12.05.2010 г.

  На главную раздела "Публицистика"


Александр Докукин


Должно быть, ничто так ярко не отражает национальные особенности, как пословицы и поговорки. Недаром зовут их – «народной мудростью». И изучая эту мудрость, многое можно понять в «характере» нации, в том числе в «русском характере».


Россию никак не назовешь страной благополучной. По мнению многих, валятся и валятся на нее невзгоды, неприятности и беды всех мастей и размеров. От татаро–монгольского ига, до чудовищного социального эксперимента, именуемого советской властью. Впрочем, многие  также склонны винить в наших несчастиях современных  «правителей», ностальгируя по «доброму, старому времени», бесплатным образованию и медицине, «сильной руке» и «уверенности в завтрашнем дне». Не хочется задавать два «вечных» вопроса: «что делать?» и «кто виноват?». Хотелось бы понять, что ждет нас дальше, и имеем ли мы основания надеяться, на изменения к лучшему, хотя бы в ближайший «обозримый» отрезок времени.

Вот, что писал еще в Х1Х-м веке философ и мыслитель,  Петр Чаадаев:

 «История нашей страны, например, рассказана недостаточно; из этого, однако, не следует, что ее нельзя разгадать. Мысль более сильная, более проникновенная, чем мысль Карамзина, когда-нибудь это сделает. Русский народ тогда узнает, что он такое, или, вернее, то, чего в нем нет. Он принимает себя теперь за такой же народ, как и другие; тогда, я уверен, он с ужасом убедится в своем нравственном ничтожестве; он узнает, что провидение пока еще давало ему жизнь лишь для того, чтобы иметь в его лице динамическую силу в мире, и пока еще не для того, чтобы проявить себя сознательно. Тогда мы поймем, что имеем вес на земле, но еще не действовали. Подобно тому, как народы, образовавшие новое общество, были сначала призваны на мировую арену как материальная сила и заняли свое место в порядке сознательном лишь после того, как подчинились игу его закона, точно так же и мы в настоящее время представляем только силу физическую; силой нравственной мы станем тогда, когда совершим то же, что совершили они. Но когда это будет.»

Как не вспомнить тут героя русских былин Муромца, который много лет пролежал, экономя силушку богатырскую, а потом как встал, да как пошел подвиги совершать: «Размахнись рука, разойдись плечо»…. Или наоборот…. Ну, Вы помните…

Может разбудить нас надо? Подвигнуть? А то, все силы экономим. Оправдываем бездеятельность чем угодно. То - игом, то - коммунистами, то – демократами. Иго «отбросило» нас назад лет на двести, коммунизм тоже к «светлому будущему» не приблизил, а что нынешние «управители» делают, вообще неясно пока.

Еще в школе заинтересовал меня вопрос о странностях так называемого «ига» Гарнизонов в захваченных городах монголы не оставляли, свою администрацию не организовывали, вероисповедание не насаждали. Дань, так называемый «выход» - требовали. Но не больше десятой части от дохода. Взамен же предоставляли военную помощь, чем блестяще воспользовался князь Александр Невский, отражая католическую экспансию тевтонского ордена, без сомнения более опасную для русского национального самосознания. Кстати деятельность Сергия Радонежского и расцвет творчества Андрея Рублева пришлись как раз на время так называемого «ига». Более того, как только подчинение монголам стало невыгодным, русские города тут же «выход» платить перестали. Итак, никаких препятствий для «нормальной» организации общества, в связи с приходом монголов не наблюдалось, но население Руси выбрало жесткое подчинение центральной власти, в лице хана, через посредство удельных князей. И нельзя сказать, что русские понятия не имели о демократии, так как существовал вечевой Великий Новгород, да и связи с остальным миром у Руси были и никогда не прерывались. И уж наиболее просвещенные князья точно были в курсе мировой политики.

Так что же это? Невозможность, неспособность или нежелание БЫТЬ СВОБОДНЫМИ!?

В следующие века Русь, а впоследствии и Россия переживали вполне естественную для мировой истории стадию феодализма и общественные отношения выражались в форме так называемого крепостного права узаконенного государственно. Нельзя сказать, что в это время не возникало вопросов о предоставлении свободы крестьянам, ведь именно они составляли основную часть трудоспособного населения страны. Проекты освобождения рассматривались и Голициным (при Софье), и Петром Третьим, и Екатериной Великой и Павлом. Проблемой освобождения крестьян озадачивалось не только правительство, но и дворянство, как наиболее интеллектуально-продвинутый, как сейчас бы сказали, элемент социально-политической структуры общества. Пример тому – Радищев и декабристы. Беда только в том, что все эти проекты рождались в «верхах», задумывались людьми, слабо ориентирующимися в «предмете» и, имея своей целью, юридическое освобождение населения, ни в коей мере не были направлены на ВОСПИТАНИЕ (СЕЛЕКЦИЮ) СВОБОДНОЙ ЛИЧНОСТИ. Сопротивление же «низов» существующим порядкам носило характер, в лучшем случае выборов нового (более справедливого) Царя, которому можно было бы подчиниться, в худшем – банального грабежа и разбоя.

Самая действенная попытка, почти увенчавшаяся успехом, дать народу возможность стать действительно СВОБОДНЫМ – реформа 1861-го года. Но и она не привела к появлению столь нужного России, раскрепощенного человека, вызвав в широких массах недоумение и растерянность. Оказывается, самостоятельность в принятии решений, предполагает ответственность, и количество гражданских прав и свобод растет прямо пропорционально количеству обязанностей.

Что уж говорить, о событиях 1917-го года, когда на волне социального и экономического кризиса в стране, к власти прорвалась, довольно малочисленная, но очень хорошо организованная мафиозная структура политических люмпенов. Меньше всего думая, о благе народа и государства, она ввергла страну в череду бессмысленных кровопролитий, а затем предложила совсем уж античную модель социализма «по Платону», ничего по сути не изменив, лишь уничтожив действительный «цвет нации» (который, кстати, не сильно сопротивлялся) и заменив его номенклатурой. И опять все согласились! Видимо, слишком любим мы страдать и мучиться. И не очень любим сами что-то решать, действовать, и нести ответственность за принятые решения и произведенные действия. А если такие ЛИЧНОСТИ есть, то они находятся в подавляющем меньшинстве. И подавляющим большинством воспринимаются или как просто маргиналы, или как возмутители спокойствия.

Давайте их искать, воспитывать, взращивать. Как ищем по телевизору «Умников» и «Умниц». Пусть,  «выведение» людей «нового типа» станет нашей целью, нашей Государственной Политикой, идеологией и «национальной идеей». Тех, что могут, и главное – хотят. Для которых СВОБОДА, не просто текст из Конституции, которую никто не читает, а действительно – ОСОЗНАННАЯ НЕОБХОДИМОСТЬ. И пуст не будет ни у них, ни у нас Царя. Ни в голове, ни в сердце, ни в Душе.

 

Материал поступил в редакцию 06.05.2010

 

Комментарии 

 
-1 #3 belashov 25.05.2010 19:17
Все действительное разумно, а разумное действительно, писал великий диалектик. Если Ленин и "большевики" пришли к Власти и народ их поддержал, значит других достойных не было. История как мать всегда одна у нации.
Цитировать
 
 
-1 #2 Сир 23.05.2010 17:06
Почему со стороны? Россия велика. Всегда можно найти применение своим силам.
Но и от политики уходить не стоит, больше того – нельзя. Ставки велики.
Главное здесь, видимо, это добиться реальной многопартийност и. И входить в политику, если Вам что-то не нравится…
Цитировать
 
 
-1 #1 Владимир 23.05.2010 16:52
Это то, о чем все писали во время Перестройки - либерализм как идеал, свобода личности как главная ценность. Куда всё подевалось за 20 лет? Сейчас только и слышишь: "либералы-дерьмократы" развалили страну, им на Россию наплевать, на людей наплевать, кто-то должен навести порядок и т.д. И теперь люди друг друга ненавидят и очень многие скучают по Сталину. И боюсь, что события будут развиваться именно в таком направлении. Может быть, нужен еще худший тиран, который полстраны уничтожит, как Пол Пот в Камбодже, чтобы снова у народа появилось стремление к СВОБОДЕ как ОСОЗНАННОЙ НЕОБХОДИМОСТИ. Только я бы предпочел на такую страну смотреть со стороны!
Цитировать
 

Добавить комментарий Сообщение модератору


Защитный код
Обновить