22.02.2010 г.

  На главную раздела "Сапунов Борис Викторович"


Сапунов Б.В.


        Илия Муромец, Киево - Печерский чудотворец. Память: 19 декабря (1 января н.ст.) Слово "икона" - от греческого "eikon" - означает изображение, образ. В христианском искусстве это изображение Иисуса Христа, Богоматери, святых, а также, правда, значительно реже, Бога Отца и Святого духа. В православии иконы сопровождают верующих от рождения до гробовой доски. Являясь священными предметами, эти изображения, как принято считать, оказывают значительное влияние на судьбы людей. Молясь перед иконой, верующие надеются получить от нее помощь и защиту.

        Подобные факты атеисты объясняют с материалистических позиций. Икона, утверждают они, это только доска или холст с изображением святых, и сама по себе она никак не может оказывать какое-либо воздействие на людей. Чудотворная сила, которая ей приписывается, на самом деле заключена внутри человека. Во время обращения к Богу человек мобилизует свои внутренние ресурсы, и если ему удается добиться определенного успеха, то это результат концентрации воли.
        Такое объяснение в какой-то мере, наверное, справедливо. Однако оно раскрывает лишь часть истины.
        Работая с посетителями в залах Эрмитажа, читая лекции студентам Петербургского государственного университета, выступая в разных аудиториях, я всегда спрашивал слушателей: "Как на вас действуют иконы?" Подавляющее большинство лиц разного пола и возраста, разного социального статуса и образовательного уровня отвечали, что ощущают определенное воздействие. Какое именно, многие объяснить не смогли. Большинство же говорили о возникновении умиротворенного настроения.
        Известно, что у икон есть своя иерархическая структура. И вот оказалось, что они влияют на людей в зависимости от этого. Иконы, условно называемые "семейными", писались по заказу. На них изображены не традиционные святые, а небесные покровители семьи заказчика. Эти иконы бывали в нескольких поколениях одной семьи, а затем поступали как вклады в приходский храм.
        Были иконы, особо почитавшиеся в определенном регионе. Как правило, они были связаны с местными традициями, событиями, святыми. "Зосима и Савватий" (Соловецкие чудотворцы), "Герман Валаамский", многочисленные "местные" Богородицы, Киево-Печерские чудотворцы имели ограниченные районы распространения.
        На церковных соборах при канонизации новых святых заранее определялся ранг канонизации. Святых, наиболее прославившихся чудесами и подвигами во славу церкви, относили в разряд общерусских. Других, рангом ниже, утверждали как местночтимых... Особо выделялись чудотворные образы, прославившиеся исцелениями. Они собирали толпы верующих, которые разносили славу о них по всей Руси.
        Факт существования иерархии икон может говорить о зависимости их влияния на каждого человека не только от внутреннего психического склада, степени религиозности последнего, но также от "чего-то", заложенного в самой иконе. Мне представляется такое допущение логичным. Но что же все-таки действует на людей? Условно назовем это биополем.
        Я проанализировал наиболее доступные иконы, представленные на выставке Русского отдела Эрмитажа. В зале 151 (практически - узкой галерее) особое внимание привлекает двучастная икона, привезенная экспедицией музея из-под Кашина. В верхней ее половине помещен "Образ нерукотворного Спаса", в нижней - "Пьетта" ("оплакивание"). "Спас" производит наиболее сильное впечатление на посетителей. Да и дежурные, и охрана постоянно жалуются на плохое самочувствие после долгого сидения возле него.
        Не называя иконы, я рассказал об этом сотрудникам газеты "Аномалия". Главный редактор Татьяна Сырченко и фотограф Михаил Глико пришли в Эрмитаж. Я предложил Татьяне самой найти "тяжелое" место. Каково же было мое удивление, когда она, пройдя по галерее с так называемым маятником (кристаллом на цепочке), сразу и безошибочно установила - "Нерукотворный Спас"! Возле этой иконы маятник начинал делать энергичные круговые движения по ходу часовой стрелки. "Здесь у вас ноги становятся ватными, и хочется лечь на пол?" - спросила Татьяна одну из работниц музея. (Действительно, еще раньше женщины-служащие говорили о слабости в ногах, общем дискомфорте, повышении давления...) Сырченко предложила либо перевесить икону ("галерея для него слишком тесна") на стену перед просторным залом, либо переставить стул дежурного. Первое оказалось невозможным - нарушалась хронология размещения экспонатов. Тогда от "образа" убрали стул... и жалобы прекратились.
        Позже подобные опыты повторяли несколько раз по расширенной программе с другими исследователями. Итоги оказались весьма интересными. Биополе "Нерукотворного Спаса" имеет четко ограниченную форму. Его можно оконтурить на полу в виде равнобедренного треугольника с основанием, равным ширине иконы. Вершина треугольника достигает другой стороны коридора, то есть его "высота" равняется примерно 4 метрам. Вне этого пространства маятник на биополе иконы не реагировал.
        После этих наблюдений возник ряд сложных вопросов. Опыты с маятником были подвергнуты тщательному изучению. Скоростная киносъемка показала, что он приходит в движение от микроимпульсов пальцев, подсознательно производимых экспериментатором. Но такое толкование в данном случае ничего не объясняет и приводит лишь к новым вопросам. Если биополе определяется лишь реакцией человека, то почему оно имеет строго ограниченные размеры и явно зависит от местонахождения экспериментатора? Ведь где бы он ни был, если он видит икону, то независимо от расстояния ее влияние на его психику не меняется.
        По-видимому, "что-то" (биополе) исходит от самой иконы, и человек воспринимает его только в зоне активного действия.
        Другой пример. В зале 152 экспонирована шитая икона - покров "Святой Сильвестр". Датируется она 1664 годом и взята из Обнорского монастыря, расположенного на границе Ярославской и Вологодской областей. Татьяне Сырченко удалось установить, что исходящее от этой иконы биополе также представляет собой треугольник, вершина которого смещена влево от зрителя. Упирается она в слюдяную оконницу XVII века, на которой зимой этого года были обнаружены непонятные круглые отверстия с оплавленными краями диаметром около 4 мм.
        Интересны семантика образов, запечатленных на этих иконах, и история их бытования. Например, святой Сильвестр. О его жизни известно крайне мало. Родился он в первой половине XIV века и был учеником Сергия Радонежского. В глухих лесах на реке Обноре был основан Воскресенский монастырь, в котором он стал первым игуменом. Скончался Сильвестр 25 апреля 1379 года. Канонизирован при царе Алексее Михайловиче. Видимо, к этому времени был изготовлен покров, который находился на раке с мощами святого.
        Что же касается "Нерукотворного Спаса", то в восточной и западной христианских церквах этот образ занимает особое положение. По преданию, это подлинное изображение лика Христа. Существует две версии его происхождения. В православной церкви бытует такая история: Авгарь, царь Эдессы - государства, расположенного на территории современной Месопотамии, заразился проказой. Все усилия врачей успеха не принесли. Тяжело страдающий царь обратился за помощью к Христу. Иисус согласился его излечить и послал полотенце, на котором после того, как Спаситель приложил его к своему лицу, чудесным образом запечатлелось его изображение. Святой образ помог больному. Позже "убрус из Эдессы" захватили сарацины (арабы). Только в 988 году византийский император выкупил святыню у мусульман и перенес ее в Константинополь. Это послужило основанием установления праздника "Перенесение нерукотворного Спаса", который отмечается церковью 16 августа по старому, или 29 по новому стилю.
        На Западе распространена другая версия легенды. Она получила название "Плат святой Вероники". Царевна Береника (в латинском произношении - Вероника) из рода Иродов страстно хотела побеседовать с Христом. Но встреча состоялась слишком поздно, когда Спасителя вели на казнь. Тогда царевна сорвала с головы платок и отерла им лицо Иисуса. На платке чудесным образом запечатлелось изображение лика Христа. В Россию эта легенда проникла не раньше XVI века.
        В последнее время возникла третья версия. Тщательное изучение "Туринской плащаницы" показало, что она изначально была сложена так, что сверху находился отпечаток лица человека, которого она укрывала. Это изображение схоже с иконографией "Нерукотворного Спаса". Такое совпадение наводит на мысль о сродстве запечатленных на них людей...
        Ученые не могут объяснить возникновение отпечатка на ткани. Если он появился в результате воздействия каких-то таинственных сил, биополя, которое дает мощный всплеск в момент смерти, и если "Туринская плащаница" действительно связана с погребением Христа, то гипотезу о зависимости композиции, например, "Плата святой Вероники" от плащаницы допустить можно. Их объединяет основное - убеждение в том, что запечатлен образ Богочеловека в момент смерти. Именно поэтому он должен был сохранить мощный импульс неясной нам пока биоэнергии.
        И феномен этот, видимо, является объективной реальностью.



Примечание.

На сайте http://www.veinik.ru/ есть два очерка об измерении профессором А.И. Вейником степени «намоленности» древних палехских икон, а также о причинах этого явления:
Смирнов С.Г., «Окно в Божий мир» http://www.veinik.ru/science/trust/article/451.htmll
Смирнов С.Г., «Его тревога и печаль» http://www.veinik.ru/science/trust/article/452.html

 

Подбор иллюстраций наш. СИРИН, ред. сайта
Источники:
текста - http://www.veinik.ru/science/trust/article/480.html
рис. - http://terem.loom-studio.net/data/ansamli/Paramonov/Iliya%20Muromez.html2
http://www.cirota.ru/forum/view.php?subj=56299 

 

 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить