26.10.2009 г.

  На главную раздела "Сестринское дело"


Двойная беспомощность больного ребенка — как ребенка и как больного — увеличивает ответственность и заботы для окружающих, и все-таки как доктора, так и сиделки, имевшие дело со многими пациентами, согласны с тем, что вообще за детьми приятнее ухаживать, чем за взрослыми. Они обыкновенно менее требова­тельны и более терпеливы.
 
Эту податливость часто совершенно упуска­ют из виду и при необходимых, но неприятных лечебных мерах, вместо увещаний обращаются прямо к насилию. Это делается отчасти потому, что требуется очень небольшое усилие, чтобы открыть ребенку рот или держать его во время небольшой операции и т. д. В таких случаях чаще всего было бы гораздо лучше предоста­вить свободу детям и возбудить их самолюбие, признавая за ними заслугу добровольного согла­шения или еще показывая вид, что ход неприят­ной процедуры зависит отчасти от них самих. Так я помню одну маленькую девочку, которой нужно было каждую неделю прижигать ляпи­сом несколько фистул в коленном суставе. Ни­какие уговоры не помогали, и операция совер­шалась каждый раз при жалобных криках, пока я ей не обещал однажды, что она сама назначит, когда вынуть ляпис из фистулезного прохода. Продолжительность и интенсивность процедуры не изменилась, но достаточно было иллюзии, чтобы ребенок держался спокойно.
Никогда не следует, уговаривая ребенка, об­манывать его — ни относительно того, что его ожидает, ни относительно награды, которую он получит. Обман, в случае повторения той же необходимости, окажется неудобным не только с педагогической, но и с чисто практической точки зрения.
 
Конечно, бывают случаи, когда увещания не помогают, как, например, у очень маленьких или у больших, но упрямых детей. В таких случаях следует руководиться следующим принципом: чем больше сил имеется в распоряжении, тем легче насилие в отношении ребенка. Недоста­точно примененной силой можно скорее причи­нить боль ребенку, чем достигнуть цели.
 
Если, напр., нужно держать неподвижно го­лову и руки ребенка, как это часто бывает, когда врач хочет исследовать полость рта, то вот са­мый целесообразный прием: один человек берет ребенка на колени и держит его ноги промеж колен, удерживая в то же время в своих руках руки ребенка. Другой, стоя сзади, держит обеи­ми руками голову ребенка.
 
Если один человек хочет держать в непод­вижном состоянии одновременно руки, голову и ноги сопротивляющегося пациента, то, удер­живая одной рукой руки ребенка, а другой голо­ву, он или не достигнет цели, или сдавит ребенка гораздо больнее, чем в первом случае примене­ния усилий двух лиц.
 
К качествам, которыми необходимо должна обладать всякая сиделка, нужно еще прибавить при уходе за ребенком любовь к детям. Без этого она не может обнаружить нужного в этих случа­ях достаточного терпения и самоотвержения. От нее требуется тем больше добросовестности, что сам пациент не может дать указаний, на кото­рые можно было бы положиться.
 
Терпение детей в продолжительных болезнях трогательно. Окружающие должны стараться развлекать ребенка играми и занятиями, но не слишком продолжительными, во избежание ре­зультата, противоположного тому, которого до­биваются.
 
При продолжительных болезнях можно раз­влечь ребенка тем, что его на время вынимают из кроватки и переносят в другую комнату. Но­вая обстановка восстанавливает иногда поте­рянный аппетит ребенка, подобно тому, как ино­гда здоровые дети пренебрегают хорошей до­машней пищей, а в гостях с удовольствием едят гораздо худшую.
 
Что касается устройства комнаты больного, то к сказанному в I главе ничего существенного прибавить не можем.
 
Припомним только, что у детей инфекцион­ные болезни играют большую роль и поэтому при начале всякой болезни лихорадочного ха­рактера следует поступать как при инфекцион­ной болезни, т. е. удалить все лишнее из комна­ты и изолировать больного от домашних.
 
Прежде чем перейти к отдельным детским болезням, укажем на некоторые симптомы, ко­торые у детей обнаруживаются иначе, чем у взрослых. Так у детей нередко приступы лихо­радки начинаются не ознобом, а общими судо­рогами ( конвульсиями); в конце пароксизма не бывает пота, кроме того, пульс и температура быстрее и выше поднимаются, чем у взрослых.
 
Измерить температуру под мышкой трудно при подвижности детей, поэтому легче всего сде­лать это, обмазав термометр жиром и вводя его на несколько сантиметров в задний проход.
Если ребенок противится, то всего лучше, что­бы один человек придерживал обеими руками верхнюю часть ног в бедренном сочленении, а другой вставлял термометр. Нужно к тому же иметь в виду, что температура заднего про­хода на 1/2 или 1° выше температуры под мыш­ками.
 
О кашле детей нельзя судить по отделени­ям, потому что дети редко отхаркивают, а большей частью проглатывают то, что они откашливают. Но звук и частота приступов кашля обыкновенно дают некоторые данные для определения характера его, и даже профа­ны, при некотором навыке, могут отличить крупозный кашель от кашля при коклюше или бронхите.
 
Жалоба на боль у детей всегда имеет осно­вание. Они часто хватаются за больное место. Болезненный крик с притягиванием ног — при­знак колик; продолжительные крики и хвата­ние за голову часто указывают на ушную боль. С другой стороны, часто при сильных воспале­ниях горла никакие боли на это не указывают. Поэтому при общем нездоровьи детей нужно непременно исследовать горло.
 
У детей очень часто расстраивается пище­варение. Рвота тотчас после еды у грудных де­тей не имеет обыкновенно значения, потому что анатомические условия допускают у них пере­полнение желудка.
 
Запоры у грудных детей лучше всего излечи­ваются клистирами из воды; у детей же, вскар­мливаемых искусственно, переменой пищи. Об­ратим внимание еще и на то, что иногда запор проходит от употребления сырой воды в проме­жутках между едой. Вообще у детей существует сильная потребность в воде и жидкостях.
Не следует легко относиться к поносам у грудных детей. В этих случаях всегда нужно, чтобы врач определил причину и назначил ле­чение.
 
В дальнейшем мы даем несколько указаний о болезнях, знакомство с которыми позволяет их предупреждение или может до некоторой сте­пени пригодиться в деле ухода за больными.
 
Прилипчивое воспаление глаз новорожден­ных. Так наз. гнойное воспаление стоило уже не малому числу детей их зрения; между тем оно легко может быть предотвращено при некото­ром надлежащем и своевременном внимании со стороны окружающих. Если у новорожденного показывается из глазной щели хотя бы одна капля гноя или если у ребенка веки припухши, то, безусловно, необходимо пригласить врача. В случае, когда последний не может явиться в очень короткий срок, то акушерка или сестра милосердия сама должна тщательно очистить глаз чистой водой и чистой тряпочкой и пустить в него капли однопроцентного раствора ляписа (адского камня). Если страдает только один глаз, то необходимо защитить другой от загрязнения гноем. Сестра милосердия должна соблюдать большие предосторожности, чтобы сама как-ни­будь не заразить собственных глаз, хотя бы загрязненным пальцем.
 
Болезни полости рта. Заболевания полости рта, частые у маленьких детей вследствие за­грязнения или расстройства питания, делают необходимым нежные обтирания его, всего луч­ше пальцем, на который намотана чистая тря­почка, смоченная в чистой простой или борной воде.
 
При всей необходимости чистоты рта не раз­решается его вытирать сколько раз угодно, так как при этом можно причинить ребенку больше вреда, чем пользы. Всего лучше очищать ротик перед и после еды с тою целью, чтобы во
1) грибки вместе с пищей не попали в желудок и во
2) чтобы остающиеся в полости рта остатки пищи не служили удобной питательной почвой для дальнейшего развития их.
 
Рахит. Болезнь костей, при которой нередко дети довольно сильно предрасположены к ката­рам дыхательного горла и кишечного канала. Матери обыкновенно замечают эту болезнь, ко­гда она уже значительно развилась, всего чаще, когда кости нижних конечностей, вследствие да­вления тела при ходьбе и стоянии, уже дугооб­разно изогнуты. Это уже такое состояние, когда лечение гораздо затруднительнее и уже не так-то быстро венчается успехом. Вот почему так желательно в интересах ребенка раннее распоз­навание болезни. Рано обнаруживающиеся при­знаки суть следующие: податливый затылок, опухание грудных концов ребер и судороги го­лосовой щели. Что касается мягкости затылка, то обыкновенно окружающие — не врачи — не распознают его непосредственно, но чаще заме­чают непосредственное последствие ее, а имен­но: дети обыкновенно так трутся затылком о по­душку, что теряют совершенно свои волосы. Опухание ребер болезненно и особенно выступа­ет при крике ребенка, когда его сажают или подымают. Спазмы голосовой щели — задыха­ние — представляет всем знакомую и каждый раз ужасающую картину.
 
 Ок. 1660. Холст, масло, 33x27. Рейксмузеум, Амстердам
 
Точно так же призна­ками английской болезни нужно считать запоз­далое и неправильное прорезывание зубов, позднее закрытие родничков. Все это необходи­мо знать, чтобы окружающие могли своевре­менно пригласить врача. В столь ранних перио­дах болезни лечение преимущественно лекар­ственное и диетическое. Нужно иметь в виду, что хотя дети вначале чрезвычайно упорно отказываются от назначаемого им обыкновенно в это время рыбьего жира или рыбьего жира с фос­фором, но при настойчивости очень скоро к нему привыкают. Прочие правила ухода огра­ничиваются главным образом заботой, чтобы не допускать обременения еще мягких костей чрез­мерной тяжестью и давлением. Такие дети должны более продолжительное время оста­ваться в горизонтальном положении, чем здоро­вые дети. Необходимо противодействовать по­пыткам детей сидеть или стоять, пока кости не приобретут надлежащей плотности. Если уже развилось искривление костей, то иногда изле­чение удается одним лишь внутренним употреб­лением лекарств; более того, иногда выздоро­вление наступает само собой. При высоких же степенях искривления прибегают к ортопедиче­скому, а иногда, при необходимости, даже к опе­ративному пособию.
 
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить