах (CB 46–52) или переработка античных писаний (CB 97–102).

          Другие часто встречающиеся темы включают: критику симонии (продажи и покупки церковных должностей или духовного сана в Средние века) и скупости церкви, которые с наступлением денежной экономики в 12 веке сразу же стали серьезной проблемой (CB 1–11, 39, 41–45); горестные плачи в форме planctus, например, о превратностях человеческой судьбы (CB 14–18) или о смерти (CB 122–131); гимноподобное восхваление возвращения весны (CB 132, 135, 137, 138, 161 и другие); пастурели об обольщении/похищении пастушек рыцарями, студентами/священниками (CB 79, 90, 157–158); и описание любви как воинской повинности (CB 60, 62 и 166), топосы, известные из элегических любовных поэм древнеримского поэта Овидия. Овидий, а в особенности его любовные элегии, были воспроизведены, скопированы и гиперболизированы в Carmina Burana. Иначе говоря, для тех, кто не знаком с произведениями Овидия, описания сексуальных контактов в манускрипте покажутся откровенными и даже иногда грубыми. Например, в стихе CB 76 используется повествование от первого лица для описания десятичасового любовного акта с богиней любви, Венерой (ternens eam lectulo / fere decem horis).

          Carmina Burana содержит многочисленные поэтические описания шумного средневекового рая (CB 195–207, 211, 217, 219). В этом мире нормами для духовенства были пересыпание, переедание, испитие богатых вин и регулярные игры в кости.

          Carmina Burana в музыке

          Между 1935 и 1936 годом немецкий композитор Карл Орф положил 24 поэмы на новую музыку, создав произведение, названное Carmina Burana. Наиболее примечательной его частью является "Fortuna, Imperatrix Mundi (O Fortuna)". Произведение Орфа было исполнено бесчисленным множеством ансамблей.

          В 2005 году немецкая медивал-группа Corvus Corax записала альбом Cantus Buranus, целую оперную серию на текст оригинального манускрипта Carmina Burana, выпустив в 2008 году диск под названием Cantus Buranus Werk II.


 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить